Технологическая карта занятия "Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными".
учебно-методический материал на тему

Кайнулина Люция Ильдусовна

Технологическая карта отражает графический проект занятия "Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными" по формирования лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема занятия: согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными.

Учитель-логопед: Кайнулина Л.И., МАДОУ «Детский сад № 152»

Цели для ученика:

1. Подбирать существительные в соответствии с родом и числом местоимения.

2. Правильно строить предложения и исправлять ошибки в согласовании местоимений с существительными

3. Осуществлять самоконтроль за собственной речью.

Цели для учителя:

Образовательные: Учить детей различать окончания местоимений и подбирать существительные в соответствии с родом и числом местоимения.

Коррекционные: Корригировать навыки построения предложения, умение по заданному обобщению исправлять ошибки в согласовании.

Воспитательные: Воспитывать самоконтроль за речью, формировать познавательный интерес, воспитывать умение работать в коллективе.

Тип занятия: занятие по формированию лексико-грамматических категорий для подготовительной к школе логопедической группы

Форма занятия: фронтальное

Опорные понятия, термины

согласование местоимений «мой», «моя», «мои» с именем существительным в роде

Новые понятия:

согласование местоимений «наш», «наша», «наши» с именем существительным в роде

Формы контроля: Проблемные вопросы

Домашнее задание: прослушать в аудиозаписи стихотворение Генриха Сапгира «Наше и моё».

Этапы занятия

Наглядность, средства обучения

Действия учителя-логопеда

Действия детей

Применяемые методы, приемы работы

Способы организации и деятельности

Формируемые УУД

Время

 Планируемые результаты      

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Организационный момент

 

1. Логопед предлагает детям вспомнить: «Про что из вещей вы можете сказать «мой»?

2. «Про что из вещей вы можете сказать «моя»?

1. Дети называют существительные мужского рода и согласовывают их с местоимением

2. Дети называют существительные мужского рода и согласовывают их с местоимением

Создание проблемной ситуации и ее решение

Фронтальный, индивидуальный

Ребенок выполняет действия, основанные на основе представлений, сформированных на предыдущих занятиях. Умение дифференцированно осуществлять подбор существительных

2 мин

 Мотивация учебной деятельности

II. Введение в тему

Газета;

Создает новую проблемную ситуацию.

Логопед берет газету и читает «фрагмент статьи»:

Наш детский садик очень красивый. Наша группа чистая и светлая. Наш участок зеленый, большой, просторный. Наши стульчики гладкие, удобные, легкие. А наши воспитатели самые добрые на свете!

Логопед объясняет, что это письмо написали дети одного детского сада. «Но, может быть, это письмо про наш сад? — спрашивает логопед. — О чем в письме говорится наш? наша? наши?»

Дети отвечают на вопросы, вспоминая и подбирая слова из текста письма.

Создание новой проблемной ситуации и ее решение

Фронтальный, индивидуальный

Решение проблемной задачи.

2 мин

Учитель-логопед определяет «зону ближайшего развития ребенка»

III. Изучение нового материала

Средства ИКТ;

Фотографии

помещений детского сада;

Изображение комнаты с домашней обстановкой;

Призовые фишки

Формирует, обучает

1.  Далее логопед предлагает подумать, как надо сказать: наш, наша или наши — о следующих объектах детского садика: раздевалка? спальня? кровати? кабинет? лестница? экран? столы? стулья? и т. п.

А о чем еще в садике можно сказать наш? наша? наши?

2. На экране - картинка, изображающая комнату с обычной домашней обстановкой. Логопед предлагает детям вспомнить, про что в своем доме можно сказать наш, наша, наши.

За каждое правильно подобранное и согласованное существительное ребенок получает фишку.

1.Дети произносят пары слов, четко выделяя окончание местоимения.

2.Подбор существительных происходит отдельно к каждому местоимению.

Создание новой проблемной ситуации и ее решение;

Создание положительной мотивации речевой деятельности;

индивидуальный

Решение проблемной задачи.

Ребенок вербализует свои действия

10 мин

У ребенка сформированы знания

V. Физминутка

Мяч

Активизирует   непроизвольное внимание и формирует произвольное. Игра в кругу с мячом. Логопед предлагает исправить неточности в согласовании слов и бросает мяч по очереди всем детям: Наш воспитательница, наш медсестра, наш няня, наш заведующая, наша дворник, наша охранник, наш повара.

Ребенок ловит мяч и исправляет неточность в согласовании слов: Наша воспитательница, наша медсестра, наша няня, наша заведующая, наш дворник, наш охранник, наши повара.

Развивать

глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции

Фронтальный, индивидуальный

Ребенок вербализует свои действия

5 мин

 Здоровье-сбережение воспитанников

VI. Обобщение

Упражняет, корригирует Логопед рассказывает детям об одном странном мальчике, который первый раз пришел в детский сад. Вот что мальчик сказал в группе: «Это мои игрушки, не трогайте! Это мой аквариум, не подходите! Это моя канарейка, я буду ее кормить!»

Логопед предлагает детям подумать, как правильнее сказать в таком случае: ведь все, о чем мальчик говорил мое, — общее.

Дети исправляют словосочетания, заменяя местоимение и правильно согласовывая его с существительным

Создание новой проблемной ситуации и ее решение;

Фронтальный, индивидуальный

Ребенок вербализует свои действия

3 мин

У ребенка сформированы умения

VII. Закрепление

Индивидуальные картинки с изображением одного из школьных объектов: класса, доски, раздевалки, здания школы, учительницы, школьного сада, группы школьников, учебников, тетрадей и пр.

Упражняет, корригирует

Логопед предлагает детям представить, как они будут учиться в школе, какими окажутся их учительница, класс, друзья.

«Подумайте, как вы скажете о своем объекте (наш, наша или наши) и каким вы бы хотели его видеть?»

Логопед просит выйти к доске только тех детей, про чьи объекты можно сказать наша.

Затем выходят дети, к объектам которых подходит следующее местоимение (наш или наши).

Дети выходят по цепочке и составляют предложения.

Пример ответа: Наша учительница будет добрая и красивая.

Метод контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

индивидуальный

Ребенок вербализует свои действия;

Дифференцирует форму местоимения и упражняется в подборе определений к малознакомым объектам.

5 мин

У ребенка сформированы навыки

VIII. Итог

Выявить степень самоконтроля.

Логопед выделяет наиболее активных детей.

Домашнее задание: прослушать в аудиозаписи стихотворение Генриха Сапгира «Наше и моё».

Ребенок производит подсчет своих фишек.

Вся группа аплодирует активным детям

рефлексия

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока по теме: «Род несклоняемых имён существительных».

Цели  урока:  1)  Предметные:  способствовать  формированию  и  развитию  умений  и  навыков  в  определении  рода  несклоняемых...

Технологическая карта урока "Местоимения"

Технологическая карта урока "Местоимения"...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта классного часа «Мы и наши привычки. Поговорим о режиме дня»

Начало учебы в 5-м классе — особый этап в жизни любого ребенка, а кадета особенно. Перед каждым стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям ...

Технологическая карта урока "Живые организмы и наша безопасность" 5 класс

Урок в 5 классе к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского "Введение в биологию". На уроке предусмотрена групповая исследовательсая  работа учащихся, включена игровая деятельность....

Технологическая карта классного часа: " Дружба в нашем классе!"

Классный час «Дружба в нашем классе»Технологическая карта классного часа .Цель классного часа -Формирование представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг.Педагогическая це...