Конспект логопедического занятия по теме "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"
план-конспект на тему
Конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса по теме "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_i_.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового
логопедического занятия
с учащимися 4 класса
на тему «Различай буквы Ъ и Ь»
Подготовила
учитель-логопед
Медведева Наталья Андреевна
Санкт-Петербург,
2016
Тема: «Различай буквы Ъ и Ь».
Цель: развитие понимания смыслоразличительной роли Ь и Ъ.
Задачи:
- Актуализировать знания по темам «Разделительный Ь» и «Разделительный Ъ».
- Развивать зрительное восприятие, зрительное внимание.
- Развивать зрительно-пространственные представления (умение ориентироваться на листе бумаги).
- Развивать графомоторные навыки.
- Развивать аналитико-синтетическую деятельность.
- Совершенствовать умение определять морфемный состав слова.
- Развивать память.
- Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание.
- Развивать способность к самоконтролю.
- Воспитывать бережное отношение к используемому материалу.
- Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Время занятия: 40 минут.
Оборудование: карточки с изображениями сказочных персонажей (господин Необъятный, Пьеро, Незнайка, Василиса Премудрая); карточки на каждого ученика с текстом, в котором пропущены Ь и Ъ; слайдовая презентация; тетради в линейку и в клетку, ручки, карандаши.
Ход занятия
Деятельность учителя- логопеда | Деятельность детей |
Организационный момент
- Ребята, давайте мы с вами встанем, поздороваемся. - Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста. – Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Сегодня тринадцатое декабря. Введение в тему 1. Повторение изученного материала по темам «Разделительный Ь» и «Разделительный Ъ», совершенствование определения морфемного состава слова - К нам на занятие сегодня пришли гости: Господин Необъятный, Пьеро, Незнайка и Василиса Премудрая. (Логопед открывает зашторенную доску, на которой прикреплены изображения героев. Рядом на доске записаны слова с пропусками: господин Необ.ятный и П.еро). - Незнайка уверен, что в именах господина Необъятного и Пьеро пропущена одна и та же буква. А как вы считаете, ребята? - Какая буква пропущена в имени господина Необъятного? - А в имени Пьеро? (Логопед вписывает правильные буквы в слова на доске). - Давайте сравним два этих слова: Необъятный и Пьеро. Кто из вас знает, какой корень в слове Пьеро? - А кто догадается, какой корень в слове Необъятный? - Ребята, -ЯТ- - это древний корень. Попробуйте подобрать еще слова с этим корнем. - Скажите, если в слове «необъятный» корень –ЯТ-, то в какую часть слова будет входить все, что до корня? - Сколько приставок в этом слове? Назовите их. - Молодцы! Сейчас в тетрадях запишите слово ОБЪЯТИЕ, поставьте от него стрелочку и напишите слово НЕОБЪЯТНЫЙ. Выделите в этих словах корни и приставки, над стрелочкой напишите, с помощью какой приставки образовалось слово НЕОБЪЯТНЫЙ. - А теперь вспомним правила. (Логопед включает слайд, на котором записано правило, и просит одного из учеников прочитать правило вслух). - Спасибо. (Логопед называет другого ученика и просит прочитать второе правило). - Замечательно. Ребята, скажите, когда мы будем писать мягкий знак, а когда твердый. - Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? 2. Сообщение темы занятия – Запишите тему нашего занятия: «Различай буквы Ъ и Ь». Изучение нового материала 3. Работа с текстом - Ребята, сейчас я каждому из вас дам карточку. На всех карточках один и тот же текст. Этот текст Василиса Премудрая дала Незнайке, чтобы он научился писать грамотно. Давайте проверим, справимся ли мы с заданием Василисы? (Логопед раздает детям карточки с текстом). - Перепишите текст в тетрадь, вставив, где нужно, Ь или Ъ. Пишите аккуратным и красивым почерком. - Подчеркните все мягкие и твердые знаки, которые вы вставили в слова. - Давайте проверим. (Логопед называет ученика и просит прочитать предложение, называя слова с пропусками и объясняя свой выбор. Такая работа проводится с каждым предложением). 4. Физминутка – Давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. - Незнайка еще давно придумал веселую игру. Правила очень простые: я буду называть разные имена, каждый раз, как вы услышите свое имя, присядьте. Готовы? (Логопед в разном порядке называет имена учеников, постепенно ускоряя темп). - Теперь садитесь, пожалуйста. 5. Развитие зрительного восприятия, развитие аналитико-синтетической деятельности – Знаете, у Василисы Премудрой есть много интересных заданий для Незнайки. Одно из них – кроссворд. Сейчас мы попробуем его разгадать. (Логопед включает слайд с сеткой кроссворда). - Посмотрите, на картинках изображены ответы. Во всех словах должен быть Ь или Ъ. Кто догадался, какое слово первое, молча поднимите руку. - Запишите с новой строчки, с большой буквы все слова, которые мы с вами отгадали. (Логопед по очереди спрашивает детей, какой знак – Ъ или Ь – он написали в каждом слове). Закрепление изученного материала 6. Развитие слухового внимания, слухового восприятия, памяти – Ребята, теперь пришло время для викторины! Сейчас мы узнаем, кто из вас лучше запомнил тему про разделительные Ъ и Ь. - Я буду задавать вопросы, кто знает ответ, молча поднимите руку. Готовы? - В какой части слова пишется разделительный Ь? - В какой части слова пишется разделительный Ъ? - Перед какими гласными пишут разделительный Ь? - Перед какими гласными пишут разделительный Ъ? - В каких словах пропущен разделительный Ь: жизнь, счастье, бьет, письмо? - В каких словах пропущен разделительный Ъ: уехал, предъявить, вьет, объяснить? - Молодцы! 7. Развитие аналитико-синтетической деятельности – А сейчас поднимите глазки на слайд. Это короткое письмо, которое нам оставила Василиса Премудрая. В нем всего одно предложение. Но подул сильный ветер, и буквы рассыпались. На каждой строчке записаны буквы из одного слова. Соберите из букв слова и запишите ответ в тетрадь. - Какое предложение у вас получилось? - Молодцы, ребята! 8. Развитие зрительно-пространственных представлений и слухового внимания – Теперь закройте тетрадки в линейку и возьмите тетради в клеточку. Откройте их. Сейчас мы будем рисовать символ нашего занятия. Отступите 3 клетки слева и 7 сверху. Поставьте точку и начинайте рисовать. 2 клеточки вверх, 2 →, 8 ↓, 2 →, 4 ↑, 3 →, 4 ↓, 1 →, 3 ↑, 3 →, 3 ↓, 2 →, 1 ↓, 3 ←, 3 ↑, 1 ←, 3 ↓, 3 ←, 4 ↑, 1 ←, 4 ↓, 4 ←, 7 ↑, 1 ←. - Что у вас получилось, ребята? - Верно, а кто-нибудь знает, символом чего является змея? - Молодцы! Итог занятия – А сейчас закройте свои тетрадочки и поднимите глазки на меня. О чем мы говорили на сегодняшнем занятии? - Что вам запомнилось с занятия? - Спасибо вам за работу. (Логопед оценивает словами деятельность каждого ребенка, просит одного из детей собрать тетради). - До свидания! | Дети приветствуют учителя-логопеда и садятся. Дети записывают число в тетрадь. Дети отвечают. - Пропущен твердый знак. - Пропущен мягкий знак. - Корень ПЬЕР-. - Корень -ЯТ-. - Объятие, изъять. - В приставку. - В этом слове две приставки: ОБ- и НЕ-. Дети выполняют задание. - Разделительный мягкий знак употребляется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. Разделительный мягкий знак всегда входит в корень слова. - Разделительный твердый знак всегда пишется между приставкой и корнем, когда приставка заканчивается на согласный, а корень начинается с гласной Е, Ё, Ю или Я. Дети объясняют. - О разделительном твердом и разделительном мягком знаке. Дети записывают тему занятия. Дети выполняют задание. Дети подчеркивают. Дети читают по предложению, объясняя свой выбор. Дети встают. - Да! Дети выполняют задание. Дети садятся. Дети вместе с логопедом разгадывают кроссворд. Дети записывают слова в тетрадь. - Да! - В корне. - Ни в какой. Ъ пишется между приставкой и корнем слова. - Перед Е, Ё, Ю, Я, И. - Перед Е, Ё, Ю, Я. - В словах: счастье и бьет. - В словах: предъявить и объяснить. Дети выполняют задание. - Друзья, учение нас объединяет! Дети выполняют графический диктант. - Получилась змея. - Змея – это символ мудрости. - Мы говорили о разделительных Ъ и Ь знаках. Дети называют. - До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка о Твёрдом и Мягком знаках
Мои ученики, несмотря на возраст, очень любят, когда на уроках русского языка я рассказываю им сказки. Не об Иване - царевиче, не о Василисе Прекрасной - о буквах, частях слова, орфограммах.Мне кажетс...
конспект урока обучения чтению по теме "Буква мягкий знак"
Буква мягкий знак...
Конспект занятия "Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака"
Конспект логопедического занятия для группы учащихся 2-х классов со смешанной дисграфией...
Презентация к логопедическому занятию "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"
Презентация к логопедическому занятию с учащимися 4 класса на тему "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"...
Конспект логопедического занятия в 6 классе для детей с интеллектуальной недостаточностью по теме "Разделительный мягкий знак"
Логопедическое занятие включает задания на уточнение особенностей правописания слов с разделительным мягким знаком и на закрепление навыка правописания слов с ним....
Технологическая карта логопедического занятия «Разделительные твёрдый и мягкий знаки»
У обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи на письме много дисграфических и орфографических ошибок. Одной из трудностей у детей с ТНР является выбор в написании разделительного мягкого-твёрдого знаков...
Презентация логопедического занятия "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"
Обобщение, систематизация знаний и формирование УУД у младших школьников с ТНР по написанию слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.Активизация мыслительных операций (анали...