«Дифференцированный подход к обучению учащихся с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы».
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_pechati_lugovik_sv.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Полева Людмила Гориславовна,
заместитель директора,
Луговик Светлана Валентиновна,
учитель специального коррекционного класса
для детей с умеренной умственной отсталостью
МБОУ СОШ №1 Аксайского района.
«Дифференцированный подход к обучению учащихся с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы».
Специальный коррекционный класс для детей с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы - это первый опыт организации обучения детей данной категории в Ростовской области в условиях массовой школы в 2009г.
Главная цель при работе с такими детьми – обеспечение социализации детей, полноценной реабилитации, в том числе психологической, медицинской, социальной для успешной их интеграции в общество.
Все воспитанники класса инвалиды. Помимо умственной отсталости у всех детей наблюдаются самые разнообразные нарушения в развитии, такие как недоразвитие речи, нарушение зрения, нарушения в поведении, есть мальчик с болезнь Дауна, ВПС, плоскостопие, комбинированная тугоухость, остаточные явления ДЦП, гемипарез, нарушения крупной и мелкой моторики.
Для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми навыками, надо учитывать их психофизические особенности, т. е. осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
По результатам диагностики мы видим, что дети даже со схожими диагнозами в процессе обучения по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Поэтому в классе были выделены типогруппы:
1 типогруппа - 1 ученик (программа 8класса)
2 типогруппа – 3 ученика (программа 2 класса)
3 типогруппа – 2 ученика (программа 1 класса)
4 типогруппа – 1 ученик (программа подготовительного класса)
Содержание образования учащихся класса «Особый ребенок» определяется специальной программой, разработанной НИИ дефектологии НИИ дефектологии АПИ СССР, с использованием примерных программ обучения детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития под редакцией И.М.Бгажноковой.
Но проработав год с детьми, стало ясно, что традиционная организация занятий по отдельным предметам с учащимися моего класса не эффективна. Более целесообразно, по нашему мнению, проведение интегрированных уроков, объединяющих различные виды деятельности: чтение и письмо, развитие речи и изобразительную деятельность, самообслуживание и ручной труд.
Такая организация урока обеспечивает частую смену видов деятельности и помогает предупредить быстрое утомление детей, сохраняет интерес к совместной учебной деятельности.
Учитывая серьезные нарушения не только психического развития, но и соматического развития, в процессе обучения активно используются здоровьесберегающие технологии.
Эти технологии направлены на коррекцию физического развития учеников, а также на укрепление здоровья и закаливание детского организма, содействие правильному развитию, обучению двигательным умениям и навыкам. Уже традиционно первый урок мы начинаем с пальчиковой гимнастики, массажа ладоней и пальцев рук, массажа ушной раковины. Физическое воспитание кроме уроков физкультуры включает мероприятия по соблюдению режима дня, внеклассную физкультурную работу. Дети, с большим удовольствием гуляют на улице, выполняют посильные физические упражнения, играют в футбол.
В школе организован систематический медицинский контроль за физическим развитием и состоянием учеников.
Для полноценного проведения занятий очень важно иметь соответствующую учебно-материальную базу. Дети могут познать много, если они трогают, касаются, слушают, видят и чувствуют то, что должны усвоить. Для нашего класса было приобретено различное оборудование; разнообразные игры для развития у ребенка мелкой моторики, мышления, логики. А так же различные дидактические игры, монтессори-материалы, шнуровки, вкладыши, развивающие игры.
Еще одной особенностью класса «Особый ребенок» является то, что ученики в нем не только разного возраста, но и обучаются по программам разных лет обучения.
Конечно, в начале работы это вызывало определенные трудности при подготовке и проведении уроков, но на данном этапе мы с этой проблемой справились за счет использования индивидуального и дифференцированного подхода, разноуровневых заданий. На уроках есть общие задания, задания с разным уровнем сложности, индивидуальные задания. Все задания подбираются с учетом «зоны ближайшего развития» конкретного ребенка. Активно внедряется помощь более сильных учеников слабым.
Используются индивидуальные, парные, групповые формы работы.
Активность детей на уроке фиксируется в карте урока. Для этого нами были определены параметры активности детей:
- Организация наблюдения за действиями товарищей – ребенок, не принимающий никакого участия в работе, наблюдающий за всеми со стороны. Задача учителя вовлечь ученика в доступные ему виды деятельности. Все виды работ выполняет только с помощью учителя.
- Активный наблюдатель - ребенок, наблюдающий за происходящим в классе и изредка принимающий участие в работе. Все виды работ выполняет с помощью учителя или под контролем учителя.
- Принимает участие во всех действиях – принимает активное участие во всех этапах урока, выполняет все задания. Все виды работ выполняет с небольшой помощью учителя или под контролем учителя.
- Помогает проводить отдельные этапы урока - активное участие во всех этапах урока, помощь учителю в проведении некоторых из них. Все виды работ выполняются самостоятельно.
Пример оформления карты урока по предмету «Развитие речи и ИЗО»
типогруппы этап урока | 1 типогруппа | 2 типогруппа | 3 типогруппа | 4 типогруппа |
| + | + | + | Организация наблюдения за действиями товарищей |
Загадка. | Помогает проводить отдельные этапы урока. Загадывает загадку. | Принимает участие во всех действиях. Пытаются отгадать загадку. | Активный наблюдатель. Слушают. | Организация наблюдения за действиями товарищей. |
| Принимает участие во всех действиях. Называет цвета в радуге. | Принимает участие во всех действиях. Пытаются назвать цвета в радуге. | Активный наблюдатель. Слушают. | Организация наблюдения за действиями товарищей и просмотра видео. |
| Принимает участие во всех действиях. Рассказывает стихотворение «Каждый охотник», помогает в уточнении цветов. | Принимает участие во всех действиях. Пытаются точно назвать и показать цвета. | Активный наблюдатель. Слушают. Можно пригласить детей по очереди к доске и вместе с учителем назвать и показать цвета. | Организация наблюдения за действиями товарищей и просмотра презентации. |
| Помогает проводить отдельные этапы урока. Выкладывает из цветных табличек радугу и помогает другим детям. | Принимает участие во всех действиях. Выкладывают из цветных табличек радугу | Принимает участие во всех действиях. Выкладывают из цветных табличек радугу под руководством | Принимает участие во всех действиях. Выкладывает из цветных табличек радугу с помощью. |
| Принимает участие во всех действиях. Помогает называть времена года другим детям. | Принимает участие во всех действиях. Пытаются назвать времена года. | Активный наблюдатель. Повторяют названия времен года. | Организация наблюдения за действиями товарищей. |
| Принимает участие во всех действиях. Рисунок полностью выполняется ребенком. Композиция рисунка более сложная – радуга над полем. | Принимает участие во всех действиях. Рисунок выполняется самостоятельно с небольшой помощью учителя на начальном этапе, далее под контролем. | Принимает участие во всех действиях. Рисунок выполняется с помощью учителя. Композиция – радуга на весь лист, цвета находятся с помощью учителя, на листе учитель делает пометки цветными красками для правильного расположения цветов. | Активный наблюдатель. Рисунок выполняется со значительной помощью учителя. Учитель выкладывает на парту по одному цвету и делает границы, далее начинает раскрашивать рукой ребенка. Оставшееся место просит закрасить ребенка самостоятельно |
| Самостоятельно выходит для показа рисунка к доске. | Самостоятельно выходит для показа рисунка к доске. | Самостоятельно выходит для показа рисунка к доске. | С помощью учителя выходит для показа к доске. |
В таблице мы попыталась показать дифференцированный подход к заданиям для всех групп детей. Из неё видно, что Андрей (1 типогруппа) выполняет самые сложные задания самостоятельно и при этом помогает остальным детям; дети, относящиеся ко второй группе успешно справляются с заданиями при небольшой помощи учителя или Андрея; девочки из третей групп выполняют задания только с помощью учителя или Андрея; Мирза который относится к четвертой типогруппе работает только со значительной помощью учителя.
Дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения для всех детей, обучающихся в классе. Реализация дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения в разных типогруппах, и добиться высокого раскрытия потенциала каждого ребенка.
При целенаправленном, педагогически обоснованном индивидуальном подходе возможно успешное решение проблемы индивидуализации обучения через систему дифференцированных заданий на всех этапах урока, что позволяет достигать более высокого уровня развития всех психических процессов.
В работе используются возможности компьютерного оборудования. В классе есть компьютер, уже в первом классе наиболее сильные дети стали привлекаться к самому элементарному освоению компьютера. На данный момент Андрей самостоятельно может включать и выключать компьютер, находить нужные программы и работать с ними, он хорошо рисует, Катя и Саша пытаются рисовать, работать с обучающими программами, остальные дети работают с обучающими программами с помощью учителя или сильного ученика.
Дети познакомились с интерактивной доской, что вызвало у них большой восторг. И на едином методическом дне в школе мы с ребятами давали открытый интегрированный урок по предметам математика и ручной труд по теме: «Уточнение и закрепление знаний о форме, цвете и величине предметов» для учителей школы.
Детьи много раскрашивают, рисуют, лепят, конструируют, делают аппликации. Все работы представляем на школьную выставку.
Мы работаем по системе «свободный класс». Это значит, что если кто, либо из детей устал, он может спокойно оставить занятия, пойти отдохнуть, заняться более комфортным для себя делом. Это очень важно. Так как все дети повышенной утомляемости, у них низкие показатели соматического здоровья.
Большое внимание в работе уделяется социализации детей. Дети данного класса являются полноценными учениками нашей школы. Они с удовольствием посещают школьные мероприятия, а также мероприятия, проходящие вне школы. С ними общаются дети других классов, они не чувствуют себя ущемленными.
Ученик класса «Особый ребенок» для детей с умеренной умственной отсталостью Андрей Г. в течение трех лет занимал 1 место в районном конкурсе «Прояви себя» в номинации «Рисунок». В прошлом 2013году принимал участие в конкурсе организованном ДГТУ по противопожарной безопасности. Из 1300 рисунков работы Андрея вошли в 100 лучших. В 2012 году Андрей участвовал в международном конкурсе «Я карандаш с бумагой взял» посвященному 100-летию Сергея Михалкова, был награжден благодарственным письмом.
У всех детей есть результаты в развитии и обучении, только у одних это очень маленькие незначительные сдвиги, а у других большие продвижения вперёд.
Все изменения отслеживаются. На каждого ребёнка заведена «Индивидуальная карта развития», в которой фиксируются все достижения ребёнка в учебной сфере, результаты психолого-педагогической диагностики, диагностические исследования логопеда, показатели физического здоровья. Разработана карта развития социальной адаптации. Результаты достижений в учебной сфере оцениваются баллами. Так же на каждого ребенка ведётся дневник наблюдений.
Изучалось мнение родителей класса о результативности работы класса. Все родители положительно отзываются, высказывают одобрение, их дети с удовольствием приходят в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развит...
Современные подходы в обучении учащихся с умственной отсталостью в малокомплектном классе.
Выступление на городском семинаре...
Социальные истории в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях стационарного учреждения. Социальные истории и поведение. Рекомендации по работе.
Краткое описание методики "Социальные истории", использование в условиях стационарного учреждения на занятиях, уроках, в режимные моменты....
Рабочие программы ученика 6 класса (ОВЗ, домашнее обучение с умеренной умственной отсталостью)
Рабочие программы для ребенка с умеренной умственной отсталостью, находящегося на домашнем обучении...
Статья "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ."
В статье описаны особенности адаптаци в школе детей с УИН. А также приемы работы, которые я успешно использовала в своей практике....
Дифференцированный подход в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования....