Рабочая программа социально-трудового направления "Школа добрых дел"
рабочая программа
Данная программа «Школа добрых дел» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся социально-трудового направления в 3 классе.Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребёнка. У них воспитываются определённые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещений, что создаёт условия для здорового образа жизни. Включение школьников в общественно - полезную деятельность позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_dobryh_del.docx | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 117/1 от «31» августа 2018 г. Директор Центра: ___________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Педагог-организатор _____________ Л.В. Рыбакова | ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2018 г. | РАССМОТРЕНО: на МО классных руководителей Протокол № 1 от «28 » августа 2018 г. руководитель МО: _______ Л.В.Рыбакова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социально-трудовому направлению
«Школа добрых дел»
на 2018- 2019 учебный год
реализуется в 3 классах
Программу составила:
Егорова Екатерина Юрьевна
Смоленск 2018 год
Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся «Школа добрых дел» (социально-трудового направления) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Проект от 03.04.2015 г.)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Цель: формирование трудовых умений и навыков обучающихся для успешной адаптации в социуме.
Задачи:
1. Совершенствовать трудовые умения и навыки по уходу за собой и своим жилищем.
2. Прививать навыки коллективной трудовой деятельности.
3.Коррегировать ВПФ учащихся с учётом их возрастных особенностей.
4. Развивать эмоциональную сферу (ответственность, целеустремлённость, решительность, самостоятельность).
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Данная программа «Школа добрых дел» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся социально-трудового направления в 3 классе. Вопрос о роли труда в обучении и развитии школьников специальных коррекционных школ приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности. Как и учащиеся массовой школы, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, что бы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
В системе педагогических мер воздействия на психику ребёнка с ограниченными возможностями здоровья труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственно развития. Коррекционное значение занятия трудом школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что такие дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретённых во время обучения, в практической деятельности.
Обучая детей, педагог корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим и т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребёнка. У них воспитываются определённые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещений, что создаёт условия для здорового образа жизни. Включение школьников в общественно - полезную деятельность позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.
Принципы построения программы:
При организации работы по социальному творчеству с учащимися руководствуемся следующими принципами:
1. Соответствие предлагаемого материала возрастным особенностям детей.
2. Индивидуализация заданий.
3. Использование активных форм и методов обучения.
4. Преемственность начального и общего образования
Место программы внеурочной деятельности
в учебном плане
Программа разработана для учащихся 3 класса, рассчитана на 34 занятия в год. Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Время занятия- 40 минут.
Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности
Основная цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время
Данный курс позволяет формировать следующие учебные действия:
Личностные учебные действия
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
-вступать в контакт и работать в коллективе;
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Содержание рабочей программы внеурочной деятельности.
Программа состоит из 4 разделов:
1. «Общественно-полезный труд» практическая работа по уборке и озеленению двора; трудовые десанты. «Моя школа пришкольный участок» Выполнение обязанностей дежурных Сбор опавших листьев для гербария Трудовая деятельность людей осенью Чистый двор. Уберемся вместе (уборка класса)
2. «Хозяйственно-бытовая деятельность» самообслуживающий труд; уход за сезонной одеждой (чистка, стирка, глажка, пришивание пуговиц, ремонт); навыки уборки помещений (школы, класса, комнаты, рабочего места); правила ухода за комнатными растениями; общая ориентировка в мире профессий и профессиональное самоопределение. Как мы учились выполнять поручения по дому? Когда мамы дома нет Кто что умеет делать? Уход за комнатными цветами. Уход за зимней одеждой Мамы и папы на работе Как мы учились выполнять поручения по дому. Мой внешний вид. Моя полка в шкафу. Мой друг режим
3. «Хранители природы» основы экологических проблем, разнообразие растительного и животного мира края, пришкольного участка; знакомство с заповедниками, музеями охраны природы; изучение пагубного влияния предприятий на экологию и здоровье людей Моя улица - частица Родины Подготовка корма и кормушек для птиц Выставка рисунков: « Лес весной» Птицы- друзья леса. Пернатые друзья. Выставка рисунков.
4. «Творческая мастерская» активная творческая работа, выставки творческих работ, поделок, конкурсы, праздники труда. Изготовление поделок из природного материала. Мастерская Деда Мороза.
Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Кол-во час | Срои прохождения | |
По плану | По факту | |||
1 четверть 9 часов | ||||
1. | Моя школа пришкольный участок | 1 | 07.09 | |
2. | Выполнение обязанностей дежурных. | 1 | 14.09 | |
3 | Сбор опавших листьев для гербария | 1 | 21.09 | |
4 | Изготовление поделок из природного материала. | 1 | 28.09 | |
5 | Моя улица - частица Родины | 1 | 05.10 | |
6 | Трудовая деятельность людей осенью | 1 | 12.10 | |
7 | Чистый двор. | 1 | 19.10 | |
8 | Как мы учились выполнять поручения по дому? | 1 | 26.10 | |
9 | Кто что умеет делать? | 1 | 02.11 | |
2 четверть 7 часов | ||||
10 | Когда мамы дома нет | 1 | 16.11 | |
11 | Как одеться на улицу? | 1 | 23.11 | |
12 | Кто для нас трудиться? | 1 | 30.11 | |
13 | Уход за комнатными цветами | 1 | 07.12 | |
14 | Уход за зимней одеждой | 1 | 14.12 | |
15 | Мастерская Деда Мороза | 1 | 21.12 | |
16 | Мамы и папы на работе | 1 | 28.12 | |
3 четверть 10 часов | ||||
17 | Моя домашняя одежда | 1 | 18.01 | |
18 | Подготовка корма и кормушек для птиц | 1 | 25.01 | |
19 | Птицы- друзья леса Пернатые друзья. Выставка рисунков | 1 | 01.02 | |
20 | Всякая вещь трудом создана | 1 | 08.02 | |
21 | Мой друг режим | 1 | 15.02 | |
22 | Мой внешний вид | 1 | 22.02 | |
23 | Уберемся вместе (уборка класса) | 1 | 01.03 | |
24 | Моя полка в шкафу | 1 | 15.03 | |
25 | Природа и мы | 1 | 22.03 | |
26 | Для чего руки нужны? | 1 | 05.04 | |
4 четверть 8 часов | ||||
27 | Подарок маме | 1 | 12.04 | |
28 | Выставка рисунков: « Лес весной» | 1 | 19.04 | |
29 | Содержи в порядке книжки и тетрадки | 1 | 26.04 | |
30 | Весенние забавы | 1 | 10.05 | |
31 | Уход за одеждой | 1 | 17.05 | |
32 | Уход за комнатными растениями | 1 | 24.05 | |
33 | Как мы учились выполнять поручения по дому | 2 | 31.05 (-1 час праздничный день) |
Материально-техническое обеспечение.
Технические средства: телевизор, компьютер
Список использованной литературы:
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.
2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983
3. Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995
4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968
5. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967
7. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье"
Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье" для начальной школы...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел»
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса социальной направленности. Разработана по ФГОС....
рабочая программа по внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Великобританию"
рабочая программа по внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Великобританию" для 7 класса...
Адаптированная рабочая программа по социально - трудовой ориентировке 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по социально - трудовой ориентировке 6 класс 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел" за 2017-2022 годы. 5-9 класс, коррекционной школы....
Рабочая программа по КТД "Школа Добрых дел"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Коллективное творческое дело» для 5-9 классов (социальное направление) «Школа добрых дел», Количество часов - 136...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Добрые сердца"
Рабочая программа по дополнительному образованию "Добрые сердца" 11-15 лет...