Развитие навыков движения на уроках адаптивной физической культуры
статья (5 класс) по теме
Развитие навыков движения на уроках адаптивной физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_shkola_565_kirovskogo_rayona_1.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа 565 Кировского района
г. Санкт-Петербург
Учитель: Дюкарева Виктория Александровна
Статья
Развитие навыков движения на уроках адаптивной физической культуры
В настоящее время сформировано общественное мнение относительно детей-инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающихся в определенной опеке, индивидуальной помощи. Современными экспериментальными исследованиями, выполненными Л.В. Баряевой, С.М Виноградовым, М.Л Рабинович подтверждено, что включение ребенка с глубокими нарушениями интеллекта в процессе обучения возможны и необходимы при обеспечении определенных условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития. Большая часть этих детей воспитывается в детских домах-интернатах. Главной задачей обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, находящихся в детских домах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. Достижение этих целей не возможно без необходимых материально-технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения. Программное обеспечение, разработанное в нашей школе, позволяет определить цели и задачи, содержание воспитания и обучения, основные принципы этапы коррекционной работы с глубоко умственно отсталыми детьми. Основные задачи и принципы работы умственно отсталыми детьми были разработаны еще Л.С Выготским и стали использоваться в дефектологии применительно к различным вариантам аномалий развитий. Л.С Выготский говорил о том, что наличие у каждого умственно отсталого ребенка большого резерва здоровых, не затронутых задатков, не равномерное (с точки зрения глубины) распространение дефективности на разные стороны психической деятельности открывает большие возможности для развития умственно отсталого ребенка. Однако для превращения потенциальных возможностей в действительные нужно знать те возможности ребенка, которыми он уже располагает и те возможности которые не стали его достоянием и находятся в зачаточном состоянии. Последние при определенных благоприятных условий, с помощью взрослых могут развиться в такой степени, что станут уже новым качеством умственно отсталого ребенка. Эти перспективные возможности ребенка Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития.
Большинство детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии неподвижны или резко ограниченны в движении. Основной акцент обучения этих детей делается на создание оптимальных условий развития высших психических функции путем компенсации нарушенного в результате органического повреждения первичного звена. В центр внимания ставится «завтрашний день развития». Возможность регулировать формирование навыков в нужном направлении достигается тренировкой, упражнением, обучением.
На уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» обеспечиваются два вида обучения: 1. сенсорное, в ходе которого формируются различения сигналов, восприятия, наблюдения, узнавания и опознавания; 2. моторное, осуществляющее выбор и объединение способов выполнения движений, освоение целесообразных двигательных программ, их генерализацию , дифференцировку и систематизацию.
Проводя уроки по предмету адаптивная физическая культура с учащимися с глубокой умственной отсталостью, имеющих множественные нарушения развития, я учитываю индивидуально – типологическую особенность детей. Мой ученик– ребенок с глубокой умственной отсталостью, имеющий множественные нарушения развития(F73). Он обучается в пятом классе. Во время урока я наблюдаю за проявлениями его интересов, склонностей, потенциальных возможностей. Ребенок стремится встать на ножки, передвигаться с помощью учителя, поэтому использовала принцип «снизу вверх». Упражнения и игры, которые я применяю в ходе урока, основываются на желании ребенка ходить. Ученик с удовольствием ходит с поддержкой учителя (за две руки). При хождении ребенок хохочет. Особенный интерес вызывает хождение по лестнице вверх и вниз попеременным шагом. Ребёнок научился прыгать на двух ногах, в результате игровых упражнений «Зайчик – прыг – скок». Когда звучит мелодичная музыка, ребенок постукивает одной ножкой по полу в такт музыки – это обозначает танец. Мальчик выполняет упражнение «Ладушки» своими руками и руками учителя. Для ребёнка специально подобрана ортопедическая обувь, которая обувается по принципу – левый ботинок на правую ногу, правый ботинок на левую ногу, что способствует коррекции косолапости. Я заметила, что ему особенно удаются движения руками и ногами по отталкиванию от себя различных предметов. Учитывая эту особенность, я применяю на уроке игры с мячами разной величины. Учащийся толкает мяч руками, двумя ногами, одной ногой. Ребенок позитивно реагирует на учителя, протягивает вперед руки на встречу. В результате использования дыхательных упражнений ребенок научился дуть на свои руки.
Процесс обучения глубоко умственно отсталого ребенка построен с учетом максимально возможного привлечения сохранных функций анализаторов. Система специальных упражнений и адаптационно- компенсаторных технологий включает большое количество игровых моментов и развивающих упражнений.
Литература:
1.Выгодский Л.С Антология гуманной педагогики. - М.;
Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.
2.Занков Л.В психология умственно отсталого ребенка. – М. 1939 г.
3.Н.Н Семаго , М.М Семаго Проблемные дети. – М.; АРКТИ , 2000.
4.Л.Б Баряева, Н.Н Яковлева. Образовательная программа Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью. – СПб.; 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Актуальность использования программы АФК с целью реализации воспитательных и социализирующих функций урока физической культуры...
Развитие навыков движения на уроках адаптивной физической культуры
Развитие навыков движения на уроках адаптивной физической культурыВ настоящее время сформировано общественное мнение относительно детей-инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другим...
Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»
В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры
В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять да...
Статья на тему: Использование элементов легкой атлетики, как средство развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом на уроках адаптивной физической культуры.
развитие координации у детей мл. шк. возраста...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: Развитие общей выносливости посредством подвижных игр у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития на уроках адаптивной физической культуры в школе
Известно, что выносливость как одно из основных двигательных качеств человека, проявляется в способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее результативности. Выносливость...
Эффективность физических упражнений здоровьесберегающей направленности на уроках адаптивной физической культуры для детей с умеренной умственной отсталостью.
Материалпредназначен для специалистов, работающих с обучающимися с интеллектуальными нарушениями. Дети с нарушением интеллекта с трудом включаются в учебный процесс, не всегда выполняют самостоятельны...