ПРОЕКТ: «ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕСНА» (для воспитанников старшего дошкольного возраста, выпускников логопедического пункта)
проект
Данный проект направлен на приобщение детей к театрализованной деятельности в процессе логопедической работы, что способствует решению задач, которые ставит перед педагогом ФГОС ДО в отношении образовательной области «речевое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_1.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕСНА»
(для воспитанников старшего дошкольного возраста,
выпускников логопедического пункта)
Вид проекта: творческий, индивидуально-подгрупповой
Срок реализации: долгосрочный.
Автор проекта: учитель-логопед Кабалоева Елена Сергеевна
Участники проекта: дети, родители, учитель-логопед, воспитатели, музыкальные руководители.
Возраст детей: 5-7 лет
«Родное слово – основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний»
К.Д. Ушинский
Актуальность проекта:
Одной из важнейших проблем в последнее время становится проблема развития речи детей, все больше воспитанников нуждаются в помощи логопедов и других специалистов. Нарушение речевого развития детей рассматривается, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. За последние годы в логопедических группах и в логопедических пунктах количество детей имеющих тяжелые нарушения речи заметно увеличилось. Чтобы справиться с этой проблемой, педагогам нужна не неделя, не месяц, а иногда, и не год регулярных систематических занятий с детьми.
Но тут возникает другая проблема: как разнообразить логопедическую работу, сделать её более интересной, увлекательной для детей? И здесь на помощь приходит театрализованная деятельность. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие эмоционально-личностной сферы, выступающей мощным стимулом развития речи и познавательных процессов. Роль, которая достается ребенку при игре в театр, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Акцент педагог делает на автоматизацию и развитие различных речевых функций:
- на правильность сформированных звукопроизносительных навыков;
- на дыхание, на артикуляцию;
- на дикцию;
- на интонационную выразительность речи.
Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Самый молчаливый и замкнутый ребенок не останется равнодушным и будет готов заговорить, по-новому раскрыться, исполняя полученную, интересную для него роль.
Посредством внедрения элементов театрализованной деятельности в логопедическую работу, возможно, решить задачи, которые ставит перед педагогом ФГОС ДО в отношении образовательной области «речевое развитие»:
- обогатить словарь;
- развить связную грамматически правильную речь;
- развить интонационную культуру, фонематический слух, речевое творчество.
Результатом систематической логопедической работы с включением элементов театрализованной деятельности станет развитая речь воспитанников, их свободное общение с детьми и взрослыми. Воспитанники овладеют конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими и грамматически правильной диалогической и монологической речью.
Данный проект направлен на приобщение детей к театрализованной деятельности в процессе логопедической работы на этапе автоматизации поставленных звуков в речи, что способствует решению задач, которые ставит перед педагогом ФГОС ДО в отношении образовательной области «речевое развитие».
Обоснование проблемы:
1.Недостаток у воспитанников 5-7 лет действующих стимулов развития речи и познавательных процессов для автоматизации поставленных звуков.
2. Недооценивание педагогами влияния театрализованной деятельности на качество коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи.
Цель проекта: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
Коррекционно-развивающие:
- расширять активный и пассивный словарный запас детей, формировать грамматический строй речи посредством чтения художественных произведений и выразительного пересказа, бесед по прочитанному;
- автоматизировать поставленные звуки и развивать фонематический слух посредством разучивания ролей;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- развивать интонационную выразительность речи.
Образовательные:
- формировать умение вести диалог;
- формировать монологическую форму речи;
- формировать умение использовать интонационно-выразительные средства речи и пластику при передаче сценического образа.
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные способности (умение работать в группе);
- способствовать формированию умения оценивать свои достижения;
- способствовать воспитанию инициативы в импровизации;
- воспитывать нравственные качества: умение выслушать отвечающего, взаимовежливость.
- Подготовительный этап
- Выразительное чтение выбранных произведений для инсценировки и беседы с детьми по содержанию произведения.
- Составление словесных портретов персонажей, рисование иллюстраций к произведению.
- Обсуждение кандидатур на роли персонажей, декораций и костюмов, их изготовление.
- Работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика, знакомство с рисунком танцев.
- Привлечение родителей для изготовления костюмов, масок, декораций.
- Репетиция всего спектакля с элементами костюмов, реквизита и декораций.
- Практический этап:
- Организация детского фестиваля-конкурса «Театральная весна» для воспитанников 5-7 лет с обязательным участием воспитанников логопедического пункта.
- Заключительный этап:
- Предоставление опыта работы по театрализованной деятельности для родителей и педагогов через создание презентаций, видеофильмов с размещением в сети Интернет.
Результаты проекта:
В результате проведения комплексной логопедической работы с включением в коррекционный процесс театрализованной деятельности, дети успешней овладевают навыками монологической и диалогической речи, умеют оценивать свои достижения, способны проявлять инициативу в импровизации, работать в команде, проявляют познавательную активность. У воспитанников сформировано речевое дыхание и артикуляционная моторика, присутствует интонационная выразительность речи, автоматизируются правильные звукопроизносительные навыки.
Показаны спектакли:
- «Курочка, петушок и бобовое зёрнышко» (средняя группа)
- «Заюшкина избушка» (средняя группа)
- музыкальный спектакль «Муха-Цокотуха» (старшая группа)
- «Гуси-лебеди» (старшая группа)
- «Красная Шапочка» (старшая группа)
- «Мой друг крокодил» (подготовительная группа)
- «Айога» (подготовительная группа)
План мероприятий конкурса-фестиваля «Театральная весна».
1. Подготовительный этап. |
Занимательная беседа «Волшебный мир театра» (цель: развивать у детей интерес к различным видам театра; побуждать их к свободной творческой самореализации в театрализованной игре; расширение словаря по теме «Театр»). |
Чтение сказок, сценариев будущих спектаклей, беседа по содержанию произведения. |
С\р игра «Как вести себя в театре» (цель: закрепление представлений о том, как вести себя в театре). |
Театральная деятельность, разбор произведения по сказочным героям (их характеристики, эмоции, жесты). |
Распределение ролей с учетом необходимости закрепления у детей поставленных звуков (слова персонажа должны быть насыщенны тем или иным звуков, например: «Я жук. Я джентльмен. Я готов ждать, сколько пожелаете»). |
Оформление уголка для родителей «Наша афиша» (детские рисунки, рекомендации, план мероприятий и т.д.), беседа с родителями на тему «Играем в театр». |
Подбор музыкальных произведений для спектакля. |
Постановка танцев для спектакля. |
Репетиции по этюдам (цель: формирование умения использовать интонационно-выразительные средства речи и пластику при передаче сценического образа; формирование умения вести диалог, монолог). |
Работа с родителями (изготовление костюмов, атрибутики для спектакля). |
Оформление выставки: «Сцена наших театров» - рисование красками. |
Генеральная репетиция. Подготовка атрибутов и костюмов. Оформление афиши. |
2. Практический этап: |
Проведение конкурса-фестиваля «Театральная весна» с показом спектаклей членам жюри, родителям и зрителям. Награждением победителей и участников. |
|
Представление опыта работы по театрализованной деятельности для родителей и педагогов через создание презентаций, видеофильмов с размещением в сети Интернет и на сайте учреждения. |
Список используемой литературы:
1. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
- Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
- Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
- Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М.: ТЦ Сфера, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса стихов среди воспитанников старшего дошкольного возраста развивающей студии "Почемучки", посвящённый Дню Защитника Отечества
Сценарий праздника патриотического содержания...
Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта (1 год обучения)
На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-...
Мы еще малыши, но уже крепыши (конкурсно-игровая программа для воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста)
Мы еще малыши, но уже крепыши (конкурсно-игровая программа для воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста)Цель: формирование патр...
Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта в ДОУ
На страницах данной презентации родители найдут ответы на вопросы касающиеся работы логопункта в ДОУ: специфика работы логопункта, что делают логопеды, для чего нужны занятия с логопедом и т.д....
Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»
Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)
Данная рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта. В соответствии с Зак...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ФНР и ФФНР (в условиях дошкольного логопункта)
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неукл...