Статья на тему: «Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья
Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей. Рождение ребенка с отклонениями в психическом развитии является фактором, влияющим на жизнедеятельность семьи. Родители не подготовлены к трагичному событию, ощущают беспомощность и исключительность, затронуты все сферы жизни. Нарушаются ценностные ориентации супругов, родительские установки и ожидания на всех уровнях, родительские отношения, чувства, позиции, ответственность, стили воспитания. Внутрисемейные отношения, а также контакты с окружающим социумом с рождением больного ребенка искажаются по причине неправильного восприятия его психологических и физических особенностей, и той эмоциональной нагрузкой, которую несут члены семьи. Многие родители в связи со сложившейся ситуацией оказываются бессильны, нуждаются в помощи, поддержке. Нарушенные взаимоотношения в семье накладывают отпечаток на развитие ребенка. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а дети становятся тяжелым бременем для семьи и общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_raboty_s_semyami_deti_s_ovz.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Особенности работы с семьями,
воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»
Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей. Рождение ребенка с отклонениями в психическом развитии является фактором, влияющим на жизнедеятельность семьи. Родители не подготовлены к трагичному событию, ощущают беспомощность и исключительность, затронуты все сферы жизни. Нарушаются ценностные ориентации супругов, родительские установки и ожидания на всех уровнях, родительские отношения, чувства, позиции, ответственность, стили воспитания. Внутрисемейные отношения, а также контакты с окружающим социумом с рождением больного ребенка искажаются по причине неправильного восприятия его психологических и физических особенностей, и той эмоциональной нагрузкой, которую несут члены семьи. Многие родители в связи со сложившейся ситуацией оказываются бессильны, нуждаются в помощи, поддержке. Нарушенные взаимоотношения в семье накладывают отпечаток на развитие ребенка. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а дети становятся тяжелым бременем для семьи и общества.
В таких семьях, находящихся в растерянности, часто наблюдается ошибочные типы воспитания ребенка, воздействия на него, способы общения с ним.
-потворствующая гиперопека. Ребенок – в центре внимания семьи, стремящейся максимально удовлетворить его потребности, делают поблажки даже во вред ребенку. Инициатива ребенка сковывается чрезмерной заботой, не может действовать самостоятельно. Став взрослым, он оказывается неспособным к самостоятельным действиям, требует постоянной заботы других, отличается пониженной критичностью к себе.
-доминирующая гиперпротекция. Ребенок в центре внимания семьи, родители отдают много сил и времени¸ при этом ставят много запретов и ограничений. Последствиями сочетания родительской любви и ограничений будут такие качества ребенка, как покорность, зависимость, мнимая агрессия, отсутствие дружелюбия.
-эмоциональное отвержение. Родители безразличны к ребенку, не проявляют эмоциональной теплоты, не способствуют созданию физического комфорта. Такая позиция в воспитании провоцирует развитие агрессивности.
-гипопротекция. Ребенок предоставлен сам себе¸ родители не контролируют его.
-непоследовательный тип. Взрослыми осуществляется резкая смена стилей, переходят от строгости к либерализму и наоборот.
- воспитание в культе болезни. Жизнь семьи полностью посвящена больному ребенку. Родители доказывают, что они живут ради ребенка. Легче общаться с ним как с больным, чем искать новые формы полноценного общения. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным.
Ошибочные типы воспитания, завышение или занижение планки требований к ребенку, имеют отрицательное воздействие, не способствуют его адаптации в общество, ведут к возникновению и укреплению вредных привычек¸ неадекватного поведения, агрессии, что негативно сказывается на отношении к нему окружающих людей. Одним из условий максимально возможного развития ребенка в семье – благоприятная семейная обстановка и тесная связь учреждения с семьей. Для правильного воспитания ребенка и благоприятного развития важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.
Система социальных требований к ребенку - основа общественного формирования личности. Цель воспитательной работы с детьми с отклонениями в умственном развитии - наибольшая социализация в общество: воспитание культурных привычек, соблюдение общепринятых норм поведения, подчинение взрослым, выполнение инструкций. «Воспитание нужно отсталому ребенку больше¸ чем нормальному - вот основная идея всей современной педагогики»[5], - слова эти не теряют своей актуальности и сейчас, так как снижения рождаемости особых детей в мире не наблюдается.
В этих условиях как никогда возрастает необходимость специальной подготовки родителей детей с ОВЗ. Современное течение, обсуждаемое в науке и практике – компетентность родителей в роли воспитателей - это совокупность общекультурных и специальных компетенций, необходимых для эффективного осуществления им функций обучения, воспитания, развития детей, для успешной социализации в изменяющемся мире. Компетентность родителей подразумевает не овладение элементарными знаниями по педагогике и психологии. Новый неформальный подход к образованию родителей «состоит в преимущественной ориентации познавательно-образовательной деятельности родителей не на освоение знаний, а на переосмысление собственного родительского опыта и отношения к ребенку.
Возможность такого переосмысления обеспечивается опорой на знание закономерностей развития ребенка. Фундаментом родительского влияния, формирующего личность, изначально выступает не столько система родительских требований¸ сколько, прежде всего, безусловная родительская любовь к ребенку, забота о нем как самоценной личности, т.е. принятие его таким, «какой он есть». В этом заключается защитная психологическая функция семьи и главная ценность семейного воспитания, без которой невозможно полноценное психическое развитие ребенка».
Специалисты, учитель и воспитатель в том числе, смогут успешно реализовать цель активного включения родителей в воспитание детей при соблюдении ряда условий:
-если он осознает особенности проблем семей с нарушениями развития,
-всестороннее изучает образовательные потребности семьи ребенка с глубокой умственной отсталостью,
-продумывает систему мероприятий по включению семьи ребенка-инвалида в активное сотрудничество,
-обеспечивает эмоциональный комфорт, устанавливает уважительный и демократичный характер отношений педагога с семьей ребенка,
-обеспечивает прозрачности процесса обучения и воспитания, создает условия для посещения родителями занятий,
-владеет методами и приемами работы с семьей особого ребенка,
-кроме того, к этим условиям можно отнести и соблюдение принципа учета психологических особенностей родителей, а также степени выраженности интеллектуального дефекта их ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках плавательного бассейна в системе дополнительного образования...
Особенности проведения дистанционных уроков для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В материале проведен анализ дистанционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявлены особенности, достоинства и недостатки.Обобщение опыта....
Содержание коррекционной работы и особенности зрительно-пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья
Специфика оптико-пространственных представлений у детей с ДЦП оказывает влияние на психическую и учебную деятельность детей, что сказывается на формировании устной речи, освоении письма, овл...
Статья на тему «Роль дидактических игр в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
В современной психологии и педагогике игра рассматривается, как тот вид деятельности, который на разных этапах онтогенеза выступает в качестве средства передачи ребенку содержания общественно-историче...
"Значение и особенности формирования культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и значение для становления личности в условиях современного общества"
Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности умственно отсталых, отмечается, что выпускники школ и...
Особенности работы специалистов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель педагогического взаимодействия с детьми с ограниченным развитием – сохранение здоровья, ненанесение вреда ребёнку, активизация желания посещать школу, стимуляция акт...
Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия
Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия...