Автоматизация звука Л' у детей с ОНР
учебно-методический материал по теме
Вашему вниманию представляю авторский практический материал для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи. На примере автоматизации звука Ль.
Структура данного материала опирается на классические принципы:
- Закрепление вызванного звука, в данном случае звука Ль, в самостоятельной речи ребенка происходит в строгой последовательности:
- сначала в слогах,
- затем в словах,
- предложениях, стихах, рифмовках, чистоговорках и, наконец, в связных высказываниях.
- Наряду с закреплением произносительных навыков упражнения рассчитаны на развитие у ребенка с ОНР всех составляющих элементов речевой системы: лексики, грамматики, связной речи, а также основных познавательных процессов: слухового внимания, восприятия, памяти, мышления.
- Все тексты и упражнения максимально насыщены автоматизируемым звуком. Соблюден принцип фонетической доступности: в речевом материале отсутствуют слова с искаженно произносимыми ребенком звуками, исключены смешиваемые с основным и оппозиционные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_l_v_obratnyh_slogah.docx | 1.28 МБ |
zvuk_l.9_-_plya-ple.docx | 401.86 КБ |
zvuk_lya-le-li.docx | 171.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Автоматизация звука Л’ в слогах, словах со стечением согласных, во фразе
- Произнести звук Л' - Л' - Л' отрывисто и многократно.
- Запомни и повтори. Послушай слоги, вслед за взрослым, не торопясь повтори их.
ПЛЯ – ПЛЁ – ПЛЮ
ПЛЁ – ПЛЮ – ПЛИ
ПЛЮ – ПЛИ – ПЛЯ
ПЛИ – ПЛЯ – ПЛЁ
- Чётко выделяя голосом звук Л’, проговори слова по 3 раза:
Плен
Плед
Плетень
Плётка
Плитка
Плита
Плёнка
Капля
Вопли
- Игра «Жадина» - скажи о предметах, что они ТВОИ.
Плитка – моя плитка
Плед – мой …
Капля – …
Пленка – …
Плетень – …
Плетка – …
Плита – …
- Запомни и повтори 3 слова, выделяя голосом звук Л’.
Плита – капля – плита
Плёнка – плитка – плёнка
- Скажи о предметах, что они НОВЫЕ
Плита – новая плита
Плётка – новая …
Плёнка –
Плитка –
- Повтори предложения, выделяя звук Л’.
У Лены пальма, а у Люды липа. У Лены лимон, а у Олега малина. Мама купит пальто, а бабуля купит валенки. Папа купит мебель, а мама купит плед. Папа любит кильку, а мама любит селедку. Иван любит пельмени, а Вова любит бульон.
- Повтори чистоговорку по образцу с вопросительной интонацией.
АЛЕ – АЛЕ – АЛЕ – кто там в подвале?
ОЛЕ – ОЛЕ – ОЛЕ – вы ходили в поле?
ОЛЕ – ОЛЕ – ОЛЕ – вы были на футболе?
ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – вы компот допили?
ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – вы тюльпан купили?
УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – много в комнате бабуль?
ПЕЛЬ – ПЕЛЬ – ПЕЛЬ – дети видели капель?
ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ – вы купили билет на балет?
Предварительный просмотр:
Закрепление произношения звука Л' в прямых слогах, словах, фразах.
- Произнеси звук Л' – Л' – Л' отрывисто и многократно.
- Повтори слоги четко, не торопясь.
ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ
ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ
ЛИ – ЛИ – ЛИ
ЛЁ – ЛЁ – ЛЁ
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ
- Запомни и повтори слоги
А) ЛИ – ЛИ – ЛЯ
ЛЯ – ЛЯ – ЛЕ
ЛЕ – ЛЕ – ЛИ
Б) ЛИ – ЛЯ – ЛЕ
ЛЯ – ЛЕ – ЛИ
ЛЕ – ЛИ – ЛЯ
- Уточнить значение незнакомых слов. Чётко, выделяя звук Л' повтори каждое слово 3 раза.
Липа
Лида
Лить
Лифт
Лимон
Лена
Лев
Лента
Лебедь
Лето
Лепка
Лямка
- Запомни и повтори 3 слова, выделяя голосом звук Л'.
Лебедь – лев – лебедь
Лимон – липа – лимон
- Игра «1 – 3». Посчитай предметы.
Липа – одна …, два …, три …
- Игра «Чей? Чья?» - Измени предложения по образцу, ответь на вопрос, чётко выделяя звук Л'.
Взрослый: У Ляли лев – Это чей лев? – Ребенок: Это Лялин лев.
У Лиды лифт – …
У Ляли лебедь – …
У Лиды лента – Это чья лента? – Ребенок: Это Лидина лента.
У Ляли липа – …
У Лиды лямка – …
- Повтори предложения, выделяя звук Л’.
Лебедь летит. Лида лепит лебедя. Мама купит ленты. Лена дает Лиде лимон.
- Посмотри на картинки. Покажи и назови животное. Покажи и назови фрукт (птицу, дерево).
- Игра «Какой предмет пропал». Назови все предметы по порядку, выделяя звук Л’. Запомни их. Закрой глаза. (Взрослый закрывает одну картинку). Открой глаза и назови пропавший предмет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Предлагаемые наглядно-игровые дидактические приемы позволят разнообразить утомительный для ребенка процесс автоматизации и дифференциации поставленных логопедом звуков. Представленные в ст...
Подгрупповое занятие по автоматизации звуков [р] и [р`] в связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр с мячиками и кубиками
Предлагаю вашему вниманию программу занятия, которая включает в себя описание этапов деятельности, их краткое содержание и список необходимого для проведения занятия оборудования. В приложении приведе...
Использование цифровых образовательных ресурсов при автоматизации звуков у детей и взрослых.
Презентация для учителей-логопедов об эффективности коррекционного воздействия с применением компьютерных возможностей при автоматизации звуков....
Егорова О.В. Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Картотеки по автоматизации и дифференциации звуков Т ТЬ Д ДЬ...
Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ.В пособии предлагается практи...
Представление опыта работы «Автоматизация звуков у детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи через усиление кинестезий на основе аппликатора Кузнецова»
Одним из приоритетных принципов, автоматизации звуков у детей со стёртой дизартрией, является принцип усиления артик...
Представление опыта работы "Автоматизация звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи - стёртая форма дизартрии".
Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40% до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространённых нарушений - стёр...