План работы по самообразованию по теме: «Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как одной из форм альтернативной коммуникации»
методическая разработка
Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с разными речевыми нарушениями в различных образовательных условиях.
Несмотря на то, что в логопедической практике накоплено достаточное количество методик, технологий, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Е.В. Чиркина, В.К. Орфинская, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова, О.В. Правдина и др.). Но, тем не менее, мною предпринята еще одна попытка разработки методического и практического материала, направленного на формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с разными речевыми нарушениями, как одной из форм альтернативной коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_18-19_1.docx | 29.36 КБ |
moya_prezentatsiya_po_predikativnoy_leksike.ppt | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)
План
работы по самообразованию
по теме:
«Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как одной из форм альтернативной коммуникации»
учителя-логопеда
Динмухаметовой Венеры Мударисовны
на 2018-2019 учебный год
п.Пангоды, 2018 г
Обоснование выбранной темы.
Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с разными речевыми нарушениями в различных образовательных условиях.
Несмотря на то, что в логопедической практике накоплено достаточное количество методик, технологий, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Е.В. Чиркина, В.К. Орфинская, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова, О.В. Правдина и др.). Но, тем не менее, мною предпринята еще одна попытка разработки методического и практического материала, направленного на формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с разными речевыми нарушениями, как одной из форм альтернативной коммуникации.
Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, мнемотехнике: пиктограммам, значкам, системе символов).
В данной работе альтернативная коммуникация выступает, как способ дополняющий обычную речь, стимулирует развитие абстрактного мышления и символической деятельности.
Обоснование проблемы:
Решение проблем речевого развития является актуальной темой в дошкольном возрасте. Мнемотехнология направлена на максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Она способна научить детей актуализировать слова из разных частей речи в рамках самостоятельного связного высказывания, учит детей делать выводы и кратко их формулировать, развивает способность к анализу.
Цель самообразование по теме: повысить эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия через разработку коррекционно-логопедических мероприятий с дошкольниками посредством использования мнемотехнологий.
Задачи самообразования:
1. Изучение опыта педагогов и логопедов практиков использования мнемотехнологий в дошкольном воспитании и их влияние на коррекцию речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработка и апробация пиктографического словаря с использованием нескольких методов современных образовательных мнемотехнологий.
3. Проведение консультативной помощи педагогам, родителям (лицам, их заменяющих) по внедрению мнемотехнологий в работу развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
4. Подбор методов отслеживания эффективности использования мнемотехнологий в логокоррекционной работе.
Форма работы с детьми:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая;
- самостоятельная деятельность детей.
Форма работы с родителями:
- консультирование;
- наглядная агитация;
- родительское собрание;
- совместные досуги;
- выставки;
- анкетирование.
Этапы проработки материала:
I. ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
1. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта
-изучение методической литературы и нормативных документов.
-участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ.
-изучение мнемотехнологий:
- предикативная лексика;
- «записывание» скороговорок, чистоговорок, стихов;
- синквейны;
- мнемотаблицы для рассказов описания.
2. Изучение материалов на сайтах:
-детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
-журнал «Логопед» http://www.logoped-sfera.ru/
II. ЭТАП – внедрение в практику
Внедрение мнемотехнологии на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
2. Формирование методического комплекса (картотек):
- предметный, глагольный, наречный словари;
- скороговорок, чистоговорок, стихов;
- синквейнов;
- мнемотаблиц описательных рассказов
III. ЭТАП обобщающий
1. Даигностика.
2. Представление материалов на личном сайте в сети интернет.
3. Распространение (участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ).
Форма отчетности
1. Викторина с родителями.
2. Отчет об итогах самообразования на педагогическом совете в форме презентации.
3. Оформление результатов по теме самообразования (систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию мнемотехнологии)
Предполагаемый результат:
формирование пиктографических картотек для осуществления коррекционно-образовательного процесса:
-предметный, глагольный, наречный словари;
-скороговорок, чистоговорок;
-синквейнов;
-мнемотаблиц описательных рассказов.
План работы над темой
Месяц | Содержание работы | Результативность |
Сентябрь в течение года | 1.Постановка проблемы 2. Определение цели и задач работы. 3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта специалистов по работе над мнемотехнологиями. 4. Изучение материалов на сайтах: -детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/ -журнал «Логопед» http://www.logoped-sfera.ru/ 5. Прогнозирование результатов: -отслеживание динамики; | Повышение уровня профессиональных знаний. Выявление уровня знаний и умений дошкольников старших групп по использованию пиктограмм |
Октябрь в течение года | 1. Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ. 2. Круглый стол: «Развитие предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста». 3. Консультация: «Использование мнемотехнологии при обучении детей составления рассказов-описаний» (средний, старший и подготовительный к школе возраст) 4. Использование мнемотаблиц при составлении рассказов-описаний по лексическим темам 5. Консультация для родителей: «Обогащение словарного запаса посредством мнемотехнологий» | Повышение уровня профессиональных знаний. Получены знания о предикативной лексике. Формирование умений и навыков составления рассказов-описаний при использовании мнемотаблиц Ознакомление родителей с мнемотехнологиями используемыми в коррекционной работе. |
Ноябрь в течение года | 1. Участие в сетевом взаимодействии МО учителей-логопедов Надымского района. 2.Консультация для педагогов: «Мнемотехнологии на разных возрастных этапах» 3. Практикум: «Использование пиктограмм при заучивании скороговорок» 4. Формирование методического комплекса (картотек):
5. Ознакомление детей с мнемотехникой «Зашифрованные скороговорки» | Публикация статьи «Синквейн, как один их эффективных методов речевого развития» Повышение уровня профессиональных навыков Сбор пиктографических картотек Сформированы навыки составления пиктограмм скороговорок
|
декабрь | 1.Блиц-турнир: «Зашифрованные скороговорки» 2.Привлечение педагогов к формированию методического комплекса
3.Конкурс зашифрованных скороговорок, стихов: «Там где трудно одному, справлюсь вместе с мамою!» | Проведение развлечения Создание картотек Создание картотек |
январь | 1. Семинар – практикум: «Синквейн, как один их эффективных методов речевого развития». 2. Мастер-класс для родителей «Этот увлекательный Синквейн»
| Ознакомление педагогов, детей и родителей с мнемотехникой «Синквейн» |
февраль | 1. Формирование методического комплекса (с привлечением педагогов разных возрастных групп):
2. Игра-соревнование между детьми старших групп «Сочиняем синквейн» | Сбор пиктографических картотек. Проведение развлечения |
март | 1. Мастер-класс «Расширяем семантическое поле при помощи игровых приемов мнемотехники и моделирования» (средний, старший и подготовительный к школе возраст)
4. Анкетирование родителей по эффективности использования мнемотехнологий. | Обзор игровых приемов мнемотехники и моделирования. Сбор картотек Диплом Выявление степени осведомленности родителей. |
апрель | 1. Показ открытого коррекционного занятия с использованием мнемотехнологий. 2.Оформление результатов по теме самообразования (систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию мнемотехнологии) | Показ педагогам техники использования пиктограмм, как средство речевого развития. Сбор методического кейса |
май | 1. Представление материалов на личном сайте в сети интернет. 2. Подведение итогов (отчет об итогах самообразования на педагогическом совете). | Диссеминация опыта Творческий отчет |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Использование символов в работе по формированию фонематического восприятия повышает эффективность коррекционной работы и интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...
Статья на тему: "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста как профилактика нарушений письменной речи".
В данной статье раскрываются особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что способствует формированию готовности ребенка к обучени...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. ...
Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.
Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи....
«Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как одной из форм альтернативной коммуникации»
Методический матерал для педагогов...
Формирование социальных представлений у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
Описание методики формирования социальных представлений у дошкольников с тяжелым нарушением речи в условиях НОД....
Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...