Семинар-практикум "Грамотный дошкольник - успешный школьник""
план-конспект на тему
Цель: передача коллегам личного профессионального опыта в использовании игровых методов и приемов по обогащению словарного запаса и развития связной речи детей дошкольного возраста; создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов. Педагоги познакомятся с интересными играми и упражнениями по обогащению словарного запаса и развития связной речи детей, акрепят понятие «грамотная речь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_gramotnyy_doshkolnik-uspeshnyy_shkolnik.docx | 88.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение ДЕТСКИЙ САД № 134 ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МАДОУ д/с № 134 города Тюмени)
Семинар – практикум
«Грамотный дошкольник – успешный школьник»
Дата: 27.10.2017
Учитель-логопед
Евгения Петровна Баранова
Тюмень, 2017
Цель: передача коллегам личного профессионального опыта в использовании игровых методов и приемов по обогащению словарного запаса и развития связной речи детей дошкольного возраста; создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.
Задачи:
- Познакомить педагогов:
- С интересными играми и упражнениями по обогащению словарного запаса и развития связной речи детей
- Закрепить понятие «грамотная речь»
- Способствовать проявлению у участников семинара-практикума речевой и творческой активности, творчества, интереса, развитию рефлексии,
Оборудование: Фишки синего и зелёного цвета, предметные картинки, в названии, которых есть твёрдый звук «Л» или мягкий звук «Ль», скороговорки-картинки, камешки, пуговки, схема описательного рассказа «Овощи», «Животные», картинки для составления описательного рассказа (лук, лиса), «Волшебный мешочек» с предметами (морковь, карандаш, кофейная чашка), мяч, буклеты-памятки с описанием игр на обогащение словарного запаса, магнитофон, песня-танец «Буги-вуги».
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рады, что вы нашли время для этой встречи!
Наш д/с «Веснушки» и мне бы хотелось своё выступление начать с добрых слов психогимнастики. Пусть Вселенная услышит эти слова.
«Солнечный лучик» (слова с движением)
Мы согреты солнечным лучиком,
Мы на свете самые лучшие!
Вселенная нам улыбается,
И всё у нас получается!!!
Хлопните в ладоши те, у кого есть дети школьники или родственники школьники (брат, сестра, племянники). Спасибо!
В последнее время всё чаще говорят о том, что экзамены ОГЭ и ЕГЭ будут сдавать устно. А чтобы успешно сдать устный экзамен, ребёнок должен грамотно изъясняться, высказываться, говорить.
А наши родители? Порой они не могут «связать двух слов». Да и мы, педагоги, иногда стесняемся выступить, вступить в беседу. Почему? (Ответы)
Вывод: Не очень грамотная речь человека ставит его в тупик.
А что значит ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ? (Ответы участников семинара)
Вывод: Речь должна быть внятной, чёткой, понятной окружающим. Должен быть богатый словарный запас, грамматически правильно построенные предложения.
Искусство правильно говорить не появляется само собой – его можно развивать, тренировать с детства. И сегодня на этой встрече я предложу вам лишь небольшое количество игр и упражнений, направленных на развитие грамотной речи.
Вам нравится отгадывать загадки??? Поиграем…
- Сено хоботом берет толстокожий … (слон)
- Кто любит по веткам носится? Конечно рыжая … (белка)
- В чаще голову задрав, воет с голоду … (волк)
- Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … (медведь)
- Под землей, прорыв нору спит усталый … (крот)
- Вот, ребята, чудеса – в улей мед несет … (пчела)
- Мед с малиной - это блюдо объеденье для … (медведя)
- На заборе по утру будит всех … (петух)
Кто отгадал загадку, получает две фишки синего и зелёного цвета.
Поделитесь фишками с друзьями и разделитесь на две группы соответственно цвету фишек.
Под стульями у вас лежат картинки. Пожалуйста скажите, кто или что изображено на вашей картинке. (Пример от ведущего: У меня вкусная красная малина). (Несколько ответов)
Вывод: Такие игровые упражнения способствуют развитию не только словаря и связной речи, но и памяти, внимания, воображения и мышления.
Способствуют навыку составления распространённого предложения с заданным словом.
А сейчас вам опять нужно разделиться на группы, в соответствии с тем, какой звук в названии предмета на картинке: твёрдый «Л» или мягкий «Ль» (Разделились). И возьмите фищку нужного цвета: твёрдый звук «Л» – синяя фишка, мягкий «Ль» - зелёная.
Вывод: Так мы готовим детей к обучению грамоте. Развивается фонематическое восприятие и внимание и соответственно навык звукового анализа. Такие упражнения помогают ребенку понять мир звуков.
Речь должна быть внятной и чёткой. Для этого нужно учить скороговорки.
Знаете ли вы скороговорки? Расскажите. (Несколько скороговорок от участников семинара)
Как можно обогатить словарь? (ответы участников семинара)
Игры на обогащение словарного запаса
- Фигурки (пуговки, камешки…)-помощники Раскрой каждое обобщение и подбери по пять слов. Например: Я знаю пять имен девочек: Маша. Наташа. Полина, Таня, Оля.
Клички собак
Фамилии детских писателей и поэтов
Названия перелётных птиц
Названия предметов посуды
Между детьми можно устраивать соревнования, как командное, так и в паре. Кто больше назовет слов по определенной теме.
- Счетные флажки. Подбери по пять названий предметов. Считать слова с помощью флажков или другого счетного материала. (Например: Свитер сделан из того же материала, что и кофта, юбка, водолазка, платье, жилетка).
Сапог сделан из того же материала, что и
Сыр сделан из того же материала, что и
Ночная рубашка сделана из того же материала что и
Колбаса сделана из того же материала, что и
Кастрюля сделана из того же материала, что и
Ваза сделана из того же материала, что и
- Рычит или молчит? Скажи, как подаю голос животные или птицы?
Волк - воет
Голубь – воркует
Коза – блеет
Курица – кудахчет
Синица – тинькает
Лисица - тяфкает
Сорока – стрекочет
Филин – ухает
- Пять действий перечисли слова-действия, подходящие к указанным предметам (Действия с мячом – его можно купить, пнуть, поймать, уронить, подбросить вверх, бросить товарищу и т.д.)
Действия с лопатой –
Действия с колесом –
Действия с молоком –
Действия с солью –
- Слова-признаки пофантазируй и представь, каким может быть каждый названный предмет. Подбери по пять слов-признаков (Собака, живущая в будке – рыжая, голодная, лохматая, сердитая, большая, смелая)
Дети
Родители
Для малышей необходимо показать предмет, для того чтобы увидеть, потрогать и понять все слова, которые можно подобрать к данному предмету.
Игра «Реклама» (словарь признаков-прилагательные, словарь действий – глаголы)
(Один человек из команды «рекламирует» предмет на картинке)
Также для развития красивой и правильной речи необходимо связно излагать свои мыски. Как развивать связную речь? Это составление рассказов. Рассказы составляются:
- По сюжетной картине
- По серии сюжетных картин
- Описательный рассказ
- Сравнительный рассказ и др.
Сегодня мы поговорим с вами об описательном рассказе. Существуют различные алгоритмы составления рассказа. Сейчас мы представим вам один из них. Предлагаем вам попробовать и составить рассказ по схеме.
Описательный рассказ про ЛИСУ (про ЛУК)
«Волшебный мешочек»»
И ещё один интересный момент в развитии речи – координация речи с движением – это танец. Предлагаю вам встать в круг и потанцевать.
Итог мероприятия:
Рефлексия – расскажите о своих ощущениях от сегодняшнего семинара, что понравилось, что запомнили, что будете использовать в практике. Какие вопросы возникли в ходе семинара, и вам хотелось бы получить на них ответы. Что бы вы хотели предложить на будущее.
Вы можете оставить отзывы о семинаре с помощью фишек, которые вы положите в коробочки:
всё понравилось, возьму в работу – большое солнышко;
подумаю, сомневаюсь, нужно ли мне это – цветочек;
не буду использовать, мне это не нужно – смайлик.
Речь педагога должна быть:
- ЧЕТКОЙ, ВНЯТНОЙ
Значит должна быть четкая дикция и артикуляция (губы четко работают при говорении). Звукопроизношение должно быть в норме (если у вас есть вопросы по данному поводу, то вы смело можете обращаться). Коррегировать речь можно в любом возрасте.
Как тренировать четкость речи? Очень легко!
Во-первых: Артикуляционная гимнастика
Во-вторых: проговаривать скороговорки.
- Речь должна быть ПОНЯТНОЙ
Человек, к которому вы обращаетесь должен понимать, о чем вы спрашиваете, что вы хотите сказать. Содержание вашей речи должно соответствовать уровню интеллекта человека, с которым вы говорите.
- ГРАМОТНОЙ
В вашей речи должны быть грамотно построенные предложения, вы должны правильно употреблять слова в роде, числе и падеже, правильно проговаривать окончания слов и, конечно, исключить слова паразиты, которые, к сожалению, есть у нас у всех.
- Речь должна быть ГРОМКОЙ.
Для того, чтобы вас слышали дети, родители и те люди, к которым вы обращаетесь в магазине, в кафе и т.д.
Вам приходится выступать на родительских собраниях, на семинарах, на педагогических советах, в индивидуальных беседах с родителями. И чтобы ваше выступление было интересно и понятно для слушателей к нему нужно обязательно подготовиться.
Ваша речь должна быть:
- Понятна вам (вы должны знать и хорошо понимать то, о чем вы будете говорить. Это нужно для того, чтобы собеседнику было интересно с вами общаться и если вам зададут вопрос, то зная тему, вы легко на него ответите).
- Интересна вам.
- Диалог с собеседником (даже если вы выступаете перед большой аудиторией).
Вы всегда должны быть вежливы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл презентаций по автоматизации звука С для дошкольнико имладших школьников.
Цикл презентаций для автоматизации звука С для индивидуальных и подгрупповых занятий для дошкольников и младших школьников, имеющих ОНР, ФФНР и ФНР. Для презентаций использовался речевой материал из п...
Методическая статья Факторы повышения учебной успешности школьников
Как сделать учебную деятельность школьников более эффективной? Что нужно сделать, чтобы школьники учились с интересом и желанием? Главными с...
Статья для родителей "Как помочь дошкольнику успешно выступать"
Методические рекомендации...
«Развитие успешности школьника в образовательном процессе»
В данной статье с помощью данных проведенного исследования подтверждается предположение о том, что наибольшими возможностями в развитии успешности обучающегося обладает система неформального (дополнит...
Кодификатор как средство оценки успешности школьника в соответствии с требованиями ФГОС с использованием средств педагогической метрологии.
В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, основной целью которого является: научить учащихся самостоятельно учиться и помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые...
Презентация к выступлению "Ресурсы современного урока как условие успешности школьников"
Материал предназначен для педагогов. Может быть использован на педагогическом совете школы по теме "Повышение качества образования. Ресурсный подход."...
Выступление на педагогическом совете с темой "Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе"
laquo;Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе»....