Методическая статья Факторы повышения учебной успешности школьников
статья по теме
Как сделать учебную деятельность школьников более эффективной? Что нужно сделать, чтобы школьники учились с интересом и желанием?
Главными составляющими академической успеваемости как наиболее часто замеряемого показателя успешности школьника в учебной деятельности являются интеллектуальные способности, с одной стороны, и мотивационные и личностные потребности, с другой. Однако в последнее время данные связи интеллекта с успешностью в учебе школьников существенно варьируют. Не секрет, что среди слабоуспевающих школьников присутствуют как дети с высокими, так и с низким способностями.
Основной причиной низкой успеваемости является отсутствие у них учебной мотивации.
Задача учителя по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса должна стоять на первом месте.
Поэтому для достижения цели, а именно, сделать учебную деятельность эффективной и качественной, важно повышать и познавательные и социальные мотивы школьников в совокупности, не отделяя их друг от друга. А какие рычаги и инструменты будут использованы учителем для реализации цели зависит от профессионального мастерства педагога. Но в основе должен быть положительный эмоциональный настрой, исходящий от учителя, а сам учитель - личность, увлеченная процессом познания и поиска, стремящаяся к развитию, созиданию, достижению и самосовершенствованию, являющаяся кумиром и образцом для подражания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая статья Факторы повышения учебной успешности школьников | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая статья
Плотникова Оксана Сергеевна,
учитель математики школа №413
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Факторы повышения учебной успешности школьников
Как сделать учебную деятельность более эффективной? Что нужно сделать, чтобы школьники учились с интересом и желанием?
Довольно часто и учителя, и родители с сожалением констатируют: “не хочет учиться”, “мог бы заниматься лучше, но нет желания” или, что еще хуже, «не хочет ходить в школу».
Почему так происходит? Ведь в первый класс дети приходят с желанием и радостью, имея внутреннюю установку хорошо учиться, чтобы радовать родителей, много знать, и каждый из первоклассников с уверенностью отмечает, что «в школе интересно». Как сделать так, чтобы такая позиция школьника сохранилась на протяжении всего периода обучения в школе. Эта проблема является насущной для каждого учителя в отдельности и для школы в целом.
Главными составляющими академической успеваемости как наиболее часто замеряемого показателя успешности школьника в учебной деятельности являются интеллектуальные способности, с одной стороны, и мотивационные и личностные потребности, с другой. Однако в последнее время данные связи интеллекта с успешностью в учебе школьников существенно варьируют. Не секрет, что среди слабоуспевающих школьников присутствуют как дети с высокими, так и с низким способностями.
Основной причиной низкой успеваемости является отсутствие у них учебной мотивации. Школьника нельзя научить успешно учиться, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Уровень интеллекта не определяет успеваемость, она зависит в первую очередь от уровня выраженности у ученика познавательной мотивации (Бадмаева, 2004). Поэтому задача учителя по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса должна стоять на первом месте.
Прежде всего следует понимать и различать понятия «мотивация», «мотив» и «цель» в образовательной деятельности.
Мотивация - это совокупность факторов (мотив, потребность, стимул и т.д.), которые побуждают школьников к деятельности с определенной целью.
Мотив - внутренние побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей личности, ради которого она осуществляется, т.е. обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность учащегося в его свершении.
Цель — это предвидимый конечный результат, представляемый и осознаваемый человеком и регулирующий ход деятельности. Другими словами, мотив - побуждение к достижению цели.
Изучение вопросов, связанных с мотивами учебной деятельности, проводились и отечественными психологами, которые отмечают исключительную важность обращения к ресурсу внутренней учебной мотивации учащегося при построении эффективного учебного процесса (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, А.И. Подольский, Н.Ф. Талызина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин). «Влияние мотивации – вещь деликатная, легко не обнаруживается, но, в конце концов, дающая о себе знать самым роковым образом» (Гальперин, 2007, с. 195-196). «Самое главнее заключается в том, что мы можем совсем не учитывать мотивацию, но она все-таки имеется и определяет степень успешности обучения» (там же, с. 197). Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.
Таким образом важность мотивации в учении не оспорима.
Рассмотрим познавательные и социальные мотивы:
- познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, направленностью школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, к самообразованию, на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;
- социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, понимание необходимости учиться, чувство ответственности, в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Данный мотив может проявляться и в попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. и является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности, так как школьник не только взаимодействует с учителем и одноклассниками, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с ними, постоянно совершенствовать эти формы.
Внутренние составляющие этих мотивов по - разному проявляются в учебном процессе. Например, познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; а учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы — в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам: мотивы социального сотрудничества — стремление к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и в формах ухода от нее, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной сложности или в отказе от них.
Как мы видим, для успешности в обучении у школьника должны быть сформированы и познавательные, и социальные мотивы в равной степени, а, может быть, чуть больше – социальные. Для того, чтобы школьник включился в учебу, нужно чтобы поставленные в ходе учебной деятельности задачи были и понятными, и внутренне принятыми им, другими словами чтобы они приобрели значимость для школьника, и при этом он должен обладать такими качествами как ответственность, дисциплинированность и исполнительность. Поэтому для достижения цели, а именно, сделать учебную деятельность эффективной и качественной, важно повышать и познавательные и социальные мотивы школьников в совокупности, не отделяя их друг от друга. А какие рычаги и инструменты будут использованы учителем для реализации цели зависит от профессионального мастерства педагога. Но в основе должен быть положительный эмоциональный настрой, исходящий от учителя, а сам учитель - личность, увлеченная процессом познания и поиска, стремящаяся к развитию, созиданию, достижению и самосовершенствованию, являющаяся кумиром и образцом для подражания.
Используемая литература
1.Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. –– Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. – 280 с.
2.Воронкова И.В. Взаимосвязь учебно-познавательной мотивации с эмоциональным
отношением к учению и интеллектуальным развитием старших подростков (На
примере развивающего и традиционного образования). Дис. ... канд. психол. наук :
19.00.13, 19.00.07 Казань, 2005. 162 с.
3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учеб. пособие. М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность учителя как фактор повышения качества образования школьников
"Делайте то, что любите делать и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня", - говорил древнекитайский мыслитель Конфуций. В предлагаемой статье представлен самоанализ опыта работы учителя техноло...
статья"Единство общего и дополнительного образования как фактор повышения познавательной культуры школьника"
В наше время очень остро стоит проблема формирования духовного мира человека, возрождение и освоение школьниками культурных традиций России. Безусловно, каждая образовательная область вносит сво...
"Исследование ИКТ как фактор повышения учебной и творческой мотивации учащихся на уроках музыки и искусства"
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация. Здесь на помощь учителю приходят информационные технологии. В документе информация о возможностях применения компьютерных средств...
Интерес к профессиональной деятельности как фактор повышения учебной мотивации студентов
Статья напечатана в сборнике:Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы. Материалы II международной научно-практической конференции. – М.: НОУ «Институт экономики и предпринимательства»; Тюмень: ОО...
Статья «Прикладная направленность школьного курса математики как фактор повышения познавательной активности школьников»
«Особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей в...
Физкультминутка как фактор повышения двигательной активности школьника.
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин...
Статья "Повышение учебной мотивации школьников на уроках английского языка при работе над совершенствованием навыков устной и письменной речи"
Статья "Повышение учебной мотивации школьников на уроках английского языка при работе над совершенствованием навыков устной и письменной речи"...