Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему

Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03                                        e-mail:cenreab@dszn.ru

           СОГЛАСОВАНО        УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР                                             Директор ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

_______________Н.П. Чечётина                                           _____________ Л.И. Пономарева                  

«____» _________________ 2018 г.                                           «____» ______________ 2018 г.                  

                                                                                                                   

                                                       

                                 

Адаптированная рабочая программа по логопедии

для детей с умственной отсталостью

9 класс

учитель-логопед

Емельянова О.Ю.

Рассмотрено на заседании МО                                         Заместитель директора по комплексной         протокол №____ от «___»______2018г                             реабилитации

Руководитель ШМО____________                                       __________________ Л.А. Юлкина

                                                                                                         «___» ____________2018г

Пояснительная записка

Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых школьников типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.
Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.

Поэтому важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает в специальной (коррекционной) школе логопедическая работа.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

 «Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью» разработана на основе документов»:

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»;

- «Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью»;

- учебного плана образовательного учреждения.

        Общее количество часов составляет 68 часов в год (2 раза в неделю).

Методологические и теоретические основы программы.

Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся с умственной отсталостью имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

 Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в VIII вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

Цели и задачи программы.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Используемые технологии:

-информационные;

-объяснительно-иллюстративные;

-здоровье - сберегающие;

-личностно-ориентированные;

-компьютерные технологии («БОС», «Дельфа-142»).

Основные методы организации реабилитационного процесса:

Для достижения поставленной цели и реализации задач реабилитационного процесса используются следующие методы обучения:

- наглядный;

- наглядно-слуховой прием;

- наглядно-зрительный прием;

- словесный;

- практический.

Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи учащихся с умственной отсталостью требует организации специальной логопедической работы.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

На коррекционные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 25минут.

Содержание рабочей программы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико -грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте и изучения родного языка. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в коррекционной школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми в общеобразовательной массовой школе.

Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.

Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

1) коррекция фонематических процессов;

2) коррекционная работа на лексическом уровне;

3) коррекционная работа на синтаксическом уровне;

4) совершенствование связной речи.

9 класс (2 часа в неделю)

Коррекция  нарушений чтения и письма.

Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка

Восполнение лексических средств языка

1.Обследование учащихся.

2.Повторение изученного в 8 классе:

  • развитие языкового анализа и синтеза,
  • формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),
  • устранение оптической дислексии и дисграфии,
  • устранение семантической дислексии,

Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне

  • развитие языкового анализа и синтеза;
  • устранение оптической дислексии и дисграфии;
  • устранение семантической дислексии;

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

9 класс

Планируемые результаты

Минимальные

Базовые

1 год

  • различение гласных и согласных звуков и букв;
  • ударных и безударных согласных звуков;
  • оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
  • деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
  • запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
  • обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь
  • дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
  • составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

  • различение звуков и букв; характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
  •  списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
  • запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
  • дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
  • составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя,
  •  постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
  • деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу
  • правила оформления деловых бумаг (заявления, объявления, объяснительная…).

Качество речевого развития обучающихся определяются мониторингом, состоящим из диагностики следующих параметров:

  • связная речь
  • словарь
  • грамматический строй речи
  • звуковая сторона речи
  • слоговая сторона речи
  • фонематические процессы
  • чтение
  • письмо

Мониторинг определяет 5 уровней речевого развития обучающихся с

  1. Оптимальный (звуки поставлены, автоматизированы в словах, словосочетаниях и фразовой речи, читает по норме, пишет с минимальным количеством ошибок, которые исправляет самостоятельно или после замечаний учителя).
  2. Выше среднего (звуки поставлены, автоматизированы, в речи допускает соскальзывания, читает по норме, пишет и списывает с различных источников, допускает ошибки, которые сам не исправляет)
  3. Средний (звуки поставлены, изолированно-автоматизированы, в речи встречаются частые соскальзывания, читает по норме, пишет с ошибками различного характера).
  4. Ниже среднего (звуки ставятся с трудом, в речи быстро соскальзывают, требуется дополнительная работа по постановке каждого звука, читает ниже нормы, но прочитанное частично осознает, пишет медленно, с ошибками различного характера).
  5. Низкий (звуки ставятся с трудом, в речи автоматизируются трудно, нет никакого контроля со стороны ребенка, к дефектам речи безразличен, читает ниже нормы, прочитанного не осознает, пишет медленно, с ошибками, имеет низкую учебную мотивацию).

9 класс ( 68 часов)

Содержание рабочей программы

Форма и режим занятий.

Фронтальные  занятия – 2 раза в неделю.

Продолжительность – 20-25 минут.

Каждый конкретный ребёнок будет осваивать данную программу в соответствии со своими возможностями и способностям и в своём темпе продвигаться в речевом развитии.

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Кол-во часов

Информационное сопровождение

Обследование.

6 ч.

1.

Обследование импрессивной речи.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.

1

 Индивидуальные карточки с вопросами. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991 г.

2.

Обследование связной речи.

Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –М.,

« Айрис дидактика», 2007 г.

3.

Обследование словарного запаса.

Обследование словарного запаса.

1

Индивидуальные карточки с вопросами. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991 г.

4.

Обследование грамматического строя речи.

Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –М.,

« Айрис дидактика», 2007 г.

5.

Обследование слоговой структуры слова.

Выявить степень владения слоговой структурой.

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –М.,

« Айрис дидактика», 2007 г.

6.

Обследование чтения и письма

Выявить нарушения чтения и письма.

1

Индивидуальные карточки с вопросами. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

Гласные первого и второго ряда.

6 ч.

7.

Гласные звуки.

Вспомнить гласные первого ряда. Характеристика.

1

Схемы гласных звуков, картинный материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.

8.

Гласные второго ряда.

Вспомнить гласные второго ряда, как они образуются.

1

Картинный материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

9.

Безударные гласные.

Показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции.

1

Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.

10.

Дифференциация гласных А-Я.

Развивать фонематический слух, расширять словарный запас.

1

Карточки с заданиями, картинки по обобщающей теме «Животные и детёныши». Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.

11.

Дифференциация гласных О-Е.

Вырабатывать дифференциацию о-е в словах, предложении. Совершенствовать грамматические формы речи.

1

Карточки с заданиями, стихотворный текст, кроссворд. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.,

«Владос», 1995 г.

12.

Дифференциация гласных У-Ю.

Обогащать лексический запас, развивать фонематический слух.

1

Задание по карточкам, кроссворд. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

17 ч.

13.

Дифференциация В-Ф в словах.

Развивать слуховую дифференциацию звуков в-ф. развивать фонематический слух.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

14.

Дифференциация В-Ф в предложении.

Закрепить дифференциацию в-ф в словах, предложении.

1

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М.,

« 5 за знания» 2005 г.

15.

Дифференциация З-С в словах.

Развивать умение соотносить звуки з-с с буквами з  и с, расширять словарный запас.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

16.

Дифференциация З-С в предложении.

Развивать фонематический слух, расширять словарный запас.

1

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

17.

Дифференциация Ж-Ш в словах.

Развивать слуховую дифференциацию звуков ж-ш.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

18.

Дифференциация Ж-Ш в предложении.

Совершенствовать грамматический строй речи.

1

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М.,

« 5 за знания» 2005 г.

19.

Дифференциация Б-П в словах.

Развивать слуховую дифференциацию звуков б-п.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

20.

Дифференциация Б-П в предложении.

Развивать фонематическое восприятие. Обогащать словарный запас и грамматические формы речи.

1

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

21.

Дифференциация Д-Т

 в словах.

Развивать умение соотносить звуки д,т с буквами д и т.

1

Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды, таблицы. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

22.

Дифференциация Д-Т

 в предложении.

Развивать фонематический слух; вырабатывать дифференциацию д-т в словах, предложении.

1

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П.

«Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

23.

Дифференциация Г-К

 в словах.

Развивать слуховую дифференциацию звуков к и г. Развивать  фонематический слух.

1

 Карточки с заданиями, веера букв, таблицы. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

24.

Дифференциация Г-К

 в предложении.

Развивать фонематический слух; вырабатывать дифференциацию г-к  в словах, предложении.

1

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П.

«Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

25.

Дифференциация С-Ш

 в словах.

Формировать умение дифференцировать звуки с-ш.

1

Карточки с заданиями, веера букв, таблицы. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

26.

Дифференциация С-Ш

 в предложении.

Расширять словарный запас. Развивать умение дифференцировать с-ш в предложении.

1

Веера букв, карточки с заданиями. Схемы предложений. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

27.

Дифференциация З-Ж

 в словах.

Формирование фонематического восприятия; развивать слуховое и речевое внимание.

1

Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды, таблицы. Барылкина, Л.П.

« Эти трудные согласные». – М.,

« 5 за знания» 2005 г.

28.

Дифференциация З-Ж

 в предложении

Развивать фонематический слух. Расширять лексический запас.

1

Веера букв, карточки с заданиями. Схемы предложений. Барылкина, Л.П.

« Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

29.

Дифференциация З-Ж в связных текстах.

Закрепить дифференциацию з,ж в связной речи.

1

Веера букв, карточки с заданиями. Схемы предложений. Барылкина, Л.П.

 « Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

Состав слова.

3 ч.

30.

Корень слова.

Упражнять в подборе однокоренных слов.

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия».

31.

Приставка в слове.

Закрепить знания о слогообразующем значении приставки.

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия».

32.

Суффиксы.

Закрепить знания о словообразующем значении суффикса.

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия».

Части речи

32 ч.

33.

34.

35.

Имя существительное

Значение имени существительного в речи. Склонение.

Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы».

36.

37.

38.

Имя прилагательное

Значение имени прилагательного в речи. Склонение.

3ч.

Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы».

39.

40.

41.

Согласование существительного с прилагательным

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях.

3ч.

Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы».

50.

51.

52.

Глагол

Упражнения на подбор синонимов, антонимов, глагольном словообразовании.

3ч.

Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы».

53.

Наречие

Закрепить значение и образование наречий. Упражнения на подбор синонимов, антонимов.

3ч.

Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы».

54.

56.

57.

58.

Личные местоимения

Стилистическая роль, правильное употребление местоимений.

Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.  Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.  Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

59.

60

Числительные

Значение и роль в речи.

Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.  Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

61.

62

Предлоги

Значение и роль в речи. Дифференциация

Приставки и предлога.

Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.  Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

63.

64

Работа над предложениями, необходимыми в различных бытовых ситуациях

Закрепление на практике знания о

видах предложений

Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы».

65.

66

Обучение деловой письменной речи.

Твердое уяснение, в каких случаях данная деловая применяется. Анализ стандартного образца, подражание образцу.

Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы».

67

68

Итоговое обследование.

2ч.

Ресурсное обеспечение рабочей программы.

  1. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М., «Мозайка», 2004г.
  2. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
  3. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.,  «Просвещение» , 1981 г.
  4. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М., «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
  5. Ефименко Л,Н, Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М., «Просвещение»,1970 г.
  6. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.
  7. Костенко Ф. Д. «Сборник диктантов». – М., «Просвещение», 1972 г.
  8. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М., «Аквариум», 1996 г.
  9. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М., «Владос», 2001 г.
  10. Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М., 2005 г.
  11. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., «5 за знания» 2005 г.
  12. Филлипова «Говори правильно». – М., Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
  13. Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М., 2007 г.
  14. Ястребова А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М., «Аркти», 2007 г.
  15. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991 г.
  16. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М., «Творческий центр»,2005 г.
  17. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М., «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
  18. Громова О.Е. «Исправление произношение». – М., «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
  19. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии» – «Аквариум», 2004 г.
  20. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум», 2004 г.
  21. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум», 2004 г.
  22. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М., «Владос», 2004 г.

Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.

  1. Логопедия под редакцией Волковой Л.С.– М.: «Просвещение», 1989 г.
  2. Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение», 1989 г.
  3. Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,

1998 г.

  1. Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: «Просвещение», 1978 г.
  2. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по СБО для глубоко умственно отсталых детей

Адаптированная рабочая программа по предмету социально - бытовая ориентировка для детей с  глубокой умственной отсталостью 7, 9 классов...

Рабочая программа по СБО для глубоко умственно отсталых детей 8 класс

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и реализуется на основе программы образования учащихся с ум...

Рабочая программа по истории отечества для умственно отсталых учащихся (7 класс)

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе типовой «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII...

Примерная адаптированная ОО программа образования для обучающихся с умственной отсталостью

Примерная АООП образования для обучающихся с УО , на основе которой составляются все рабочие программы...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку обучающихся 5–6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку обучающихся 5–6   классов  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...