конспект индивидуального занятия по речевому развитию
план-конспект на тему

Кузнецова Татьяна Владимировна

Конспект индивидуального занятия с ребенком, направлен на автоматизацию звуков "Р" и "Рь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx165.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по речевому развитию в сенсорной комнате

Цель: автоматизация звука «Р» и «Рь» в слогах, словах, фразах.

Задачи:

- развивать умение согласовыватьсуществительные с прилагательными;

- образовывать относительные прилагательные;

- использовать в речи предлоги;

- развивать фонематический слух;

- развивать мелкую моторику;

- развивать координацию движений;

- формировать процессы восприятия, используя все анализаторы.

Оборудование: сухой бассейн с шариками, шарики марблс, камешки кабошоны, картинка на звуки «Р» и «Рь», волшебный мешочек, коробочки для шариков и камушков

  1. Орг. момент.

(ребенок и логопед входят в сенсорную комнату, здоровается с гостями)

Логопед: сейчас я загадаю загадку. А предметы, которые находятся в нашей «волшебной комнате», помогут ее отгадать:

Круглый, гладкий, как арбуз

Цвет – любой, на разный вкус.

Ребенок: Шарик (мячик)

  1. Основная часть:

Логопед: подойдем к сухому бассейну присядем возле бортиков, и выполним упражнение:

Руки в бассейн опущу,

Тщательно прополощу.

Ну, а теперь по порядку

Выну, стряхну, разотру.

Логопед: молодец. Залезай в бассейн. Садись удобно. Сейчас мы будем продолжать учиться говорить слова наоборот. Возьми один шарик. Какого он цвета? (ответ ребенка). Приложи его к правой щеке. Тебе тепло или холодно? Какой шарик? (ответ ребенка). Согрей его теплом своих рук, перекладывай из рук в руки. Вот он был в левой руке, а теперь, наоборот, в правой. Положи шарик к левой щеке, каким стал? Был холодным, а стал теплым. Погладь шарик. Какой он? (ответ ребенка). Покатай его по бортику бассейна, ведь все круглое любит кататься.

Найди в бассейне шарик, который отличается от других (шарик МАРБЛС). Почему ты так решил? Чем они отличаются? (ответ ребенка)

Логопед: первый большой, пластмассовый, а второй маленький и стеклянный.  Этот шарик тоже любит кататься, но он еще может сделать массаж нашим ладошкам.

Массаж шариками

Он стеклянный, вот какой!

Меж ладошками кладём,

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем,

Свои ручки развиваем!

Логопед: массаж сделали. Поиграем в игру «Тяжелый – легкий». Возьми один маленький стеклянный шарик, положи его в волшебный мешочек. Подбрось мешочек с шариком вверх. Почему ты так высоко смог его подбросить? (ответ ребенка). А теперь соберем все шарики в мешочек. Сколько их? (ответ ребенка). Попробуй подбросить так же высоко. Почему не смог? (ответ ребенка)

Логопед: а теперь нам пора поиграть с нашим язычком (ребенок вылезает из бассейна и проходит к сенсорному столу. Садиться на стул)

Сегодня мы будет выполнять необычную артикуляционную гимнастику. Одновременно с нашим языком будут работать наши руки.

Артикуляционная гимнастика с использованием песка и шариков «Марблс»

- «Месим тесто»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «пя-пя-пя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

- «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в песке.

- «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

- «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

-«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

- «Сильный мотор» (произносить звук «Р», проводя указательным пальцем по песку (сделать широкую дорожку)

- «Слабый мотор» (произносить мягкий звук «Рь», делая мизинцем дорожку на песке)

Логопед: понравилась необычная зарядка для языка на песке? (ответ ребенка). Тогда продолжим играть с песком и разноцветными камешками.

Следующая игра «Ушки на макушке» (развитие фонематических представлений) – ребенок выкладывает на широкой дорожке или на узкой дорожке на песке камушки синего или зеленого цвета в зависимости от того, какой звук услышали («Р» или «Рь») затем ребенок «шагает» пальчиками по шарикам и произноси изолированно звук «Р», затем «Рь» («Ты по камушкам шагай, звуки четко называй»).

Логопед: Ты очень хорошо произнес звук «Р» и звук «Рь» и сегодня мы продолжим учиться говорить слоги и слова с этими звуками.

Логопед: Присядем на коврик. Следующая игра называется «Шарик мне назад верни, слоги верно повтори» (прокатывать шарик четко повторять слоги: ра, ро, ру, ры, рю, рё, ря, ри, ар,  ир, ор, уру, ири, ара, оро.

Логопед: молодец. Очень хорошо повторил слоги. А теперь «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова».

Логопед: у меня в руке один шарик. Я буду произносить разные слоги и класть шарик на коврик, а ты будешь класть другой шарик и произносить только слог РА и у нас получаться разные слова: го-ра, но-ра, жа-ра, ко-ра; а теперь ты произносишь только слог РЫ: ша-ры, но-ры, го-ры.

Логопед: а теперь немного отдохнем.Выполним фонематическую зарядку

Логопед: встань возле бассейна и внимательно слушайте условие игры. Я назову слово, а ты возьми шарик синего цвета, если звук «Р» в слове звучит твердо, если мягко – зеленый шарик, а если звука «Р» или «Рь» в слове нет присядь на корточки (слова: зима, карандаш, матрешка, мороз, луч, самолет, речка, почки, солнышко, капель).

Логопед: отдохнул? Сейчас ты играл с большими шариками, а маленькие стеклянные что-то заскучали. Вот следующая наша игра так и называется «Большой – маленький» (с шариками из бассейна и шариками марблс). Я назову, когда предмет большой и возьму большой шарик, а ты назови маленький и возьмешь маленький стеклянный шарик, например: - Большое ведро, а маленькое ... ведёрко, 

Слова: большой барабан, а маленький ... барабанчик, большой корабль, а маленький ... кораблик, большая рыба, а маленькая ... рыбка, большая гора – маленькая горка,

Логопед: и еще одно задание. Рассмотри  на картинке предметы. Выложи столько камешков, сколько найдешь предметов, в названии которых есть звук «Р»(синим) или звук «Рь» (зеленым). Назови эти предметы

Картинки по запросу логопедические сюжетные картинки на звуки

  1. Итог

Логопед: посмотри – это два смайлика (без улыбки). Если тебе сегодня понравилось на занятии, было интересно, легко, ты справилась со всеми заданиями - возьмите разноцветные камешки кабошоны и сделай радостного смайлика, если встречались трудности и было не интересно -  то грустного (ребенок выкладывает). Спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения 4 класс по теме "Лето"

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения. 4 класс. Тема :Лето", с презентацией....

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения

Тема: Звук [Л] , материал общеобразовательных уроков, тема «Зимние забавы»Цель:- автоматизация звука [Л] в прямой и интервокальной позициях  в слогах, словах, предложениях.- формирование ре...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения

Тема: Звук [Ч]. Логическое ударение. Текст  «Олимпийские игры»Цель:- автоматизация звука [Ч] в обратной позиции  в слогах, словах, предложениях.- учить выделять голосом (воспроизводить) и ра...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 6 классе

Тема: Звук [C]. Логическое ударение. Текст «Хозяева леса» Цель: - автоматизация звука [с] во всех позициях в слогах, словах, предложениях. - учить выделять голосом (воспроизводить) и различать г...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «по лесочку мы идем»

Конспект обобщенного занятия по развитию речи в средней группе....

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения с обучающейся 1-го класса, использующей КИ.

Тема: Восприятие текста « В школу». Голос.Цель: Развитие слухового восприятия на материале текста «В школу». Развитие восприятия изменения громкости голоса. Изменение громкости собственного голоса по ...