Программа по учебному предмету «Детский шумовой оркестр» для группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста.
рабочая программа на тему

Фомюк Татьяна Владимировна

Данная программа направлена на приобщение детей к лучшим традициям русской народной культуры,развитие творческих способностей детей,обучение их игре на шумовых инструментах.программа построена на принципах:всестороннего развития ребенка с учетом его индивидуальных способностей,доступности понимания и исполнения музыки различных жанров,предоставлеия возможности самореализации,самовыражения и инициативности.Программа рассчитана на детей возраста 4-5,5-6 лет.Срок реализации программы 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Шумовой оркестр"69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районное муниципальное  бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Знаменская Детская школа искусств»

Программа

по учебному предмету «Детский шумовой оркестр»

для группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста

(Срок обучения 2 года)

                       

Знаменка

ОДОБРЕНО

Методическим советом

РМБУ ДО                                                                      «Знаменская ДШИ»

«29» августа 2017 года

УТВЕРЖДАЮ                                                                               Директор РМБУ ДО                                                                             «Знаменская ДШИ»                                                                                           ___________Е. А. Касторнова               Приказ №67 от «29» августа 2017 г.

Рекомендована:

Педагогическим советом для использования в учебном процессе   Районного муниципального бюджетного  учреждения дополнительного образования  «Знаменская Детская школа искусств»

Составитель: Фомюк Татьяна Владимировна, преподаватель по классу баяна и аккордеона Высшей категории.

                                                   

                          Содержание

I.   Пояснительная записка

II.  Содержание учебного предмета            

III. Предполагаемые результаты

IV. Контроль и учёт успеваемости

V.  Краткие методические рекомендации

VI. Список рекомендуемой  литературы  

  1. Пояснительная записка

В основе обучения детей дошкольного возраста лежит комплекс предметов, образующих новое учебное формирование – группы раннего эстетического развития.

Исследования известных ученых и  педагогов доказали возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.

Данная программа направлена на приобщение детей к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, развитие творческих способностей детей, обучение детей игре на шумовых инструментах. Программа построена на принципах:

•  всестороннего развития ребенка с учетом его индивидуальных способностей;

•  доступности понимания и исполнения музыки различных жанров;

•  предоставления возможности самовыражения, самореализации и

инициативности.

 Занятия по предмету «Детский шумовой оркестр» обладают рядом позитивных качеств. Прежде всего, они формируют чувство коллективизма, начальные навыки и умения игры в ансамбле, помогают детям преодолеть неуверенность и робость, расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре; развивают художественный вкус, творческую инициативу детей.

Цель предмета: обогащение духовной культуры детей, выявление и развитие музыкальных способностей детей в группе раннего эстетического развития;

Задачи:

Развивающие - развитие слуха, внимания, памяти, логического мышления; развитие творческой инициативы;

Образовательные – приобретение первоначальных навыков и знаний исполнительства на шумовых и ударных инструментах; расширение  кругозора  путем  ознакомления  с   исполняемым репертуаром; ознакомление с творчеством русских и зарубежных композиторов, с народным творчеством;

Воспитательные – привитие детям любви и интереса к музыке, воспитание чувства коллективизма и интереса к занятиям шумового оркестра.

Для осуществления поставленных целей и задач необходим поиск форм и методов работы с детьми обозначенного возраста. Залог успеха в обучении детей-дошкольников–широкое применение игровых форм.

Программа рассчитана на детей 4–5, 5–6 лет.

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий 25-30 минут,34 недели.

Срок реализации программы 2 года. Возраст учащихся 4 - 6 лет.

Объем  учебного  времени на реализацию предмета «Шумовой оркестр»

Группа возраста 4-5 лет-1 час

Группа возраста 5-6 лет-1 час

  1. Содержание учебного предмета

Учебный материал, предусмотренный программой, предоставлен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Музыкальный материал усложняется постепенно, от занятия к занятию.

Первый год обучения

1 четверть

Теория: в течение первой четверти ребёнок должен получить представление о следующих понятиях: оркестр, дирижёр, концертмейстер, композитор, музыкальные и шумовые звуки, шумовые инструменты; различать звуки: низкие и высокие, звонкие и глухие, долгие и короткие, тихие и громкие.

Метроритм:

- короткие и долгие звуки;

- сильная и слабая доли;

- ровное движение.

Интонация:

Уметь интонационно точно исполнять песенки и попевки вначале на одной ноте, затем на соседних звуках; разучить и исполнять русские народные песенки и попевки с одновременным пением и игрой на шумовых инструментах.

Практические навыки:

- уметь исполнить простейшие ритмические рисунки;

- уметь определить и исполнить сильную и слабую доли;

- практически познакомиться с шумовыми инструментами;

- уметь исполнять на шумовых инструментах ритмические рисунки русских народных песенок и попевок;

- уметь прохлопать простейшие ритмические рисунки изучаемых песенок и попевок.

2 четверть

Теория: направление движения мелодии вниз и вверх; поступенное и скачкообразное движение мелодии; пауза.

Интонация:

- пение звукоряда;

- исполнение играемого музыкального материала с одновременной игрой на инструментах;

Метроритм:

- сильная доля (услышать и исполнить);

- закрепление ритмических схем;

- усложнение ритмического рисунка.

Практические навыки:

- закрепление на шумовых инструментах простейших ритмических попевок;

- исполнение наизусть изучаемого песенного материала (поступенное движение, скачки на терцию, кварту, квинту);

- знакомство с дирижёрским жестом, игра по руке (синхронное вступление, исполнение, завершение);

- игра с концертмейстером.

3 четверть

Теория: знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш); песенные жанры.

Интонация:

- исполнение играемого музыкального материала с одновременной игрой на инструментах;

- разучивание и исполнение песен и попевокв пределах кварты, квинты.

Метроритм:

- танцевальные ритмы;

- маршевые ритмы;

- сильная и слабая доли (закрепление);

- ритмические рисунки с использованием пауз;

Практические навыки:

- умение своевременно вступать, играть в ансамбле, завершить игру вместе;

- умение держать паузу;

- игра соло;

- запоминание наизусть более длинных произведений;

- накопление репертуара.

4 четверть

Работа по всем вышеперечисленным разделам: повторение, закрепление и усложнение полученных навыков. Использование более сложного музыкального материала. Накопление репертуара.

Примерный репертуар для исполнения:

Детские песенки-потешки:

Петушок», «Дождик», «Тили-бом», «Ладушки», «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Ходит зайка по саду».

Народные песни:

«Как под горкой, под горой», «Во саду ли, в огороде», «Во поле берёзка стояла», «Как у наших у ворот», «Ходит Ваня», «Я на горку шла», «Коровушка»«Перепелочка», «Аннушка»,«Ах вы, сени мои, сени», «Калинка», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ой, за гаем, гаем», белорусский нар. танец «Янка»,

Д.Кабалевский «Маленький марш», «Хороводная», «Игры», М.Кочурбина  «Мишка с куклой пляшут полечку», З.Левина «Неваляшки» , В.Моцарт «Азбука»,Р.Бажилин «Деревенские гулянья»,»Петрушка», Аз.Иванов «Полька»

Второй год обучения

1 четверть

Теория: оркестровая партия, нитка, такт, размер, затакт, цифра.

Метроритм:

- двухдольная и трёхдольная пульсация;

- пауза, игра через паузу;

- умение закончить фразу, сыгранную педагогом (Игра «Эхо»);

- нота с точкой.

Интонация:

- пение с паузой;

- пение окончания фразы (поступенное движение вниз и вверх);

- пение небольших пьес с аккомпанементом на инструментах.

Практические навыки:

- первоначальные навыки чтения оркестровой партии, исполнение своей партии по предложенной записи;

- умение записать несложные изученные ритмические рисунки.

2 четверть

Закрепление метроритмических, интонационных, практических навыков, полученных в первой четверти. Разучивание и исполнение детских пьес (с пением и без пения).

Игра с солистом.

3 четверть

Теория: альтерация, мажор, минор, синкопа, пунктирный ритм, трезвучие, главные ступени лада, аккомпанемент.

Метроритм:

- синкопа;

- пунктирный ритм;

- танцевальные ритмы: полька, вальс, мазурка, рок-н-ролл.

Интонация:

- мажор, минор;

- альтерация;

- трезвучия главных ступеней;

- пение в пределах октавы, поступенное движение мелодии, скачки на терцию, кварту, квинту, сексту, септиму.

Практические навыки:

- чтение оркестровых партий, исполнение по записи;

- импровизация, исполнение и запись несложных ритмических композиций с использованием текстов и шумовых инструментов;

- игра по дирижёрскому жесту.

4 четверть

Повторение и закрепление метроритмических, интонационных, практических навыков, полученных в течение учебного года на более сложном музыкальном материале.  Разучивание и исполнение детских пьес (с пением и без пения).

Примерный репертуар для исполнения

Народные песни:

Детская песенка «Козлик», «Солнышко-колоколнышко», «Во лузях», «Чепуха», «Ах ты, зимушка-зима», «Коробейники», «Пастушок» ,«Петушок», «Во саду ли, в огороде», «Светит месяц», рус.нар. сказка-игра «Теремок»

А.Майкапар «Капельки», Д.Шостакович «Вальс-шутка»,М.Красев «Барабанщик», «Синичка», «Дудочка», И.Брамс «Колыбельная», матросский танец «Яблочко»,И. Стрибогг «Вальс петушков», Д.Кабалевский «Клоуны», В.Козлов «Дедушкин рок-н-ролл»,Н. Метлов «Поезд».

Условия реализации программы:

  • Соответствие материально  –  технической  базысанитарным, противопожарным  нормам и нормам  охраны труда;
  • Наличие помещения для занятий;
  • Набор музыкальных инструментов – погремушки, кастаньеты, различные маракасы, треугольники, тарелки разных размеров, барабаны,  трещотки, бубны, детские металлофоны, ксилофоны (подставки под них);Желательно полный набор инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один – два полных набора для детей;
  • Наличие баяна (аккордеона) или фортепианодля концертмейстера;
  • Наличие технических средств (аудиотехника,фонограммы);
  • Наличие нотной и методической литературы.

  1. Предполагаемые результаты.
  • умение играть на шумовых и ударных инструментах (индивидуально и в ансамбле), соблюдая ритм, динамику и единый темп;
  • понимание дирижерского жеста;
  • умение петь, правильно интонируя мелодию и одновременно играть на инструменте;
  • развитие слухового внимания, умение ориентироваться во время исполнения пьесы.

  1. Контроль и учёт успеваемости

         Система контроля за развитием умений и навыков детей 4-6 лет строится на творческих заданиях.

В конце первого полугодия рекомендуется провести контрольный урок (с концертом для родителей или присутствием администрации школы), в конце второго полугодия – контрольный урок и публичное выступление.

На контрольных уроках дети показывают знания и навыки, приобретенные за данный период обучения. Оценивается:

1.  Грамотное и точное исполнение ритмического рисунка.

2.  Степень овладения инструментом.

3. Элементарные теоретические знания.

4. Правильное интонирование детских песен и попевок.

  1. Краткие методические рекомендации

Для успешных результатов обучения детей на уроках детского шумового оркестра необходимо учитывать их возрастные особенности. Детям 4-6 лет свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует постоянной смены впечатлений.Принимая все это во внимание, педагог должен уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводить в урок что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя различные по степени сложности задания с игрой, которая и будет являться самым эффективным методом в работе.

Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется в играх, в движении под музыку, в фантазии и импровизации при выполнении различных заданий. Педагогу необходимо руководить творческими поисками детей, стимулировать и направлять их фантазию,поощрять и одобрять проявление творческой инициативы детей.

Инструменты и приёмы игры на них

Шумовые («ритмические») ударные инструменты:маракасы, детские погремушки, бубенцы, пандейра (румба) ,трещотки, кастаньеты.

 Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступная   для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания и удары. В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно-шумовые инструменты. Ноты для всех этих инструментов обычно записываются на одной линии («нитке») без ключа и знаков альтерации, они обозначают только ритмический рисунок и способ исполнения (удар и встряхивание).

Все эти инструменты применяют по одному или в паре. Держат их обычно за ручки. Встряхивание и покачивание выполняются кистью, рука в запястье должна быть свободной. Педагогу нужно следить, чтобы дети не напрягали кисть и не производили движение всей рукой.

Следующими из этой группы осваивают инструменты, приём игры на которых – удар: коробочка, ложки, барабан , бубен, тарелки.

Для игры на этих инструментах также характерно свободное кистевое движение руки.

 «Мелодические» ударные инструменты: металлофон, ксилофон, колокольчики.

Основной способ звукоизвлечения – поочерёдные удары руками или  одной рукой. Удар должен быть коротким и энергичным. Замах для удара должен быть кистевой, запястье и кисть не напряжены.

Для выработки ритмичной и одновременной игры на шумовых инструментах, овладения основами техники, рекомендуется  использовать на занятиях:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры;

-ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

- соревнования между подгруппами;

VI.  Список рекомендуемой  литературы

1.Васильев Ю., ШироковА.«Рассказы о русских народных инструментах».

2.Ветлугина Н.А.«Методика музыкального воспитания в детском саду». Издательство «Просвещение», Москва, 1982г.

3.Комиссарова Л Н.., Костина Э.П.«Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Издательство «Просвещение», Москва, 1986г.

4.Костина Э.П. « Камертон »– программа музыкального образования дошкольного и раннего школьного возраста. Издательство «Просвещение», Москва, 2008г.

5.Тютюнникова Т.Э.«Уроки музыки. Система обучения К. Орфа». Издательство «Астрель», Москва, 2002г.

6.Юдина Е.И,мс«Первые уроки музыки и творчества». Издательство «Аквариум», Москва, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

  В данной статье я хочу рассказать о важности изобразительного искусства с раннего дошкольного возраста. Если вы хотите воспитать из своего малыша Эйнштейна, чаще давайте ему в руки кисто...

Образовательное пространство мини-музея в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт использования мобильного мини-музея на базе ДОУ...

Творческий проект "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Вашему вниманию предлагается презентация по опыту работы музыкального руководителя ДОУ на тему "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитиии детей дошкольного возраста 6-7 лет", результатом ...

Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"

Данные конспекты были проведены мною  в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...

Выступление на педсовете. Тема: ««Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому ра...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством от А до Я"

Актуальность данной программы  в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития спосо...

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»»

Мастер-класс на тему:«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной  технологии «Синтез искусств»»...