Открытый урок " Развитие слогового анализа и синтеза"
план-конспект на тему

Открытый урок для 2-го класса. "Развитие слогового анализа и синтеза"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия во 2-м классе.

Развтитие слогового анализа и синтеза.

Составила: учитель-логопед Сучкова Е.В.

Используемые современные образовательные технологии:

здоровье сберегающие технологии, игровые технологии.

Тема логопедическая: Развитие слогового анализа и синтеза.

Лексическая: Части тела.

Грамматическая: Перенос слова.

Задачи:1.Развитие слогового анализа и синтеза.

2. Формирование фонематического анализа, синтеза, представлений.

3. Закрепление правила переноса слов.

4. Расширение словарного запаса по теме: «части тела».

5. Работа с фразеологизмами.

6. Работа со словообразованием.

7. Умение составлять рассказ-описание по предложенному плану.

8. Работа над антонимами.

9. Умение работать с деформированным текстом.

10. Развитие слуховой памяти, зрительной памяти, внимания, мышления

Оборудование:

  1. интерактивная доска
  2. плакат с частями тела, лицо человека
  3. «слоговички»
  4. картинки с частями тела
  5. сказочные персонажи из произведения «Буратино»

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Логопед: Здравствуйте.

- Сядет на своё место тот, кто догадается, какое слово я хочу

произнести. А поможет вам этот плакат  

(плакат выводится с изображением частей тела)

гла…    (глаза)

бро…    (брови)

спи…    (спина)

ру…      (рука)

- Запись числа в тетрадь

( под диктовку одного ученика)

2. Основная часть:

 а) Сообщение лексической темы:

Логопед: Ребята тема занятия зашифрована на доске. Мысленно зачеркните каждую третью букву и прочитайте, о чём мы будем сегодня говорить:

ЧАМСТКИ

ТЕРЛА

- Дети: части тела.

б) – Прослушайте слова:

- Запомните их:

Колено, шея, лоб, брови, уши, ноздри.

- Ноздри- покажите их.

- Сколько всего слов?

( 6)

- Назовите слова, в которых 3 буквы?

( шея, лоб, уши)

- Одинаково ли кол-во слогов в них?

( нет)

- В слове –шея, -лоб,-уши?

- Вспомните правила переноса слов:

- Можно ли перенести эти слова: шея, уши, лоб.

- Почему?

- Из 6-ти слов мы не назвали 3.

- Какие слова мы не назвали?

( колено, брови, ноздри)

- Эти слова переносятся?

( да)

- Самостоятельно запишите слова, разделив их для переноса.

- Проверка.

в) Логопед: У каждого из вас в конверте карточки со слогами.

- Достаньте их.

ГРУДЬ, КОТЬ, ЛО, ЖИ, ВОТ, ВИ, БРО, ЦЫ, ПАЛЬ,КИС,ТИ.

-« Слоговички» помогут вам правильно назвать части тела. А мы поможем «слоговичкам» встретиться, чтобы получилось слово.

- У кого «слоговичок» несёт груз- целое слово

(грудь)

- У кого слоговичок несёт слог, где последний\ть\

(коть)

- У кого недостающая часть слова?

(ло)

- Какое слово?

( локоть)

- У кого слог, читая который мы вспоминаем правило жи-ши пиши с \ и\?

( жи)

- Кто добавит слог до слова?

( вот)

- Какое слово?

( живот)

- У кого слог, где после \в\ слышется \и\?

(ви)

- Какой слоговичок пойдёт к нему навстречу?

(бро)

- Слово брови

-У кого слог, в котором три звука, 1-й звук \кь\

(кис)

- Какой слог надо добавить, чтобы получилось слово?

(ти)
- Кисти

- У кого слог состоит из 3-х звуков, последний \ль\

( паль)

- Какого слоговичка не хватает?

(цы)

- Пальцы.

Логопед: Прочитайте получившиеся слова.

ГРУДЬ, ЛОКОТЬ, ЖИВОТ, БРОВИ, КИСТИ, ПАЛЬЦЫ.

- Какие орфограммы встречаются в этих словах?

- Сколько всего слов?

- Запомните эти слова?

- Запись слов по памяти.

- Проверка.

г) Логопед: Запомните три числа: 15, 24, 53.

- Прочитайте слог под цифрой 1, 2, 3, 4, 5

1         2        3       4       5

сто    пле    кет     чо    па

- Расшифруйте слова, зашифрованные в числах, которые вы запоминали, поставив вместо цифр слоги.

15-стопа

24-плечо

53-пакет

- Разбор слов: какой слог ударный? Как произносим безударный слог?

Как пишем? Почему?

д) Логопед: Перед вами ребус.

- Есть слово, слог, слова-картинки.

СВЕТ, ЛАДОНЬ, ЯЗЫК, ГОЛЕНЬ, ЛОКОТЬ, ВА.

Слово                 картинки                                         слог

- Какие части тела изображены на картинках?

- Возьмите первые слоги в словах-картинках, присоедините готовое слово и слог и разгадайте зашифрованное выражение.

СВЕТЛАЯ ГОЛОВА

- Что это значит?

- Придумайте предложение с этим выражением и запишите его в тетрадь.

Динамическая пауза:

- Передавая друг другу куклу, надо назвать часть тела, повторив при этом те, которые уже названы были вашими товарищами.

- Удобно сядьте. Глаза закройте. Расслабтесь.

- По моей команде сосредоточте внимание на той части тела, которую я назову.

- Покажите её:

* Рука правая.

* Ухо левое.

* Кисть правой руки.

* Левый указательный палец.

* Кончик среднего правого пальца.

е) Логопед: У каждого из вас герой  из сказки «Буратино»

( домашняя  работа была задана к этому занятию: раскрасить героя и дорисовать недостающую часть лица)

- Опишите портрет вашего персонажа используя предложенный план.

- Как догадались?

ё) Логопед: Игра «Скажи наоборот»

- У Пьеро лицо грустное, а у Буратино…….

- У Мальвины волосы светлые, а у Карабаса Барабаса……

- У Карабаса Барабаса волосы густые, а у Пьеро………

- У Буратино нос длинный, а у Мальвины……

- У Мальвины волосы кудрявые, а у Пьеро……..

- У Карабаса Барабаса сильные руки, а у Пьеро……

- У Карабаса Барабаса широкая спина, ау Пьеро……..

ж) Логопед: Игра «Скажи одним словом»

- У Мальвины голубые глаза, поэтому её называют……

(голубоглазая)

- У Пьеро зелёные глаза, поэтому его называют……

( зеленоглазый)

- У Карабаса Барабаса чёрные глаза, поэтому его называют……

(черноглазым)

- У Буратино длинный нос, поэтому его называют…..

(длинноносый)

- У Пьеро длинные ноги, поэтому его называют…..

(длинноногим)

- У Буратино тонкие ноги, поэтому его называют…….

(тонконогий)

- У Карабаса Барабаса нос с горбинкой, поэтому его называют…..

(горбоносый)

з) Логопед: Закончить занятие я хочу хорошо известной считалочкой.

- Я зашифровала её.

- Посмотрите: - попытайтесь её самостоятельно расшифровать

- кто справиться поднять руку.

( . ),    ( . ).   ( , )

Минус (ца, ро, жи) кривая

Палка, палка, огуречик(картинка)

Вот и вышел человечек(картинка).

- Читаем хором.

- Считаемся (каждый по слову)

3. Итог занятия:

- Чем занимались? Что было интересно?

- Оценка деятельности учеников.

- Домашнее задание (каждому карточка с изображённой девочкой: -Записать названия частей тела, которые состоят из одного слога, из двух слогов, из трёх слогов, из четырёх слогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия "Развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов"

Темы:- Коррекционная - развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и   синтеза слов;- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;- Лексическая – «Во...

Презентация по теме: "Развитие слогового анализа и синтеза"

Презентация для учащихся 2-3 классовТема: "Развитие слогового анализа и синтеза", Лексическая тема: "Зимние слова"...

Презентация "Развитие слогового анализа и синтеза. Непроизносимые согласные. Состав слова"

Презентация  для учащихся 3-4 классов. Лексический материал - слова с непроизносимой согласной....

Упражнения для развития слогового анализа и синтеза.

РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха

Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха...

Развитие слогового анализа и синтеза

Представлены игры для развития слогового анализа и синтеза...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Статья Коноваленко С.В., канд. психол. наук, логопед высш.кат., психолог высш.кат. ЦЛПДО ЮАО...