Семинар-практикум "Грамотный дошкольник - успешный школьник""
план-конспект на тему

Баранова Евгения Петровна

Цель: передача коллегам личного профессионального опыта  в использовании игровых методов и приемов по обогащению словарного запаса и развития связной речи детей дошкольного возраста; создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.    Педагоги познакомятся с  интересными играми и упражнениями по обогащению словарного запаса и развития связной речи детей, акрепят понятие «грамотная речь»

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: Описание: GERB-BW

Муниципальное АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение ДЕТСКИЙ САД № 134 ГОРОДА ТЮМЕНИ

(МАДОУ д/с № 134 города Тюмени)

Семинар – практикум

«Грамотный дошкольник – успешный школьник»

Дата: 27.10.2017

1288079926_120912364_1----D--1288079926

                                         Учитель-логопед

                                                                Евгения Петровна Баранова

Тюмень, 2017

Цель: передача коллегам личного профессионального опыта  в использовании игровых методов и приемов по обогащению словарного запаса и развития связной речи детей дошкольного возраста; создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.

Задачи: 

  1. Познакомить педагогов:
  1.  С  интересными играми и упражнениями по обогащению словарного запаса и развития связной речи детей
  2.  Закрепить понятие «грамотная речь»

  1. Способствовать проявлению у участников семинара-практикума речевой и творческой активности, творчества, интереса, развитию рефлексии,

Оборудование: Фишки синего и зелёного цвета, предметные картинки, в названии, которых есть твёрдый звук «Л» или мягкий звук «Ль», скороговорки-картинки, камешки, пуговки, схема описательного рассказа «Овощи», «Животные», картинки для составления описательного рассказа (лук, лиса), «Волшебный мешочек» с предметами (морковь, карандаш, кофейная чашка), мяч,  буклеты-памятки с описанием игр на обогащение словарного запаса, магнитофон, песня-танец «Буги-вуги».

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рады, что вы нашли время для этой встречи!

Наш д/с «Веснушки» и мне бы хотелось своё выступление начать с добрых слов психогимнастики. Пусть Вселенная услышит эти слова.

«Солнечный лучик» (слова с движением)

Мы согреты солнечным лучиком,

Мы на свете самые лучшие!

Вселенная нам улыбается,

И всё у нас получается!!!

Хлопните в ладоши те, у кого есть дети школьники или родственники школьники (брат, сестра, племянники). Спасибо!

В последнее время всё чаще говорят о том, что экзамены ОГЭ и ЕГЭ будут сдавать устно. А чтобы успешно сдать устный экзамен, ребёнок должен грамотно изъясняться, высказываться, говорить.

А наши родители? Порой они не могут «связать двух слов». Да  и мы, педагоги, иногда стесняемся выступить, вступить в беседу. Почему? (Ответы)

Вывод: Не очень грамотная речь человека ставит его в тупик.

А что значит ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ? (Ответы участников семинара)

Вывод: Речь должна быть внятной, чёткой, понятной окружающим.  Должен быть богатый словарный запас, грамматически правильно построенные предложения.

Искусство правильно говорить не появляется само собой – его можно развивать, тренировать с детства. И сегодня на этой встрече я предложу вам лишь небольшое количество игр и упражнений, направленных на развитие грамотной речи.

Вам нравится отгадывать загадки???  Поиграем…

  • Сено хоботом берет толстокожий … (слон)
  • Кто любит по веткам носится? Конечно рыжая … (белка)
  • В чаще голову задрав, воет с голоду … (волк)
  • Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … (медведь)
  • Под землей, прорыв нору спит усталый … (крот)
  • Вот, ребята, чудеса – в улей мед несет … (пчела)
  • Мед с малиной - это блюдо объеденье для … (медведя)
  • На заборе по утру  будит всех … (петух)

Кто отгадал загадку, получает две фишки синего и зелёного цвета.

Поделитесь фишками с друзьями и разделитесь на две группы соответственно цвету фишек.

Под стульями у вас лежат картинки. Пожалуйста скажите, кто или что изображено на вашей картинке.  (Пример от ведущего: У меня вкусная красная малина).  (Несколько ответов)

Вывод: Такие игровые упражнения способствуют развитию не только словаря и связной речи, но и памяти, внимания, воображения и мышления.

Способствуют навыку составления распространённого предложения с заданным словом.

А сейчас вам опять нужно разделиться на группы, в соответствии с тем, какой звук в названии предмета на картинке: твёрдый «Л» или мягкий «Ль» (Разделились). И возьмите фищку нужного   цвета: твёрдый звук «Л» – синяя фишка, мягкий «Ль» - зелёная.

Вывод: Так мы  готовим детей к обучению грамоте. Развивается фонематическое восприятие и внимание и соответственно навык звукового анализа. Такие упражнения помогают ребенку понять мир звуков.

Речь должна быть внятной и чёткой. Для этого нужно учить скороговорки.

Знаете ли вы скороговорки? Расскажите. (Несколько скороговорок от участников семинара)

Как можно обогатить словарь? (ответы участников семинара)

Игры на обогащение словарного запаса

  • Фигурки (пуговки, камешки…)-помощники Раскрой каждое обобщение и подбери по пять слов. Например: Я знаю пять имен девочек: Маша. Наташа. Полина, Таня, Оля.

Клички собак

Фамилии детских писателей и поэтов

Названия перелётных птиц

Названия предметов посуды

Между детьми можно устраивать соревнования, как командное, так и в паре. Кто больше назовет слов по определенной теме.

  • Счетные флажки.  Подбери по пять названий предметов. Считать слова с помощью флажков или другого счетного материала. (Например: Свитер сделан из того же материала, что и кофта, юбка, водолазка, платье, жилетка).

Сапог сделан из того же материала, что и

Сыр сделан из того же материала, что и

Ночная рубашка сделана из того же материала что и

Колбаса сделана из того же материала, что и

Кастрюля сделана из того же материала, что и

Ваза сделана из того же материала, что и

  • Рычит или молчит? Скажи, как подаю голос животные или птицы?

Волк  - воет

Голубь – воркует

Коза – блеет

Курица – кудахчет

Синица – тинькает

Лисица - тяфкает

Сорока – стрекочет

Филин – ухает

  • Пять действий перечисли слова-действия, подходящие к указанным предметам (Действия с мячом – его можно купить, пнуть, поймать, уронить, подбросить вверх, бросить товарищу и т.д.)

 Действия с лопатой –

Действия с колесом –

Действия с молоком –

Действия с солью –

  • Слова-признаки пофантазируй и представь, каким может быть каждый названный предмет. Подбери по пять слов-признаков (Собака, живущая в будке – рыжая, голодная, лохматая, сердитая, большая, смелая)

Дети

Родители

Для малышей необходимо показать предмет, для того чтобы увидеть, потрогать и понять все слова, которые можно подобрать к данному предмету.

Игра «Реклама» (словарь признаков-прилагательные, словарь действий – глаголы)

(Один человек из команды «рекламирует» предмет на картинке)

Также для развития красивой и правильной речи необходимо связно излагать свои мыски. Как развивать связную речь? Это составление рассказов. Рассказы составляются:

  • По сюжетной картине
  • По серии сюжетных картин
  • Описательный рассказ
  • Сравнительный рассказ и др.

Сегодня мы поговорим с вами об описательном рассказе. Существуют различные алгоритмы составления рассказа. Сейчас мы представим вам один из них.  Предлагаем вам попробовать и составить рассказ по схеме.  

Описательный рассказ про ЛИСУ  (про ЛУК)

«Волшебный мешочек»»

И ещё один интересный момент в развитии речи – координация речи с движением – это танец. Предлагаю вам встать в круг и потанцевать.

Итог мероприятия:

Рефлексия – расскажите о своих ощущениях от сегодняшнего семинара, что понравилось, что запомнили, что будете использовать в практике. Какие вопросы возникли в ходе семинара, и вам хотелось бы получить на них ответы. Что бы вы хотели предложить на будущее.

Вы  можете оставить отзывы о семинаре с помощью фишек, которые вы положите в коробочки:

всё понравилось, возьму в работу – большое солнышко;

подумаю, сомневаюсь, нужно ли мне это – цветочек;

не буду использовать, мне это не нужно – смайлик.

Речь педагога должна быть:

  1. ЧЕТКОЙ, ВНЯТНОЙ

Значит должна быть четкая дикция и  артикуляция (губы четко работают при говорении). Звукопроизношение должно быть в норме (если у вас есть вопросы по данному поводу, то вы смело можете обращаться). Коррегировать речь можно в любом возрасте.

Как тренировать четкость речи? Очень легко!

Во-первых: Артикуляционная гимнастика

Во-вторых: проговаривать  скороговорки.

  1. Речь должна быть ПОНЯТНОЙ

Человек, к которому вы обращаетесь должен понимать, о чем вы спрашиваете, что вы хотите сказать. Содержание вашей речи должно соответствовать уровню интеллекта человека, с которым вы говорите.  

  1. ГРАМОТНОЙ

В вашей речи должны быть грамотно построенные предложения, вы должны правильно употреблять слова в роде, числе и падеже, правильно проговаривать окончания слов и, конечно, исключить слова паразиты, которые, к сожалению, есть у нас у всех.

  1. Речь должна быть ГРОМКОЙ.

Для того, чтобы вас слышали дети, родители и те люди, к которым вы обращаетесь в магазине, в кафе и т.д.

Вам приходится выступать на родительских собраниях, на семинарах, на педагогических советах, в индивидуальных беседах с родителями. И чтобы ваше выступление было интересно и понятно для слушателей к нему нужно обязательно подготовиться.

Ваша речь должна быть:

  • Понятна вам (вы должны знать и хорошо понимать то, о чем вы будете говорить. Это нужно для того, чтобы собеседнику было интересно с вами общаться и если вам зададут вопрос, то зная тему, вы легко на него ответите).
  • Интересна вам.
  • Диалог с собеседником (даже если вы выступаете перед большой аудиторией).

Вы всегда должны быть вежливы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл презентаций по автоматизации звука С для дошкольнико имладших школьников.

Цикл презентаций для автоматизации звука С для индивидуальных и подгрупповых занятий для дошкольников и младших школьников, имеющих ОНР, ФФНР и ФНР. Для презентаций использовался речевой материал из п...

Методическая статья Факторы повышения учебной успешности школьников

     Как сделать учебную деятельность школьников более эффективной? Что нужно сделать, чтобы школьники учились с интересом и желанием?         Главными с...

«Развитие успешности школьника в образовательном процессе»

В данной статье с помощью данных проведенного исследования подтверждается предположение о том, что наибольшими возможностями в развитии успешности обучающегося обладает система неформального (дополнит...

Кодификатор как средство оценки успешности школьника в соответствии с требованиями ФГОС с использованием средств педагогической метрологии.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, основной целью которого является: научить учащихся самостоятельно учиться и помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые...

Презентация к выступлению "Ресурсы современного урока как условие успешности школьников"

Материал предназначен для педагогов. Может быть использован на педагогическом совете школы по теме "Повышение качества образования. Ресурсный подход."...

Выступление на педагогическом совете с темой "Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе"

laquo;Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе»....