Интегрированная подгрупповая НОД для детей с ФФН старшей группы "Зима-художница"
план-конспект на тему

Панина Лариса Анатольевна

Занятия включает совместную образовательную деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima-hudozhnitsa.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи. Развивать  рече-языковую компетенцию детей:

  1. Уточнять и расширять знания о зиме и её приметах;
  2. Активизировать словарь по теме, учить составлять полные предложения, отвечая на вопросы;
  3. Познакомить с произведениями А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Михалкова, современного поэта Д. Марковой;
  4. Развивать просодический компонент речи, учить использовать подходящую интонацию при выражении мысли автора. Стимулировать  творческую активность  в различных видах художественной деятельности:
  5. Учить детей определять характер музыкального произведения;
  6. Учить проявлять инициативу в поиске средств художественной выразительности, которыми композитор передаёт настроение в музыке;
  7. Познакомить  с произведением А. Вивальди «Зима» ( концерт «Времена года» ) ; продолжать развивать эмоциональное отношение к классической музыке;
  8. Познакомить с творчеством Б. Кустодиева (« Масленица»), И. Сурикова ( « Взятие снежного городка») , развивать художественный вкус;
  9. Развивать фантазию и самостоятельность в выборе техники рисунка.

Воспитывать целостную, гармоничную личность с высоким духовным потенциалом; приобщать к национальной и мировой культуре через любовь к родной природе.

                                          Ход занятия

Дети идут из группы в музыкальный зал, перед входом останавливаются у выставки репродукций картин о зиме («Зимние забавы» - художественный материал для дошкольников, учебное пособие библиотеки программы «Детство» г. Санкт – Петербурга.)

Логопед. Какое время года изобразили художники на этих картинах? Как вы догадались? В какие игры дети любят играть зимой? Назовите зимние месяцы. Какой сейчас месяц? ( кругом ответы детей.)

Погода зимой  такая разная : то белый пушистый снег в полной тишине медленно кружится над домами и деревьями и тихо падает на землю, то вьюги и метели сметают всё на своём пути и несутся навстречу прохожим, сбивая шапки и подмораживая щёки и носы. Художники, писатели, поэты любят описывать зимнюю природу. Давайте сейчас посмотрим репродукцию картин великих художников, послушаем произведения известных вам композиторов и стихи лучших поэтов нашей Родины об этом замечательном времени года. ( на экране.)

«Масленица», «Взятие снежного городка», « Февральск». ( все называть и авторов.)

Логопед или музыкальный руководитель. Перед нами картины о зиме. Внимательно на них посмотрите – некоторые вам уже знакомы, с другими ещё познакомимся. Послушайте музыку Вивальди об этом же времени года : можно ли сказать, что разные части этого произведения подходят по характеру к разным картинам?( Дети слушают: фрагмент концерта Вивальди Времена года 1 часть. Определяют , какая часть произведения подходит к какой картине и почему.)

Логопед. Посмотри скорей в окошко, деточка:

Первозимья светлая пора!

На снегу березовая веточка,

Словно росчерк быстрого пера.

Такими словами современный поэт Дина Давыдовна Маркова зовёт нас вместе с ней порадоваться наступлению зимы. Какое слово нам подсказывает, что зима только наступила? ( первозимье – первая…)

Почему поэт называет эту пору светлой? Что поэту напомнила березовая веточка на снегу? ( как будто это кисточка или карандаш и эта веточка рисует узор на снегу. Мы можем взять веточку и рисовать узоры на снегу, картин..)

Логопед. Поэт так точно описывает природу. Словами рассказывает об увиденном, будто художник кисточкой и красками пишет картину. Послушайте, как красиво Александр Сергеевич Пушкин рассказал о зимней дороге. Сначала послушаем Петра Ильича Чайковского « На тройке». А теперь прочитаем отрывок из стихотворения « Зимняя дорога»:

 Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Логопед. Похожее настроение передали поэт и композитор? Какая картина подходит к этим произведениям по духу? ( обратимся к картинам, которые выставлены вначале и которые на экране их тоже можно распечатать и поместить на стенд) ( дети выбирают дать указку, спрашивать каждого)

Логопед. А теперь послушайте, какую радость могут передать слова. ( дети декламируют отрывок из стихотворения « Белые стихи» Сергея  Михалкова.

Снег кружится, снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мёрзнут птички,

Выпал снег- упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на чёрной спинке

Тают белые снежинки.

Тротуары замело,

Всё вокруг белам- бело:

Снего- снего- снегопад!

Хватит дела для лопат,

Для лопат и для скребков,

Для больших грузовиков.

Снег кружится,

Снег ложится-

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Логопед. С таким же светлым, веселым настроением девочки станцуют нам танец снежинок под музыку Георгия Свиридова «Метель» ( девочки танцуют)

Логопед. А в зимние месяцы приходит к нам праздник Новый год, а вместе с ним и дед Мороз. Художники изображают и деда Мороза в своих картинах и они изображают его по- своему, таким, каким этот художник или композитор его себе представляет. Послушайте, какого Деда Мороза изобразил в своей пьесе немецкий композитор Роберт Шуман ( дети слушают «Дед Мороз» Р.Шуман.

  1. Каким музыка показала нам деда Мороза?
  2. Каким голосом он говорит: сердитым, злым, грубым, суровым или ласковым и добрым?
  3. Как вы думаете, почему Дед Мороз в музыке Шумана такой грозный?
  4. Как композитор передал характер деда Мороза: описал его или изобразил в музыке? ( это делают поэты)
  5. Какие это звуки: трепетные, нежные, или решительные, грозные ( слушают ещё раз)

А вот русский поэт Николай Некрасов в своей поэме – крупном стихотворном произведении « Мороз, Красный нос» - увидел Деда Мороза другим и назвал его « Мороз- воевода». Воевода это правитель, военачальник какого-то места, города на Руси. Послушайте отрывок из поэмы Некрасова.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,-

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит- хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт- по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьёт

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт:

« Метели, снега и туманы

Покорны Морозу всегда,

Пойду за моря- океаны-

Построю дворцы изо льда.

Задумаю- реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

Богат я , казны не считаю,

А всё не скудеет добро;

Я царство моё убираю

В алмазы, жемчуг, серебро!»

А сколько радости мы слышим в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина. Стихотворение называется « Зимнее утро»

Мороз и солнце ; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Логопед. Если бы вы были художниками, какую бы картину нарисовали к этому произведению? ( Ответы детей). Послушайте ещё отрывок из стихотворения Ф.Тютчева, а вы подумайте, как художник Иван Иванович Шишкин передал спокойствие и волшебство зимнего леса. ( читает логопед медленно с остановкой…)

Чародейкою Зимой

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

 Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

( дети описывают картину, подбирают слова из услышанного отрывка.)

Музыкальный руководитель. Стихи о зиме вдохновляли не только художников, на написание картин, поэтов на написание стихов. Поэм, но и композиторов на сочинение музыки, песен к этим стихотворениям. Так создавались песни, романсы. Сейчас мы исполним песню « Снега – жемчуга».

Логопед. И сейчас мы с вами попробуем нарисовать  зимнюю природу, мы будем с вами художниками и о чём сегодня увидели и услышали изобразим на картине. И у каждого из вас будет картина с таким настроением, какое вы захотите изобразить сами.

( Включить музыку, дети рисуют красками)

А теперь возьмите всё домой и расскажите дома о чём мы сегодня с вами беседовали.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях"

Сделать тяжелую работу по автоматизации поставленного звука интересной детям и разнообразить её - вот главная задача этого занятия.Использование в коррекционном процессе куклы,  вымышленного ярко...

Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР - 3 уровня "Домашние животные"

Вашему вниманию предлагается  занятие для подгруппы детей  (6 - 7 лет) с ОНР-3 уровня. Данное занятие является итоговым при изучении  темы "Домашние животные" и предполагает базовые зна...

Конспект подгруппового занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения) Тема: «Звуки В, В\'. Буква В»

Цели. Развитие фонематического слуха, зрительного внимания и  восприятия, тонкой и общей моторики. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.  Развитие синтаксической...

Конспект подгруппового занятия для детей в подготовительной группе с общим недоразвитием речи на тему «ОВОЩИ».

Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка....

Конспект подгруппового занятия для детей подготовительной речевой группы Приключение гномов в лесу (Лексическая тема «Дикие животные»)

Конспект подгруппового занятия для детей подготовительной речевой группы Использование современных образовательных технологий:- здоровьесберегающие технологии- игровая технологияКоррекционно-обра...

Презентация к подгрупповому занятию для детей старшей логопедической группы «Путешествие в Простоквашино» (звуки «М» - «Мь», буква М)

Презентация к подгрупповому занятию для детей старшей логопедической группы «Путешествие в Простоквашино»  (звуки «М» - «Мь», буква М)...