Интегрированная подгрупповая НОД для детей с ФФН старшей группы "Зима-художница"
план-конспект на тему
Занятия включает совместную образовательную деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima-hudozhnitsa.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи. Развивать рече-языковую компетенцию детей:
- Уточнять и расширять знания о зиме и её приметах;
- Активизировать словарь по теме, учить составлять полные предложения, отвечая на вопросы;
- Познакомить с произведениями А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Михалкова, современного поэта Д. Марковой;
- Развивать просодический компонент речи, учить использовать подходящую интонацию при выражении мысли автора. Стимулировать творческую активность в различных видах художественной деятельности:
- Учить детей определять характер музыкального произведения;
- Учить проявлять инициативу в поиске средств художественной выразительности, которыми композитор передаёт настроение в музыке;
- Познакомить с произведением А. Вивальди «Зима» ( концерт «Времена года» ) ; продолжать развивать эмоциональное отношение к классической музыке;
- Познакомить с творчеством Б. Кустодиева (« Масленица»), И. Сурикова ( « Взятие снежного городка») , развивать художественный вкус;
- Развивать фантазию и самостоятельность в выборе техники рисунка.
Воспитывать целостную, гармоничную личность с высоким духовным потенциалом; приобщать к национальной и мировой культуре через любовь к родной природе.
Ход занятия
Дети идут из группы в музыкальный зал, перед входом останавливаются у выставки репродукций картин о зиме («Зимние забавы» - художественный материал для дошкольников, учебное пособие библиотеки программы «Детство» г. Санкт – Петербурга.)
Логопед. Какое время года изобразили художники на этих картинах? Как вы догадались? В какие игры дети любят играть зимой? Назовите зимние месяцы. Какой сейчас месяц? ( кругом ответы детей.)
Погода зимой такая разная : то белый пушистый снег в полной тишине медленно кружится над домами и деревьями и тихо падает на землю, то вьюги и метели сметают всё на своём пути и несутся навстречу прохожим, сбивая шапки и подмораживая щёки и носы. Художники, писатели, поэты любят описывать зимнюю природу. Давайте сейчас посмотрим репродукцию картин великих художников, послушаем произведения известных вам композиторов и стихи лучших поэтов нашей Родины об этом замечательном времени года. ( на экране.)
«Масленица», «Взятие снежного городка», « Февральск». ( все называть и авторов.)
Логопед или музыкальный руководитель. Перед нами картины о зиме. Внимательно на них посмотрите – некоторые вам уже знакомы, с другими ещё познакомимся. Послушайте музыку Вивальди об этом же времени года : можно ли сказать, что разные части этого произведения подходят по характеру к разным картинам?( Дети слушают: фрагмент концерта Вивальди Времена года 1 часть. Определяют , какая часть произведения подходит к какой картине и почему.)
Логопед. Посмотри скорей в окошко, деточка:
Первозимья светлая пора!
На снегу березовая веточка,
Словно росчерк быстрого пера.
Такими словами современный поэт Дина Давыдовна Маркова зовёт нас вместе с ней порадоваться наступлению зимы. Какое слово нам подсказывает, что зима только наступила? ( первозимье – первая…)
Почему поэт называет эту пору светлой? Что поэту напомнила березовая веточка на снегу? ( как будто это кисточка или карандаш и эта веточка рисует узор на снегу. Мы можем взять веточку и рисовать узоры на снегу, картин..)
Логопед. Поэт так точно описывает природу. Словами рассказывает об увиденном, будто художник кисточкой и красками пишет картину. Послушайте, как красиво Александр Сергеевич Пушкин рассказал о зимней дороге. Сначала послушаем Петра Ильича Чайковского « На тройке». А теперь прочитаем отрывок из стихотворения « Зимняя дорога»:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Логопед. Похожее настроение передали поэт и композитор? Какая картина подходит к этим произведениям по духу? ( обратимся к картинам, которые выставлены вначале и которые на экране их тоже можно распечатать и поместить на стенд) ( дети выбирают дать указку, спрашивать каждого)
Логопед. А теперь послушайте, какую радость могут передать слова. ( дети декламируют отрывок из стихотворения « Белые стихи» Сергея Михалкова.
Снег кружится, снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мёрзнут птички,
Выпал снег- упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на чёрной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Всё вокруг белам- бело:
Снего- снего- снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится-
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Логопед. С таким же светлым, веселым настроением девочки станцуют нам танец снежинок под музыку Георгия Свиридова «Метель» ( девочки танцуют)
Логопед. А в зимние месяцы приходит к нам праздник Новый год, а вместе с ним и дед Мороз. Художники изображают и деда Мороза в своих картинах и они изображают его по- своему, таким, каким этот художник или композитор его себе представляет. Послушайте, какого Деда Мороза изобразил в своей пьесе немецкий композитор Роберт Шуман ( дети слушают «Дед Мороз» Р.Шуман.
- Каким музыка показала нам деда Мороза?
- Каким голосом он говорит: сердитым, злым, грубым, суровым или ласковым и добрым?
- Как вы думаете, почему Дед Мороз в музыке Шумана такой грозный?
- Как композитор передал характер деда Мороза: описал его или изобразил в музыке? ( это делают поэты)
- Какие это звуки: трепетные, нежные, или решительные, грозные ( слушают ещё раз)
А вот русский поэт Николай Некрасов в своей поэме – крупном стихотворном произведении « Мороз, Красный нос» - увидел Деда Мороза другим и назвал его « Мороз- воевода». Воевода это правитель, военачальник какого-то места, города на Руси. Послушайте отрывок из поэмы Некрасова.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,-
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит- хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт- по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт:
« Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду за моря- океаны-
Построю дворцы изо льда.
Задумаю- реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Богат я , казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро!»
А сколько радости мы слышим в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина. Стихотворение называется « Зимнее утро»
Мороз и солнце ; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Логопед. Если бы вы были художниками, какую бы картину нарисовали к этому произведению? ( Ответы детей). Послушайте ещё отрывок из стихотворения Ф.Тютчева, а вы подумайте, как художник Иван Иванович Шишкин передал спокойствие и волшебство зимнего леса. ( читает логопед медленно с остановкой…)
Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
( дети описывают картину, подбирают слова из услышанного отрывка.)
Музыкальный руководитель. Стихи о зиме вдохновляли не только художников, на написание картин, поэтов на написание стихов. Поэм, но и композиторов на сочинение музыки, песен к этим стихотворениям. Так создавались песни, романсы. Сейчас мы исполним песню « Снега – жемчуга».
Логопед. И сейчас мы с вами попробуем нарисовать зимнюю природу, мы будем с вами художниками и о чём сегодня увидели и услышали изобразим на картине. И у каждого из вас будет картина с таким настроением, какое вы захотите изобразить сами.
( Включить музыку, дети рисуют красками)
А теперь возьмите всё домой и расскажите дома о чём мы сегодня с вами беседовали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях"
Сделать тяжелую работу по автоматизации поставленного звука интересной детям и разнообразить её - вот главная задача этого занятия.Использование в коррекционном процессе куклы, вымышленного ярко...
Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР - 3 уровня "Домашние животные"
Вашему вниманию предлагается занятие для подгруппы детей (6 - 7 лет) с ОНР-3 уровня. Данное занятие является итоговым при изучении темы "Домашние животные" и предполагает базовые зна...
Конспект подгруппового занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения) Тема: «Звуки В, В\'. Буква В»
Цели. Развитие фонематического слуха, зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие синтаксической...
Конспект подгруппового занятия для детей в подготовительной группе с общим недоразвитием речи на тему «ОВОЩИ».
Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка....
Конспект подгруппового занятия для детей подготовительной речевой группы Приключение гномов в лесу (Лексическая тема «Дикие животные»)
Конспект подгруппового занятия для детей подготовительной речевой группы Использование современных образовательных технологий:- здоровьесберегающие технологии- игровая технологияКоррекционно-обра...
Конспект подгруппового занятия для детей старшей логопедической группы: «Путешествие в Простоквашино» (звуки «М» - «Мь», буква М)
Конспект подгруппового занятия для детей старшей логопедической группы....
Презентация к подгрупповому занятию для детей старшей логопедической группы «Путешествие в Простоквашино» (звуки «М» - «Мь», буква М)
Презентация к подгрупповому занятию для детей старшей логопедической группы «Путешествие в Простоквашино» (звуки «М» - «Мь», буква М)...