«Виртуальное путешествие в страну «Частей речи» -урок русского языка в 8 классе.
учебно-методический материал (8 класс) на тему
Данный тип урока имеет целью выработку умений применять знания в комплексе, в новых условиях, находится в системе уроков методологической направленности, которые являются надпредметными. Уроки данного типа проводятся, как вне рамок предмета, так и в конце изучения определённых разделов, глав, в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chasti_rechi.docx | 169.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие:
«Виртуальное путешествие в страну «Частей речи»
Цель: Повторение и обобщение изученного материала о частях речи.
Задачи:
- Проверка ЗУН уч-ся, приобретённых в ходе изучения раздела «Части речи».
- Коррекция произвольного внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза.
- Поддержка познавательного интереса к предмету в процессе повторения.
Урок направлен на формирование УУД:
Личностные - оценивать свои знания и умения;
Коммуникативные - умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других;
Познавательные - поиск информации, умение переработать её;
Регулятивные - умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны уметь определять части речи;
-знать правила;
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы обучения: беседа, игра, мыслительная деятельность, дифференцированная работа, проблемное изложении, практическая работа, показ.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Современные технологии:
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;
- технологии уровневой дифференциации;
- информационно-компьютерные технологии
ОФОРМЛЕНИЕ:
- презентация, содержащая на слайдах задания к различным этапам урока;
- маршрутные листы с заданиями для каждого ученика;
- говорящая ручка «Знаток».
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
Психологический настрой.
Учитель: Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.
Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Учитель: Слайд №2, №3
1. Вступительное слово
- Дорогие ребята, сегодня вам представится уникальная возможность побывать в стране, которой нет ни на одной современной политической карте. Называется она – страна «ЧАСТЕЙ РЕЧИ». В этой стране мы с вами вспомним все, что вы узнали в этом учебном году о частях речи. А совершить необычное путешествие нам поможет туристическое агентство «БУРЯ» (будем учить русский язык) Слайд №2
-Давайте рассмотрим маршрут, по которому нам надо добраться до волшебного города. Слайд№3.
Мы побываем в различных городах (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, МЕСТОИМЕНИЕ). А поплывем мы с вами на большом корабле по морю.
Слайд№4
-Давайте послушаем шум морской воды и настроимся на путешествие.
ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ!
Учитель:
-Перед отправкой в путешествие необходимо оформить МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ.
(Ребята указывают свои фамилии и знакомятся с содержанием листа).
– Итак, путешествие начинается!..
Слайд №5
3. Сейчас вам необходимо пройти ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, который даёт допуск к путешествию.
-Что такое таможня? Обратимся к словарю Ожегова.
Учреждение, ведающее контролем провоза через границу грузов, багажа, почты, а мы будем провозить свои ЗНАНИЯ.
Слайд №6
Ответь правильно!
Задание №1 в маршрутном листе:
- Какая часть речи отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. (существительное)
- Какая часть речи обозначает признак предмета? (прилагательное)
- Какая часть речи указывает на предмет, но не называет его? (местоимение).
- Кто испытывает затруднения, может воспользоваться памятками.
Проверка по слайду. Слайд №6
4. В ГОСТЯХ У СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. Слайд №7
Учитель:
- Таможенный контроль вами пройден благополучно. И первый город, который мы посетим это – город СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
На гербе этого города написано:
Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам.
-Чтобы войти в этот город нам с вами надо ответить на следующие вопросы;
-Как изменяются имена существительные?
-Назовите склонения имен существительных?
И вот какие задания предлагает вам мэр города Имя существительное;
Задание №2 в маршрутном листе:
- Распределите данные имена существительные в три столбика по склонениям :
Повар, учитель, дядя, окно, каша, скатерть, линия, море, сеть, медь, юноша.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
м.р., ж.р. м.р., ср.р. ж.р.
-а-, -я- - - , ь -о-,-е- -ь-
- Кто испытывает затруднения, может воспользоваться памятками.
(Ребята самостоятельно работают на маршрутных листах, проверку проводим по слайду)
(Проверка по слайду №8)
5. В ГОСТЯХ У ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО. Слайд №9
Учитель:
-Продолжаем наше путешествие. Подплываем к городу ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. На гербе этого города мы можем прочитать следующие слова:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- И встречает нас мэр города Имя Прилагательное.
Работа с «говорящей» ручкой «ЗНАТОК»
Учитель: (слайд №10)
-Ребята, т.к. мы с вами путешествуем по морю, Имя прилагательное предлагает задание, связанное с морской темой и хочет вас познакомить с двумя морскими обитателями. А поможет нам в этом волшебная говорящая ручка «ЗНАТОК». Это верная помощница Имени прилагательному.
(Ребята получают информацию о морском коньке)
Работа в группах.
- А) Морской конек (слайд №11) – в маршрутных листах 1 группа
Задание №3 в маршрутном листе:
Яркий, словно огонек,
Выскочил морской конек.
Под попонкой золотой
Хвост колечком завитой.
Я конька бы запрягал,
Рыбок по морю катал!
Учитель:
- В своих маршрутных листах вы должны выписать все прилагательные из данного стихотворения и 1 группа определяет род выписанных имен прилагательных, а 2 группа определяет число выписанных имен прилагательных.
Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним:
-На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
-Что обозначают имена прилагательные?
-Как изменяются имена прилагательные?
- Б) Морской леопард (слайд №12) 2 группа
(Ребята получают информацию о морском леопарде от говорящей ручки Знаток»)
Морской леопард
Большой и пятнистый,
На суше – медлительный,
В море же – быстрый.
Он с тезкой своим на земле не знаком,
Среди антарктических льдов его дом.
ПРОВЕРКА – учащиеся зачитывают свои записи.
- ФИЗМИНУТКА «На море» (слайд №13)
8. В ГОСТЯХ У МЕСТОИМЕНИЯ. (слайд №14)
Учитель:
- Продолжаем путешествие. На горизонте город МЕСТОИМЕНИЕ. Читаем надпись на его гербе:
Я и Мы, Ты и Вы
Он, Она, Оно, Они
Все слова отличные
Важные и личные
- Встречает нас глава города часть речи Местоимение.
- - Местоимение предлагает нам с вами сыграть в игру «Засели дом». Вам нужно подобрать жильцов к каждому домику.
-Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним:
- Что такое местоимение?
-Какую часть речи могут заменять местоимения в речи?
-Сколько лиц у местоимений? Назовите.
Учитель:
-А заселять мы будем домики, которые принадлежат к местоимению 3-его лица ед.числа.
Работа у доски в парах.
(учащиеся выходят к доске и выполняют задание)
Учитель: (слайд №15)
- - Ребята, со всеми заданиями вы справились, и наш корабль подплывает к стране ЧАСТЕЙ РЕЧИ. Президент этой страны предлагает вам поиграть в замечательную игру, которая поможет вам вспомнить пройденные части речи и укрепить вашу память. Игра называется «Не ошибись!».
- Я вам буду называть слова , если это будет существительное надо будет хлопнуть в ладоши, если прилагательное – топнуть ногой, если местоимение – помахать руками.
И так приготовились, начинаем.
Солнце, вода, прекрасный, оно, круг, ты, солнечный, дворец, я, дружелюбный, мы, он, она, луч, грязный.
9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Учитель:
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора подвести итоги.
-О чем мы с вами говорили сегодня на уроке? (О частях речи)
-Назовите части речи, о которых мы сегодня говорили? (Существительное, прилагательное, местоимение)
10. РЕФЛЕКСИЯ. (слайд №16)
Учитель:
“Букет настроения. На столе лежат бумажные цветы разного цвета. На доске изображена ваза. Я предлагаю ребятам выбрать понравившийся им цветок и прикрепить к вазе. А потом по выбранному цвету определить настроение ребенка в конце урока. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - уныние.
-Спасибо за урок! (выставление оценок учащимся)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.
Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....
Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка в 10 классе
«Имя прилагательное как часть речи»Цель урока: повторить и обобщить представления учащихся об имени прилагательном как о части речи, совершенствовать навыки грамматических разборов.Тип урока: ко...
Служебные части речи. Урок русского языка в 5 классе.
Задача урока - показать учащимся на речевом материале роль служебных частей речи в нашем языке....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Предлог как часть речи. Урок русского языка в 7 классе
В материла представлен конспект урока с прилоожениями и презентация...
Имя числительное как часть речи. Урок русского языка в 6 классе
Данный урок позволяет позакомить учащихся с морфологическими признаками и синтаксической ролью числительных....
"Предлог, как часть речи " : урок русского языка в 7 классе
Познакомить с предлогом, как частью речи...