Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда и детей старшего дошкольного возраста "В стране Читалии"
учебно-методический материал на тему
Цель совместной деятельности: формирование устойчивого интереса к книге, к детской художественной литературе. Воспитывать читателя, проявляющего устойчивый интерес к процессу чтения и слушания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_strane_chitalii_2015.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №83 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга
Конспект интегрированной деятельности
учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста
«В СТРАНЕ Ч И Т А Л И И»
Цель: Формирование устойчивого интереса к книге, к художественной литературе.
Задачи:
- Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
- Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Воспитывать читателя, проявляющего устойчивый интерес к процессу чтения и слушания, развивать чувство юмора.
- Развивать и совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Коррекционные задачи:
- Повышать речевую активность детей: обогащать активный словарь, активизировать пассивный словарь;
- Развивать грамматически правильную, диалогическую и монологическую речь;
- Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
- Развивать коммуникативные навыки детей (доброжелательное отношение друг к другу, радость за успехи других детей);
- Совершенствовать координацию речи с движением.
Технологии, используемые на занятии:
- Игровая: (Речевые игры, игры на внимание);
- Здоровьесберегающая;
- Развивающая;
Образовательные области: «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Оборудование: Стеллаж с книгами, ширма, плоскостные изображения фруктов, картинки с изображением посуды, магнитная доска на подставке.
Логопед в костюме ученого Библиотекаря (мантия, шапочка).
Оформление зала: Зал украшен изображениями сказочных персонажей, на экране картинка – зал библиотеки со стеллажами книг.
Под веселую музыку дети входят в зал и садятся на стульчики.
В зале гаснет свет, зажигаются «сказочная» подсветка
Из-за ширмы выходит Библиотекарь – учитель-логопед.
Библиотекарь исполняет «Библиотечную песню» музыка и слова Т. Боковой
Библиотекарь:
– Каждый вечер, как только читатели покидают библиотеку, книжное царство начинает жить в своем особом мире. Герои разных произведений, из разных стран и времен, приходят, друг к другу в гости и рассказывают о том, кто сегодня читал о них, кто просто перелистал книгу. Ведь персонажи любят встречаться с вами и очень огорчаются, когда некоторые девочки и мальчики не хотят дружить с книгой. Для того, чтобы попасть в сказочную страну Читалию, надо знать все буквы и научиться читать.
А вы, ребята, учите буквы, любите читать книги?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, уважаемый Библиотекарь, дети знают буквы и любят читать книги. Они даже песенку знают о книге.
«ПЕСЕНКА ПРО КНИЖКУ» муз. С. Колмановского
Библиотекарь: Молодцы. Значит, вам нравится сказочное волшебство и всевозможные чудеса? (ответ детей) Очень хорошо, тогда…
Сегодня из сказок любимых
К нам гости из книжек придут
Веселье и шутки, вопросы по сказкам,
С собою они принесут.
Ребята, перед тем, как попасть в страну Читалию, и встретиться с любимыми героями, нам надо вспомнить и назвать все сказочные заклинания.
1. «Вспомни сказку» (Развитие памяти, внимания) Дети по очереди произносят заклинания:
«По щучьему велению, по моему хотению»,
«Сивка-Бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой»,
«Раз, два, три, горшочек, вари!»,
«Крекс, фекс, пекс!»,
«Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!».
Как только прозвучит последнее заклинание, включается фонограмма грозы, раскатов грома, свет гаснет и зажигается снова. Звучит тихая музыка.
Библиотекарь:
Я получила письмо от героев сказок. (Вскрывает конверт и читает). Герои сказок говорят, что они не всегда могут придти к нам в гости, но они приходят к каждому ребенку, когда он читает книгу. Художники иллюстраторы помогли им ожить, и вы видите их здесь в нашем зале. Сказочные герои просят выполнить их задания и вспомнить, как можно больше сказок.
От кого же первое задание?
Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
Скажите, ребята, как звали ее?
Библиотекарь: Правильно, это Красная Шапочка, она просит вспомнить и сказать, с каких слов чаще всего начинаются сказки?
Дети:
«В некотором царстве, в некотором государстве…»,
«Жили-были дед и баба (старик со старухой)»,
«Давным-давно»,
«За синими морями, за высокими горами…»,
«Далеко ли близко ли, высоко ли низко ли…»
Библиотекарь: Молодцы! Вот для вас игра от Красной Шапочки. Надо разделиться на две команды: девочки и мальчики.
2. Игра «Ёжики» (Речь с движением, развитие внимания)
Мы будем произносить слова и делать разные движения вместе со словами, а в конце игры неожиданно покажу на девочек, или на мальчиков. На кого покажу, те и должны ответить: или девочки, или мальчики. Будьте внимательны, делаем вместе со мной.
Два притопа | топают ногами |
Два прихлопа | хлопают в ладоши |
Ежики, ежики | разводят руки в стороны, затем перед собой соединяют, смеживая пальчики |
Наковали, наковали | стучат 2 раза сверху кулачком по кулачку |
Ножики, ножики. | вытягивают обе руки вперед и выполняют движение «режим» сверху вниз |
Побежали-побежали | имитируют бег |
Зайчики-зайчики | приставляют к голове руки, как заячьи уши |
Ну-ка, дружно, ну-ка дружно | Элемент игры, поочередность и внимание «Девочки!» (отвечают девочки) «Мальчики» (отвечают мальчики) |
Библиотекарь: Спасибо ребята, задание от Красной Шапочки вы выполнили. Встречаем задание от следующего гостя, отгадайте от какого?
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком,
Очень просто и недлинно
Он зовется…
Дети: Чиполлино!
Библиотекарь: Кто помнит, где вырос Чипоолино? Правильно, В Италии. А что там поспевает и зреет, какие фрукты и овощи?
Ответы детей.
Чипполино предлагает вам интересную игру на внимание и на знание его любимых овощей и фруктов.
3. «Съедобное - несъедобное»
(Развитие слухового внимания, памяти, зрительного представления)
Дети встают в кружок, Библиотекарь называет названия овощей и фруктов, вставляя слова, обозначающие предметы. Дети реагируют так: съедобное – поднимают руки вверх, а несъедобное – хлопают в ладоши.
Библиотекарь: Молодцы! И ещё одна игра от Чипполино:
4. «Подбери к букве овощи и фрукты»
(Развитие звукобуквенного анализа).
На столике выложены цветные изображения фруктов и овощей. На магнитной доске помещены буквы, дети делятся на две команды, необходимо подобрать к буквам овощи или фрукты.
(А – апельсин, абрикос, ананас; Б – баклажан, банан; У – укроп, П – помидор, перец; С – салат, свёкла, сливы; Г – горох, гранат, груша; К – кабачок, капуста, картофель; М – морковь, Р – редис, репа; Т – тыква, Л – лимон).
Проводится игра.
Библиотекарь:
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Наша сказка в дверь стучится
Скажем сказке – заходи!
А чтобы сказки к нам чаще приходили в гости, вспомните, о ком говорится в этих строчках?
- «Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе воротился»
- «Все пустяк для дурака. Он садится на конька»
- «Одеяло убежало, улетела простыня»
- «И горы встают у него на пути, и он по горам начинает ползти»
- «А бедная баба одна, и плачет и плачет она» и т.д.
Библиотекарь: Молодцы, ребята, все отгадали. Я знаю, что персонаж из сказки о Федоре хотел придти к вам в гости. Я сейчас схожу за ней на страницы сказки, а вы пока меня не будет, выполните задание от Айболита, он пишет, что всем детям нужна для здоровья зарядка. Вы сейчас выполните
5. «Веселую зарядку» (речь с движением под музыку) и закончите её спокойным дыхательным упражнением
После веселой зарядки дети выполняют под спокойную музыку дыхательное упражнение
«Дышим носиком» (дыхательное упражнение в игровой форме)
Дышит носом Буратино,
Носом дышит Чипполино,
И Мальвина, и Пьеро,
Дышат носиком давно.
Колобок, лиса и зайка,
Ну-ка всех ты сосчитай-ка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем вместе мы дышать.
Появляется Федора (это переодетый Библиотекарь).
Федора здоровается с детьми, просит вспомнить, из какой она сказки. Федора спрашивает, какое горе было у бабушки Федоры? Дети отвечают.
Федора предлагает детям свое задание.
6. «Сосчитай мою посуду» (Согласование существительных с числительными до 5)
Федора показывает детям картинки с изображением посуды, дети считают (один самовар, два самовара, 3…,4..., пять самоваров и т.д.)
Федора говорит, что она изменилась, посуду свою любит, моет, чистит, и сейчас готова поиграть с детьми в игру «Кострома».
Подвижная хороводная игра «Кострома»
(Речь с движением, имитация трудовых умений)
Пока дети после игры рассаживаются на стульчики, логопед переодевается в мантию и выходит в образе Библиотекаря.
Библиотекарь:
Следующее задание отгадайте от кого?
Ни тигренок, ни лисица,
Ни котенок, ни щенок
Но заснята для кино и известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется …. Чебурашка.
– Правильно, это Чебурашка.
Он пишет, что они вместе с крокодилом Геной и старухой Шапокляк открыли школу правильной и чистой речи, просит вспомнить для них чистоговорки, скороговорки.
7. Артикуляционная гимнастика
Ла-ла-ла, Ла-ла-ла – сказка в гости к нам пришла,
Ла-ла-ла, Ла-ла-ла – и героев привела;
Ло-ло-ло, Ло-ло-ло – с книгой весело, светло;
Ал-ал-ал – сам я книгу прочитал;
Ал-ал-ал – умным, добрым с книгой стал!
Или-или, или-или – сказки мы не позабыли!
Библиотекарь: Молодцы, а теперь кто хочет сказать любимую чистоговорку или скороговорку (дети произносят по своему выбору).
Библиотекарь: Ребята, а скажите мне, у сказочных героев есть друзья? Назовите мне, кто с кем дружил в сказках? Не забывайте отвечать полным предложением.
8. «Назови сказочных друзей»
(Развитие грамматического строя речи, согласование существительных по падежам с предлогами).
- Кто был другом Винни Пуха (Другом Вини - Пуха был поросёнок Пятачок, кролик, ослик);
- С кем дружил Маугли? Маугли дружил с пантерой Багирой, с медведем Балу;
- Кто помогал Айболиту лечить зверей? Айболиту помогала собака Авва, мальчик Ваня, девочка Таня, Тянитолкай, капитан Карузо;
- Кого искала Герда? Герда искала брата Кая;
- С кем путешествовал Нильс? Мальчик Нильс путешествовал с гусём Мартином;
- От кого убежала маленькая Дюймовочка? Дюймовочка убежала от крота, от мыши, от жука, от жабы;
- Кто приходил к мухе на день рождения. К Мухе приходили блошки, бабушка-пчела, тараканы, букашки;
- Кто помог Муравьишке добраться до муравейника? Помог майский жук, помогла водомерка, помогла гусеница и т. д.
Библиотекарь: Помощь, взаимовыручка, дружба, так нужны всем в жизни, дети, давайте споем песню о дружбе!
Песня «Если с другом вышел в путь»
Библиотекарь: Вам, ребята, удивляться
Сказке новой появляться.
Раздается рев. Появляется Несмеяна (девочка в костюме Царевны-Несмеяны)
Библиотекарь: В чем дело, Несмеяна? Ты опять в плохом настроении?
Несмеяна: Да! Встало солнце кислое. Даже небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные кислые прохожие
И едят ужасное кислое мороженое
Даже сахар кислый, скисло все варенье…
Библиотекарь: Потому что кислое было настроение?
Что же делать? Давайте ребята, будем подбирать слова, противоположные по смыслу всему грустному, кислому, плохому, глядишь, и у Несмеяны настроение изменится.
9. Игра «Скажи наоборот»
(Подбор имен прилагательных, противоположных по смыслу)
Кислое – сладкое;
Грустное – веселое;
Глупое – умное;
Больное – здоровое;
Слабое – сильное;
Злое – доброе;
Темное – светлое;
Ленивое – трудолюбивое!
Царевна Несмеяна улыбается.
Библиотекарь: Ребята, смотрите, настроение царевны меняется, может быть, веселые стихи совсем помогут его изменить?
Дети рассказывают стихи в диалоге.
– Где малышка ты гуляла?
– Я бабулю навещела
– Чем бабуля угощала?
– Молоком и сливой.
– Что ты бабушке сказала?
– Бабушка, спасибо!
Два ребенка и логопед:
Как-то услышал я, выйдя во двор
Стенки и гусеницы разговор:
– Не щекочи, я щекотки боюсь!
– Ой, извините, я ползать учусь!
Два ребенка:
Бежал я в магазинчик,
Который на углу.
Схватил себе я пончик,
Что жарится в жиру.
За пончик продавщице
Вручил монетку я.
Но тётя как-то странно
Взглянула на меня:
«Такую вот монетку
Принятья не могу.
Ведь кто-то посерёдке
Проделал в ней дыру!»
«Но пончик – то ведь тоже
Дырявый!» – крикнул я.
Спасибо вам за пончик
И до свидания!»
Царевна Несмеяна смеётся:
В нашем царстве-государстве
Веселится весь народ-
Была я Несмеяной,
А теперь наоборот.
Библиотекарь: Вот так превращение! Ребята, как можно теперь назвать Несмеяну? Правильно! Царевна Смеяна! Она сразу изменилась, появились ямочки на щёчках, улыбка красит человека, от улыбки станет всем светлей, споем все вместе эту веселую песню.
Дети исполняют песню «От улыбки станет всем светлей».
Библиотекарь:
Вот и закончилось наше путешествие со сказочными персонажами, вы выполнили много заданий, вспомнили героев многих книг.
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
(Ю. Энтин)
Ребята, пусть книга всегда будет вам надёжным и верным спутником, дружите с книгой! Вам на прощание сказочные персонажи дарят книги, а Красная Шапочка и её мама прислали пирожки.
Литература:
1. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М., 1991.
2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.– М., 1974
3. Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения. – М., 2006
4. Джеки Силберг. Полное собрание стихотворений и песенок, считалок и потешек, скороговорок и загадок для детей. – Минск, 2005
Библиотечная песня
Если мечтаешь найти чудеса,
В сказку попасть ненароком,
Вовсе не надо бродить по лесам
И колесить по дорогам.
Припев:
Есть по соседству библиотека!
В ней лекарства, словно в аптеке,
От коварства, глупости, лени
Лечат книги без промедлений.
Есть по соседству библиотека
В ней все средства для человека,
Чтобы умным стать и великим…
Пусть всегда да здравствуют книги!
В залах рядами стоят стеллажи,
Тысячи книжек на полках.
Каждый здесь что-то найдет для души,
Лишь заглянув ненадолго.
Мир приключений и царство идей,
Знаний источник и смеха:
И для детей, и для взрослых людей –
Все это – библиотека!
Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку,
Выбирайте книгу, как друга.
(Т.В. Бокова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям: социализация, коммуникация и музыка "МАМИН ДЕНЬ"
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви С чем сравнить её? Может быть, с песней Что поют на заре соловьи?...
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного к школе возраста.Тема: Дифференциация звуков С - З, буквы С, З.Приставочные глаголы.
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и подгруппы детей подготовительного к школе возраста. Разработано самостоятельно.Технологии:Интерактивные технологии: Гуманно-личностная техноло...
"Солнечный цветок- подсолнух"конспект НОД по позновательно- речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
«Солнечный цветок- Подсолнух»Конспект НОД по познавательно- речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Формирование интереса к познавательно- исследовательской деятельности ...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕМА: «ПОМОЖЕМ ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий Тема: "Поможем доктору Айболиту&qu...
Оптимальные формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей младшего дошкольного возраста в современных условиях ДОУ.
Дети и их родители! С кем труднее работать, сложнее найти общий язык? Наверное, с родителями. Главная цель взаимодействия педагога и семьи – это включение родителей в совместный обра...
Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Форми...
Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...