Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с II - III УРР (с ментальными нарушениями)
календарно-тематическое планирование по теме
Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с II - III уровнем речевого развития (с системным недоравзитием речи при легкой умственной отсталости, задержке психического развития, расстройстве аутистического спектра) направлено на развитие лексико-грамматических компетенций детей, на совершенствование их связной и диалогической речи на подгрупповых занятиях по лексичеким темам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по развитию речи
на 2017 – 2018 учебный год
(подгрупповые занятия)
Учитель-логопед: Стрелец Т.В.
Сентябрь
Дата | Тема НОД | Содержание НОД | ||
Словарь | Грамматика | Связная речь | ||
19.09. | Детский сад. Игрушки. | Названия игрушек в детском саду (мяч, кубики, кукла, юла, пирамидка и др.), обобщающее слово. | Согласование прилагательного с существительным в категории рода (синий мяч, синяя юла, синее колечко, синие кубики). Совместное составление фраз по сюжетным картинам из 3 – 5 слов. | Совместное составление рассказа «В детском саду» из 4 распространенных фраз, пересказ. |
26.09. | Игрушки. | Слова-признаки (какой по цвету, размеру, форме), слова-действия: играть, бросать, ловить, прыгать. | Качественные прилагательные (деревянная пирамидка, резиновый мяч). Подбор слов-признаков к существительным. Составление и распространение фраз. | Пересказ описательного рассказа «Мяч» из 5 – 6 фраз. |
Октябрь
03.10. | Человек. Части тела и лица. | Голова, шея, туловище, руки, ноги, живот, спина, лицо, глаза, брови, нос, рот, губы, зубы, язык. | Согласование колич. числит (один – одна – одно, два – две) с сущ. Составление фраз из 4 слов с предлогом «у»: У меня два глаза. И т.п. | Составление описательного рассказа «Я – человек». |
10.10. | Семья. | Названия членов семьи, обобщающее слово, имена отчества родителей. | Составление фраз по ситуационным картинам, ответы на вопросы: Кто укладывает сына спать? Кого мама укладывает спать? Что делает мама? – Мама укладывает сына спать. И т.п. | Составление диалога по сюжетной картине (Чем занимаются члены семьи) |
17.10. | Время года – осень. | Названия времен года, месяцев осени, ее признаков, листопад. Слова-действия: наступила, идет, дует, опадают. Слова-признаки: желтые, красные, оранжевые, коричневые, холодный, теплый. | Изменение сущ. по числам (лист – листья, дерево – деревья). Согласование прилаг. с сущ. в категориях рода и числа. Составление фраз из 4-5 слов с опорой на ситуативные картины. | Совместное составление рассказа по сюжетной картине «Осень». |
24.10. | Сад. Фрукты. | Фрукты, сад, дерево, слова-признаки (названия цветов, круглое, овальный, треугольная, сладкое, вкусное, сочное, кислый), | Форма множественного числа существительных (груша – груши, дерево – деревья…), согласование прил. и количественных числительных с сущ. в категории рода (одно сладкое яблоко, одна сладкая груша, один сладкий банан…) | Описательный рассказ «Яблоко» из 5 фраз по картинному плану (совместное составление). |
31.10. | Огород. Овощи. | Овощи, огород, грядка, капуста, помидор, огурец, морковь, картофель,перец, свекла, лук, чеснок, борщ, салат, предлоги в, из. | Составление фраз с предлогами в, из. Употребление слов-предметов в форме предложного и родительного падежей (в корзинке, из корзинки). | Заучивание стихотворения (пальчиковой гимнастики «Салат») |
Ноябрь
07.11. | Дифферен-циация фруктов и овощей. | Обобщающие слова, названия овощей, фруктов, сад, огород, вверху, внизу, суп, салат, компот, сок, слова-признаки: сладкий – кислый, овальный – круглый, названия цветов и оттенков.
| Составление и распространение фраз по демонстрируемым действиям, практическое употребление предлога «на», «в», «из» (на тарелку, в кастрюлю, в суп, в салат, компот из … , сок из …) | Совместное составление и пересказ сравни-тельного рассказа «Банан и лук». |
14.11. | Лес. Деревья. клен, дуб, береза, ель, рябина, | Названия деревьев, части (ствол, ветка, лист, корень), обобщающее слово; высокая – низкая (ель), толстый – тонкий (ствол), предлоги около, на, под. | Форма множественного числа существительных (деревья, ветки, листья, корни), согласование прилагательных с существительными в категории рода и числа. Составление фраз с предлогами, сравнительных фраз с союзом а. | Совместное состав-ление рассказа «Где была белочка» для закрепления в речи предлогов (по следам демонстр. действий). |
21.11. | Дикие животные. | Названия диких животных и их детенышей, обобщающее слово; слова-признаки: голодный, злой, сердитый, страшный, трусливый, пушистая, хитрая, колючий, длинный - короткий. | Подбор признаков, согласование прилагательных с существительным в категории рода, числа. Составление словосочетаний, распространение фраз. | Отгадывание загадок-описаний. Пересказ описательного рассказа «Лиса» из 5 фраз. |
28.11. | Домашние животные. | Названия домашних животных и их детенышей, обобщающее слово, названия частей тела, слова-действия: мяукает, мычит, лает, хрюкает, лакает, умывается, играет, царапает, скачет. | Уменьшительная форма сущ. в форме ед. и множ. числа (у кошки лапы, а у котенка лапки). Игра «Договори словечко» по следам демонстрируемых действий – составление фраз из 3-5 слов. | Составление сравнительного рассказа из 6 фраз (фразы с союзом а - У кошки уши, а у котенка ушки. …). |
Декабрь
05.12. | Дифферен-циация диких и домашних животных. | Обобщающие слова, названия животных, лес, жилище (берлога, дупло, нора, дом, сарай, конюшня). Предлоги «в», «из», «на», «под». | Составление и распространение фраз из 4 – 6 слов с предлогами «в», «из», «на», «под» с опорой на игровой и картинный материал | Участие в диалоге – вопрос–ответ по цепочке. У меня волк. Это дикое животное. А у тебя кто? И т.п. |
12.12. | Время года – зима. | Зима, снег, снежинка, холодная, снежная, белый, пушистый, сильный, наступила, идет, лежит, дует. | Ответы на вопросы полной фразой, составление и распространение фраз прилагательными до 4-6 слов, | Составление описательного рассказа «Зима» по сюжетной картине. |
19.12. | Птицы зимой. | Ворона, воробей, голубь, синица, снегирь, дерево, кормушка, предлоги на, в, кормить, насыпать, прилетать, клевать. | Изменение имен существительных по числам (дерево – деревья, воробей – воробьи). Составление фраз из 4 – 5 слов и с предлогами «на», «в». | Составление рассказа из 5-6 распространенных фраз по демонстри-руемым действиям. |
26.12. | Праздник Новый год. | Елка, праздник, Дед Мороз, Снегурочка, подарки, зеленая, высокая, красивая, нарядная, предлоги «на», «под». | Составление и распространение фраз из 4-6 слов по сюжетным картинам без предлогов и с предлогами «на», «под». | Разучивание фрагм. стих. З.Александровой: Маленькой елочке Встанем под елочкой |
Январь (I подгруппа)
24.01. | Зимние забавы. | Санки, ледянка, лыжи, коньки, снежки, снеговик, кататься, играть, лепить, предлог «на». | Предложный падеж существительных в форме ед. и множ. числа (на снегокате, на ледянке, на санках, на лыжах, на коньках). Составление простой фразы, распространение до 3-4 слов. | Пересказ текста по серии последовательных картин «Дети лепят снеговика». |
31.01. | Одежда. Головные уборы. | Кофта, шорты, юбка, платье, куртка, штаны, шапка, шарф, варежки, перчатки, шуба, шкаф, предлоги «в», «из». | Дательный падеж существительных без предлога (дадим кому? – маме, папе, мальчику, девочке, Ване, Юсифу…). Притяжательные местоимения (мой, моя, мои), согласование с существительными. |
Январь (II подгруппа)
24.01. | Зимние забавы. | Санки, снегокат, ледянка, лыжи, коньки, снежки, снеговик, забавы, кататься, съезжать, играть, лепить, предлоги «на», «с». | Предложный падеж существительных в форме ед. и множ. числа (на снегокате, на ледянке, на санках, на лыжах, на коньках). Распространение фраз до 5- 6 слов. | Совместное составление рассказа по серии последовательных картин «Дети лепят снеговика». |
31.01. | Одежда. Головные уборы. | Кофта, свитер, шорты, платье, юбка, куртка, шапка, шарф, комбинезон, шуба, варежки, перчатки, шкаф, предлоги «в», «из». | Дательный падеж существительных без предлога (дадим кому? – маме, папе, мальчику, девочке, Варе, Иосифу). Притяжательные местоимения (мой, моя, мои), согласование с существительными. Притяжательные прилагательные (мамин, мамина, мамины, папин…), согласование с существительными. |
Февраль (I подгруппа)
07.02. | Обувь. | Названия предметов обуви, обобщающее слово, части обуви. Виды застежек (шнурки, молния, липучки). Слова-действия: надеть, мыть, сушить; застегнуть, расстегнуть, завязать ... | Образование прилагательных (кожаные, резиновые; летняя, осенняя, зимняя обувь, мужская, женская, детская). Подбор прилагательных к существительным, согласование в категориях рода, числа. | Составление рассказа «Как я одеваюсь на прогулку» по картинному плану. |
14.02. | Дом. Квартира. | Дом, части дома, квартира, комната, названия комнат, адрес, улица, этаж, подъезд, порядковые числительные: первый, второй, третий … этаж. | Составление и распространение фраз из 4-5 слов по образцу «В ванной я мою руки. На кухне мама готовит суп». В коридоре я одеваюсь»…) Образование прилагательных (деревянный, кирпичный). Согласование с существительными «дом, дома» | Составление рассказа по образцу «Где я живу». |
21.02. | Мебель. | Названия предметов мебели, ее частей, обобщающее слово; деревянный. Предлоги «на, в, под, между» | Образование и согласование прилагательного «деревянный» с существительными в категории рода и числа. Форма множ. числа сущ., согласование с прилагательными. | Составление рассказа с использованием предлогов «Где котёнок?» на картинном материале. |
28.02. | Посуда. | Названия предметов посуды, ее частей, обобщающее слово; повар; варит, жарит, готовит, печет; стеклянный, металлический. | Согласование прилагательных «стеклянный», «металлический» с существительными в категориях рода и числа. Составление фраз из 4-6слов с опорой на картинный материал. |
Февраль (II подгруппа)
07.02. | Обувь. | Названия предметов обуви, обобщающее слово, части обуви. Виды застежек (шнурки, молния, липучки). Слова-действия: надеть; застегнуть, расстегнуть, завязать ... | Образование прилагательных (кожаные, резиновые; мужская, женская, детская). Подбор прилагательных к существительным, согласование в категориях рода, числа. | Пересказ рассказа «Как я одеваюсь на прогулку» по картинному плану. |
14.02. | Дом. Квартира. | Дом, части дома, квартира, комната, названия комнат, адрес, улица, этаж, подъезд. | Составление и распространение фраз из 4-5 слов по образцу «В ванной я мою руки. На кухне мама готовит суп». В коридоре я одеваюсь»…) Образование прилагательных (деревянный, кирпичный). | Пересказ рассказа по образцу «Где я живу». |
21.02. | Мебель. | Названия предметов мебели, ее частей, обобщающее слово; деревянный. Предлоги «на, в, под» | Образование и согласование прилагательного «деревянный» с существительными в категории рода и числа. Форма множественного числа существительных. | Пересказ рассказа с использованием предлогов «Где котёнок?» по следам демонстрируемых действий с игрушками. |
28.02. | Посуда. | Названия предметов посуды, ее частей, обобщающее слово; повар; варит, жарит, готовит; стеклянный. | Согласование прилагательных «стеклянный» с существительными в категориях рода и числа. Составление фраз из 3-5 слов с опорой на картинный материал. |
Март (I подгруппа)
07.03. | Праздник 8 марта. | Праздник, Женский день, 8 марта, весна, цветы, букет, открытка, дарить. | Составление фраз по сюжетным картинам: Дима подарил маме открытку. Папа подарил маме букет. Мама поставила цветы в вазу. И т.п. | Разучивание стихотворения: Какое счастье рано встать И маму милую обнять, Букет цветов ей подарить И целый день послушным быть! |
14.03. | Продукты питания. | Хлеб, сыр, молоко, масло, сок, колбаса, рис, гречка, макароны… Обобщающее слово. Завтрак, обед, полдник, ужин. | Составление и распространение фраз по образцу: Катя ест кашу – Катя ест рисовую кашу. Катя ест рисовую кашу на завтрак. | |
21.03. | Профессии. | Шофер, врач, строитель, учитель, парикмахер, повар, продавец. Водить, лечить, строить, учить, стричь, продавать, готовить, варить… Обобщающее слово. | Ответ на вопрос «Кто что делает?» фразой: Шофер водит машину (автобус…). Изменение глаголов по числам (лечит – лечат, строит – строят…) – Строители строят дома (магазины, школы…) | Составление рассказа «Продавец» с опорой на картинный материал. |
28.03. | Инструменты. | Молоток, пила, топор, лопата, ножницы, обобщающее слово. Металлический, железный. Рубить, пилить, забивать, копать, резать, стричь. | Творительный падеж имен существительных. Составление предложно-падежных конструкций (из 4-5 слов). Множественное число имен существительных, согласование прилагательных с существительными. | Участие в диалоге по цепочке с использованием раздаточного материала (У тебя что? Что делают пилой?) |
Март (II подгруппа)
07.03. | Праздник 8 марта. | Праздник, 8 марта, весна, цветы, открытка, дарить. | Составление фраз по сюжетным картинам: Дима подарил маме открытку. Папа подарил маме цветы. Мама поставила цветы в вазу. И т.п. | Разучивание стихотворения: Какое счастье рано встать И маму милую обнять, Букет цветов ей подарить И целый день послушным быть! |
14.03. | Продукты питания. | Хлеб, сыр, молоко, масло, сок, колбаса, рис, гречка, макароны… Обобщающее слово. | Составление и распространение фраз по образцу: Катя ест кашу – Катя ест рисовую кашу. | |
21.03. | Профессии. | Шофер, врач, строитель, учитель, парикмахер, повар, продавец. Водить, лечить, строить, учить, стричь, продавать, готовить, варить… Обобщающее слово. | Ответ на вопрос «Кто что делает?» фразой: Шофер водит машину (автобус. Строитель строит дом. Продавец продает продукты / одежду / игрушки…). | Составление рассказа «Продавец» с опорой на картинный материал. |
28.03. | Инструменты. | Молоток, пила, топор, лопата, ножницы, обобщающее слово. Рубить, пилить, забивать, копать, резать, стричь. | Творительный падеж имен существительных. Составление предложно-падежных конструкций (из 4 слов). Множественное число имен существительных. | Участие в диалоге по цепочке с использованием раздаточного материала (У тебя что? Что делают пилой?) |
Апрель (I подгруппа)
04.04. | Время года – весна. | Весна. Время года. Солнце, проталины, почки, трава, первоцветы, подснежник. Слова-действия: тает, греет, становится, наступает. | Форма множественного числа сущ. (почки, ветки, деревья, листья). Составление распространенных фраз из 4 – 6 слов по картинам. | Составление рассказа «Весна пришла» с опорой на картинный материал. |
11.04. | Транспорт. | Обобщающее слово. Виды транспорта: наземный, подземный, водный, воздушный; грузовой, пассажирский. Приставочные глаголы: подъезжает, въезжает, выезжает, переезжает. Предлоги «по», «к», «в», «из», «около». | Совместное составление фраз с приставочными глаголами из 4-5 слов по демонстрируемым действиям, по ситуационным картинам с предлогами. | Совместное составление короткого рассказа из 4 распространенных фраз «Автобус». |
18.04. | Транспорт. | Вида транспорта. Машины спецавтотранспорта: скорая помощь, такси, полицейская машина, пожарная машина. Предлоги «за», «перед», «между». | Выполнение действий с предметами (игрушками) по заданию: красная машина едет за желтым такси, автобус едет перед зеленой машиной, синяя машина остановилась между красной и желтой… Составление фраз из 5 – 6 слов с предлогами «за», «перед», «между» по образцу по следам демонстрируемых действий. | |
25.04. | Школьные принадлежности. | Тетрадь, учебник, пенал, ручка, карандаш, портфель. Толстый – тонкий, длинный – короткий. | Согласование прилагательных с сущ. в категориях рода и числа (тонкая тетрадь, длинные карандаши и т.п.), составление фраз с предлогом в (в пенале, в портфеле). | Игра с комментированием «Собери портфель» |
Апрель (II подгруппа)
04.04. | Время года – весна. | Весна. Время года. Солнце, почки, трава, цветы, подснежники. Слова-действия: тает, становится, наступает. | Форма множественного числа сущ. (почки, ветки, деревья, листья). Составление распространенных фраз из 3 – 5 слов по картинам. | Составление рассказа «Весна пришла» с опорой на картинный материал. |
11.04. | Транспорт. | Обобщающее слово. Виды транспорта: наземный, подземный, водный, воздушный. Приставочные глаголы: подъезжает, въезжает, выезжает. Предлоги «по», «к», «в», «из», «около». | Распространение фраз с приставочными глаголами до 4-5 слов по демонстрируемым действиям, по ситуационным картинам. | Совместное составление короткого рассказа из 3 распространенных фраз «Автобус». |
18.04. | Транспорт. | Вида транспорта. Машины спецавтотранспорта: скорая помощь, такси, полицейская машина, пожарная машина. Предлоги «за», «перед», «между». | Выполнение действий с предметами (игрушками, картинками) по заданию: красная машина едет за желтым такси, автобус едет перед зеленой машиной, синяя машина остановилась между красной и желтой… Составление фраз из 5 – 6 слов с предлогами «за», «перед», «между» по образцу по следам демонстрируемых действий. | |
25.04. | Школьные принадлежности. | Тетрадь, учебник, пенал, ручка, карандаш, портфель. Толстый – тонкий, длинный – короткий. | Согласование прилагательных с сущ. в категориях рода в единственном числе (тонкая тетрадь, длинный карандаш и т.п.), составление фраз с предлогом в (в пенале, в портфеле). | Игра с комментированием «Собери портфель» |
Май (I, II подгруппа)
Темы «Цветы», «Насекомые» - 02.05., 09.05.2018 – нерабочие дни – для изучения на индивидуальных занятиях
02.05. 09.05. | Цветы. Насекомые. | Названия цветов и насекомых, части цветка, части тела насекомых, красивая, разноцветная, полосатая, полезная, вредная, трудолюбивый, летает, ползает, кусает, жалит. | Подбор слов-признаков к существительным, составление словосочетаний. Составление фраз с предлогами «на», «под», «из-под», «за», «из-за» по следам демонстрируемых действий. | Совместное составление описательных рассказов «Ромашка» и «Бабочка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
календарно-тематическое планирование уроков развития речи в первом классе
данное календарно-тематическое планирования составлено для учащихся первого класса с умерренной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната...
Календарно- тематическое планирование по развитию речи для 3 класса
Почасовая разработка по развитию речи...
Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 5 класс.
Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 5 класс....
Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 6 класс.
Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 6 класс....
Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 7 класс.
Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 7 класс....
Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с I - II УРР (с ментальными нарушениями)
Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с I - II уровнем речевого развития (системное недоразвитие речи при умственной отсталости, выраженной задержке психического развития...