Конспект логопедического занятия "Уточнение пространственных представлений. Ориентировка на листе" для 1 класса (ЗПР).
план-конспект на тему
Формирование психологичесикх предспосылок для формирования процессов чтения и письма, в частности, ориентировка на плоскости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата_______________ № урока _________
Класс___________ Группа _________
Тема: Уточнение пространственных представлений. Ориентировка на листе.
Цель: Формирование пространственного восприятия и представлений; уточнение и расширение объёма зрительной памяти; развитие зрительного анализа и синтеза; формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; активизация познавательной деятельности; развитие общей и мелкой моторики; повышение активности и интереса к логопедическим занятиям.
Планируемые результаты:
Предметные: различение понятий «право» - «лево»; умение ориентироваться на листе бумаги (верхние, нижние углы); оречевлять свои действия.
Метапредметные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; развивать мелкую и общую моторику; развивать монологическую речь, слуховое внимание; уметь выполнять инструкцию учителя.
Личностные: овладевать навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; формировать навыки сотрудничества.
Оборудование: домики с прорезными окошками; таблица к игре «Запомни и назови»; игра «Засели домик»; картинки с изображением животных.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика
(Заборчик, Трубочка, Лопатка, Часики, Качели)
- Дыхательная гимнастика
Запускание ветрячков воздушной струей.
- Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела:
а) учащиеся слушают стихотворение В. Берестова:
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево - понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал.
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа» - раздался ликующий крик:
Где право, где лево – узнал ученик.
б) поднимите свою «главную» руку, назовите её (правая);
- поднимите другую руку, назовите её (левая).
У левшей ответы будут обратные.
Эти случаи доброжелательно рассматриваются и отмечается, что названия рук при этом остаются общепринятыми, что и следует запомнить;
в) учащиеся соотносят части тела с правой рукой, называют их (правая щека, нога). Точно так же соотносят части тела с левой рукой, называют их (левое колено …).
- Определение направлений в пространстве:
а) вытянуть в сторону правую руку, перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, то есть справа.
- аналогично – слева;
- повернуть голову влево, вправо;
- наклонить голову к правому плечу, к левому плечу, то есть вправо, влево;
б) сидя за столом определить его правый и левый края;
в) ответить на вопросы: кто сидит справа от тебя, а кто слева.
6. Игра «Закрой окошки в домике».
Детям предлагается лист бумаги в виде домика с 4 окнами и окна-аппликации. В домике четыре окошка: два сверху, два снизу. Школьникам предлагается наложить окошки на правое верхнее окошко, нижнее левое окошко, верхнее левое окошко, убрать листик с правого нижнего окошка и т.д.
7. Развитие зрительно-пространственных взаимоотношений. Игра «Запомни и назови».
На доске изображения пяти предметов:
а) учащиеся рассматривают и запоминают, как расположены предметы;
б) образец закрывается;
в) дети вспоминают, что было прикреплено:
- в правом верхнем углу;
- в левом нижнем углу;
- в правом нижнем углу;
- в левом верхнем углу;
- посередине доски;
г) проверка правильности выполнения (образец открывается).
8. Уточнение пространственных взаимоотношений:
- сидя за партой, назвать сидящего впереди, сидящего сзади;
- сидя за партой, назвать сидящего слева, сидящего справа;
учить детей употреблять наречие между.
9. Физкультминутка.
Широко расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу,
Молодцы!
Влево – вправо, влево – вправо...
10. Игра «Засели дом».
Логопед перед детьми кладет листы, изображающие домики с окошками и изображения животных. Учитель предлагает заселить домик, располагая (наклеивая) его жителей:
- медведь в правом верхнем окне;
- волк в левом нижнем окне;
- лиса в правом нижнем окне;
- лось в левом верхнем окне;
- заяц между верхними окнами;
-крот между нижними окнами.
Ученики выполняют задание, затем каждый отвечает на вопрос: «Куда вы поселили животных?» (Ученик называет каждого животного: «Медведь живет в правом верхнем окне»).
Итог игры – проверка правильности выполнения задания.
11. Рефлексия
Учащиеся оценивают свою работу, рассказывают что повторили и чему научились на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-логопедическое занятие по развитию зрительно-пространственных представлений
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. Трудности, с...
Коррекционно-логопедическое занятие по развитию зрительно-пространственных представлений "Путешествие в Буквоград" (2 класс)
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....
Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».
Представлен материал для проведения учебного занятия с группой обучающихся 2 -го класса. Материал состоит : - Конспект логопедического урока с группой обуча...
Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класс с ОВЗ с применением ЭОР и игровых технологий Тема: «А мы идем в Звукляндию!»
В процессе этого логопедического занятия происходит формирование и закрепление интереса к обучению средствами творческого конкурса-игры, совершенствование фонематических представлений, анализа и синте...
Обучение пространственным представлениям и ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в сочетании с ЗПР
Обучение пространственным представлениям и ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в сочетании с ЗПР...
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке 9 класс по теме "Моя семья" при надомной форме обучения.
Выбор темы урока "Моя семья" не случаен. Роль семьи, при надомном обучении ребенка с ограниченными возможностями, очень велика. Только во взаимопонимании, поддержки и любви между...
Конспект логопедического занятия "Учимся, играя" для 2 класса
Логопедическая игротека...