Итоговое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе.
план-конспект на тему

Кривцова Ирина Евгеньевна

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе.

Тема: Приключения в Школе Волшебников

Программное содержание:

-закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

- закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов, место ударения в слове.

- закрепить умение подбирать синонимы, антонимы, изменять прилагательные по родам и числам, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- закрепить умение составлять короткий рассказ по картинкам, устанавливая последовательность событий.

- закрепить понятия: звук, слово, предложение; уметь составлять предложения и делить его на слова, называя их по порядку.

- развивать потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями.

- развивать логическое мышление, воображение, речь, память.

- формировать мотивационную готовность ребенка к школе.

Методические приемы:

- метод словесной передачи и слухового восприятия (стихи, вопросы, считалки, викторины, загадки, музыкальные вставки).

- метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, игрушки, дидактическая игра).

- технологии управления интеллектуального развития старших дошкольников (использование схем).

- здоровьесберегающая технология (формирование правильного речевого дыхания).

- создание ситуации занимательности, познавательной игры.

- методика «расскажи стихи руками».

- элементы ТРИЗа.

- методы контроля и самоконтроля.


                  Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Дети заходят под песню «Учат в школе», встают в круг.

Логопед загадывает загадку:

-«Кто лениться не привык, тот хороший …»

-А вы, ребята, хотите стать учениками?

-А для чего?

-Осенью вы пойдете в настоящую школу, а сегодня я приглашаю вас в сказочную Школу Волшебников, где пройдут уроки волшебства со сказочными переменками. Хотите?

-У каждой школы есть своя эмблема, чтобы узнать, что изображено на эмблеме Школы Волшебников, отгадайте загадку:

«Золотое яблочко по небу катается, всем-всем улыбается,

а улыбки-то лучи очень-очень горячи».  (Солнце)

Подбор синонимов.

-Правильно.  Эмблема ШВ – Солнышко (показываю). Магнитная доска или фланелеграф.

-А какое оно, солнышко? (подбор синонимов )Называя синоним, дети крепят лучи к солнцу.

-Молодцы! А сейчас я вас превращу в лучики солнца:

-«Вокруг себя вы повернитесь,

В солнечный лучик превратитесь!

Скорей за парты вы садитесь».

                                Звенит звонок.

-Звенит звонок, начинается первый урок!  

Урок 1 .

«ЗВУКОВИЧОК».

-Из чего состоит наша речь? (из слов)

-Из чего состоят слова? (из звуков)

-Есть звуки, которые произносятся легко. Их можно тянуть, петь, они не встречают во рту преград. Как называются эти звуки? (гласные)

-А как называются звуки, которые встречают во рту преграды? (согласные)

-Что такое речевой звук? (звуки мы произносим и слышим)

-А что такое буква? (Буква-это графический значок, обозначающий звук. Буквы мы видим и пишем.)

Задание 1.

Звуки. Гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие.

-Сейчас мы поиграем с вами в игру «Светофор».

-Давайте вспомним, каким цветом мы обозначаем гласные звуки, твёрдые согласные и мягкие согласные. (ответы детей)

-На своих листочках нарисуйте друг под другом три квадратика и закрасьте их красным, синим и зелёным цветом.

-Я буду диктовать звуки, а вы записывайте буквы в нужную строку:

-А п ль к о ж э ш ть ы м мь ю ч я с сь у вь й е р щ

«Звуковые домики».

-А теперь мы с вами будем расселять слова в свои звуковые домики.

А какие слова, вы отгадаете сами. Слушайте загадку:

1)«В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу». (дневник)

-Давайте запишем это слово и нарисуем его звуковой домик.

2) «Языка нет, а рассказывает».  (книга)

-Давайте запишем это слово и нарисуем его звуковой домик.

3) «Я люблю прямоту,

     Я сама прямая.

     Сделать ровную черту

     Вам я помогаю.

     И прямую без меня

     Начертить сумей-ка.

     Угадайте-ка, друзья,

     Кто же я?...(линейка)

-Давайте запишем это слово и нарисуем его звуковой домик.

«Логопедический диктант».

Звуковой анализ и синтез. Пропедевтика дисграфии.

-Сейчас я буду произносить слова, а вы запишете только гласные , которые есть в слове.

Речевой материал:

Дом, мак, тук, сын, сэр, кит, окна, усы, Миша, кофта.

-Теперь наоборот. Я буду произносить слова, а вы запишите только согласные, которые услышите.

Речевой материал:

Мы, он, вы, рука, нога, мама, дым, сон.

Задание 2.

Слог. Слово.

-Что такое слог?

( Это 2 или 3 буквы стоящие рядом.  В каждом слоге есть один гласный звук.

 Слог может состоять:

1) из одной гласной буквы (юла, яма, стая);

2) из одной гласной и  одной согласной;

 3)из одной гласной и нескольких согласных (машина, стрела, стрелок).

-Что такое слово? (это речевая единица)

-Чем слог отличается от слова? ( слово имеет значение, а слог - нет)

-Сейчас мы с вами будем отличать слоги от слов.

Игра на слуховое внимание «Слог – слово».

-Если я произнесу слог, то вы покажите мне две ладони, сложенные вместе.

А если вы услышите слово, то разведите руки в стороны.

Речевой материал:

ка, я, он, мэ, мы, дом, дмо, вы, ыв, прюк, трюк, школа, …

Задание 3.

Деление слов на части.

Игра «Телеграф».

-Ребята, наверное,  у многих из вас есть бабушки, которые живут отдельно, а может быть и совсем далеко от вас. Вы скоро пойдёте в настоящую школу и бабушки должны об этом скорее узнать. Давайте отправим им телеграмму по телеграфу.

«Дорогая бабушка! Я скоро пойду в школу. Я уже умею читать, писать, считать».

Звенит звонок на перемену.

Пальчиковая гимнастика.

- В школе ученикам приходится много писать и чтобы пальцы не уставали, их нужно разминать.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Звенит звонок.

Урок 2.

«Речевичок».

1.Речевая игра «Иностранцы».  Речевая зарядка.  Интонация. Чёткость и выразительность речи.

Та-та-та----тя-тя-тя   !!!!!

То-то-то----тё-тё-тё   ???

Ту-ту-ту----тю-тю-тю   …..

Ты-ты-ты----ти-ти-ти   .  .  .

Тэ-тэ-тэ----те-те-те   -----

2.Чистоговорки:

-А теперь давайте покажем, как вы хорошо научились выговаривать все звуки:

Ра-ра-ра  -  начинается игра

Ри-ри-ри  -  что услышишь, повтори

Рю-рю-рю  -  про детей я говорю

Ши-ши-ши  -  наши дети хороши

Жны-жны-жны  -  в нашей группе все дружны

Чу-чу-чу  -  я букварь уже учу

Ать-ать-ать  -  мы умеем все читать

Ом-ом-ом  -  скоро в школу мы пойдём

Ра-ра-ра  -  будем мы вставать с утра

Че-че-че  -  будет ранец на плече

Оки-оки-оки  -  будем мы учить уроки

Ать-ать-ать  -  будем пять мы получать

2.Пословицы и скороговорки  о школе.

-Про школу придумано много пословиц и поговорок.

Давайте чётко и выразительно их проговорим.

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.

Учиться всегда пригодится.

Повторенье - мать ученья.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

Ученье да труд к славе ведут.

Звонок на перемену.

Физкультминутка.

«На зарядку дружно встали».

Мы уже сидеть устали,

На зарядку дружно встали.

Руки в боки, смотрим вправо.

Поворот налево плавный.

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснёмся крыши?

Наклоняемся до пола.

Прогибаемся поглубже.

Вправо-влево три наклона.

Повторяем снова дружно.

От души мы потянулись,

И на место вновь вернулись.

Звенит звонок.

Урок 3.

«Грамотейка».

Игра на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза «Измени слово»:

 - Замените первый звук на звук Ш:

Тапка – шапка

Чашка – шашка

Топот – шёпот

Майка – шайка

Мышка – шишка

Гарик – Шарик

Жаль – шаль

Дар – шар

Мыло – шило

-Замените первый звук на звук Ж:

Лук – жук

Зал – жал

Дать – жать

Баба – жаба

Печь – жечь

Мир – жир

Гора – жара

Мало – жало

Бетон – жетон

Суффиксальное словообразование.

-Измените слова по образцу:

Кричать – кричащий

Звучать –

Рычать –

Мычать –

Ворчать –

Стучать –

Молчать –

Бренчать –

   

-Я говорю громко, а вы ещё громче. Таня поёт звонко, а Лена ещё звонче. Слышите, как заканчиваются эти слова? Нельзя говорить «громчее», «звончее»! Давайте поиграем в такие слова!

Легко – легче

Мягко –

Громко –

Звонко –

Крепко –

Жарко –

Ярко –

Круто –

Мелко –

Коротко –

Богато –

Префиксальное словообразование.

-Прибавьте приставку ПЕРЕ – у слов появится новое значение, например:

Варить – ПЕРЕварить

Гореть –

Резать –

Дарить –

ссОрить –

спорить –

говорить –

кричать –

Игра «Скажи наоборот». Подбор  антонимов.

Большой  -  маленький

Длинный - короткий

Тяжёлый - лёгкий

Чистый -  тяжёлый

Сухой -  мокрый

Волнистые - прямые

Весёлая -  грустная

Открывать -  закрывать

День -  ночь

Белые - чёрные

Лето - зима

Девочки  - мальчики

Звенит звонок на перемену.

                                                               

Чтение схем. Счёт предметов до 5.

-Ребята, на перемене все отдыхают. На уроке мы сидели, а теперь надо подвигаться.

Подвижная игра «Регулировщики».

-Будем прыгать, и скакать,

руки вверх поднимать.

Ты на схему гляди,

И считай до пяти!

Речевой материал:

Книга, пенал, ручка, карандаш, портфель.

Схемы на доске.

Звенит звонок.

Урок 4.

«Знайка».

-Этот урок мы начнём с небольшого блиц-опроса.

Я задаю вопрос, а вы быстро отвечаете.

1.Когда слова пишем с большой буквы?

С большой буквы пишутся имена, фамилии людей, клички животных, названия городов и рек, начало предложения.

2.Что такое предложение?

Предложение — это одно или несколько слов, выражающих законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

3.Какие правила написания предложения?

Предложение пишется с большой буквы. Слова в предложении пишутся раздельно. В конце предложения ставится точка или другой знак.

4.Что такое текст?

Текст — это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

5.Что такое схема предложения?

Это когда мы не записываем буквами слова предложения, а обозначаем их полосками – схемами.

Задание.

-Ребята, вы все уже умеете читать и писать. Сейчас мы с вами запишем небольшой текст о том, как вы собираетесь идти в школу. Но писать будем не по-настоящему, а составлять схемы  предложения. Итак, я диктую, а вы пишете:

Меня зовут Лиза.  Мне шесть лет.  Я уже умею читать и писать. Осенью я пойду в школу.

-Ребята, вот и заканчивается наш последний урок в нашей Волшебной Школе. Вы справились со всеми заданиями и показали ваши знания. Теперь вы смело можете идти в школу.  А ваши работы я передам школьной учительнице. Чтобы она знала, чьи это листочки, давайте их подпишем на первой странице. Напишите своё имя и фамилию.

Звучит музыка.

-А на прощание протяните руки вперед и соедините их.  Закройте глаза, тихо посидите  и почувствуйте себя теплым солнечным лучиком, а теперь солнышком. Никогда не забывайте, что каждый может стать волшебником. И не на минуту, а на всю жизнь, если дела его будут добрыми, весёлыми, солнечными.

-А директор нашей Волшебной Школы Волшебник - Логопед  остался очень доволен вами! И он дарит вам на память медали со своим изображением.

D:\откр урок\3.jpg

Звенит звонок.

Играет музыка «Чему учат в школе».

Дети встают и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня

Тема занятия "На базар ходили мы..."-проводилась с подгруппой детей, посещающих  подготовительную к школе группу детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проводилась предварительная работа по а...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР. Тема: "Звук и буква С"

Занятие направлено на знакомство  со звуком и буквой "С", на автоматизацию звука с словах, словосочетаниях и предложениях . Для поддержания интереса к материалу использовались словесные и дидакти...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»

Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР  «Слог. Деление слов на слоги»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте  на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...