Использование современных компьютерных технологий в обучении и воспитании учащихся с умеренной умственной отсталостью
статья на тему

Введение.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Некоторые учителя даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование современных компьютерных технологий в обучении и воспитании учащихся с умеренной умственной отсталостью 

Составитель: Гудовская М.В.

                          учитель ГБС(К)ОУ школы № 46 «Центр РиМ»

Санкт-Петербург

2015

Введение.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Некоторые учителя даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Компьютеризация школьного образования

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
  • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
  • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
  • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
  • организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
  • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
  • интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Игры с компьютером требуют наличия определенного уровня познавательной активности и её интенсивности, а  сам компьютер является важнейшим и мощным источником развития интеллектуальных чувств ребенка - любознательности, удовлетворенности результатом своей деятельности, волевых качеств личности, эмоционально - эстетических чувств. Компьютер постепенно входит в нашу жизнь.

С помощью компьютера можно выполнять следующие задачи:

       -искать информацию;

        -общаться:

  • -переписка при помощи электронной почты;
  • -виртуальное общение, используя программу ISQ;
  • -по телефону с помощью программы Skaip;
  • -виртуальное общение с помощью вебкамер;
  • -форумы для обсуждения тем.

        -совершать покупки;

        -совершать виртуальные путешествия и экскурсии;

        -заказывать билеты;

        -бронировать гостиницы;

        -читать книги, журналы, газеты;

        -просматривать телепередачи, фильмы;

        -прослушивать музыку, радио, аудиокниги;

        -узнавать погоду, новости;

        -подавать объявления;

        -переводить используя программу переводчик;

        -считать с помощью калькулятора;

        -создавать компьютерные программы;

        -создавать текстовые документы;

        -и многое другое.

  Использование компьютерных технологий при обучении учащихся с умеренной умственной отсталостью способствует:

  • Развитию психических функций: мышление, память, внимание;
  • Развитию мелкой моторики кисти при работе с клавиатурой и мышкой;
  • развитию речи, обогащению и расширению словаря
  • Развитию кругозора
  • Развитию сенсорной сферы
  • Развитию эмоционально-волевой сферы
  • Развитию пространственной ориентировки
  • Воспитанию положительных качеств личности такие как усидчивость, терпение и тд.

       Наша школа входит в программу комитета по образованию «Компьютеризация школ»- эта программа обеспечивает школы выделенными линиями, то есть подключением к Интернету и лицензионными программными продуктами.

  В  школе есть компьютерные классы.

  Занятия в компьютерном классе проводят учителя дефектологи, которые прошли компьютерные курсы и теперь не плохо владеют компьютером. Уроки проводятся  согласно составленному расписанию. Каждый класс занимается 1-2 урока в неделю, а 10 класс 3-4 урока в неделю.

Все занятия проводятся индивидуально с каждым  ребенком. Учащиеся 10 класса уже могут заниматься небольшой группой.

Тему и цель занятия определяет сам учитель в зависимости от уровня развития детей, от коррекционно-развивающих и образовательных задач, от компьютерной программы. Например, если у ребенка плохо развита мелкая моторика, то работа ведется с мышкой и клавиатурой, если не развита сенсорная сфера, то учим   цвета, если ребенок не говорящий, то работа ведется по обогащению пассивного словаря и тд.

  Так как использование компьютера при обучении учащихся с умеренной умственной отсталостью является новым направлением, готовых программ для наших детей еще очень мало, нам очень помогают программы обучения и развития для дошкольников. Конечно, не все что есть в этих программах можно использовать в работе с нашими детьми, поэтому педагоги  проводят отбор содержимого, выбирая наиболее подходящее и нужное, или сами разрабатывают программы.

В институте А.И.Герцена профессора разработали программы для обучения детей с легкой умственной отсталостью, которые тоже используются у нас в работе. Все имеющиеся программы и игры занесены в каталог с описанием и подробной инструкцией к каждой. Недавно этот список пополнился новыми играми, приобретенными на те средства, которые выделили  на работу МО.

  В нашей копилке есть много программ, но в целях экономии времени мы не можем вам все показать,  только перечислим некоторые из них. Существуют программы по обучению:

 чтению и письму

  • «Русский язык для малышей», «Письмо для Чебурашки», «Учим буквы», «Гарфилд», «Клиффорд готовится к школе», «Первый раз в первый класс», «Хочу в школу», «Азбука», «Мышонок учит буквы», «Зайка в школе», «Веселые пальчики»,  и так далее.
  • направленные на изучение букв и звуков, запоминание графического образа буквы, на формирование навыка чтения;

Программы по развитию речи

  • «Учимся говорить правильно», «Зайка в школе», «Звуки природы», «Составляем рассказы», «Как говорят животные», «Как называются звуки» и  так далее.
  • направленные на  развитие связной устной речи, обогащение и расширение словарного запаса, знакомство с речевыми и неречевыми звуками;

Программы по счету и конструированию

  • «Учим цифры», «Веселая геометрия», «Решаем задачки», «Веселый счет», «Меры длинны», «Много – мало», «геометрические фигуры», и так далее.
  • направленные на изучение цифр, геометрических фигур, цветов, размеров, форм, количества, временных и пространственных представлений, таблицы умножения, умение решать примеры и простые задачи;

Программы по рисованию  

  • «Художник», «Мишка Тедди», «Раскраски», «Клиффорд готовится к школе»,  «Мишкины игры», «Цвета и краски», и так далее.
  • направленные на  знание форм, цветов, умение раскрашивать, развитие пространственной ориентировки, развитие художественных способностей;

П«программы по окружающему миру

  •  Антошка идем в зоопарк», «Приключения в сказочном парке», «Животные», «Птицы», «Мир во круг нас».
  • направленные на знакомство с животными, птицами, насекомыми, растениями, виртуальные путешествия в зоопарк;

 Программы по организму и гигиене человека

  • «Организм человека», «Мое тело», «Гигиена».
  • направленные на формирование знаний частей тела, внутренних органов, режима дня человека

Программы по социально - бытовой ориентировке

  • «Приключения Алисы», «Правила дорожного движения», «Профессии», «Посуда», «Транспорт».
  • Направленные на развитие социальной – бытовой адаптации.

     С чего начать обучение учащихся работе на компьютере? Учителем Рахматовой А.В. разработан алгоритм обучения учащихся работе с компьютером, где

1 этап- Знакомство с компьютером и его составляющими, как с оргтехникой.

2 этап-Работа с презентацией PowerPoint

3 этап-Обучение работе с мышкой.

4 этап-Знакомство с кнопками клавиатуры и работа с дидактическими играми.

5 этап-Работа в программах: Paint, Word.

  Сейчас остановимся на каждом этапе подробнее.  

Этап №1. Знакомство с компьютером и его составляющими как с оргтехникой. Учим детей называть и показывать монитор, клавиатуру, мышку, процессор, бережно относиться к компьютеру и его составляющим.  Этап  №2. Работа с презентацией PowerPoint.  

Наши педагоги люди творческие ими создано большое количество презентаций на разные темы и по разным предметам. Предлагаем Вашему вниманию презентацию на тему «Как говорят животные», автором которой является Рахматова А.В. Эту презентацию  могут использовать в работе все учителя и воспитатели. Фрагмент презентации мы вам сейчас продемонстрируем.

  Этап №3. Обучение работе с мышкой. 

В этом хорошо поможет программа «Удав». Объясняем ребенку, что в комнате темно удав не видит овощей и фруктов, давай ему поможем. Наведи стрелку на овощ или фрукт и удав увидит его, скушает и подрастет.  А также работа с раскрасками в программе «Художник». На мониторе черно-белое изображение, необходимо сделать его цветным, ребенок выбирает цвет, наведя на него стрелку, нажимает левую кнопку мышки и переводит стрелку на деталь, которую нужно раскрасить.

  Этап №4 Знакомство с кнопками клавиатуры и работа с дидактическими играми. 

Можно использовать программу «Удав», заменив мышку клавишами «стрелки», а можно использовать клавиатурный тренажер. Эта программа, учит находить нужную клавишу, нажимать на нее, позволяет совершенствовать «слепой» десятипальцевый метод печати. Рекомендуется для работы и взрослым людям.

  Этап №5. Работа в программах Paint, M.Power Point, M. Word (для  учащихся II и III уровня). 

Представляем вашему вниманию самостоятельные работы учащихся 10 класса в программе Paint.

Те, кто еще не умеет создавать презентации, используют те, что есть в Интернете.  

    Существуют Интернет сайты для учителей, родителей, воспитателей и психологов, так называемые детские порталы, которые мы можем использовать в работе. На этих сайтах представлены игры для малышей, игры созданы в программе Flash, следовательно они очень простые  и многие из них подходят для работы нашими учащимися.

Адреса в Интернете:

http://children.kulichki.com/igry/

http://www.moskids.ru/ru/training_games/tasks/

http://www.solnet.ee/games/

http://www.poznayka.ru

http://www/kinder.ru/Santa.asp

Компьютеризация-дело очень важное!  Следует помнить, что обучение на компьютере должно проводиться под наблюдением психологов и с соблюдением требований психосберегающих и здоровьесберегающих факторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ.

  Реализация различных видов занятий с применением ИКТ в обучении позволили сформулировать педагогические условия их использования: достаточный уровень информационной компетентности ...

Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения

Целью данных программ является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавате...

Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании учащихся гимназии

Творческий отчёт о результативности опыта. Конкурсные материалы НПО. 2001-2006 годы...

«Дифференцированный подход к обучению учащихся с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы».

Статья напечатана в сборнике изданном по материалам всероссийской научно-практической конференции: «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоро...

Статья по теме «Использование современных компьютерных технологий в обучении русскому языку»

Статья по теме «Использование современных компьютерных технологий в обучении русскому языку» в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Смоле...

Активизация познавательной деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через использование игровых технологий на уроках математических представлений."

ldquo;Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его...