Развитие слогового анализа и синтеза
картотека
Предварительный просмотр:
Развитие слогового анализа и синтеза.
Выделение гласного звука из слога.
- Назвать только гласный звук слова.
- Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
- Записать только гласные буквы слогов.
- Придумать слог с соответствующей гласной.
- Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
- Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором, третьем месте.
Выделение гласных звуков из слова.
- Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, дом, диван, кошка, окна, горка, крыша, канава, капуста).
- Записать на схеме только гласные данного слова. Например, слово кошка обозначается так: _о__а, слово капуста - _а_у__а.
- Выделить гласные буквы из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки.
- Разложить картинки под гласными буквами. Предварительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова (сук, нос, стол, пол, сои, бровь, лоб, стул, сыр, дым, лес, хлеб, рак, мак).
- Разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы: _а__а, _о__а, _у__а. Предлагаются картинки на двусложные слова, например: муха, кошка, ложка, астра, лапа, луна, окна, утка, рука, корка, лодка, каша, мама, рама, лужа.
- Придумать слова по различным графическим схемам, на которых записаны гласные буквы.
Закрепление действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:
- Повторить заданное слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
- Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3). Предлагаются слова различной слоговой структуры: односложные, двусложные, трёхсложные, простые и со стечением согласных. Например: сад, стол, лыжи, рыба, сахар, крыса, крышка, машина, самолёт, капуста. Слова предъявляются в случайном порядке.
- Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Примерные картинки: трава, помидор, петрушка, редиска, груша, тарелка, букет, ворона, арбуз, берёза, вилка.
- Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трёх вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – из трёх слогов.
- Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых два или три слога.
- Выделить первый слог в названии картинок, записать его. Объединить слоги в слово или предложение и прочитать. Можно предложить детям следующие картинки: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука. После выделения первого слога в словах получается предложение: Мама купала Лару.
- Определить пропущенный слог в названии картинки. Например: -ва, до-га, ра-та, бел-, -ведь, ка-даш, -рог, по-да.
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; прос, ша, ква, то; руш, пет, ка; вар, мо, са.
- Определить слово или предложение, произнесённое по слогам. Например: маль-чи-ки иг-ра-ют в фут-бол.
- Выделить из предложений слова, состоящие из двух или трёх слогов.
- По сюжетной картинке назвать слова, состоящие из одного, двух, трёх слогов. Предварительно называются предметы, изображённые на сюжетной картинке.
На последнем этапе младшим школьникам предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
Рекомендуются следующие задания:
- Придумать слова с двумя или тремя слогами.
- Придумать слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом ма.
- Придумать слово с определённым слогом в конце слова, например со слогом ка.
- Определить количество слогов в названиях картинок (без предварительного их воспроизведения).
- Поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки. Логопед показывает картинки, не называя их.
- По сюжетной картинке (без предварительного называния предметов) назвать слово из одного, двух или трёх слогов.
- Изменить порядок букв в слоге. Назвать полученный слог. Логопед читает слог, дети воспроизводят буквы слога в обратной последовательности. Например: су – ус, ам – ма.
А) ух, ам, ор, ан, ум, ок;
Б) на, ма, но, со, ку, лу, ны, ми.
- Записать только слоги, начинающиеся с гласного звука.
- Записать только слоги, которые оканчиваются гласным звуком.
- Записать под диктовку открытые и закрытые слоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка логопедического занятия "Развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов"
Темы:- Коррекционная - развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов;- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;- Лексическая – «Во...
Презентация по теме: "Развитие слогового анализа и синтеза"
Презентация для учащихся 2-3 классовТема: "Развитие слогового анализа и синтеза", Лексическая тема: "Зимние слова"...
Презентация "Развитие слогового анализа и синтеза. Непроизносимые согласные. Состав слова"
Презентация для учащихся 3-4 классов. Лексический материал - слова с непроизносимой согласной....
Упражнения для развития слогового анализа и синтеза.
РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...
Открытый урок " Развитие слогового анализа и синтеза"
Открытый урок для 2-го класса. "Развитие слогового анализа и синтеза"...
Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха
Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Статья Коноваленко С.В., канд. психол. наук, логопед высш.кат., психолог высш.кат. ЦЛПДО ЮАО...