Рабочая программа по образовательному предмету "Живой мир"
методическая разработка на тему
Рабочая программа по образовательному предмету "Живой мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoy_mir-3kl.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Живой мир» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 34 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся с интеллектуальными и психофизическими нарушениями умеренной, тяжёлой и глубокой степени, которые могут сочетаться с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, поведенческими и эмоционально-волевыми нарушениями. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Специфика интеллектуальных нарушений учащихся не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире, а носит практический, наглядный характер получаемых знаний. Содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи.
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- развитие познавательной деятельности посредством изучения живой и неживой природы
- максимальное включение учащихся в образовательный процесс
- формирование доступных видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно-практической, трудовой);
- формирование интереса к уроку.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников.
Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников, следующие:
- уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений), к явлениям природы;
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных альтернативных средств коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, пиктограммы);
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Знания по программе “Живой мир” необходимо реализовать на уроках развития речи, математических представлений, альтернативного чтения, ручного труда и ручного творчества, а также во внеурочное время.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность учащегося;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
- знать и называть текущее время года (осень, зима, весна, лето),
-знать, называть (или показывать на карточке) признаки осени, зимы, весны, лета,
знать о жизни растений осенью, зимой, весной, летом,
-знать, называть, выделять фрукты, овощи,
-знать о жизни животных осенью, зимой, весной, летом,
-знать об осенних, зимних, весенних, летних работах людей,
-знать понятия «листопад», «снегопад», «огород», «сад», «витамины», «капель»,
- знать свойства воды: прозрачность, текучесть.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- находить картинку с текущим временем года,
-выкладывать картинки с временами года по порядку,
- подбирать признаки времен года на картинках,
-показывать изученные фрукты и овощи на картинке,
- определять на ощупь горячую и холодную воду.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
-Наглядное пособие на тему «Времена года».
-Картинка на каждое время года.
-Распечатки для раскрашивания «Времена года»
-Картинки и муляжи фруктов, картинки и муляжи овощей, заготовки для раскрашивания.
-Картинки с природными явлениями.
-Разрезные картинки «Овощи», «Фрукты».
- Плакаты «Овощи», «Фрукты», «Сад и огород».
-Учебники «Ознакомление с окружающим миром 1 класс» Зыкова Т.С., Зыкова М.А.
- Учебники «Живой мир» 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Тема | Цели | Виды работ | Оборудование |
Времена года. Осень. | ||||
1. | Осень. Признаки осени. | Продолжить формировать понятия “осень”, “признаки осени”. Учить выделять характерные признаки осени. | Беседа об изменениях в природе осенью, о признаках осени. Нахождение картинки “Осень” среди картинок с другими временами года, нахождение картинок с признаками осени (листопад, дождь, птицы улетают на юг). Игра в лото. Работа по учебнику с.9-11 | Картинки на каждое время года, карточки с признаками осени. Лото «Времена года.Ч.1». Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
2. | Растения осенью. | Продолжить формировать понятия “осень”, “признаки осени”, запоминание названий месяцев осени. | Демонстрация осенних листьев, шишек, орехов, плодов шиповника. Беседа о растениях осенью. Игра «разложи орехи» (отделить грецкие орехи от фундука). Составление гербария. Работа по учебнику с.12. | Осенние листья, орехи, шишки, плоды шиповника, заготовки для гербария, миски для орехов. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
3. | Животные осенью. | Продолжить формировать понятия “осень”, “признаки осени”. Знакомство с подготовкой животных к зиме. | Повторение названий изученных ранее диких животных, беседа по картинкам животных (заяц, белка меняют цвет). Выполнение раскрасок (белка). Работа по учебнику с.13-14. | Изображения животных лиса, заяц, белка, ёж, медведь). Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
4. | Занятия людей осенью. | Продолжить формировать понятия “осень”, “признаки осени”. Знакомство с осенними работами в поле, в огороде. | Беседа по сюжетным картинкам. Работа по учебнику «Живой мир» с.15-16. Работа по учебнику «Ознакомление с окружающим миром» с.36-37. | Сюжетные картинки. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. Учебник «Ознакомление с окружающим миром. 1 класс» Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. |
5. | Осень. Обобщение. | Повторить осенние признаки, названия осенних месяцев, отработка умения находить изображения осени на картинках. | Повторение признаков осени, названий осенних месяцев, выкладывание карточек по порядку, работа у доски: определить осенние картинки, убрать неподходящие. Ответы на вопросы учителя: какая погода осенью, что делают звери осенью, что делают люди осенью? | Картинки на каждое время года, карточки с признаками осени. |
Овощи и фрукты. Сад и огород. | ||||
6. | Огород. Овощи. | Познакомить с понятием «огород»: запомнить название, научить показывать на картинках. Закрепить названия овощей. | Беседа по плакату «Сад и огород». Нахождение и показ огорода на картинках. Беседа об овощах, показ овощей на картинках по заданию учителя. Игра «Разрезные овощи». Работа по учебнику с.54-56. | Плакат «Сад и огород», «Овощи». Разрезные овощи. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
7. | Овощи в питании человека. | Закрепить названия изученных овощей. | Отгадывание загадок про овощи. Беседа о блюдах из овощей (супы, салаты), поиск на картинках. Выполнение аппликации «Овощи на тарелке». Работа по учебнику с.57. | Карточки с овощами, заготовки для аппликации. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
8. | Сад. Фрукты. | Познакомить с понятием «сад»: запомнить название, научить показывать на картинках. Закрепить названия фруктов. | Беседа по плакату «Сад и огород». Нахождение и показ сада на картинках. Беседа о фруктах, показ фруктов на картинках по заданию учителя. Игра «Разрезные фрукты». Работа по учебнику с.58-60. | Плакат «Сад и огород», «Фрукты», разрезные фрукты. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
9. | Фрукты в питании человека. | Закрепить названия изученных фруктов, познакомить с понятием «витамины». | Отгадывание загадок про фрукты. Беседа об употреблении фруктов в пищу (варенье, компот), нахождение на картинках. Дегустация варенья: определение вкуса и цвета варенья. Работа по учебнику с.61. | Карточки с фруктами, натуральное варенье, одноразовые пластиковые ложки и тарелки. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
Времена года. Зима. | ||||
10. | Зима. Признаки зимы. | Учить выделять признаки зимы: снег, снегопад, снежинки, мороз, познакомить с названиями зимних месяцев. Продолжить формировать понятия «зима», «признаки зимы». | Повторение осенних месяцев. Рассматривание картинок на тему «Зима», беседа о признаках зимы: снег, мороз. Подбор карточек с признаками зимы по просьбе учителя. Игра «Сложи картинку. Времена года. Часть1». Работа по учебнику с.17-18. | Картины зимней природы, карточки с признаками, игра «Сложи картинку. Времена года. Часть1». Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
2. | Растения зимой. | Продолжить формировать понятия “зима”, “признаки зимы”, закрепить знания о том, что зимой у растений нет листьев. | Демонстрация осенних листьев, шишек, орехов, плодов шиповника. Рассказ учителя о растениях зимой: жизнь растений замирает, они как будто спят, листья опали, под снегом можно увидеть подмёрзшую траву, ель остаётся зелёной. Беседа по рассказу. Работа по учебнику с.18. Аппликация «Зимой в лесу». | Картинки на каждое время года, карточки с признаками зимы. Заготовки для аппликации, вата, клей-карандаш по количеству детей. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
3. | Животные зимой. | Продолжить формировать понятия “зима”. Знакомство с повадками животных зимой. | Повторение названий изученных ранее диких животных (лиса, заяц, белка, ёж, медведь), беседа по картинке «Зима в лесу». Дидактическая игра «Выбери животных» (кто спит/не спит). Работа по учебнику с.19, ответы на вопросы. | Изображения животных (лиса, заяц, белка, ёж, медведь). Карточки для д/игры «Выбери животных». Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
4. | Занятия людей зимой. | Продолжить формировать понятия “зима”. Знакомство с деятельностью людей зимой: расчищают дороги, заботятся о птицах, играют в зимние игры на улице. Повторение названий зимней одежды. | Повторение времён года, повторение осенних занятий людей. Рассказ учителя о занятиях людей зимой: расчищают дороги, заботятся о птицах, играют в зимние игры на улице. Беседа по сюжетным картинкам. Работа по учебнику «Живой мир» с.20-21. | Сюжетные картинки. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
5. | Зима. Обобщение. | Закрепить признаки зимы, названия зимних месяцев, отработка умения находить изображения зимы на картинках. | Повторение признаков зимы, названий зимних месяцев, выкладывание карточек по порядку, работа у доски: определить зимние картинки, убрать неподходящие. Ответы на вопросы учителя: какая погода зимой, что делают звери зимой, что делают люди зимой? | Картинки на каждое время года, карточки с признаками зимы. |
Явления природы. | ||||
6. | Вода. Температура воды. | Познакомить с водой как веществом, со свойствами воды, закрепить понятия «горячая вода», «холодная вода». | Знакомство с водой как веществом, демонстрация свойств воды: прозрачная, текучая, имеет температуру. Практическая работа: переливание воды из одной ёмкости в другую, определение температуры воды на ощупь (горячая, холодная). Работа по учебнику с.34-38. | Ёмкости для воды, горячая и холодная вода. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
7. | Вода в природе. Значение воды. | Познакомить с понятиями: река, озеро, пруд, болото. Формировать бережное отношение к воде. | Знакомство с названиями водоёмов: река, озеро, пруд, болото, нахождение на картинках. Беседа о значении воды. Работа по учебнику с.39-41. | Изображения водоёмов. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
Времена года. Весна. | ||||
8. | Весна. Признаки весны. | Учить выделять признаки весны, познакомить с названиями весенних месяцев. | Беседа об изменениях в природе, о признаках весны. Выкладывание карточек с названиями месяцев на доске. Нахождение картинки «Весна» среди картинок с другими временами года, нахождение картинок с признаками весны (солнце светит ярко, снег тает, бегут ручьи, капель). Настольная развивающая игра «Времена года». Работа по учебнику с.22-23. | Картинки на каждое время года, карточки с признаками весны, карточки с названиями месяцев. Настольная развивающая игра «Времена года» Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
9. | Растения весной. | Продолжить формировать понятия “весна”, “признаки весны”, познакомить с пробуждением природы. | Беседа о растениях весной: появляется трава, распускаются листья, появляются первые цветы. Аппликация «Ландыши». Работа по учебнику с.24-25. | Картинки с растениями. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
10. | Животные весной. | Продолжить формировать понятия “весна”, закрепить названия детёнышей животных. | Беседа о животных весной: птицы возвращаются, заяц, белка линяют, появляются детёныши. Игра «Чей малыш?» Работа по учебнику с. 26. | Набор карточек «Мамы и малыши». Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
11. | Занятия людей весной. | Продолжить формировать понятия “весна”, повторение названий весенних месяцев. | Беседа о работах людей весной: делают скворечники, грядки, сажают семена растений. Работа по сюжетным картинкам (показ по заданию учителя). Работа по учебнику с.26-27. | Сюжетные картинки. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. |
Домашние и дикие животные. | ||||
12. | Домашние животные. | Повторение названий домашних животных, закрепление обобщающего понятия. | Повторение названий домашних животных, показ по заданию учителя. Игра с музыкальной книгой «Кто как голос подаёт?». Обводка по трафарету. | Карточки с изображением домашних животных, музыкальная книга, трафареты домашних животных. |
13. | Дикие животные. | Повторение названий диких животных, закрепление обобщающего понятия. | Повторение названий диких животных, показ по заданию учителя. Игра «Волшебный мешочек». Раскрашивание диких животных по выбору детей. | Карточки с изображением диких животных, набор пластмассовых фигурок животных, мешочек, раскраски с изображением диких животных. |
Список литературы.
1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
2. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010
3.Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Москва,1983.
4.Учебник Ознакомление с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 и 2 видов. 1 класс. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Просвещение.
5. Учебник «Живой мир» 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. М.: Просвещение - 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Физическая культура" (подготовительная группа)
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов, предназначена для инструкторов по физическому воспитанию, работающих в ДОУ....
Рабочая программа дополнительных образовательных занятий по математике для 8 класса «Решение задач с параметром и модулем»
Программы дополнительных занятий включают углубление отдельных тем общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки. Поэтому считаю целесообразным включ...
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Знакомьтесь: новые слова», 5 класс
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку...
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Читаем, пишем, думаем», 5 класс
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Читаем, пишем, думаем», 5 класс ...
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Приведём наши знания в порядок!», 6 класс
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Приведём наши знания в порядок!», 6 класс...
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Волшебная сила слова», 6 класс
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. "Волшебная сила слова», 6 класс...
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово», 5 класс
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово», 5 класс ...