Коррекционно-воспитательная работа при сенсо-моторной алалии.
презентация к уроку на тему

Лаконцева Наталья Александровна

Презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rabota_s_alalikom.ppt684 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно-воспитательная работа при сенсо-моторной алалии.

Слайд 2

Что такое алалия? Алалия-это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде речевого развития. При алалии наблюдаются различные степени тяжести : от сравнительно легких форм, при которых речь развивается, хотя медленно и искаженно, примерно с 3-4 лет, до тяжелых, когда ребенок не пользуется речью и в 10-12 лет. Позднее ,при систематической и специальной помощи овладевают речью, но очень неполноценной и бедной.

Слайд 3

Виды алалии Различают две основные формы алалии : моторную и сенсорную. Сенсорная алалия. При наличии нормального слуха ребенок не понимает обращенную к нему речь, а это значит не говорит. Симптомы сенсорной алалии : нарушение фонематического слуха, плохое внимание и память на устную речь (не развиваются из-за непонимания словесной речи ) В результате расплывчатость, неустойчивость фонематических образцов . У сенсорных алаликов в той или иной мере нарушен слух, что затрудняет восприятие звучащей речи. Сенсорные алалики легче чем моторные повторяют по подражанию звуки и слова, чаще их произносят. Иногда речь возникает спонтанно, хотя без осознания ее содержания.

Слайд 4

Моторная алалия Это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера обусловленное недоразвитием , несформированностью языковых понятий, процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Моторный алалик своевременно начинает понимать чужую речь, но сам не говорит. Часто наблюдается непонимание трудных слов и оборотов, сложных предложений. Обогащение экспрессивной речи происходит ограниченно, т.к. с ним мало разговаривают полагая ,что речь недоступна ему . Особенно сильно нарушена моторная речевая подражательность(не могут повторять слова, которые уже научились говорить )

Слайд 5

Речь алалика - Речь упрощена по типу речи маленьких детей ( мо-молоко) - Слоги повторяет ,но слить в слова не может. Часто недоговорки, перестановки. - Отмечается своеобразное заикание, как стадия развития речи: возникает то одновременно с появлением речи, то позже - при овладении фразой. Иногда заикание проходит ,иногда - остается. - Часты резкие нарушения мелодики речи, темпа, ритма, скандирование с затяжкой слогов или отрывистое произнесение слов в предложении. - Фонематические и грамматические нарушения, косноязычие, гнусавость. - Наличие своеобразной экспрессивной речи : алалик всегда кое-что говорит , но не умеет в нужном случае употребить усвоенные слова, слово воспроизводит с опорой на предмет , а не на память. - Западение понимания носит вторичный характер. Это происходит в результате : непривычки слушать, быстрого утомления ,от непривычки слушать сложную речь.

Слайд 6

Личность алалика . Чаще психофизически неполноценны. Вследствие поражения ЦНС, лишения возможности нормального общения, трудностей речевого акта, развиваются отрицательные черты личности : возбужденность , вспыльчивость, резкие перепады настроения ,обидчивость, плаксивость, упрямств ,неактивность в движениях и мышлении. Типичен негативизм. Внеречевые нарушения: нарушения внимания, памяти ,мышления.

Слайд 7

Методика логопедической работы при моторной алалии. В работе с этими детьми могут быть поставлены следующие задачи: Первая группа задач: Ликвидировать речевой негативизм. Стимулировать пользование речью. Приучать детей к пользованию речью в общении с окружающими. Развивать возможность повторения /отражательную речь/ Увеличивать пассивный словарный запас. Усваивать структурный облик слов. Вызывать словосочетания и первые фразы.

Слайд 8

Вторая группа задач - Воспитывать навык самостоятельного конструирования основных грамматических форм и употребление их в самостоятельной развернутой речи. - Овладение закономерностями грамматического объединения слов в пределах игровой и бытовой речи. - Добиваться элементарного разграничения падежей. - Вырабатывать правильную родовую принадлежность существительных, прилагательных, глаголов. - Развивать числовые формы основных грамматических категорий. - Развивать правильное понимание и употребление наиболее распространенных предлогов , суффиксально-префиксальных образований и союзов. - Воспитывать контроль за своей речью. - Добиваться на простом материале безошибочности отраженной и заученной речи.

Слайд 9

Третья группа задач: - Автоматизировать навык употребления основных частей речи. - Обеспечить усвоение наиболее трудных разделов грамматического строя. - Выявить слабые звенья более точно, чтобы сделать компенсаторную работу более направленной и эффективной. - Как можно быстрее вооружить ребенка речью, как средством общения / в ряде случаев можно идти осознанно на упрощение речи –звукопроизношения .

Слайд 10

Поэтапный ход логопедической работы: Условно выделяем три этапа. 1 этап – речь детей соответствует 1 уровню / по Р.Е.Левиной / Задачи: Развитие понимания речи: - Учить детей находить предметы, игрушки. - Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. - Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. - Учить понимать слова обобщающего значения. -Уточнение пассивного словаря и накопление активного словаря без учета четкости произношения слов по лексическим темам.( «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты», «Транспорт».

Слайд 11

- Развитие простой фразовой речи . - Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. - Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задаёт вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребёнок жестом отвечает на него). - Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем? - Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. - Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию. - Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий ( резать – нож, шить – игла) - Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. - Учить определять причинно – следственные связи (снег – санки, коньки, снежная баба).

Слайд 12

2. Развитие активной подражательной деятельности - Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка) - Учить детей называть имена друзей, кукол. - Учить подражанию: -голосам животных; - звукам окружающего мира; - звукам музыкальных инструментов. - Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут. - Учить детей отдавать приказания: иди, на, дай - Учить составлять первые предложения (Вот Тата. Это Тома.) - Учить детей составлять предложения по модели обращение + глагол повелительного наклонения (Тата, спи.)

Слайд 13

3. Развитие внимания, памяти, мышления. - Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2-4 игрушки) - Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. - Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики). - Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2-3 игрушки одной тематики). - Учить запоминать и проговаривать 2-3 слова (мама, папа). - Учить детей находить из ряда картинок «лишнюю». - Учить детей находить предмет по его контурному изображению. - Учить узнавать предмет по одной его детали. - Учить выбирать предметы определённого цвета, фигуры определённой формы. - Учить детей складывать картинки из двух, четырёх частей. - Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки. - учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.

Слайд 14

2 этап Речь детей соответствует 2 уровню Задачи: - Накопление словаря (пассивного и активного) - Работа над слоговой структурой слова - Формирование звукопроизношения доступного. - Работа над лексико – грамматическими категориями - Развитие фразовой речи

Слайд 15

3 этап Речь детей соответствует 3 уровню. Задачи: - Продолжать работу по накоплению лексико – грамматических категорий. - Формировать слоговую структуру слов. - Работа над звукопроизношением. - Работа по формированию связной речи.

Слайд 16

Работа над словарём Словарь формируется двумя путями : - Накопление словаря по лексическим темам. - Подбор слов по структурно-звуковому подобию /из тех звуков ,которые произносит ребенок делаем слова : «ва»-Валя, вата» и т.д.Используем прием наращивания слогов. Первые слова с одинаковыми открытыми слогами /мама, папа, ляля/,односложные простые слова /на, дай…./. Потом двухсложные слова с разными открытыми слогами/ иди, сиди, пить/ Двухсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова /-утка, тыква / Трехсложные слова с открытыми слогами /палата, молоко, машина/.

Слайд 17

Накоплению словаря способствуют следующие моменты: - Развитие внимания к речи окружающих: одноступенчатая инструкция, затем усложнять до двух – трёх ступенчатой - Развитие зрительной и слуховой памяти. (Поставь игрушку так, как я сказала) - Учить слушать более сложные задания и выполнять их. - Развивать фонематический слух и восприятие. - Приём неоднократного повторения слов в разных ситуациях. - Развитие запаса знаний об окружающем.

Слайд 18

- Создание обстановки интересной для ребёнка. - Отраженное повторение слогов. Сначала простых, одинаковых, затем более сложных и разных, затем из этих слогов делаем слова – это способствует усвоению слоговой структуры слова. - Моделирование слов (лапа – хлопни 2 раза, положи 2 фишки, полоски) - Обязателен принцип опоры на сохранные анализаторы. - При накопление словаря начинаем с существительных, затем вводим глаголы и другие части речи. Можно использовать следующие пособия: Картинки по лексическим темам, лото, «Чудесный мешочек», «Чего не хватает?», «Кому что нужно?»

Слайд 19

Работа над фразовой речью Начинаем работу с усвоения линейной структуры фразы. Фразы простые: «На. Дай мяч. Дай.» Затем фразы распространяются : «Оля, дай синий мяч».Сначала формируем беспредложные предложения, а затем с предлогами. Для начала подбираются фразы бытового характера. Предлоги вводим в следующем порядке: у, на, в, с, под, за…Обязательно проводим дифференциацию предложных конструкций : в- из….Конструкции закрепляются сначала в активе ,а затем в пассиве. Далее работаем по дифференциации единственного и множественного числа, женского и мужского рода.

Слайд 20

Работа над грамматическим строем речи Начинать работу надо с существительных и глаголов /прилагательные –это абстрактная категория/.Падежи и предлоги вводятся после отработки беспредложных конструкций .Грамматические конструкции отрабатываем по следующему плану : Нужную грамматическую форму ребенок должен научиться понимать/ отработка в импрессивном плане/.Если у ребенка отмечается импрессивный аграмматизм ,то речью он не овладевает. «Покажи, где сидит …,а где сидят…», «Чем можно запирать дверь, покажи». У ребенка должен быть накоплен опыт наблюдений ,как эта форма создается. Ребенок постепенно вовлекается в подражательную деятельность по аналогии. Он употребляет сначала изолированную грамматическую форму, а затем в развернутой речи. На каждом занятии следует ставить четкую грамматическую задачу. Например: вырабатывать у ребенка навык самостоятельного употребления в винительном падеже слов женского рода (вымыли чашку, ложку, тарелку..)

Слайд 21

Продолжение работы над грамматическим строем речи Предлоги «В» - где?- в сумке, куда? -в сумку. «НА»- где? –на столе, куда?- на стол. Дифференциация предлогов : (положили в сумку- в стол, лежит – в сумке ,на столе.) Прилагательные Выкладываются предметы красного цвета. Вопросы: Где здесь красные…..? Где здесь красный ….? Где здесь красное……? Где здесь красная….?

Слайд 22

Числительные Вопросы: Где здесь сидит три бабочки? Где здесь сидят….? Двусложная фраза. Мальчик читает. Мама читает. Фразы с прямым дополнением. «Мальчик читает…книгу, рассказ, журнал, сказку .» «Умный, хороший…..мальчик читает» Фраза распространяется определением Параллельно закрепляется слоговая структура слова . МА -----ЛИ-----НА ++ ++ ++ /фишки/

Слайд 23

Методика логопедической работы с сенсорными алаликами 1 этап. Работа начинается не с восприятия ,а с выработки внимания. Ребенка учат неречевым мимическим заданиям : доска Сегена, обводки, раскраски, мозаика, рисование, штриховка, составление картинок из кубиков, нанизывание бус. Параллельно работаем над развитием работоспособности, наблюдательности. На данном этапе деятельность ребенка должна быть неречевой.

Слайд 24

2 этап Учат различать и дифференцировать близкие по звучанию звуки, звуковой шумовой ряд более далеких звуков к более близким звукам неречевого характера /колокольчик, барабан, погремушки, бубен, удар ложкой по стакану, по столу/.Постепенно звуко-шумовой ряд увеличивается, усложняется. Например, различение шума сжимаемой бумаги и полиэтиленовой пленки.

Слайд 25

3 этап Включение сильного, однообразного речевого звука в звуко-шумовой ряд: р-р-р-р. Как только ребенок начинает выделять речевой звук из шумового ряда, этот звук материализуется через одну из игрушек /собака, пылесос, самолет и т.д./.Причем материализуется только через одну конкретную игрушку. Затем берется следующий звук :а-а-а, так же определяется и материализуется через конкретную картинку. Все звуки повторяются, особенно выделяются речевые звуки и одновременно вводим букву. Ребенок в итоге должен через конкретную картинку при звуке «Р» /самолет/ показать букву «Р».При звуке «А» показать куклу и букву «А».На данном этапе постоянно устанавливаем связь звукового изображения с буквой.

Слайд 26

4 этап Включаем в работу слоги .Дети учат слоги, которыми можно обозначить предметы: мяч- па-па-па, корова -му- му- му ,собака –ав –ав -ав. Изображения предметов должны быть конкретными и красочными, соответствующего цвета. Обучение на этом этапе глобальное и целостное. От слогов переходим к словам. МАК, СОК, -картинки -буквы. Ребенок учится различать далекие по смыслу слова / транспорт-мак/Параллельно с этой работой составляется список стандартных инструкций обиходно-бытового характера.»Достань платок. Вытри нос.»-проговаривается с одной интонацией ,многократно на фоне звукошумовых рядов. Обязательно помогаем ребенку жестом –«открой дверь»,выделяем интонацией, показываем табличку. Обучение проводится по условно-рефлекторной методике, через закрепление звучания и действия, через демонстрацию инструкций и показ инструкций на табличках. Проводится разучивание комплекса физических упражнений с речевым сопровождением «руки вверх, руки в стороны…..».

Слайд 27

5 этап Вводится работа по логическим, тематическим цепочкам. Все упражнения проводятся микродозами. В более легких случаях ведется работа по развитию фонематического слуха. Выделение определенного звука из ряда звуков: а- у- О- т-п. Выделение слога: СА- ра- ША -да. Далее выделяем слово из ряда слов сад-дом- КОМ- рак. Раскладываем картинки с заданным звуком в начале слова, в середине, в конце. Выбираем из словаря картинки на определенный звук. Игра»Цепочка слов» МА------лина ------рина ------шина. Определяем линейную последовательность звуков. Выделять и различать звук легче в чужой речи, чем в своей. Звуки следует произносить отставлено, через интервал. Затем ребенок должен назвать слово целиком: Р_У_Ч_К_А. Ребенок должен учиться сливать звуки в слово, сохранять звуки в памяти.

Слайд 28

Цели логопедической работы с сенсорным алаликом - Выделение звука из ряда звуков. - Формирование речеслухового восприятия на уровне слова. - Формирование речеслухового восприятия на уровне фразы /аналитико-синтетическая работа/ - Развивать умение различать звуки из окружающей среды - Развивать умение определять источник направления и акустический характер звука /на дудке, на барабане…/ - Развивать умение различать звуки и их сочетания «АУ»,»УА». - Развивать умение воспринимать интонационное выражение: ай – боль; ой – удивление; ох – усталость. - Развивать умение соотносить звучание с предметом: му – корова, би – машина.

Слайд 29

- Развивать умение различать звуки в слове и определять их место. - Развивать умение воспринимать ритмический рисунок слова :роза- два хлопка, дом- один хлопок. - Формировать умение подбирать слова на заданный звук. - Учить анализировать звуковой ряд из гласных звуков. - Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из гласных и согласных звуков.

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-воспитательный потенциал игры.

Игра – особая форма освоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии норм и отношений между людьми путем их воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребенок усваивает ...

Тренинг как форма коррекционно – воспитательной работы

Данная работа  содержит методические рекомендации по организации и проведению тренингов.Рекомендации адресованы классным руководителям, педагогам – организаторам, вожатым....

Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...

Рабочая программа по разделу коррекционно-воспитательной направленности "Трудовое воспитание"

Данная программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми имеющими умеренную умственную отсталость в  возрасте от 8 до 11 лет с учетом их основных и...

Перспективный план коррекционно-воспитательной работы 2012-2013

Перспективный план  по шести основным направлениям с учащимися 10-го класса...

Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».

30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...