буклет для педагогов "Оптимизация познавательного и речевого развития в процессе дидактических игр с математическим содержанием"
консультация

Кузнецова Татьяна Владимировна

В буклете представлены дидактические игры и упражнения для развития математической речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_femp.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

        Для успешного усвоения счетных операций, прежде всего, необходимо овладеть определенным лингвистическим уровнем. Чтобы воспринимать определения, ребенок должен овладеть необходимым запасом слов, понять их значение, точно определить характер логико-грамматических связей между словами и предложениями. Сформированность лексико-грамматического строя речи является чрезвычайно важной при решении арифметических задач. Анализируя текс задачи, ребенок должен установить зависимость между данными задачи, выделить их логические связи.

        Таким образом, необходимым условием успешного овладения математикой является сформированность многих психических функций и процессов. И, несомненно, одной из важнейших предпосылок овладения счетными операциями служит речь.

         

Дидактические игры  с мячом для развития математической речи дошкольников:

1. Игра «Где мяч?»

Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, закрепление в речи детей правильного употребления предлогов.

Ход игры

Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п.

Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...)

2. Игра  «Вчера, сегодня, завтра»

То, что было, то, что будет, Каждый помнит — не        забудет.
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.
Ход игры. 

Вариант 1. Педагог бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.
Вариант 2. Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.

Вариант3. Педагог бросает мяч говорит: «Сегодня среда, а завтра?» Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.

3. «Утро, день, вечер, ночь»

Утро, вечер, день и ночь.

 Навсегда уходят прочь.
Провожать их не спеши,

Что        ты        делал,        расскажи.
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.
Ход игры.  Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью.

4. Игра  «Величина»

Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)

Цель. Уточнить представление детей о величине предметов, учит находить сходство предметов по признаку величины.

Ход игры. Педагог говорит: «Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у взрослого мяч. Он бросает его ребёнку и говорит слово.

Например: Взрослый: Длинный. Ребёнок: Дорога, лента, верёвка и т.д.

5. Игра  «Посчитаем»

Цель. Закрепление счета: прямого и обратного.

Ход игры. Игроки встают в круг, бросают друг другу мяч и называют числа по порядку. Никто не знает, кому будет брошен мяч в следующий момент.

 Вариант 1. .Бросаем мяч друг другу со словами «больше пяти».

 Поймавший отвечает (7) и сам задает задание «меньше восьми».

Вариант 2. Бросаем мяч по кругу. Бросающий называет любое число.

 Поймавший,  называет соседей этого числа.

Вариант 3. Заколдуем мяч на действие, например на «+1». Первый игрок бросает мяч и называет число в пределах первого десятка. Поймавший должен сказать, сколько будет, если к этому числу прибавить 1, и бросить мяч другому игроку, назвав свое число.

6.        Игра «Скажи        наоборот»
Цель: развитие речи детей, включение в активный словарь антонимов

Ход игры.

Педагог бросает мяч, называя слово, ребенок ловит его и произносит слово противоположное по значению, например: «утро-вечер, день-ночь, высокий-низкий, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий».

7. Игра  «Цепочка слов»
Цель: развивать память, увеличивать словарный запас детей.

Ход игры.

 Детям предлагается запомнить тройки слов, которые педагог  называет один раз: круг, треугольник, квадрат; больше, меньше, столько же; слева, справа, прямо; пятый, шестой, седьмой; вверху, внизу, между; наблюдай, считай, сравнивай. Педагог произносит только первое слово тройки, а второе и третье вспоминают и произносят дети.

8. Игра «Месяцы и их последовательность»

Месяц к месяцу встает —

Каждый всех их назовет.
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры

Дети и педагог встают в круг. Педагог с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, педагог называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

9. Игровое упражнение «Веселые стихи»

Цель: автоматизация звуков в стихах, развитие внимания, обучение счету.

Ход игрового упражнения.

Педагог читает детям стихотворение, вместе с ними решает задачу и заучивает наизусть.

- Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

«Приходите все на чай!»

Сколько чаек отвечай?

10. Артикуляционная гимнастика «Считалочка»

Цели:. развить подвижность артикуляционного аппарата, закрепление количественного счета, развитие памяти, внимания.

Ход.

Дети сидят перед зеркалом, педагог рассказывает вместе с детьми считалочку и вместе с ними выполняет артикуляционную гимнастику.

Раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.

Два – подуем в дудочку, губки, словно трубочки.

Три – на губки посмотри, улыбаемся на три.

На четыре – ротик шире, барабаним на четыре.

Пять – откроем рот опять, нужно губки облизать.

Шесть – почистим наше небо, небо чистым стало чтобы.

Семь – мы звонко будем цокать, так стучит копытцем лошадь.

Восемь – к нам приходит осень, вырос гриб на счете «восемь».

Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.

Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.


Уважаемые педагоги!

Приятных Вам совместных с детьми игр. И пусть каждая игра вызывает у ребенка интерес. Ведь если ребенку интересно, то он усваивает материал легко и основательно!

Оптимизация познавательного и речевого развития в процессе дидактических игр с математическим содержанием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию :«Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания»

План по самообразованию: «Познавательное развитие детей  дошкольного возраста посредством игр математического содержания»...

конспект индивидуального занятия по познавательному и речевому развитию на тему "Весна пришла!"

Коррекционное занятие направлено на уточнение и раширение знаний ребенка о времени года "Весна"....

Презентация непрерывно-образовательной деятельности с детьми с ЗПР. Познавательное и речевое развитие. тема "Овощи"

Цели: закреплять названия овощных культур, знания о месте их произрастания, о способах сбора и переработки урожая; о пользе овощей;. умение соотносить цвет, форму, величину с овощами, вкусовые и ...

БУКЛЕТ для педагогов «Коррекционная работа по развитию мыслительных процессов у обучающихся с РАС, осложнёнными интеллектуальными нарушениями»

Коррекционная работа по развитию мыслительных процессов у обучающихся с РАС, осложнёнными интеллектуальными нарушениями....

Методическая разработка учителя-логопеда Ивановой Т.А. на тему: «Методика обследования познавательного и речевого развития детей раннего возраста.»

Возраст с рождения до трех лет является наиболее важным периодом в развитии ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивный период формирования многих функций на этом возрастном этап...

Буклет "Использование носовых платочков в речевом и познавательном развитии детей с ЗПР"

В буклете представлены различные упражнения и игры с платочками, которые используются в работе воспитателей и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ЗПР....