Итоговое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе.
план-конспект на тему
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_po_obucheniyu_detey_gramote_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx | 169.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе.
Тема: Приключения в Школе Волшебников
Программное содержание:
-закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
- закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов, место ударения в слове.
- закрепить умение подбирать синонимы, антонимы, изменять прилагательные по родам и числам, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- закрепить умение составлять короткий рассказ по картинкам, устанавливая последовательность событий.
- закрепить понятия: звук, слово, предложение; уметь составлять предложения и делить его на слова, называя их по порядку.
- развивать потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями.
- развивать логическое мышление, воображение, речь, память.
- формировать мотивационную готовность ребенка к школе.
Методические приемы:
- метод словесной передачи и слухового восприятия (стихи, вопросы, считалки, викторины, загадки, музыкальные вставки).
- метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, игрушки, дидактическая игра).
- технологии управления интеллектуального развития старших дошкольников (использование схем).
- здоровьесберегающая технология (формирование правильного речевого дыхания).
- создание ситуации занимательности, познавательной игры.
- методика «расскажи стихи руками».
- элементы ТРИЗа.
- методы контроля и самоконтроля.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Дети заходят под песню «Учат в школе», встают в круг.
Логопед загадывает загадку:
-«Кто лениться не привык, тот хороший …»
-А вы, ребята, хотите стать учениками?
-А для чего?
-Осенью вы пойдете в настоящую школу, а сегодня я приглашаю вас в сказочную Школу Волшебников, где пройдут уроки волшебства со сказочными переменками. Хотите?
-У каждой школы есть своя эмблема, чтобы узнать, что изображено на эмблеме Школы Волшебников, отгадайте загадку:
«Золотое яблочко по небу катается, всем-всем улыбается,
а улыбки-то лучи очень-очень горячи». (Солнце)
Подбор синонимов.
-Правильно. Эмблема ШВ – Солнышко (показываю). Магнитная доска или фланелеграф.
-А какое оно, солнышко? (подбор синонимов )Называя синоним, дети крепят лучи к солнцу.
-Молодцы! А сейчас я вас превращу в лучики солнца:
-«Вокруг себя вы повернитесь,
В солнечный лучик превратитесь!
Скорей за парты вы садитесь».
Звенит звонок.
-Звенит звонок, начинается первый урок!
Урок 1 .
«ЗВУКОВИЧОК».
-Из чего состоит наша речь? (из слов)
-Из чего состоят слова? (из звуков)
-Есть звуки, которые произносятся легко. Их можно тянуть, петь, они не встречают во рту преград. Как называются эти звуки? (гласные)
-А как называются звуки, которые встречают во рту преграды? (согласные)
-Что такое речевой звук? (звуки мы произносим и слышим)
-А что такое буква? (Буква-это графический значок, обозначающий звук. Буквы мы видим и пишем.)
Задание 1.
Звуки. Гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие.
-Сейчас мы поиграем с вами в игру «Светофор».
-Давайте вспомним, каким цветом мы обозначаем гласные звуки, твёрдые согласные и мягкие согласные. (ответы детей)
-На своих листочках нарисуйте друг под другом три квадратика и закрасьте их красным, синим и зелёным цветом.
-Я буду диктовать звуки, а вы записывайте буквы в нужную строку:
-А п ль к о ж э ш ть ы м мь ю ч я с сь у вь й е р щ
«Звуковые домики».
-А теперь мы с вами будем расселять слова в свои звуковые домики.
А какие слова, вы отгадаете сами. Слушайте загадку:
1)«В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу». (дневник)
-Давайте запишем это слово и нарисуем его звуковой домик.
2) «Языка нет, а рассказывает». (книга)
-Давайте запишем это слово и нарисуем его звуковой домик.
3) «Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю.
И прямую без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?...(линейка)
-Давайте запишем это слово и нарисуем его звуковой домик.
«Логопедический диктант».
Звуковой анализ и синтез. Пропедевтика дисграфии.
-Сейчас я буду произносить слова, а вы запишете только гласные , которые есть в слове.
Речевой материал:
Дом, мак, тук, сын, сэр, кит, окна, усы, Миша, кофта.
-Теперь наоборот. Я буду произносить слова, а вы запишите только согласные, которые услышите.
Речевой материал:
Мы, он, вы, рука, нога, мама, дым, сон.
Задание 2.
Слог. Слово.
-Что такое слог?
( Это 2 или 3 буквы стоящие рядом. В каждом слоге есть один гласный звук.
Слог может состоять:
1) из одной гласной буквы (юла, яма, стая);
2) из одной гласной и одной согласной;
3)из одной гласной и нескольких согласных (машина, стрела, стрелок).
-Что такое слово? (это речевая единица)
-Чем слог отличается от слова? ( слово имеет значение, а слог - нет)
-Сейчас мы с вами будем отличать слоги от слов.
Игра на слуховое внимание «Слог – слово».
-Если я произнесу слог, то вы покажите мне две ладони, сложенные вместе.
А если вы услышите слово, то разведите руки в стороны.
Речевой материал:
ка, я, он, мэ, мы, дом, дмо, вы, ыв, прюк, трюк, школа, …
Задание 3.
Деление слов на части.
Игра «Телеграф».
-Ребята, наверное, у многих из вас есть бабушки, которые живут отдельно, а может быть и совсем далеко от вас. Вы скоро пойдёте в настоящую школу и бабушки должны об этом скорее узнать. Давайте отправим им телеграмму по телеграфу.
«Дорогая бабушка! Я скоро пойду в школу. Я уже умею читать, писать, считать».
Звенит звонок на перемену.
Пальчиковая гимнастика.
- В школе ученикам приходится много писать и чтобы пальцы не уставали, их нужно разминать.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Звенит звонок.
Урок 2.
«Речевичок».
1.Речевая игра «Иностранцы». Речевая зарядка. Интонация. Чёткость и выразительность речи.
Та-та-та----тя-тя-тя !!!!!
То-то-то----тё-тё-тё ???
Ту-ту-ту----тю-тю-тю …..
Ты-ты-ты----ти-ти-ти . . .
Тэ-тэ-тэ----те-те-те -----
2.Чистоговорки:
-А теперь давайте покажем, как вы хорошо научились выговаривать все звуки:
Ра-ра-ра - начинается игра
Ри-ри-ри - что услышишь, повтори
Рю-рю-рю - про детей я говорю
Ши-ши-ши - наши дети хороши
Жны-жны-жны - в нашей группе все дружны
Чу-чу-чу - я букварь уже учу
Ать-ать-ать - мы умеем все читать
Ом-ом-ом - скоро в школу мы пойдём
Ра-ра-ра - будем мы вставать с утра
Че-че-че - будет ранец на плече
Оки-оки-оки - будем мы учить уроки
Ать-ать-ать - будем пять мы получать
2.Пословицы и скороговорки о школе.
-Про школу придумано много пословиц и поговорок.
Давайте чётко и выразительно их проговорим.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
Учиться всегда пригодится.
Повторенье - мать ученья.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Ученье да труд к славе ведут.
Звонок на перемену.
Физкультминутка.
«На зарядку дружно встали».
Мы уже сидеть устали,
На зарядку дружно встали.
Руки в боки, смотрим вправо.
Поворот налево плавный.
Поднимаем мы колени,
Занимаемся без лени.
Поднимаем их повыше.
Может быть, коснёмся крыши?
Наклоняемся до пола.
Прогибаемся поглубже.
Вправо-влево три наклона.
Повторяем снова дружно.
От души мы потянулись,
И на место вновь вернулись.
Звенит звонок.
Урок 3.
«Грамотейка».
Игра на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза «Измени слово»:
- Замените первый звук на звук Ш:
Тапка – шапка
Чашка – шашка
Топот – шёпот
Майка – шайка
Мышка – шишка
Гарик – Шарик
Жаль – шаль
Дар – шар
Мыло – шило
-Замените первый звук на звук Ж:
Лук – жук
Зал – жал
Дать – жать
Баба – жаба
Печь – жечь
Мир – жир
Гора – жара
Мало – жало
Бетон – жетон
Суффиксальное словообразование.
-Измените слова по образцу:
Кричать – кричащий
Звучать –
Рычать –
Мычать –
Ворчать –
Стучать –
Молчать –
Бренчать –
-Я говорю громко, а вы ещё громче. Таня поёт звонко, а Лена ещё звонче. Слышите, как заканчиваются эти слова? Нельзя говорить «громчее», «звончее»! Давайте поиграем в такие слова!
Легко – легче
Мягко –
Громко –
Звонко –
Крепко –
Жарко –
Ярко –
Круто –
Мелко –
Коротко –
Богато –
Префиксальное словообразование.
-Прибавьте приставку ПЕРЕ – у слов появится новое значение, например:
Варить – ПЕРЕварить
Гореть –
Резать –
Дарить –
ссОрить –
спорить –
говорить –
кричать –
Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.
Большой - маленький
Длинный - короткий
Тяжёлый - лёгкий
Чистый - тяжёлый
Сухой - мокрый
Волнистые - прямые
Весёлая - грустная
Открывать - закрывать
День - ночь
Белые - чёрные
Лето - зима
Девочки - мальчики
Звенит звонок на перемену.
Чтение схем. Счёт предметов до 5.
-Ребята, на перемене все отдыхают. На уроке мы сидели, а теперь надо подвигаться.
Подвижная игра «Регулировщики».
-Будем прыгать, и скакать,
руки вверх поднимать.
Ты на схему гляди,
И считай до пяти!
Речевой материал:
Книга, пенал, ручка, карандаш, портфель.
Схемы на доске.
Звенит звонок.
Урок 4.
«Знайка».
-Этот урок мы начнём с небольшого блиц-опроса.
Я задаю вопрос, а вы быстро отвечаете.
1.Когда слова пишем с большой буквы?
С большой буквы пишутся имена, фамилии людей, клички животных, названия городов и рек, начало предложения.
2.Что такое предложение?
Предложение — это одно или несколько слов, выражающих законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
3.Какие правила написания предложения?
Предложение пишется с большой буквы. Слова в предложении пишутся раздельно. В конце предложения ставится точка или другой знак.
4.Что такое текст?
Текст — это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
5.Что такое схема предложения?
Это когда мы не записываем буквами слова предложения, а обозначаем их полосками – схемами.
Задание.
-Ребята, вы все уже умеете читать и писать. Сейчас мы с вами запишем небольшой текст о том, как вы собираетесь идти в школу. Но писать будем не по-настоящему, а составлять схемы предложения. Итак, я диктую, а вы пишете:
Меня зовут Лиза. Мне шесть лет. Я уже умею читать и писать. Осенью я пойду в школу.
-Ребята, вот и заканчивается наш последний урок в нашей Волшебной Школе. Вы справились со всеми заданиями и показали ваши знания. Теперь вы смело можете идти в школу. А ваши работы я передам школьной учительнице. Чтобы она знала, чьи это листочки, давайте их подпишем на первой странице. Напишите своё имя и фамилию.
Звучит музыка.
-А на прощание протяните руки вперед и соедините их. Закройте глаза, тихо посидите и почувствуйте себя теплым солнечным лучиком, а теперь солнышком. Никогда не забывайте, что каждый может стать волшебником. И не на минуту, а на всю жизнь, если дела его будут добрыми, весёлыми, солнечными.
-А директор нашей Волшебной Школы Волшебник - Логопед остался очень доволен вами! И он дарит вам на память медали со своим изображением.
Звенит звонок.
Играет музыка «Чему учат в школе».
Дети встают и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня
Тема занятия "На базар ходили мы..."-проводилась с подгруппой детей, посещающих подготовительную к школе группу детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проводилась предварительная работа по а...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР. Тема: "Звук и буква С"
Занятие направлено на знакомство со звуком и буквой "С", на автоматизацию звука с словах, словосочетаниях и предложениях . Для поддержания интереса к материалу использовались словесные и дидакти...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»
Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....
Итоговое логопедическое развлечение по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в Буквенное царство Звуковое государство»
Итоговое логопедическое развлечение для подготовительной группы по обучению грамоты....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Слог. Деление слов на слоги»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»
Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...