Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с I - II УРР (с ментальными нарушениями)
календарно-тематическое планирование на тему

Стрелец Татьяна Витальевна

Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с I - II  уровнем речевого развития (системное недоразвитие речи при умственной отсталости, выраженной задержке психического развития, у детей со сложной структурой дефекта) направлено на развитие понимания обращенной речи, раширение пассивного и активного словарного запаса по лексическим темам, на формирование простой фразы и введение ее в активную речь ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Календарно-тематическое планирование

 по развитию речи

на 2017 – 2018 учебный год

индивидуальные занятия

с детьми с I – II уровнем речевого развития

Учитель-логопед: Стрелец Т.В.

   

Сентябрь

Дата

Тема

Содержание

18.09.– 22.09.

25.09.–29.09.

Игрушки:

мяч

кубики

пирамидка

кукла машинка

1. Развитие понимания обращенной речи, расширение пассивного словаря:

  • Выполнение действий по вербальной инструкции  (посади куклу на стул, бросай мяч, построй башню, вези машинку, нанизывай колечки пирамидки на штырь и т.п.).
  • Нахождение игрушки по названию, по образцу среди 4 – 5 игрушек.
  • Соотнесение парных картинок (найди такую же).
  • Различение предметов по размеру (большой – маленький), соотнесение предметов по цвету (выбор из 4 основных цветов).

2. Развитие активной речи:

  • Закрепление умения отвечать «да», «нет»  на вопросы педагога.
  • Называние игрушек, их основных признаков (цвет, размер), действий – отраженно / самостоятельно.
  • Фраза из 2 слов различных конструкций (Дай мяч. Вот кубик. Ляля, иди. Ляля сидит.) – сопряженно / отраженно / самостоятельно.

3. Развитие артикуляционной моторики: упражнения «рыбка», «дудочка».

  1. Развитие общей и мелкой моторики: игры с мячом, постройка башни из кубиков, нанизывание колец на штырь пирамидки.
  • Формирование / развитие графомоторных умений: обводка по контуру, проведение дорожек, раскрашивание (совместно, с помощью, самостоятельно).
  1. Закрепление указательного и просительного жестов.
  2. Закрепление умения действовать по очереди.

Октябрь

02.10.–06.10.

09.10.–13.10.

Человек. Части тела и лица.

голова

руки, ноги

пальцы, шея глаза, нос, рот, язык

уши, волосы

живот

  1. Развитие понимания обращенной речи, расширение пассивного словаря:
  • Показ частей тела и лица на себе, на кукле, на картинке (по речевой инструкции).
  • Выполнение действий по подражанию, показу, слову, инструкций: покажи, помаши, хлопай, топай, качай, открой, закрой (рот) – физминутка.
  1. Развитие общей и мелкой моторики – физминутка:

    Ручками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем. Ножками мы топаем, топаем, топаем.

    Головой качаем, качаем, качаем. Ротик открываем, ротик открываем.

  1. Развитие активной речи:
  • Слова: сопряженно, отраженно, самостоятельно: называние частей тела и лица
  • Фразы различных конструкций:
  1. Развитие артикуляционной моторики, развитие графомоторных умений
  • упражнения «рыбка», «дудочка», «улыбка», чередование из 2 упражнений (сопряженно),
  • обведи по контуру, раскрась, проведи  линии (вертикальные и горизонтальные)

16.10.-20.10.

23.10.-27.10.

Фрукты

яблоко

банан

слива

груша апельсин

лимон

  1. Расширение пассивного словаря, развитие понимания обращенной речи:
  • Слова-предметы: показ (на настоящих фруктах, на муляжах, по картинкам), осуществление выбора по заданию из 4-5 фруктов.
  • Слова-признаки: различение по цветам (желтый, красный, зеленый), по размеру (большой – маленький) по словесной инструкции.
  1. Выполнение действий по образцу, по словесной инструкции (достань из мешочка, возьми, дай, дай Ляле, положи на тарелку, положи в корзинку, найди такой же и т.п.).
  2. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • слова: на, дай, названия фруктов, признаков (по размеру, по цвету)
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • фразы различных конструкций: Ляля, ешь! Дай банан. Вот груша. Хочу яблоко.
  1. Развитие артикуляционной моторики: упражнения (пассивная, активная артикуляционная гимнастика – чередование из 2-3 упражнений, упражнение на вызывание отсутствующих звуков: «рыбки разговаривают», «зайка грызет морковку»…)
  2. Развитие мелкой моторики, графомоторных умений: игра «Чудесный мешочек», «Вкладыши», обводка по контуру, штриховка, раскрашивание.

Ноябрь

30.10.-03.11.

06.11.-10.11.

Овощи

огурец

помидор

капуста

картофель

морковь

репа

лук

  1. Расширение пассивного словаря, развитие понимания обращенной речи:
  • Слова-предметы: показ (на настоящих овощах, на муляжах, по картинкам), осуществление выбора по заданию из 4-6 овощей.
  • Уменьшительно-ласкательные формы: огурчик, морковка, помидорчик, репка.
  • Слова-признаки: различение по цветам (красный, зеленый), по размеру (большой– маленький) по словесной инструкции.
  1. Выполнение действий по образцу, по словесной инструкции (достань из корзинки, возьми, дай мне, дай зайке, дай Ляле, положи на тарелку, положи в корзинку, найди такой же и т.п.).
  2. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • слова: на, дай, названия овощей, признаков (по размеру, по цвету),
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • словосочетания: огурец зеленый, помидор красный, капуста большая.
  • фразы из 2 слов: Ляля, ешь! Дай огурец. Вот морковь. Хочу помидор.
  1. Развитие артикуляционной моторики: упражнения для развития подвижности губ и нижней челюсти (пассивная, активная артикуляционная гимнастика – чередование из 2 упражнений (сопряженно и  самостоятельно,  упражнение для языка «выгляни в окошко» - формирование и закрепление подражательных умений).
  2. Развитие мелкой моторики, графомоторных умений: игра «Чудесный мешочек», мозаика, обводка по контуру, штриховка, раскрашивание.

13.11.-17.11.

20.11.-24.11.

Дикие животные.

заяц

волк

медведь

ёж

лиса

белка

  1. Расширение пассивного и активного словаря:
  • Слова-предметы: показ (на игрушках, по картинкам), осуществление выбора по заданию из 4-6.
  • Уменьшительно-ласкательные формы: зайчик, лисичка, ежик, белочка…
  • Подбор слов-признаков (по цвету, по размеру).
  • Подбор слов-действий: бежит, прыгает, спит, ест.
  1. Развитие понимания обращенной речи – выполнение действий по образцу, по словесной инструкции (достань из корзинки, возьми, дай мне, дай белке, дай мишке, положи в корзинку, найди такой же и т.п.).
  2. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • слова: на, дай, названия диких животных, признаков (по размеру, по цвету).
  • множественное число имен существительных (волки, белки, медведи)
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • словосочетания: волк серый, лиса рыжая, ежик маленький, медведь большой.
  • фразы из 2 – 3 слов: Вот зайчик. Это лиса. Волк бежит. Медведь спит. Белка ест орех (гриб).

4. Развитие артикуляционной моторики: упражнения для развития подвижности органок артикуляционного аппарата (пассивная, активная артикуляционная гимнастика – чередование из 2 – 3 упражнений (сопряженно и  самостоятельно,  упражнения для формирования и закрепления подражательных умений, вызывания отсутствующих звуков)

5. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных умений: изображение походки, повадок диких животных, кубики (из 4, из 9 с помощью), обводка по контуру, штриховка, раскрашивание.

27.11.-01.12.

04.12.-08.12.

Домашние животные.

кошка

собака

корова

коза

лошадь

свинья

  1. Расширение пассивного и активного словаря:
  • Слова-предметы: показ (на игрушках, по картинкам), осуществление выбора по заданию из 4-6.
  • Множественное число существительных (кошки, собаки, коровы)
  • Подбор слов-признаков (по цвету, по размеру).
  • Подбор слов-действий: лежит, сидит, бежит, скачет, спит, ест, пьет.
  • Предлоги «на», «под».
  1. Развитие понимания обращенной речи – выполнение действий по образцу, по словесной инструкции (покажи, возьми, дай, найди, кошка пьет, собака ест, кошка на диване, под стулом и т.п.).
  2. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • слова: названия домашних животных, признаков (по размеру, по цвету).
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • фразы из 2 – 3 слов: Вот киса/кошка. Это корова. Лошадь скачет. Кошка пьет молоко. Свинья/хрюша спит.
  1. 4. Развитие артикуляционной моторики: упражнения (пассивная, активная артикуляционная гимнастика для развития подвижности органов артикуляционного аппарата – чередование из 2 – 3 упражнений (сопряженно и самостоятельно), упражнения для вызывания отсутствующих звуков, упражнения на формирование и закрепление подражательных умений – упр. «Собачка» – облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз и слева направо; упр. «Кошка лакает молоко» – имитировать лакательные движения)

5. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных умений: игра с мячом «Кати-кач» – катать мяч собачке/кошке (Кати-кач, кати-кач – мы с тобой играем в мяч!), пальчиковый бассейн, разрезные картинки, проведение дорожек, обводка по контуру, штриховка, раскрашивание.

Декабрь

11.12.-15.12.

18.12.-22.12.

Птицы.

курица

петух

цыпленок

утка

гусь

ворона

голубь

воробей

  1. Расширение пассивного и активного словаря:
  • Слова-предметы: показ (на игрушках, по картинкам), осуществление выбора по заданию из 4 – названия птиц, части тела.
  • Подбор слов-признаков (по цвету, по размеру).
  • Подбор слов-действий: лежит, сидит, бежит, скачет, спит, ест, пьет.
  • Предлоги «на», «под».
  1. Развитие понимания обращенной речи – выполнение действий по образцу, по словесной инструкции (покажи, возьми, дай, найди, кошка пьет, собака ест, кошка на диване, под стулом и т.п.).
  2. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • названия домашних животных, звукоподражания (ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку, кря-кря, га-га-га, кар-кар, гули-гули, чик-чирик).
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • фразы из 2 – 3 слов: Вот гусь. Это курица. Петух/Петя поет. Утка плывет. Курица клюет зерно. Воробей летит. У курицы клюв. У петуха хвост. У вороны крылья. И т.п.

4. Развитие артикуляционной моторики: упражнения (пассивная, активная артикуляционная гимнастика для развития подвижности органов артикуляционного аппарата – чередование из 2 – 3 упражнений (сопряженно и  самостоятельно,  упражнения для вызывания отсутствующих звуков)

5. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных умений: изображение полета птиц, разрезные картинки, обводка по контуру, штриховка, раскрашивание, работа с сыпучим материалом.

25.12.–29.12.

Праздник Новый год.

ёлка

шарики

звезда

дед Мороз

подарки

хоровод

  1. Расширение пассивного и активного словаря:
  • Слова-предметы – ёлка, шарик, звезда, дед Мороз: показ (на игрушках, по картинкам).
  • Слова-признаки: осуществление выбора по заданию (по цвету, по размеру: большая, маленькая, высокая, зеленая, нарядная, красный, синий, золотой,
  • Слова-действия: вешаю – повесил, украсил,  пришел, принес.
  • Предлоги «на», «под».
  1. Развитие понимания обращенной речи – выполнение действий по образцу, по словесной инструкции (покажи, возьми, дай, найди,  найди такой же, повесь на ёлку… красный шарик, возьми такой же шарик (на предметах и на плоскостных изображениях), «звери водят хоровод» - расставить игрушки вокруг ёлки.
  2. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • Называние предметов, их признаков и действий
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • фразы и словосочетания из 2 – 3 слов: Вот ёлка. Ёлка зеленая. Это большая ёлка. Дай шарик. Красный шарик.  Я вешаю шарик. – Я повесил шарик. И т.п.

4. Развитие артикуляционной моторики: упражнения (пассивная, активная артикуляционная гимнастика для развития подвижности органов артикуляционного аппарата – чередование из 2 – 3 упражнений (сопряженно и  самостоятельно,  упражнения для вызывания отсутствующих звуков),  упражнения на формирование и закрепление подражательных умений – дыхательное упражнение «Шарик» - надувать щёки, набирая в рот воздух, затем с шумом выдувать его).

5. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных умений (навешивание шариков на веревочках на ёлочку, хлопание в ладоши по подражанию, по инструкции,  обведение по контуру, раскрашивание, игра «Чудесный мешочек»).

Январь

22.01.-26.01.

29.01.-02.02.

Одежда. Головные уборы.

кофта

штаны/

шорты

юбка/

платье

куртка

варежки

шапка

  1. Расширение пассивного и активного словаря:
  • Слова-предметы: части тела, предметы одежды (на кукольной, на детской одежде, по картинкам), осуществление выбора по заданию из 4 картин).
  • Подбор слов-признаков (по цвету, по размеру).
  1. Развитие понимания обращенной речи – выполнение действий по подражанию, по словесной инструкции (покажи, возьми, дай, найди, положи, надень на куклу…, сними с куклы…, застегни, расстегни…)
  2. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • названия частей тела (голова, руки, ноги, пальцы, живот), предметов одежды.
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • словосочетания и фразы из 2 – 3 слов: Это кофта. Вот штаны. У меня шорты. У мамы юбка. Синие штаны. Красная куртка. Я надел шапку. И т.п.

4. Развитие артикуляционной моторики: упражнения (пассивная, активная артикуляционная гимнастика для развития подвижности органов артикуляционного аппарата – чередование из 2 – 3 упражнений (сопряженно и самостоятельно,  упражнения для вызывания отсутствующих звуков).

5. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных умений: застегивание/ расстегивание «молнии», кнопок, пуговиц на одежде, обведение по контуру, раскрашивание, штриховка).

05.02.-09.02.

Обувь.

сапоги

ботинки

сандалии/

туфли

тапочки

  1. Расширение пассивного и активного словаря:
  • Слова-предметы – показ (на себе, на кукле, по картинкам).
  • Слова-признаки: осуществление выбора по заданию (по цвету, по размеру – в форме множественного числа)
  1. Развитие понимания обращенной речи – выполнение действий по подражанию, по словесной инструкции (покажи, возьми, дай, найди,  найди такой же, найди пару, найди одинаковые, надень (обуй)…, сними…, застегни, расстегни),
  2. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • Называние предметов, их признаков
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • фразы и словосочетания из 2 – 3 слов: Вот ботинки. Это туфли. Синий сапог – синие сапоги. Я надел (обул) сапоги. У меня сандалии.

4. Развитие артикуляционной моторики: упражнения (пассивная, активная артикуляционная и дыхательная гимнастики для развития подвижности органов артикуляционного аппарата – чередование из 2 – 3 упражнений (сопряженно и  самостоятельно,  упражнения для вызывания отсутствующих звуков).

5. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных умений: развязывание узлов на шнурках, расстегивание и застегивание липучек, застежек, шнуровка, раскрашивание.

12.02.-16.02.

Дом.

дом

окно

дверь

крыша

пол

потолок

  1. Расширение пассивного и активного словаря:
  • Слова-предметы – показ (на игрушках и по картинкам).
  • Слова-признаки: осуществление выбора по заданию (по размеру – большой  / маленький, по цвету).
  • Проигрывание элементов сюжета сказки «Теремок» на игрушках.
  1. Развитие понимания обращенной речи – выполнение действий по подражанию, по словесной инструкции: покажи, дай, найди,  найди такой же, построй домик, как у меня, подбери крышу – по цвету (выбор из 2-4).
  2. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • Называние предметов, их признаков
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • фразы и словосочетания из 2 – 3 слов: Это крыша. Я построил дом. Вот окно.
  • По сказке «Теремок» – Кто в теремочке живет? Это я – мышка-Норушка… Иди к нам жить.
  • Заучивание (договаривание) рифмовки

       Молоточком я стучу,

       Дом построить я хочу.

4. Развитие артикуляционной моторики: упражнения (пассивная, активная артикуляционная и дыхательная гимнастики для развития подвижности органов артикуляционного аппарата – чередование из 2 – 3 упражнений (сопряженно и  самостоятельно,  упражнения для вызывания отсутствующих звуков).

5. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных умений: конструирование из 2-3 деталей, выполнение движений по подражанию под рифмовку, обведение по контуру, штриховка,  раскрашивание.

19.02.-22.02.

Мебель.

шкаф

кровать

стол

стул

диван

кресло

  1. Расширение пассивного и активного словаря:
  • Слова-предметы – показ (на настоящих предметах мебели, на игрушках и по картинкам), части предмета (ножки, спинка, сиденье, дверцы) – в форме единственного и множественного числа.
  • Слова-признаки: осуществление выбора по заданию (по размеру – большой  / маленький).
  • Предлоги «на», «в», «под»  – выполнение действий по инструкции, по показу, оречевление действий.
  • Проигрывание элементов сюжета сказки «Три медведя» – большой, средний, маленький.
  1. Развитие понимания обращенной речи – выполнение действий по подражанию, по словесной инструкции: покажи где…, возьми, дай, найди, найди такой же, положи … на стол, в шкаф, под стул....
  2. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • Называние предметов, их признаков, слов-действий (сидит, лежит, сижу, кладу)
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • фразы и словосочетания из 2 – 3 слов: Это стол. Вот стул. Я сижу. Я сижу на стуле. Мяч на столе. Мяч под столом. Ляля сидит. Ляля сидит в кресле.

4. Развитие артикуляционной моторики: упражнения (пассивная, активная артикуляционная и дыхательная гимнастики для развития подвижности органов артикуляционного аппарата – чередование из 2 – 3 упражнений (сопряженно и  самостоятельно,  упражнения для вызывания отсутствующих звуков).

5. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных умений: конструирование кровати, стула из счетных палочек, обведение по контуру, раскрашивание.

26.02.-02.03.

05.03.09.03.

Посуда.

чашка

чайник

ложка

вилка

нож

тарелка

кастрюля

крышка

  1. Расширение пассивного и активного словаря:
  • Слова-предметы – показ (на настоящих предметах посуды, на игрушках и по картинкам)– отработка  формы множественного числа.
  • Предлоги «на», «в» – выполнение действий  по инструкции, по показу, оречевление действий.
  • Проигрывание элементов сюжета сказки «Три медведя» – большая, средняя, маленькая (чашка, тарелка, ложка).
  1. Развитие понимания обращенной речи – выполнение действий по подражанию, по словесной инструкции: покажи где…, возьми, дай, найди, найди такой же, положи … на тарелку, налей в чашку....
  2. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • Называние предметов, их признаков, составление словосочетаний (синяя чашка, желтая ложка…)
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • фразы из 2 слов: Это ложка. Вот тарелка. Ляля (Катя, мама, папа, кукла) ест.

4. Развитие артикуляционной моторики: упражнения (пассивная, активная артикуляционная и дыхательная гимнастики для развития подвижности органов артикуляционного аппарата – чередование из 2 – 3 упражнений (сопряженно и  самостоятельно,  упражнения для вызывания отсутствующих звуков).

5. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных умений: обведение по контуру, штриховка, раскрашивание.

12.03.-16.03.

19.03.23.03.

Продукты питания.

  1. Расширение пассивного и активного словаря:
  • Слова-предметы – показ (на муляжах, на настоящих продуктах и по картинкам), отработка  формы множественного числа.
  • Закрепление тем «Овощи», «Фрукты», ознакомительно – профессии продавец, повар -  проигрывание элементов сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Повар».
  • Предлоги «на», «в» – закрепление - выполнение действий по инструкции, по показу, оречевление действий.
  1. Развитие понимания обращенной речи – выполнение действий по подражанию, по словесной инструкции: покажи где…, возьми, дай, найди, найди такой же, дай Ляле, зайке, мышке, дай маме, папе …(по картинкам и фотографиям)
  2. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • Называние предметов
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • фразы из 2 слов: Это хлеб. Вот сыр.  Ляля (Катя, мама, папа, кукла) ест. Распространение фраз: Мама ест кашу. Ляля ест суп. Дима пьет сок. …

4. Развитие артикуляционной моторики: упражнения (пассивная, активная артикуляционная и дыхательная гимнастики для развития подвижности органов артикуляционного аппарата – чередование из 2 – 3 упражнений (сопряженно и  самостоятельно,  упражнения для вызывания отсутствующих звуков).

5. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных умений: обведение по контуру, раскрашивание.

26.03.-30.03.

Инструменты:

молоток

пила

лопата

топор

ножницы

  1. Расширение пассивного и активного словаря:
  • Слова-предметы – показ (на игрушках и по картинкам)
  • Закрепление темы «Семья» - выполнений инструкций: дай папе молоток, дай маме ножницы, у дедушки лопата.
  1. Развитие понимания обращенной речи

– выполнение действий по подражанию, по словесной инструкции: покажи где…, возьми, дай, найди, найди такой же, сделай так же, дай  маме…, папе …(по картинкам и фотографиям)

– отгадывание слов-предметов по услышанным звукоподражаниям (тук-тук, у-ух, чик-чик, вжик-вжик).

  1. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • Называние 2-3 сложных слов с отхлопыванием: пила, топор, лопата, молоток, ножницы.
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • фразы из 2 слов: Это пила. Вот молоток.  У мамы ножницы. Мама режет. У папы топор. Папа рубит.
  • Договаривание, заучивание рифмовки:

Молоток бери, мой друг!

Тук-тук, тук-тук!

По гвоздям бьем молотком –

Бом-бом, бом-бом!

Раздается громкий стук –

Тук-тук, тук-тук!

4. Развитие артикуляционной моторики: упражнения (пассивная, активная артикуляционная и дыхательная гимнастики для развития подвижности органов артикуляционного аппарата – чередование из 2 – 3 упражнений (сопряженно и  самостоятельно,  упражнения для вызывания отсутствующих звуков).

5. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных умений: пальчиковые упражнения: «ножницы»,  «молоток» – удержание пальцев в кулаке, постукивание кулаком о кулак поочередно двумя руками, дорисовывание, раскрашивание.

02.04.-06.04.

Музыкальные инструменты

барабан

дудочка

бубен

колокольчик

  1. Расширение пассивного и активного словаря:
  • Слова-предметы – показ (на игрушках и по картинкам)
  • Слова-действия: играет, стучит, дует, звенит.
  • Выполнений инструкций: дай девочке дудочку, дай мальчику барабан; сделай так: у мальчика колокольчик,  у девочки бубен…
  1. Развитие понимания обращенной речи

– выполнение действий по подражанию, по словесной инструкции: покажи где…, возьми, дай, найди, найди такой же, сделай так же,

– развитие слухового восприятия – отгадывание музыкального инструмента по    звуку (за ширмой)

– отгадывание слов-предметов по услышанным звукоподражаниям (бам-бам, динь-динь…).

  1. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • Называние 2-3 сложных слов с отхлопыванием.
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • фразы из 2 слов: Это бубен. Вот барабан.  У меня барабан. Я стучу. Я играю. У Вани барабан. Он стучит.

4. Развитие артикуляционной моторики: упражнения (пассивная, активная артикуляционная и дыхательная гимнастики для развития подвижности органов артикуляционного аппарата – чередование из 2 – 3 упражнений (сопряженно и  самостоятельно,  упражнение «барабанщик»,  упражнения для вызывания отсутствующих звуков).

5. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных умений: развитие согласованности действий рук (игра в бубен, барабан), пальчиковое упражнение «дудочка», дорисовывание, обводка по контуру, раскрашивание.

09.04.-13.04.

16.04.-20.04

Транспорт

машина

поезд/

паровоз

автобус

самолет

кораблик

трактор

трамвай

светофор

  1. Расширение пассивного и активного словаря:
  • Слова-предметы – показ (на игрушках и по картинкам), части предмета (колесо, руль, кузов), специальный транспорт (полиция, скорая помощь, такси, пожарная машина)
  • Слова-действия: едет, летит, плывет, гудит, остановилась – стоп.
  • Слова-признаки: соотнесение и различение по цвету, по размеру (большой – маленький, длинный – короткий)
  • Уменьшительно-ласкательная форма существительных – машинка, кораблик, паровозик, вагончик, колесико.
  • Форма множественного числа – машины, самолеты, колеса.
  • Предлоги: в, за, между.
  1. Развитие понимания обращенной речи: выполнение действий совместно, по подражанию, по словесной инструкции: возьми красную машину, дай большой самолет, найди желтый автобус, найди такой же…, посади зайку в машину,

сделай так: автобус едет за машиной, машина стоит между ёлками, домами.

  1. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • Звукоподражания: би-би, чух-чух, у-у-у и т.п.
  • Называние 2-3 сложных слов с отхлопыванием.
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • составление словосочетаний: желтая машина, большой трактор, маленький самолет, красный свет, один светофор, две машины, три кораблика, четыре колеса.
  • Составление и распространение фраз: Это самолет. Вот поезд. Дай машину. Я хочу самолет.  У меня машина. Машина едет. Машина едет по дороге. Машина остановилась. Самолет летит – у-у-у. Машина гудит би-би.
  • Заучивание, договаривание:

Красный свет – дороги нет!

Желтый свет – подожди!

На зеленый свет – иди!

4. Развитие артикуляционной моторики: упражнения (пассивная, активная артикуляционная и дыхательная гимнастики для развития подвижности органов артикуляционного аппарата – чередование из 2 – 3 упражнений (сопряженно и  самостоятельно,  упражнение для языка «дворники»,  упражнения для вызывания отсутствующих звуков).

5. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных умений: игра «собери длинный/короткий поезд» из магнитных вагончиков, обводка по контуру, раскрашивание.

23.04.-27.04.

30.04.-04.05.

Цветы.

ромашка

тюльпан

василек

части цветка:

стебель

лист

серединка

лепестки

  1. Расширение пассивного и активного словаря:
  • Слова-предметы – показ (на игрушках и по картинкам), части предмета.
  • Слова-признаки: соотнесение и различение по цвету (из 4 – 5 в различных вариантах: желтый, красный, белый, синий, розовый, оранжевый), по размеру (большой – маленький, длинный – короткий)
  • Уменьшительно-ласкательная форма существительных – цветочек, листик.
  • Форма множественного числа – цветы, листья, ромашки, тюльпаны, васильки.
  • Предлог В.
  1. Развитие понимания обращенной речи: выполнение действий по подражанию, по словесной инструкции: возьми желтый цветок, дай ромашку, найди маленький цветочек, найди такой же…, покажи у цветка серединку, поставь цветы в вазу, нарисуй длинный стебель, большие листья…
  2. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • Называние 1- 2-3 сложных слов с отхлопыванием.
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • составление словосочетаний, составление и распространение фраз: Это ромашка. Вот тюльпаны. Дай цветок. У меня цветы. У меня желтый цветок.

4. Развитие артикуляционной моторики: упражнения (пассивная, активная артикуляционная и дыхательная гимнастика для развития подвижности органов артикуляционного аппарата – чередование из 2 – 3 упражнений (сопряженно и  самостоятельно,  упражнение «понюхай цветок», упражнения для вызывания отсутствующих звуков).

5. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных умений: пальчиковая игра «бутон - цветок»,  игра «собери цветок из частей», обводка по контуру, проведение дорожек, раскрашивание, рисование цветка.

07.05.-11.05.

Насекомые

бабочка

жук

муха

комар

божья коровка

  1. Расширение пассивного и активного словаря:
  • Слова-предметы – показ (на игрушках и по картинкам), части тела насекомых (крылья, тело, голова, глаза, усики, нос).
  • Слова-действия: летит, сидит, летела, села.
  • Слова-признаки: соотнесение и различение по цвету, по размеру (большой – маленький, длинный – короткий), красивая, вредная.
  • Форма множественного числа – бабочки, жуки, мухи…
  • Предлоги: на, под.
  • Соотнесение прилагательных  и количественных числительных с существительными в категории рода (желтый цветок – желтая бабочка; один жук – одна муха…)
  1. Развитие понимания обращенной речи: выполнение действий по подражанию, по словесной инструкции: возьми большую бабочку, дай желтую бабочку, найди найди такую же…,

сделай так: бабочка села на цветок муха села на яблоко, жук заполз под листок...

  1. Развитие активной речи: сопряженно, отраженно, самостоятельно:
  • Звукоподражания: ж-ж-ж, з-з-з.
  • Называние 1-2-3 сложных слов с отхлопыванием.
  • ответы на вопросы «да» - «нет»
  • составление словосочетаний: красивая бабочка, желтая бабочка, зеленый жук, большой комар, длинный нос, один жук – одна бабочка,
  • Составление и распространение фраз: Это жук. Вот два жука. У меня бабочка. Божья коровка летит.  Бабочка летела. Бабочка села на цветок.

4. Развитие артикуляционной моторики: упражнения (пассивная, активная артикуляционная и дыхательная гимнастики для развития подвижности органов артикуляционного аппарата – чередование из 2 – 3 упражнений (сопряженно и  самостоятельно,  упражнение для развития подвижности языка «полет бабочки» с использованием ватной палочки,  упражнения для вызывания отсутствующих звуков).

5. Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных умений: игры: «летаем, как бабочки»,  «найди цветок для бабочки» (найди цветок того же цвета, что и бабочка /выбор из 4-5/, посмотри, что изменилось, сделай, как было), обводка по контуру, проведение дорожек, раскрашивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование уроков развития речи в первом классе

данное календарно-тематическое планирования составлено для учащихся первого класса с умерренной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 5 класс.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 5 класс....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 6 класс.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 6 класс....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 7 класс.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 7 класс....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с II - III УРР (с ментальными нарушениями)

Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с II - III уровнем речевого развития (с системным недоравзитием речи при легкой умственной отсталости, задержке психического развития, рас...