Рабочая программа по образовательной области "Физическая культура" (подготовительная группа)
рабочая программа по теме
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов, предназначена для инструкторов по физическому воспитанию, работающих в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_obrazovanie.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «БИЧУРСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД «ПОДСНЕЖНИК»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании педсовета старший воспитатель Заведующий МДОУ-ЦРР
Протокол № ____ _______Баженова О. Ф. детский сад «Подснежник»
«___»____2011г. «___»_______2011 г _________ Унагаева В.П.
Приказ № ___ от «__»__2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Программу разработал:
Инструктор по физ. воспитанию
1 квалификационной категории
(13 разряд)
Гнеушева Л. А.
Бичура
2011 г.
Содержание.
Пояснительная записка. | ||
Возрастные особенности детей седьмого года жизни. | ||
Краткая характеристика группы. | ||
Организация жизни и воспитания детей. Режим дня | ||
Интеграция образовательной области физическая культура. | ||
Организация воспитательно-образовательного процесса.
| ||
Содержание программы. | ||
Средства обеспечения образовательного процесса. | ||
Список литературы. | ||
Планируемые промежуточные результаты освоения программы | ||
Вторая часть программы | ||
Приложение к программе. | ||
Перспективно-тематическое планирование. | ||
Комплексно-тематическое планирование. | ||
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов по образовательной области физическая культура. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по образовательной области «Физическая культура» составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Ст. 32 п. 7 Закона РФ «Об Образовании» от 22.08. 2004г;
- Федеральных государственных требований (приказ МО от 23. 11. 2009г. №655);
- Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования детей под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой «От рождения до школы».
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирование у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Наряду со специфическими задачами данная программа решает частные задачи:
- Формирование правильных навыков основных движений, развитие умения анализировать выполненные движения;
- Формирование навыка сохранять правильную осанку во всех видах двигательной активности;
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ.
Рабочая программа по образовательной области физическая культура составлена с учетом возрастных и физических особенностей детей, характерного для данного возраста.
Дети седьмого года жизни уже могут овладевать сложными видами движений и некоторыми элементами техники в отдельных видах спорта. Наблюдаются согласованные движения рук и ног во время ходьбы, бега, прыжков, метаний. Достаточно хорошая координация при выполнении перекрестных движений.
Старший дошкольный возраст так же характеризуется активным ростом тела ребенка и его конечностей. Формируются изгибы позвоночника и свода стопы. Поэтому работа над осанкой и профилактика плоскостопия являются одной из центральных задач физического воспитания.
В мышечной системе к старшему дошкольному возрасту происходят существенные сдвиги. Наряду с крупными мышцами активно начинают развиваться мелкие мышцы кистей рук и стопы, заметно укрепляются мышцы живота.
Успешно развивается быстрота двигательной реакции: движения становятся более экономичными и точными.
Более отчетливо выявляются пластичность, выразительность движений, умение действовать с различными предметами. При этом дети проявляют желание заниматься физической культурой.
Функция равновесия у детей 6 -7 летнего возраста развивается быстрее. Проявляется это в динамических и статических упражнениях.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ
Характеристика детей:
Всего детей – 44.
Мальчики – 28.
Девочки -16.
Национальный состав группы:
Русских -42
Бурят -1
Азербайджанцев – 1
Группы здоровья:
1 группа –15
2 группа-29
3группа –1
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
РЕЖИМ ДНЯ
Режим дня составлен с расчетом на 9,5 часов пребывания ребенка в детском саду. При осуществлении совместной деятельности с детьми в режимных моментах необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, характер и т.д.)
Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика. | 7.40-8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25-8.55 |
Организованная образовательная деятельность | 9.10-9.20; 9.25-9.50 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 9.50-11.50 |
Возвращение с прогулки | 11.50-12.00 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00-12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.30-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 15,00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25-15.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 15.50-16.15 |
Чтение художественной литературы | 16.15-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-17.10 |
Уход детей домой. | 17.10 |
Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. По действующему СанПину для детей 6-7 лет планируют не более 3 занятий в неделю по образовательной области «Физическая культура», продолжительностью не более 30 минут (СанПин 2.4.1.2660-10).
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗОВАНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды организованной образовательной деятельности | Количество часов |
Физическая культура | 3 |
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
- Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем (Безопасность);
- Участие детей в расстановке и уборке спортивного инвентаря и оборудования (Труд);
- Специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни (Познание);
- Проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой (Коммуникация);
- Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок, сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек. (Чтение художественной литературы);
- Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера (Музыка).
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Организация воспитательно-образовательного процесса по физическому воспитанию в подготовительной к школе группе предусматривает:
Организованную образовательную деятельность:
- Игровые занятия (сюжетно-игровые);
- Традиционные;
- Интегрированные;
- Учебно-тренировочные (с элементами спорта и спортивных игр);
- Тематические (с одним видом физических упражнений).
В неделю предусматривается три занятия физической культурой (третье занятие на свежем воздухе), продолжительностью 30 минут.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
- Закаливающие процедуры;
- Полоскание рта;
- Утренняя гимнастика;
- Гимнастика после сна;
- Профилактические упражнения для сохранения правильной осанки и плоскостопия.
Самостоятельная деятельность детей:
- Подвижные игры;
- Игры на свежем воздухе;
- Игры с элементами спорта.
Взаимодействия с семьей: Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «Уголке для родителей», на родительских собраниях, личных беседах) о необходимости создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирования у ребенка положительного отношения к физической культуре и спорту, привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику. Стимулировать двигательную активность ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, прогулками, создание дома спортивного уголка, покупка ребенку спортивного инвентаря, совместное чтение литературы посвященной спорту.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития.
Создавать в детском саду условия для совместных занятий физической культурой и спортом.
Привлекать родителей к участию совместно с детьми в физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе).
Взаимодействие с социумом. Посещение детской спортивной школы, экскурсии в музей спорта, совместные занятия с воспитанниками спортивной школы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта
Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.
Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.
Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость.
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры; бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
Закреплять умение лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Совершенствовать умение прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.
Закреплять умение сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.
Знакомить со спортивными играми и упражнениями, с играми с элементами соревнования, играми-эстафетами.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
Развивать самостоятельность, творчество; формировать выразительность и грациозность движений.
Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Продолжать формировать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им наиболее важные сведения о событиях спортивной жизни родного края.
Культурно-досуговая деятельность
Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей 6-7 лет предполагает решение педагогом следующих задач.
Отдых. Приобщать детей к интересной и полезной деятельности (игры, спорт, рисование, лепка, моделирование, слушание музыки, просмотр мультфильмов, рассматривание книжных иллюстраций и т.д.).
Развлечения. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.
Приучать осмысленно использовать приобретенные знания и умения самостоятельной деятельности.
Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, учить использовать полученные навыки и знания в жизни.
Праздники. Расширять представления детей о международных и государственных праздниках.
Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.
Привлекать к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.
Закладывать основы праздничной культуры.
Самостоятельная познавательная и художественная деятельность. Предоставлять детям возможность для проведения опытов с различными материалами (водой, песком, глиной и т.п.); для наблюдения за растениями, животными, окружающей природой.
Развивать умение играть в настольно-печатные и дидактические игры.
Поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции (открытки, фантики и т.п.).
Творчество. Совершенствовать самостоятельную музыкально-художественную и познавательную деятельность.
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, изобразительной, театральной и др.
Содействовать посещению художественно-эстетических студий по интересам ребенка.
Примерный перечень развлечений и праздников
Праздники. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, «Проводы в школу», «Осень», «Весна». «Лето», праздники народного календаря.
Тематические праздники и развлечения. «Веселая ярмарка»; вечера, посвященные творчеству композиторов, писателей, художников,
Театрализованные представления. Постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес. Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений; игры-инсценировки: «Скворец и воробей», «Котята-поварята», муз. Е. Тиличеевой.
Музыкально литературные композиции. «Музыка и поэзия». «Весенние мотивы», «Сказочные образы в музыке и поэзии», «А. С. Пушкин и музыка», «Город чудный, город древний», «Зима-волшебница».
Концерты. «Песни о Москве», «Шутка в музыке», «Любимые произведения», «Поем и танцуем»; концерты детской самодеятельности.
Русское народное творчество. Загадки, были и небылицы, шутки, любимые сказки, сказания, былины, предания.
Декоративно прикладное искусство, «Вологодские кружева». «Гжельские узоры», «Народная игрушкам, «Хохлома» и др.
КВН и викторины. Различные турниры, в том числе знатоков природы, столицы Москвы; «Короб чудес», «А ну-ка, девочки», «В волшебной стране», «Путешествие в Страну знаний», «В мире фантастики», «Займемся арифметикой», «Я играю в шахматы» и др.
Спортивные развлечения. «Летняя Олимпиада», «Ловкие и смелые», «Спорт, спорт, спорт», «Зимние катания», «Игры-соревнования», «Путешествие в Спортландию».
Забавы. Фокусы, шарады, сюрпризные моменты, подвижные и словесные игры, аттракционы, театр теней при помощи рук.
Образовательная область «Физическая культура»
«Содержание образовательной области „Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств {скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании».
Развитие физических качеств,
накопление и обогащение двигательного опыта
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Формировать сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
Добиваться активного движения кисти руки при броске.
Закреплять умение быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе.
Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
Закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх (в том числе играх с элементами соревнования), способствующих развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.
Закреплять умение сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега.
Упражнять е перелезании с пролета на пролег гимнастической стенки по диагонали.
Формирование потребности в двигательной активности
и физическом совершенствовании
Закреплять умение придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры.
Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.
Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).
Проводить один раз в месяц физкультурные досуги длительностью до 40 мииут, два раза в год—физкультурные праздники (зимний и летний) длительностью до 1 часа.
Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений
Основные движения
Ходьба. Ходьба обычная, на носках с разными положениями рук, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), широким и мелким шагом, приставным шагом вперед и назад, гимназическим шагом, перекатом с пятки на носок; ходьба в полуприседе. Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, по четыре, в шеренге. Ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змейкой, врассыпную. Ходьба в сочетании с другими видами движений. Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом; с набивным мешочком на спине; приседая на одной ноге и пронося другую махом вперед сбоку гкамейки; поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; с остановкой посредине и перешагиванием (палки, веревки), с приседанием и поворотом кругом, с перепрыгиванием через ленточку, Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, по веревке (диаметр 1,5-3 см) прямо и боком. Кружение с закрытыми глазами (с остановкой и выполнением различных фигур).
Бег. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, сильно сгибая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким шагом. Бег в колонне по одному, по двое, из разных исходных положений, в разных направлениях, с различными заданиями, с преодолением препятствий. Бег со скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в чередовании с ходьбой, прыжками, с изменением темпа. Непрерывный бег в течение 2-3 минут. Бег со средней скоростью на 80-120 м (2—4 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3—5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30 м примерно за 6,5-7,5 секунды к концу года.
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, бревну; ползание на животе и спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч разными способами; подлезание под дугу, гимнастическую скамейку несколькими способами подряд (высота 35-50 см). Лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, сохранением координации движений, использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног, перелезанием с пролета на пролет по диагонали.
Прыжки. Прыжки на двух ногах: на месте (разными способами) по 30 прыжков 3—4 раза в чередовании с ходьбой, с поворотом кругом, продвигаясь вперед на 5-6 м, с зажатым между ног мешочком с песком. Прыжки через 6—8 набивных мячей последовательно через каждый; на одной ноге через линию, веревку вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением. Прыжки вверх из глубокого приседа, на мягкое покрытие с разбега (высота до 40 см). Прыжки с высоты 40 см, в длину с места (около 100 см), в длину с разбега (180-190 см), вверх с места, доставая предмет, подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребенка, с разбега (не менее 50 см). Прыжки через короткую скакалку разными способами (на двух ногах, с ноги на ногу), прыжки через длинную скакалку по одному, парами, прыжки через большой обруч (как через скакалку). Подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь вперед; прыжки на двух ногах с продвижением вперед по наклонной поверхности.
Бросание, ловля, метание. Перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4 м), из положения сидя ноги скрестно; через сетку. Бросание мяча вверх, о землю, ловля его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, поворотами. Отбивание мяча правой и левой рукой поочередно на месте и в движении. Ведение мяча в разных направлениях. Перебрасывание набивных мячей. Метание на дальность (6-12 м) левой и правой рукой. Метание в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя), метание в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м), метание в движущуюся цель.
Групповые упражнения с переходами. Построение (самостоятельно в колонну по одному, в круг, шеренгу. Перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько (2—3). Расчет на «первый - второй» и перестроение из одной шеренги в две; равнение в колонне, шеренге. круге; размыкание и смыкание приставным шагом; повороты направо, налево, кругом.
Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение физических упражнений под музыку. Согласование ритма движений с музыкальным сопровождением.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вверх, вперед, в стороны, вставая на носки (из положения стоя, пятки вместе, носки врозь), отставляя ногу назад на носок, прижимаясь к стенке; поднимать руки вверх из положения руки к плечам.
Поднимать и опускать плечи; энергично разгибать согнутые в локтях руки сжаты в кулаки), вперед и в стороны; отводить локти назад (рывки 2-3 раза) и выпрямлять руки в стороны из положения руки перед грудью; выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками (кисти у плеч).
Вращать обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, на предплечье и кисти руки перед собой и сбоку; вращать кистями рук. Разводить и сводить пальцы; поочередно соединять все пальцы с большим.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Опускать и поворачивать голову в стороны. Поворачивать туловище в стороны, поднимая руки вверх — в стороны из положения руки к плечам (руки из-за головы): наклоняться вперед, подняв руки вверх, держа руки в стороны. В упоре сидя поднимать обе ноги (оттянув носки), удерживаясь в этом положении; переносить прямые ноги через скамейку, сидя на ней упоре сзади. Садиться из положения лежа на спине (закрепив ноги) и снова ложиться. Прогибаться, лежа на животе. Из положения лежа на спине поднимать обе ноги одновременно, стараясь коснуться лежащего за головой предмета. Из упора присев переходить в упор на одной ноге, отводя другую ногу назад (носок опирается о пол). Поочередно поднимать ногу, согнутую в колене; стоя, держась за опору, поочередно поднимать прямую ногу.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Выставлять ногу вперед на носок скрестно: приседать, держа руки за головой; поочередно пружинисто сгибать ноги (стоя, ноги врозь); приседать из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь. Выполнять выпад вперед, в сторону; касаться носком выпрямленной ноги (мах вперед) ладони вытянутой вперед руки (одноименной и разноименной); свободно размахивать ногой вперед-назад, держась за опору. Захватывать ступнями ног палку посередине и поворачивать ее на полу.
Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на скамейке, кубе на носках, на одной ноге, закрыв глаза, балансируя на большом набивном мяче (вес 3 кг). Общеразвивающие упражнения, стоя на левой или правой ноге и т.п.
Спортивные упражнения
Катание на санках. Поднимать во время спуска заранее положенный предмет (кегля, флажок, снежок и др.). Выполнять разнообразные игровые задания: проехать в воротца, попасть снежком в цель, сделать поворот. Участвовать в играх — эстафетах с санками.
Скольжение. Скользить с разбега по ледяным дорожкам, стоя и присев, на одной ноге, с поворотом. Скользить с невысокой горки.
Ходьба на лыжах. Идти скользящим шагом по лыжне, заложив руки за спину. Ходить попеременным двухшажным ходом (с палками). Проходить на лыжах 600 м в среднем темпе, 2-3 км в медленном темпе. Выполнять повороты переступанием в движении. Подниматься на горку лесенкой, елочкой. Спускаться с горки в низкой и высокой стойке, тормозить.
Игры на лыжах. «Шире шаг», «Кто самый быстрый?», «Встречная эстафета», «Не задень» и др.
Катание на коньках. Самостоятельно надевать ботинки с коньками. Сохранять равновесие на коньках (на снегу, на льду). Принимать правильное исходное положение (ноги слегка согнуты, туловище наклонить вперед, голову держать прямо, смотреть перед собой). Выполнять пружинистые приседания из исходного положения. Скользить на двух ногах с разбега. Поворачиваться направо и налево во время скольжения, торможения. Скользить на правой и левой ноге, попеременно отталкиваясь. Кататься на коньках по прямой, по кругу, сохраняя при этом правильную позу.
Игры на коньках. «Пружинки», «Фонарики», «Кто дальше?», «Наперегонки», «Пистолетик», «Бег по кругу вдвоем» и др.
Катание на велосипеде и самокате. Ездить на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу, змейкой; тормозить. Свободно кататься на самокате.
Игры на велосипеде. «Достань предмет», «Правила дорожного движения» и др.
Плавание. Выполнять вдох, затем выдох в воду (3—10 раз подрал». Погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде. Скользить на грузи и спине, двигать ногами (вверх-вниз). Передвигаться по дну водоема на руках. Плавать с надувной игрушкой или кругом в руках. Разучивать движения руками. Пытаться плавать без поддержки. Проплывать произвольным стилем 10-15 м. Выполнять разнообразные упражнения в воде.
Игры на воде. «На буксире», «Медуза», «Поплавок», «Тюлени», «Лягушки», «Смелые ребята» и др. I
Гидроаэробика. Выполнять различные комплексы гидроаэробики в воде у бортика и без опоры.
Спортивные игры
Городки. Бросать биты сбоку, от плеча, занимая правильное исходное положение. Знать 4—5 фигур. Выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бросков бит.
Элементы баскетбола. Передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча). Перебрасывать мячи друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.
Элементы футбола. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.
Элементы хоккея (без коньков — на снегу, на траве). Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.
Бадминтон. Правильно держать ракетку. Перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться по площадке во время игры.
Элементы настольного тенниса. Правильно держать ракетку. Выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену. Подавать мяч через сетку после его отскока от стола.
Подвижные игры
С бегом. «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка».
С прыжками. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».
С метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».
С ползанием и лазаньем. «Перелет птиц», «Ловля обезьян».
Эстафеты. «Веселые соревнования», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнования. «Кто скорее добежит через препятствия к флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?» .
Народные игры. «Гори, гори ясно», лапта.
СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Средства | Перечень |
Технические | -мультимедиапроектор; - экран; - цифровой фотоаппарат; -цифровая видеокамера; -ДВД-плеер; - телевизор. |
Учебно-наглядные | -плакаты; -наборы наглядно-демонстрационного материала; -видеослайды (презентации); -иллюстрации; -дидактические игры и пособия; -книги и журналы по физической культуре и спорту. |
Оборудование и инвентарь | -гимнастические скамейки; -гимнастические маты; -шведская стенка; -корзины для баскетбола; -мячи разных размеров; -гимнастические палки; -обручи; -кегли; -ребристые доски; -наклонные доски; -металлические дуги; -разноцветные флажки; -ленточки; -мешочки, набивные песком - набивные мячи; - шапочки-маски для подвижных игр. |
Библиотека инструктора по физическому воспитанию | -рабочие программы по образовательной области «Физическая культура»; -методическая литература; -периодическая печать; -картотека подвижных и спортивных игр; -картотека физических упражнений. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы |
|
Научно-методическая литература |
|
Детская литература |
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРОМЕЖЕТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.
Итоговые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Интегративное качество «Физически развитый,
овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Интегративное качество «Любознательный, активный»
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Интегративное качество «Овладевший средствами общения
и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных
представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные
и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, гак и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Интегративное качество «имеющий первичные представления
о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"
Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Интегративное качество «Овладевший универсальными
предпосылками учебной деятельности»
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Интегративное качество «Овладевший необходимыми
умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Компонент, формируемый участниками образовательного процесса
Локальный компонент ДОУ | Национально-культурный компонент | ||
Модифицированная по аэробике «Красота и здоровье» | Модульно-интегрированный курс «Азбука здоровья» | Проект «Дружат дети всей земли». | |
Организованная образовательная деятельность | * | * | |
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах | * | * | * |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
Комплексно - тематический план.
№ | Тема | Базовая программа | Период | Итоговое мероприятие |
1. | Осень | Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о безопасном поведении в природе. Воспитывать бережное отношение к природе. | Сентябрь | Праздник Осени. |
2. | Книги – мои друзья! | Развивать интерес к художественной литературе, формирование целостной картины мира. | Октябрь | Физкультурный досуг «В гостях у Буратино» |
3. | Наша Родина. | Расширять представление детей о родном крае, продолжать знакомить с достопримечательностями своего региона. Воспитывать любовь к малой Родине. Воспитывать уважение к людям разных национальностей. | Ноябрь | Патриотический праздник «Что мы Родиной зовем?». |
4. | Новый год | Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения в коллективной праздничной деятельности. | Декабрь | Праздник «Новый год» |
5. | Народные культурные праздники | Знакомить детей с народными традициями и обычаями. Расширять представление об искусстве, традициях и обычаях народов России и Бурятии. | Январь | Фольклорные праздники Святки, Сагаалган. |
6. | Он и Она | Формировать у детей навыки культурного поведения, познакомить с физическими и физиологическими отличиями мальчиков и девочек. Продолжать расширять представление детей о Российской армии. Воспитывать дух патриотизма, любовь к Родине, познакомить с разными родами войск. Воспитывать уважение к противоположному полу. | Февраль | Спортивный праздник «День защитника Отечества» |
7. | Мамин праздник | Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважительное отношение к воспитателям. | Март | Праздник «8 Марта» |
8. | Весна | Формировать у детей обобщенные представления о весне. | Апрель | Праздник «Весны» |
9. | «9 мая» «Выпуск в школу». | Воспитывать детей в духе патриотизма и любви к Родине. Расширять знания о героях Вов и победе нашей страны в войне. | Май | Спортивно-патриотический праздник «Зарница». «Выпускной бал» |
Примечание: 20 % программы составляет национально-культурный компонент, в который входит изучение национальных танцев – проект «Дружат дети всей земли», и компонент ДОУ – программа по оздоровительной аэробике «Красота и здоровье».
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов по образовательной области физическая культура.
Своевременный углубленный мониторинг физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств ребенка и соответствие их возрастным нормам.
При определении уровня физической подготовленности ребенка следует ориентироваться на следующие факторы:
- Степень овладения ребенком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
- Умение активно участвовать во всех видах двигательной деятельности;
- Развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, выносливости, координационных способностей.
При определении готовности ребенка к школе важно учитывать не только достигнутый им уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности:
Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
Может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в высоту с разбега—не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
Может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель. Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.
Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
Следит за правильной осанкой.
Участвует в играх с элементами спорта (баскетбол, футбол, пионербол).
Плавает произвольным способом.
Диагностика физической подготовленности детей подготовительной к школе группе.
Определение качества сила.
- Для определения силы мышц рук и плечевого пояса предлагается следующее задание: Из и. п. упор лежа выполнить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. Голова, туловище и ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, разгибание до полного выпрямления рук. Дается одна попытка
.
Определение качества гибкости.
- Для определения подвижности позвоночника детям предлагается выполнить тест под названием «отодвинь кубик дальше». И. п. сед ноги на ширине плеч, прижаты к ковру, колени прямые. Между ступнями ног расположен кубик (на одной линии с пятками). Необходимо наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами. Засчитывается результат только одной попытки.
Определение скоростных качеств.
- На беговой дорожке отмечаются линии старта и финиша. По команде «Внимание!» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. По команде «Марш!» он начинает двигаться с максимальной скоростью до линии финиша. Предлагается выполнить две попытки. Фиксируется лучший результат.
Определение скоростно-силовых качеств в прыжке в длину в места.
- «Перепрыгни ручеек». Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. Измеряется расстояние от линии до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см. выполняется две попытки, фиксируется лучший результат.
Определение качества выносливость.
- В данном тесте определяется выносливость по результату непрерывного бега в равномерном темпе. Тест называется «самый выносливый спортсмен». Детям 6-7 летнего возраста предлагается пробежать дистанцию 300 м.. Тест проводится на стадионе или размеченной площадке. На дистанции намечаются линии старта и финиша. Выполняется одна попытка.
Оформление результатов тестирования
физических качеств.
Результаты тестирования физических качеств выражаются в количественных показателях времени, расстояния, в отвлеченных единицах и т.д. Результаты тестирования физических качеств заносятся в протокол.
Таблица 1.
Протокол тестирования физической подготовленности детей подготовительной группы _________________________________
Дата «_____»____________20___г.
№ п/п | Фамилия Имя | Результат тестирования | Уровень физической подготовленности | ||||
«Отодвинь кубик дальше», наклон вперед (см) | «Самый сильный», сгибание туловища (раз) | «Перепрыгни ручеек», прыжок в длину с места (см) | «Самый выносливый спортсмен», бег 300 м. (сек) | «Самый быстрый», бег 30 м. (сек) | |||
Таблица 2
Качественные показатели техники основных видов движений
Ходьба
Фамилия, имя ребенка___________________________________
Дата «_____»____________20___г.
Положение головы и туловища | Согласованность движений рук и ног | Положение стопы | Сохранение направления |
Бег
Фамилия, имя ребенка___________________________________
Дата «_____»____________20___г.
Положение головы и туловища | Согласованность движений рук и ног | Легкость бега | Сохранение направления |
Прыжки в длину с места
Фамилия, имя ребенка___________________________________
Дата «_____»____________20___г.
Исходное положение | Замах | Отталкивание | Полет | Приземление | Сохранение направления |
Метание на дальность
Фамилия, имя ребенка___________________________________
Дата «_____»____________20___г.
Исходное положение | Замах | Бросок | Сохранение равновесия |
Лазание на гимнастическую стенку
Фамилия, имя ребенка___________________________________
Дата «_____»____________20___г.
Согласованность движений рук и ног | Уверенность | Самостоятельность | |||
Нормативы для оценки физического развития дошкольников.
- Общероссийская система мониторинга физического развития детей, подростков и молодежи (Утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. № 916);
- Нормативы для оценки результатов физических качеств (по О. А. Сиротину, С. Б. Шармановой, Л. В. Пигаловой, 1994);
- Контрольные нормативы для оценки физической подготовленности дошкольников (по Ю. Н. Вавилову, 1995);
- Возрастно-половые показатели физической подготовленности детей (по В. Н. Щебеко 1996);
- Показатели физической подготовленности детей 4-7 лет (по Г. Н. Сердюковской, 1995).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
План работы с родителями.
Период | Тема | Информация для родителей | Вид взаимодействия |
Сентябрь | «Физкульт-ура!» | Информация о пользе физической культуры. Об актуальных задачах физического воспитания детей на данном возрастном этапе. | Оформление родительского уголка, выступление на родительском собрании. Ознакомление родителей с достижениями детей. |
Октябрь | «Плавайте на здоровье!» | Информация о пользе плавания и закаливающих процедур на организм ребенка. | Оформление родительского уголка. Консультации. Посещение родителей занятий в плавательном бассейне. |
Ноябрь | «Здоровье и я - лучшие друзья!» | Утренняя гимнастика как средство формирования положительного отношения к здоровью ребенка. Профилактика плоскостопия и воспитание правильной осанки. | Оформление родительского уголка: -примерный комплекс утренней гимнастики; - примерный комплекс физических упражнений для профилактики плоскостопия; - примерный комплекс для воспитания правильной осанки. Консультации для родителей. |
Декабрь | «Зимний спорт» | Информация о зимних видах спорта и зимних развлечениях (коньки, лыжи, хоккей и т.д.). | Тематическое оформление родительского уголка. Рекомендуемая литература для совместного прочтения. |
Январь | «Народные традиции» | Информация о русских народных играх, бурятских национальных играх. | Тематическое оформление родительского уголка. |
Февраль | «День защитника Отечества». | Подготовка к спортивному празднику. | Совместный спортивный праздник с папами. |
Март | «В игре мы развиваемся!» | Подвижные игры и игры с элементами спорта. Значение игр в жизни ребенка. | Оформление родительских уголков, тематические консультации для родителей. |
Апрель | «Будем спортом заниматься!» | Спорт и дети. Информация о самоопределении ребенка в многообразии видов спорта. | Совместное с родителями проведение «Дня здоровья». |
Май | «Скоро лето!» | Информация о безопасном поведении ребенка вне детского сада (на открытом водоеме, на природе и т. д.). Рекомендации для родителей на тему: «Ребенок идет в школу» | Тематическое оформление родительского уголка. Консультации. |
Образовательная область
физической культуры
Безопасность
Труд
Познание
Коммуникация
Музыка
Чтение художественной литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по татарскому языку для русской группы русского класса 8 класс
Рабочая программа по татарскому языку для русской группы русского класса (8 класс) составлена в соответствии со Стандартом...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) подготовительной группы для детей с нарушением зрения.
Рабочая программа разработана для детей подготовительной группы с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия). Программа базируется на АООП «Детский сад №255», в соответствии с Ф...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей средней группы группы с системным недоразвитием речи
Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшей группы группы с системным недоразвитием речи
Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности учителя - дефектолога для дошкольников с задержкой психического развития (средняя группа)
Данная рабочая программа разработана для детей средней группы с задержкой психического развития. В Программе рассмотрены цели, задачи, направления коррекционно-развивающей работы учителя дефектолога. ...