Рабочая программа по образовательному предмету "Живой мир"
методическая разработка на тему

Ахтямова Алия Равильевна

Рабочая программа по образовательному предмету "Живой мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivoy_mir-3kl.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Живой мир» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 34 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся с интеллектуальными и психофизическими нарушениями умеренной, тяжёлой и глубокой степени, которые могут сочетаться с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, поведенческими и эмоционально-волевыми нарушениями. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Специфика интеллектуальных нарушений учащихся не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире, а носит практический, наглядный характер получаемых знаний. Содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи.

Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- развитие познавательной деятельности посредством изучения живой и неживой природы

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс

- формирование доступных видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно-практической, трудовой);  

- формирование интереса к уроку.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников, следующие:

  • уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы;

- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений), к явлениям природы;

- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;

- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных альтернативных средств коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, пиктограммы);

- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;

- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

Знания по программе “Живой мир” необходимо реализовать на уроках развития речи, математических представлений, альтернативного чтения, ручного труда и ручного творчества, а также во внеурочное время.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность учащегося;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

- знать и называть текущее время года (осень, зима, весна, лето),

-знать, называть (или показывать на карточке) признаки осени, зимы, весны, лета,

знать о жизни растений осенью, зимой, весной, летом,

-знать, называть, выделять фрукты, овощи,  

-знать о жизни животных осенью, зимой, весной, летом,

-знать об осенних, зимних, весенних, летних работах людей,

-знать понятия «листопад», «снегопад», «огород», «сад», «витамины», «капель»,

- знать свойства воды: прозрачность, текучесть.

Предполагается то, что учащиеся будут уметь:

- находить картинку с текущим временем года,

-выкладывать картинки с временами года по порядку,

- подбирать признаки времен года на картинках,

-показывать изученные фрукты и овощи на картинке,

- определять на ощупь горячую и холодную воду.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

-Наглядное пособие на тему «Времена года».

-Картинка на каждое время года.

-Распечатки для раскрашивания «Времена года»

-Картинки и муляжи фруктов, картинки и муляжи овощей, заготовки для раскрашивания.

-Картинки с природными явлениями.

-Разрезные картинки «Овощи», «Фрукты».

- Плакаты «Овощи», «Фрукты», «Сад и огород».

-Учебники «Ознакомление с окружающим миром 1 класс» Зыкова Т.С., Зыкова М.А.

- Учебники «Живой мир» 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

Времена года. Осень.

1.

Осень. Признаки осени.

Продолжить формировать понятия “осень”, “признаки осени”. Учить выделять характерные признаки осени.

Беседа об изменениях в природе осенью, о признаках осени. Нахождение картинки “Осень” среди картинок с другими временами года, нахождение картинок с признаками осени (листопад, дождь, птицы улетают на юг). Игра в лото. Работа по учебнику с.9-11

Картинки на каждое время года, карточки с признаками осени. Лото «Времена года.Ч.1». Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

2.

Растения осенью.

Продолжить формировать понятия “осень”, “признаки осени”, запоминание названий месяцев осени.

Демонстрация осенних листьев, шишек, орехов, плодов шиповника. Беседа о растениях осенью. Игра «разложи орехи» (отделить грецкие орехи от фундука). Составление гербария. Работа по учебнику с.12.

Осенние листья, орехи, шишки, плоды шиповника, заготовки для гербария, миски для орехов. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

3.

Животные осенью.

Продолжить формировать понятия “осень”, “признаки осени”. Знакомство с подготовкой животных к зиме.

Повторение названий изученных ранее диких животных, беседа по картинкам животных (заяц, белка меняют цвет). Выполнение раскрасок (белка).  Работа по учебнику с.13-14.

Изображения животных лиса, заяц, белка, ёж, медведь). Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

4.

Занятия людей осенью.

Продолжить формировать понятия “осень”, “признаки осени”. Знакомство с осенними работами в поле, в огороде.

Беседа по сюжетным картинкам. Работа по учебнику «Живой мир» с.15-16. Работа по учебнику «Ознакомление с окружающим миром» с.36-37.

Сюжетные картинки. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. Учебник «Ознакомление с окружающим миром. 1 класс» Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова.

5.

Осень. Обобщение.

Повторить осенние признаки, названия осенних месяцев, отработка умения находить изображения осени на картинках.

Повторение признаков осени, названий осенних месяцев, выкладывание карточек по порядку, работа у доски: определить осенние картинки, убрать неподходящие. Ответы на вопросы учителя: какая погода осенью, что делают звери осенью, что делают люди осенью?

Картинки на каждое время года, карточки с признаками осени.

Овощи и фрукты. Сад и огород.

6.

Огород. Овощи.

Познакомить с понятием «огород»: запомнить название, научить показывать на картинках. Закрепить названия овощей.

Беседа по плакату «Сад и огород». Нахождение и показ огорода на картинках. Беседа об овощах, показ овощей на картинках по заданию учителя. Игра «Разрезные овощи». Работа по учебнику с.54-56.

Плакат «Сад и огород», «Овощи». Разрезные овощи. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

7.

Овощи в питании человека.

Закрепить названия изученных овощей.

Отгадывание загадок про овощи. Беседа о блюдах из овощей (супы, салаты), поиск на картинках. Выполнение аппликации «Овощи на тарелке». Работа по учебнику с.57.

Карточки с овощами, заготовки для аппликации. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

8.

Сад. Фрукты.

Познакомить с понятием «сад»: запомнить название, научить показывать на картинках. Закрепить названия фруктов.

Беседа по плакату «Сад и огород». Нахождение и показ сада на картинках. Беседа о фруктах, показ фруктов на картинках по заданию учителя. Игра «Разрезные фрукты». Работа по учебнику с.58-60.

Плакат «Сад и огород», «Фрукты», разрезные фрукты.

Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

9.

Фрукты в питании человека.

Закрепить названия изученных фруктов, познакомить с понятием «витамины».

Отгадывание загадок про фрукты. Беседа об употреблении фруктов в пищу (варенье, компот), нахождение на картинках. Дегустация варенья: определение вкуса и цвета варенья. Работа по учебнику с.61.

Карточки с фруктами, натуральное варенье, одноразовые пластиковые ложки и тарелки. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

Времена года. Зима.

10.

Зима. Признаки зимы.

Учить выделять признаки зимы: снег, снегопад, снежинки, мороз, познакомить с названиями зимних месяцев. Продолжить формировать понятия «зима», «признаки зимы».

Повторение осенних месяцев. Рассматривание картинок на тему «Зима», беседа о признаках зимы: снег, мороз. Подбор карточек с признаками зимы по просьбе учителя. Игра «Сложи картинку. Времена года. Часть1». Работа по учебнику с.17-18.

Картины зимней природы, карточки с признаками, игра «Сложи картинку. Времена года. Часть1». Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

2.

Растения зимой.

Продолжить формировать понятия “зима”, “признаки зимы”, закрепить знания о том, что зимой у растений нет листьев.

Демонстрация осенних листьев, шишек, орехов, плодов шиповника. Рассказ учителя о растениях зимой: жизнь растений замирает, они как будто спят, листья опали, под снегом можно увидеть подмёрзшую траву, ель остаётся зелёной.  Беседа по рассказу. Работа по учебнику с.18. Аппликация «Зимой в лесу».

Картинки на каждое время года, карточки с признаками зимы. Заготовки для аппликации, вата, клей-карандаш по количеству детей.

Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

3.

Животные зимой.

Продолжить формировать понятия “зима”. Знакомство с повадками животных зимой.

Повторение названий изученных ранее диких животных (лиса, заяц, белка, ёж, медведь), беседа по картинке «Зима в лесу». Дидактическая игра «Выбери животных» (кто спит/не спит).  Работа по учебнику с.19, ответы на вопросы.

Изображения животных (лиса, заяц, белка, ёж, медведь). Карточки для д/игры «Выбери животных». Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

4.

Занятия людей зимой.

Продолжить формировать понятия “зима”. Знакомство с деятельностью людей зимой: расчищают дороги, заботятся о птицах, играют в зимние игры на улице. Повторение названий зимней одежды.

Повторение времён года, повторение осенних занятий людей. Рассказ учителя о занятиях людей зимой: расчищают дороги, заботятся о птицах, играют в зимние игры на улице. Беседа по сюжетным картинкам. Работа по учебнику «Живой мир» с.20-21.

Сюжетные картинки. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

5.

Зима. Обобщение.

Закрепить признаки зимы, названия зимних месяцев, отработка умения находить изображения зимы на картинках.

Повторение признаков зимы, названий зимних месяцев, выкладывание карточек по порядку, работа у доски: определить зимние картинки, убрать неподходящие. Ответы на вопросы учителя: какая погода зимой, что делают звери зимой, что делают люди зимой?

Картинки на каждое время года, карточки с признаками зимы.

Явления природы.

6.

Вода.

Температура воды.

Познакомить с водой как веществом, со свойствами воды, закрепить понятия «горячая вода», «холодная вода».

Знакомство с водой как веществом, демонстрация свойств воды: прозрачная, текучая, имеет температуру.

Практическая работа: переливание воды из одной ёмкости в другую, определение температуры воды на ощупь (горячая, холодная).

Работа по учебнику с.34-38.

Ёмкости для воды, горячая и холодная вода. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

7.

Вода в природе.

Значение воды.

Познакомить с понятиями: река, озеро, пруд, болото. Формировать бережное отношение к воде.

Знакомство с названиями водоёмов: река, озеро, пруд, болото, нахождение на картинках. Беседа о значении воды. Работа по учебнику с.39-41.

Изображения водоёмов. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

Времена года. Весна.

8.

Весна. Признаки весны.

Учить выделять признаки весны, познакомить с названиями весенних месяцев.

Беседа об изменениях в природе, о признаках весны. Выкладывание карточек с названиями месяцев на доске. Нахождение картинки «Весна» среди картинок с другими временами года, нахождение картинок с признаками весны

(солнце светит ярко, снег тает, бегут ручьи, капель). Настольная развивающая игра «Времена года». Работа по учебнику с.22-23.

Картинки на каждое время года, карточки с признаками весны, карточки с названиями месяцев.

Настольная развивающая игра «Времена года»

Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

9.

Растения весной.

Продолжить формировать понятия “весна”, “признаки весны”, познакомить с пробуждением природы.

Беседа о растениях весной: появляется трава, распускаются листья, появляются первые цветы. Аппликация «Ландыши». Работа по учебнику с.24-25.

Картинки с растениями. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

10.

Животные весной.

Продолжить формировать понятия “весна”, закрепить названия детёнышей животных.

Беседа о животных весной: птицы возвращаются, заяц, белка линяют, появляются детёныши. Игра «Чей малыш?»

Работа по учебнику с. 26.

Набор карточек «Мамы и малыши». Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

11.

Занятия людей весной.

Продолжить формировать понятия “весна”, повторение названий весенних месяцев.

Беседа о работах людей весной: делают скворечники, грядки, сажают семена растений. Работа по сюжетным картинкам (показ по заданию учителя). Работа по учебнику с.26-27.

Сюжетные картинки. Учебник «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

Домашние и дикие животные.

12.

Домашние животные.

Повторение названий домашних животных, закрепление обобщающего понятия.

Повторение названий домашних животных, показ по заданию учителя. Игра с музыкальной книгой «Кто как голос подаёт?». Обводка по трафарету.

Карточки с изображением домашних животных, музыкальная книга, трафареты домашних животных.

13.

Дикие животные.

Повторение названий диких животных, закрепление обобщающего понятия.

Повторение названий диких животных, показ по заданию учителя. Игра «Волшебный мешочек». Раскрашивание диких животных по выбору детей.

Карточки с изображением диких животных, набор пластмассовых фигурок животных, мешочек, раскраски с изображением диких животных.

Список литературы.

1.  Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006

2. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010

3.Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Москва,1983.

4.Учебник Ознакомление с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 и 2 видов. 1 класс. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Просвещение.

5. Учебник «Живой мир» 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. М.: Просвещение - 2012.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Физическая культура" (подготовительная группа)

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов, предназначена для инструкторов по физическому воспитанию, работающих в ДОУ....

Рабочая программа дополнительных образовательных занятий по математике для 8 класса «Решение задач с параметром и модулем»

Программы дополнительных занятий включают углубление отдельных тем общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки. Поэтому считаю целесообразным включ...

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Знакомьтесь: новые слова», 5 класс

Рабочая программа  внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку...

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Читаем, пишем, думаем», 5 класс

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Читаем, пишем, думаем»,  5  класс ...

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Приведём наши знания в порядок!», 6 класс

Рабочая программа  внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Приведём наши знания в порядок!»,  6  класс...

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Волшебная сила слова», 6 класс

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. "Волшебная сила слова»,   6  класс...

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово», 5 класс

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово»,  5  класс ...