Развитие слогового анализа и синтеза
картотека

Представлены игры для развития слогового анализа и синтеза 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrs.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слогового анализа и синтеза.

                                     Выделение гласного звука из слога.

  1. Назвать только гласный звук слова.
  2. Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
  3. Записать только гласные буквы слогов.
  4. Придумать слог с соответствующей гласной.
  5. Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
  6. Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором, третьем месте.  

                        Выделение гласных звуков из слова.

  1. Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, дом, диван, кошка, окна, горка, крыша, канава, капуста).
  2. Записать на схеме только гласные данного слова. Например, слово кошка обозначается так: _о__а, слово капуста -  _а_у__а.
  3.  Выделить гласные буквы из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки.
  4. Разложить картинки под гласными буквами. Предварительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова (сук, нос, стол, пол, сои, бровь, лоб, стул, сыр, дым, лес, хлеб, рак, мак).
  5. Разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы: _а__а,  _о__а, _у__а. Предлагаются картинки на двусложные слова, например: муха, кошка, ложка, астра, лапа, луна, окна, утка, рука, корка, лодка, каша, мама, рама, лужа.
  6. Придумать слова по различным графическим схемам, на которых записаны гласные буквы.

Закрепление действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

  1. Повторить заданное слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
  2. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3). Предлагаются слова различной слоговой структуры: односложные, двусложные, трёхсложные, простые и со стечением согласных. Например: сад, стол, лыжи, рыба, сахар, крыса, крышка, машина, самолёт, капуста. Слова предъявляются в случайном порядке.
  3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Примерные картинки: трава, помидор, петрушка, редиска, груша, тарелка, букет, ворона, арбуз, берёза, вилка.
  4. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трёх вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – из трёх слогов.
  5. Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых два или три слога.
  6. Выделить первый слог в названии картинок, записать его. Объединить слоги в слово или предложение и прочитать. Можно предложить детям следующие картинки: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука. После выделения первого слога в словах получается предложение: Мама купала Лару.
  7. Определить пропущенный слог в названии картинки. Например: -ва, до-га, ра-та, бел-, -ведь, ка-даш, -рог, по-да.
  8. Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; прос, ша, ква, то; руш, пет, ка; вар, мо, са.
  9. Определить слово или предложение, произнесённое по слогам. Например: маль-чи-ки иг-ра-ют в фут-бол.
  10.  Выделить из предложений слова, состоящие из двух или трёх слогов.
  11.  По сюжетной картинке назвать слова, состоящие из одного, двух, трёх слогов. Предварительно называются предметы, изображённые на сюжетной картинке.

        На последнем этапе младшим школьникам  предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.

        Рекомендуются следующие задания:

  1. Придумать слова с двумя или тремя слогами.
  2. Придумать слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом ма.
  3. Придумать слово с определённым слогом в конце слова, например со слогом ка.
  4. Определить количество слогов в названиях картинок (без предварительного их воспроизведения).
  5. Поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки. Логопед показывает картинки, не называя их.
  6.  По сюжетной картинке (без предварительного называния предметов) назвать слово из одного, двух или трёх слогов.
  1. Изменить порядок букв в слоге. Назвать полученный слог. Логопед читает слог, дети воспроизводят буквы слога в обратной последовательности. Например: су – ус, ам – ма.

         А) ух, ам, ор, ан, ум, ок;

         Б) на, ма, но, со, ку, лу, ны, ми.

  1. Записать только слоги, начинающиеся с гласного звука.
  2. Записать только слоги, которые оканчиваются гласным звуком.
  3. Записать под диктовку открытые и закрытые слоги.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия "Развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов"

Темы:- Коррекционная - развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и   синтеза слов;- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;- Лексическая – «Во...

Презентация по теме: "Развитие слогового анализа и синтеза"

Презентация для учащихся 2-3 классовТема: "Развитие слогового анализа и синтеза", Лексическая тема: "Зимние слова"...

Презентация "Развитие слогового анализа и синтеза. Непроизносимые согласные. Состав слова"

Презентация  для учащихся 3-4 классов. Лексический материал - слова с непроизносимой согласной....

Упражнения для развития слогового анализа и синтеза.

РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Открытый урок " Развитие слогового анализа и синтеза"

Открытый урок для 2-го класса. "Развитие слогового анализа и синтеза"...

Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха

Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Статья Коноваленко С.В., канд. психол. наук, логопед высш.кат., психолог высш.кат. ЦЛПДО ЮАО...