«Внеурочная деятельность при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения».
презентация к уроку на тему
Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 331.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( ФГОС НОО) в Базисном учебном плане планируется до 10 часов ежегодно на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Образовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности и увеличивать количество часов на определённый вид деятельности, но не более чем 10 часов.
Внеурочная деятельность образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Преимущества внеурочной деятельности Предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полно мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО)
Внеурочная деятельность осуществляется через: учебный план ОУ, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса ( дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной); дополнительные образовательные программы самого ОУ ( внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
организацию деятельности групп продлённого дня; классное руководство ( экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д. ) деятельность иных педагогических работников ( педагога-организатора, социального педагога, педагога- психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; инновационную ( экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Создание условий для реализации внеурочной деятельности Для успешного введения ФГОС НОО, в том числе и внеурочной деятельности необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому.
Организационное обеспечение может в себя также включать создание ресурсных центров, например, для научно-технического творчества, интеграцию в открытое образовательное пространство на основе современных информационно-коммуникационных технологий, сетевое взаимодействие образовательных учреждений различных типов и видов для обеспечения максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Нормативное обеспечение Должно создавать соответствующее правовое поле для организации взаимодействия школы с другими учреждениями и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса, должно регулировать финансово-экономические процессы и оснащенность объектов инфраструктуры образовательного учреждения.
Финансово-экономические условия Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования в ОУ посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (пп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Согласно пункту 16 ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется ОУ через учебный план и внеурочную деятельность. Таким образом, финансирование внеурочной деятельности отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.
Научно-методическое обеспечение Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научно-методическое пространство, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов, в том числе через: диверсификацию форм методической работы в образовательном учреждении; диссеминацию передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий; внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий.
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности: укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками; наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения; непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.
В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности может быть включено: проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности; информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования; создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других); информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности.
Материально-техническое обеспечение Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
Материально-техническое обеспечение СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594); Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Задачи: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Направления спортивно- оздоровительное духовно- нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное
Формы экскурсии кружки секции конференции диспуты школьные научные общества олимпиады соревнования поисковые и научные исследования социальные проекты общественно полезные практики и др.
Типы организационных моделей внеурочной деятельности модель дополнительного образования модель «школы полного дня» ; оптимизационная модель инновационно- образовательная модель .
Модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.
Модель «школы полного дня» реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня
Оптимизационная модель Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения: учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие .
Инновационно- образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
Направления воспитательной работы Патриотическое Образовательное Проектная деятельность Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Общественно-полезная деятельность
Патриотическое направление Ведущие формы деятельности: Образовательные и краеведческие экскурсии Классные часы на изучение правовых норм государства, законов КТД, праздники, викторины, познавательные игры Смотры-конкурсы, выставки Исследовательская деятельность Школьный музей Этические беседы, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ
Образовательное направление Ведущие формы деятельности: Викторины, познавательные игры и беседы Детские исследовательские проекты Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы…
Спортивно-оздоровительное направление Ведущие формы деятельности : Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми Тематические беседы со школьным фельдшером Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс», обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт» Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса. Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции Организация походов выходного дня
Художественно-эстетические направление Ведущие формы деятельности : Культпоходы в театры, музеи, выставки Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы Кружки художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Приглашение артистов театров города в школу Праздничное оформление школы и классных комнат
Формы организации внеурочной деятельности по курсу «Технология» индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим представлением творческих достижений на праздниках и выставках; кружки, творческие группы и клубы по интересам: технические объединения (ЛЕГО-клуб, техническое моделирование, авиамодельные, судомодельные, автомодельные кружки, «Юные конструкторы и изобретатели», «Оч. умелые ручки» и т. п.); художественно- прикладные кружки (оригами, художественной вышивки, вязания, макраме, мягкой игрушки, бисероплетения, «Юный скульптор», «Золотая соломка», «Книжкина больница», «Куклы народов мира», «Букеты со всего света», «Украшения - своими руками», «Подарки и сувениры», «Театр на столе» и т. п.);
Варианты проектной деятельности в рамках курса «Литературное чтение» Тема: сказки Проекты: Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке). Герои сказок в лепке. Герои сказок в рисунках. Создание костюмов для сказочных персонажей. Постановка спектакля по мотивам одной из сказок. Создание собственных сказок. Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».
Примеры проектов в рамках курса «Математика» Темы: Игры с числами Невозможные рисунки Логические задачи. Магические квадрат Старинные задачи. «Фокусы с числами» Логические игры «Развертки» Примеры проектов: • Бумажный домик с мебелью. • Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли,). • Чемпионат класса по логической игре. • Конкурс математических развлечений. • Энциклопедия математических развлечений. • Математический праздник.
«Окружающий мир» Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия). Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием
Результативность воспитательного процесса Достижение педагогом такого качества организации совместной деятельности воспитанников, ее видов и форм, при котором обеспечивается реальная возможность: разностороннего личностного проявления , обогащения личного опыта социально и личностно-значимым содержанием, продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях.
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни . Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили)
Результаты 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Воспитательная работа в классе процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе
Заключение Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сделать вывод о том, что модель «школы полного дня» обеспечивает все необходимые условия для реализации внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.Решение задач в...
Статья "Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования"
В статье отражены: направления, виды, формы, система оценки достижения результатов внеурочной деятельности....
«Реализация ФГОС второго поколения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности на первой ступени обучения »
Важным вопросом для учителя- предметника сегодня является вопрос эффективного включения в реализацию ФГОС второго поколения на ступени начального образования. Деятельностный характер предмета &l...
Предпосылки формирования творческой активности у обучающихся с ОВЗ в школе-интернате во внеурочной деятельности накануне введения ФГОС.
Статья опубликована в сбонике материалов межрегиональной научно-практической конференции 29 апреля 2016 года "Проблемы психолого-педагогического обеспечения современного образовательного процесса...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения на старшей ступени обучения
Выступление на педсовете...
Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.
консультация...
СТАТЬЯ "Формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС ООО третьего поколения.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Часы, отвод...