Конспект логопедического занятия "Уточнение пространственных представлений. Ориентировка на листе" для 1 класса (ЗПР).
план-конспект на тему

Дикая Наталья Александровна

Формирование психологичесикх предспосылок для формирования процессов чтения и письма, в частности, ориентировка на плоскости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Дата_______________   № урока _________

Класс___________         Группа    _________

Тема: Уточнение пространственных представлений. Ориентировка на  листе.

Цель: Формирование пространственного восприятия и представлений; уточнение и расширение объёма зрительной памяти; развитие зрительного анализа и синтеза; формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; активизация познавательной деятельности; развитие общей и мелкой моторики; повышение активности и интереса к логопедическим занятиям.

Планируемые результаты:

Предметные: различение понятий «право» - «лево»; умение ориентироваться на листе бумаги (верхние, нижние углы); оречевлять свои действия.

Метапредметные: использовать речевые средства  для решения коммуникативных задач; развивать мелкую и общую моторику; развивать монологическую речь, слуховое внимание; уметь выполнять инструкцию учителя.

Личностные: овладевать навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: домики с прорезными окошками; таблица к игре «Запомни и назови»; игра «Засели домик»; картинки с изображением животных.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика

(Заборчик, Трубочка, Лопатка, Часики, Качели)

  1. Дыхательная гимнастика

Запускание ветрячков воздушной струей.

  1. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела:

        а) учащиеся слушают стихотворение В. Берестова:

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево - понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал.

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа» - раздался ликующий крик:

Где право, где лево – узнал ученик.

        б) поднимите свою «главную» руку, назовите её (правая);

- поднимите другую руку, назовите её (левая).

У левшей ответы будут обратные.

Эти случаи доброжелательно рассматриваются и отмечается, что названия рук при этом остаются общепринятыми, что и  следует запомнить;

        в) учащиеся соотносят части тела с правой рукой, называют их (правая щека, нога). Точно так же соотносят части тела с левой рукой, называют их (левое колено …).

  1.  Определение направлений в пространстве:

        а) вытянуть в сторону правую руку, перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, то есть справа.

        - аналогично – слева;

        - повернуть голову влево, вправо;

        - наклонить голову к правому плечу, к левому плечу, то есть вправо, влево;

б) сидя за столом определить его правый и левый края;

в) ответить на вопросы: кто сидит справа от тебя, а кто слева.

6.  Игра «Закрой окошки в домике».

Детям предлагается лист бумаги в виде домика с 4 окнами и окна-аппликации. В домике четыре окошка: два сверху, два снизу. Школьникам предлагается наложить окошки на правое верхнее окошко, нижнее левое окошко, верхнее левое окошко, убрать листик с правого нижнего окошка и т.д.

7. Развитие зрительно-пространственных взаимоотношений. Игра «Запомни и назови».

На доске изображения пяти предметов:

        а) учащиеся рассматривают и запоминают, как расположены предметы;

        б) образец закрывается;

        в) дети вспоминают, что было прикреплено:

                - в правом верхнем углу;

                - в левом нижнем углу;

                - в правом нижнем углу;

                - в левом верхнем углу;

                - посередине доски;

        г) проверка правильности выполнения (образец открывается).

8. Уточнение пространственных взаимоотношений:

        - сидя за партой, назвать сидящего впереди, сидящего сзади;

        - сидя за партой, назвать сидящего слева, сидящего справа;

учить детей употреблять наречие между.

9. Физкультминутка.

Широко расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу,
Молодцы!
Влево – вправо, влево – вправо...

10. Игра «Засели дом».

Логопед перед детьми кладет листы, изображающие домики с окошками и изображения животных. Учитель предлагает заселить домик, располагая (наклеивая) его жителей:

- медведь в правом верхнем окне;

- волк в левом нижнем окне;

- лиса в правом нижнем окне;

- лось в левом верхнем окне;

- заяц между верхними окнами;

-крот между нижними окнами.

Ученики выполняют задание, затем каждый отвечает на вопрос: «Куда вы поселили животных?» (Ученик называет каждого животного: «Медведь живет в правом верхнем окне»).

Итог игры – проверка правильности выполнения задания.

11. Рефлексия

        Учащиеся оценивают свою работу, рассказывают что повторили и чему научились на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-логопедическое занятие по развитию зрительно-пространственных представлений

Обучение  письменной  речи  -  один  из  самых  трудных  этапов  обучения  в  школе.  Трудности,  с...

Коррекционно-логопедическое занятие по развитию зрительно-пространственных представлений "Путешествие в Буквоград" (2 класс)

Обучение  письменной  речи  -  один  из  самых  трудных  этапов  обучения  в  школе....

Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».

Представлен материал  для проведения учебного занятия с группой обучающихся  2 -го класса.  Материал состоит : - Конспект  логопедического урока  с группой обуча...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класс с ОВЗ с применением ЭОР и игровых технологий Тема: «А мы идем в Звукляндию!»

В процессе этого логопедического занятия происходит формирование и закрепление интереса к обучению средствами творческого конкурса-игры, совершенствование фонематических представлений, анализа и синте...

Обучение пространственным представлениям и ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в сочетании с ЗПР

Обучение пространственным представлениям и ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в сочетании с ЗПР...

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке 9 класс по теме "Моя семья" при надомной форме обучения.

Выбор темы урока "Моя семья" не случаен.  Роль семьи, при надомном обучении ребенка с ограниченными возможностями, очень велика. Только во взаимопонимании, поддержки и любви между...