Технологическая карта урока в специальной (коррекционной) школе.
план-конспект урока (5 класс) по теме
Разработка содержит технологическую карту урока Письмо и развитие речи, 5 класс . Тема: Суффикс - часть слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока письма, 5 класс | 75.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка деятельностного урока.
Дата 26.10.2017 год Класс 5 Предмет Письмо и развитие речи.
Учитель Семяшкина Ж.М.
Тема: Состав слова. Суффикс.
Цель: Ознакомить обучающихся со словообразовательной ролью суффикса в слове.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания обучающихся о частях слова, познакомить с ролью суффикса в слове;
Коррекционно-развивающие: развивать устную речь, регулирующую функцию речи через объяснение обучающимися своих действий, корригировать произвольное внимание, слуховое восприятие через узнавание музыкальных звуков, коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук путём выполнения заданий с мелкими предметами, коррекция пространственных представлений через задание на соотношение слова с изображением;
Воспитательные: воспитывать аккуратность, старательность, внимательность, умение работать вместе, в парах, воспитывать бережное отношение к близким людям, уважительное отношение к старшему поколению.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Коррекционная работа |
1.Организация начала урока. Цель: организовать обучающихся, эмоционально положительно настроить на урок, мотивация учебной деятельности. | Приветствие. Проведение артикуляционной гимнастики. - Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок письма. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям! И для активной работы делаем гимнастику. (слайд 1-4) Проговаривают чистоговорку с зарядкой для пальцев рук. - Сядет тот, у кого на парте значок: корень, приставка, окончание, суффикс. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! - Что мы делаем на уроках письма? (Ответы детей.) ( учим правила, говорим, учимся быть грамотными, слушаем, думаем, отвечаем). - Сегодня на уроке мы тоже с вами продолжим учиться грамотно писать, отвечать на вопросы, слушать. Будьте активны и внимательны, оценки в конце урока будете сами выставлять. | Настраиваются на урок, выполняют гимнастику. -Мне в стакан налили чай И сказали: Размешай! Ложку пальцами я взял, Сахар быстро размешал! Выполняют задание, садятся. Следят за правильной посадкой. Отвечают на вопрос | Коррекция поведения, эмоционального настроя, дыхания. Коррекция внимания, памяти. Формирование правильной посадки за партой Коррекция и развитие связной устной речи Коррекция внимания, настрой на активность |
2. Проверка домашнего задания. Цель: проверить уровень выполнения работы, исправить недочёты в работе | Какую интересную тему мы изучаем? Состав слова. (деформированные слова) (слайд 5) С какой частью слова мы познакомились на предыдущем уроке? СУФФИКС! - Что мы узнали о суффиксе? 1. Часть слова 2. Стоит после корня перед окончанием. И домашнее задание было на закрепление полученных знаний о суффиксе. (Домашнее задание - списать слова, выделить в них суффикс. 1-ой группе по обучаемости – с выделенными словами составить предложения) Фронтальный устный опрос. Вывод по дом.заданию Что такое суффикс? | Ответы обучающихся 1. Часть слова 2. Стоит после корня перед окончанием. | Коррекция внимания через слушание ответов, дополнение. Исправление. |
3. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала. Цель: повторить пройденный материал, вспомнить определения частей слова | Перед тем как написать число, разомнём пальцы. Покажите с помощью пальцев рук корень, приставку, окончание, суффикс Запись числа. Какую большую тему мы изучаем? Что такое корень? Приставка? Окончание? Суффикс? | Обучающиеся показывают руками графическое изображение частей слова. Ответы обучающихся | Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук |
4. Формулирование темы и учебных целей урока. Цель: мотивация на целеполагание | Подведение к теме урока. Ребята, видите часть правила про суффикс спрятана? Кто догадается, какая тема урока? На уроке сегодня мы продолжим тему Суффикс – часть слова и узнаем о суффиксе что-то очень интересное, даже волшебное! | Высказывают предположение – узнаем что-то новое о суффиксе. | Коррекция мышления. |
5. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений. Цель: отработка умений находить части слова, познакомить с ролью суффикса в слове | Наши предки оставили нам в наследство великий русский язык. В нем тысячи слов. Но не только слова мы получили в наследство, а еще и «запасные части» к ним – приставки, суффиксы, окончания. Мы уже говорили, что и у дерева самая главная часть – это (корень) А у людей есть корни? - Человек тесно связан со своими корнями, дерево не растёт без корня и слова не бывает без корня! А какая тема этого урока? Суффикс – часть слова! И я вам говорила, что мы узнаем о суффиксе что-то (волшебное) Для этого нам нужны хорошие слух, нюх, память и доброе сердце! Все вместе! Итак нюх проверим, определите по запаху, что это. Рыба! Записываем в тетради. Кто сможет показать, как надо ловить рыбу? А сейчас кого Кирилл изображает? Рыбак! Рыбак что поймал Рыбку! Рыба, рыбак, рыбка - Как назовём эти слова? (Однокоренные!) Разберём по составу! (корень, окончание, суффикс) - А какую роль здесь играет суффикс? Он помог образовать новые слова! Открываем вторую половину правила про суффикс. - Вот в чём главный секрет суффиксов! | Ответы обучающихся. - Корень! - Это бабушки, дедушки, прабабушки. Суффикс – часть слова! 1. Часть слова 2. Стоит после корня перед окончанием. Проговаривают и показывают. По запаху определяют рыбу. Запись в тетради и на доске. Обучающийся берёт удочку и рассказывает, как нужно ловить рыбу. Однокоренные! Ученик разбирает слова по составу. Он помог образовать новые слова! Читают хором: - Суффикс служит для образования новых слов! | Коррекция внимания, памяти, Коррекция и развитие обоняния, догадки, мышления, тактильного восприятия, связной устной речи. |
6. Физминутка для глаз. Цель: отдых от письма, смена деятельности | Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! Ищем в кабинете глазами предметы, которые я называю. Часы, цветы, доска, учителя, дверь,окно, Жанна Михайловна - моргаем быстро 10 секунд. | Отвечают хором, следят за посадкой. Выполняют задание. | Коррекция внимания, пространственных представлений, контроль за правильной посадкой. |
7. Закрепление знаний, выработка умений и навыков. Цель: отрабатывать умение находить суффикс в слове, наблюдение за словообразовательной ролью суффикса в слове | Проверю вашу память! - Что размешивали в чае? Запись на доске. Достаньте из стола мешочки, определите наощупь, какой там предмет! Сахарок. Что изображено на картине? (Слайд 6) Сахарница! Какие это слова? (однокоренные) Задание - разберите по составу эти слова - Было слово сахар, что же превратило это слово в новые? Суффикс! Что такое суффикс? Задание - Составить предложение с помощью слов и картинок. (слайд 8) Бабушка любуется новой сахарницей. - Как вы думаете, откуда у бабушки новая сахарница? (Я думаю, что подарили, купила) И бабушке очень приятно! - Кто должен заботиться о бабушках, дедушках, о наших корнях? ( О бабушках и дедушках должны .. их дети, внуки) - Мы знаем бабушку Родиона, Лидию Суреновну, видим, как заботится она о нём. Родион, как ты помогаешь своей бабушке? | - Сахар! Достают мягкие мешочки из стола, описывают предмет наощупь, называют его. Сахарок! Записывают в тетради, один ученик пишет на доске. Деформированное правило (слайд 7) 1. Часть … 2. Стоит после … перед окончанием. 3. Суффикс служит для … новых …! Ответы обучающихся. | Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук путём выполнения заданий с мелкими предметами, развитие памяти Коррекция и развитие внимания, связной устной речи. Коррекция личностных качеств, умение выражать свои чувства |
8. Активная физминутка. Цель: отдых от письма, снятие напряжения мышц спины, рук, смена вида деятельности. | Под музыкальную фонограмму стоя выполняют упражнения. | Формирование ритмичности движений, коррекция поведения, умение переключаться с учебной работы на отдых. | |
9. Закрепление знаний, выработка умений и навыков, работа с учебником Цель: отрабатывать умение находить суффикс в слове, наблюдение за словообразовательной ролью суффикса в слове | - Ребята, какая предметная неделя идёт в школе? Я хочу проверить, хорошо ли вы решаете примеры. Работать будете парами, чтобы найти свою пары, возьмите карточку со значком части слова и соедините как пазл со своей парой. Правильный ответ каждой пары – 53. - Как вы думаете, что означает это число? (Это страница учебника) | - Неделя математики! Находят пару, решают пример, называют ответ Обучающиеся высказывают предположения. Выполнение упражнения с учебника. | Формирование умения работы в парах, межпредметная связь, развитие речи через активацию пассивного словаря. |
10. Подведение к выводу по цели урока. Цель: побудить обучающихся самостоятельно подвести к выводу по цели урока | Игра «Угадай профессию по звуку». Игра «Угадай, в кого переоделся ученик». Пригласить ученика к доске, одеть на него рабочий халат, дать молоток, сапог. Назовите два однокоренных слова. (Сапог, сапожник) Как сапог превратился в сапожника? (С помощью суффикса НИК) Так мы доказали, что суффикс настоящий волшебник? В чём волшебство суффикса? (Суффикс образует новые слова) | Прослушивают фонограмму, называют профессии – швея, стоматолог, скрипач. Высказывают догадки, кем работает человек, в такой одежде. Ответы обучающихся. | Коррекция слухового восприятия через узнавание музыкальных звуков, мышления, внимания. Повышение учебной мотивации, активности. |
11. Домашнее задание. Цель: Закрепить полученные знания дома, стимулировать к выбору в соответствии со своими возможностями | Предлагается выполнить домашнее задание на выбор. Зелёная карточка – простое задание, красная карточка – более сложное, но интересное. Чтение задания на карточках, ответы на вопросы обучающихся. | Обучающиеся делают выбор. | Развитие самосознания |
12. Оценивание обучающихся. Цель: Учить умению правильно оценивать свою работу на уроке и своих одноклассников | Предлагаю оценить свою работу и работу одноклассников самим. Помните условие – оцениваем не друга, а его работу на уроке | Поднимают карточки с отметками | Развитие самосознания, мотивации, отношения к окружающим и самому себе. |
13. Рефлексия. Выводы по уроку. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности | - Подведём итоги урока. - Какая тема урока? - В чём же волшебство суффикса? - Для урока нам нужны были хорошие нюх, слух, ум и доброе сердце - И как мы развивали нюх? (узнали рыбу по запаху) - Как слух развивали? (узнали профессию) - Как ум свой развивали? ( узнали новое о соффиксе) - Доброе сердце у вас? (помогаем бабушке, друг другу решать примеры) | Отвечают на вопросы. | Коррекция и развитие внимания, связной устной речи, памяти |
12. Рефлексия настроения Цель: Установление эмоционального контакта в конце урока | А что больше всего понравилось на уроке? Нарисуйте на смайликах своё настроение в конце урока | Выполняют задание. | Развитие эмоциональной самооценки |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
а – о – у – и
Чистоговорка + зарадка для пальцев
Мне в стакан налили чай И сказали: «Размешай!» Ложку пальчиками взял, Сахар быстро размешал.
новой любуется
груз грузовик грузило грузчик
U С J У R ФФ W ИК Q С
СУФФИКС 1. Часть ….. 2. Стоит после …… ….. 3. Образует ……… ……
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Действия с десятичными дробями" 8 класс
Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, оценен на кусхах повышения квалификации в ПАПО г.Москва 2010 год...
Требования к уроку в специальной (коррекционной)школе VIII вида
Описание типов, этапов уроков.Задачи урока как развивающие, так и коррекционные.Методы и приемы обучения.А также показатели обученности....
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Открытый урок в специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 8 КЛАССЕ. Тема урока: Моделирование выреза горловины платья без воротника.
Моделирование выреза горловины платья без воротника...
Конспект урока в 7 классе «Высверливание заготовки воротка». Практическая работа «Изготовление деталей воротка». (1-2 урок). Для специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Цель урока: познакомить обучающихся, воспитанников с основным принципом изготовления деталей воротка....
Использование коррекционно-развивающих упражнений на этапе целеполагания при конструировании уроков в специальной коррекционной школе
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Дает корова молоко».Век XXI – век открытый,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети бы...