Развитие творческой активности у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках технологии и внеурочной деятельности.
материал по технологии
В работе представлен материал по обмену опытом о развитии творческой активности у обучающихся 5-9 классов с нарушением интеллекта. В силу психофизических проблем у наших воспитанников имеется множество ограничений в различных видах деятельности. У них низкий уровень познавательных и коммуникативных навыков. Они нуждаются в постоянном сопровождении учителя. Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую обстановку для каждого обучающегося, при которой ребята смогли бы поверить в свои силы. Необходимо научить их работать творчески, помочь им раскрыть свои способности и испытать радость от сделанного своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskoy_aktivnosti.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческой активности у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках технологии и внеурочной деятельности.
Существует негласное утверждение, что хорошо работают руками только те, у кого не развито ни левое, ни правое полушария. Хотя В.А.Сухомлинский утверждал обратное: «Истоки способностей и дарований у детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
На уроках технологии и во внеурочной деятельности обучающиеся 5-9 классов с нарушением интеллекта не могут создавать самостоятельно изделия, имеющие общественную ценность и новизну. Но они должны стремиться создавать красивые вещи, добывая знания, видеть общее, главное в различных и разное в сходных явлениях, находить прекрасное в повседневном, восторгаться увиденным, как один из героев Ф.Гладкого: «Я люблю делать вещи прекрасно, так, чтобы они играли, жили в моих руках, как произведения искусства. Для меня нет высшего наслаждения, как сознание, что это не просто сделанная мною вещь, а часть моей души – моя боль, мои искания, бессонные ночи».
Это и есть творчество! Но творчество основывается на мастерстве. Творчество – это создание учащимися оригинального изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. А научить ребят работать творчески, помочь им раскрыть свои способности, поверить в свои силы, испытать радость от сделанного своими руками, создать соответствующие условия – это основная задача учителя.
Ярким показателем творческой работы учителя и обучающихся являются тематические выставки, открытые уроки – конкурсы, мастер – классы, акции, которым предшествует огромная кропотливая работа.
Занимаясь вышивкой, вязанием, моделированием, конструированием, пошивом изделий девочки изучают традиции, быт, культуру своего народа, учатся понимать смысл старинных обрядов.
Начиная с отдельных элементов, необходимо проследить, насколько выбранное направление работы, тема отвечают интересам учениц, их родителям, окружающим.
На протяжении нескольких уроков девочки изучают инструменты и приспособления для ручных работ, устройство швейной машины, правила безопасной работы, терминологию работ, учатся выполнять различные швы на мелких конкретных изделиях (салфетки, игольницы, прихватки и т.д.). Ведь «труд, не имеющий ввиду создание ценностей, писал А.С.Макаренко, - не является положительным элементом воспитания.
Интересны уроки в форме русских посиделок, с рассказами о традиционной русской одежде России, иллюстрациями, рисунками учениц. Результатами такой работы являются выставки русской старины, где наряду с яркими работами мам и бабушек демонстрируются куклы в национальных русских костюмах, выполненными детьми. Какие разнообразные сарафаны и поневы, вышитые и отделанные тесьмой рубахи и занавески, расшитые бисером и пайетками кокошники.
По выставке старшеклассницами проводятся экскурсии для обучающихся школы, где ребятам рассказывают и показывают видеофильм об истории развития русского костюма и обуви.
«На носу что? Масленица!» Такими словами из известного мультфильма начинается урок – конкурс по отработке умений и навыков выполнения настрочного шва в 6 классе накануне проводов русской зимы.
Девочки объединяются в группы. Им предстоит рассказать о традициях празднования Масленицы, о русских блинах, рассказать правила безопасной работы, определить вид ткани по свойствам и признакам, выбрать ткани и заготовить «блинчики» в лоскутной технике для пошива подставки под горячее.
А какая девочка не хотела бы побывать хоть один раз на балу вместе с Золушкой? И такая возможность у них появляется в 7 классе на уроке по материаловедению.
В «царском дворце» бал, на который приглашены все красавицы королевства. Каждая из них принарядилась в свой самый лучший наряд. Все участвуют в различных творческих состязаниях, чтобы понравиться Принцу. Они определяют вид ткани по свойствам и признакам, подбирают подходящую ткань для определенной модели изделия, отелочную тесьму или кружево.
«Сказку я вам расскажу, ничего не утаю.
Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно.
А кто уши хорошенько откроет, тот много всякой всячины усвоит.
А кто ненароком уснет, тот ни с чем и уйдет».
Собрались девицы - красавицы в один зимний вечерок в теплой русской избе, самовар поставили, да песни запели. Работа у них под музыку спорилась, и они не заметили, как тьма окутала избу. Все девицы под окном расхвалились вечерком…
Неожиданно началось заключительное факультативное занятие в 9 классе. Юные рукодельницы стали участницами конкурса, который устроил Царь-Батюшка, чтобы выбрать Царицу на все руки мастерицу. Лучшие работы: вязаные игрушки-малышки, вышитые монограммы на платочках были представлены на выставке.
Осваивая, таким образом, через труд национальную культуру, учащиеся убеждаются, что без труда не мыслилось существование человека. Труд лежал в основе всех русских традиций, обрядов.
В тех случаях, когда в работе по той или иной теме творчество не может проявиться в виде конкретного изделия, можно провести дидактические игры для выработки качеств, сопутствующих развитию творческой личности.
Наступает Новый год! К этому празднику приурочена дидактическая игра. Три команды во главе с Мальвиной, Золушкой, Дюймовочкой спешат на карнавал, преодолевая трудности. На их пути магазины, где им предстоит выбрать ткань на платье (вопросы по материаловедению), «Город Мастеров», где необходимо раскроить и сшить наряд (вопросы по конструированию, моделированию, машиноведению, технологии обработки изделия), а если не повезет, то можно задержаться на «Острове веселья», показать свои артистические способности, поиграть. Можно также засидеться за чашечкой чая и получить рекомендации к праздничному столу, побывать в мастерской «Самоделкина» и приготовить подарки своим близким, забежать в «Салон красоты» и получить информацию о прическах, правилах ухода за волосами, кожей лица.
И вот заветная дверь на бал! Но как вести себя на балу должна настоящая леди? Об этом можно узнать, прочитав правила женского этикета. И вот бал!
Представьте себе – вы в театре и смотрите настоящий спектакль с декорациями, музыкой. Вот только роли в нем играют не актеры, а куклы в различных костюмах. Каждый костюм уникален, интересен по-своему, будь – то русская барыня или прекрасная принцесса, разбойник или галантный кавалер, словно сошедшие из книги сказок.
На уроках технологии и во внеурочной деятельности девочки узнают, как менялась мода на протяжении истории человечества. И, используя свои знания и умения, превращают обычную бумагу, фантики от конфет, полиэтиленовые пакеты, скопившиеся лоскутки ткани в удивительные костюмы. Вначале они рисуют своих прелестных дам и кавалеров, затем принимаются за изготовление нарядов!
Их куклы живут в картинах с романтическим фоном, украшают пришкольный участок, являются дидактическим пособием.
Таким образом, в процессе творческой работы, обучающиеся учатся давать вторую жизнь лоскуткам, которые принесут радость и пользу, сделают быт уютным, красивым и радостным.
А вышивка, которой занимаются девочки на протяжении нескольких уроков. Считается, что это дело только для особо терпеливых и усидчивых. И вот юные рукодельницы вышивают голубую сказку – Гжель в технике гладь, осваивают технику выполнения мережек. Так возникают новые творческие работы.
Интересные уроки, мини - проекты, внеклассные мероприятия увлекают девочек. Они узнают много нового, работая с Интернет-ресурсами, посещая выставки-ярмарки, мастер-классы мастеров народного творчества.
Свои мастерство и фантазию обучающиеся с удовольствием демонстрируют на открытых школьных мероприятиях для родителей. Ребятам и их родителям в рамках занятия «Нам в этом мире жить» предложено поучаствовать в украшении чуда-дерева на эко-сумке цветами из вторичного сырья в технике йо-йо. В процессе работы обучающиеся показали навыки выполнения ручных стежков, умения в пришивании пуговиц. Все работали увлеченно, помогая друг другу. В результате совместной деятельности на чудо-дереве расцвели прекрасные цветы.
Совместная деятельность детей и родителей формирует у ребят доброжелательное отношение, сближает, а результат побуждает к выполнению новых работ.
Творческая работа приносит радость и удовлетворение не только ребятам, но и взрослым. А, значит, основная задача учителя по созданию условий для творческой работы, выполнена, о чем свидетельствует большая коллекция детских работ, которые высоко оцениваются на конкурсах. Учащиеся становятся не только участниками, но и дипломантами конкурсов разного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой активности у детей с нарушением слуха и интеллекта на занятиях кружка "Солёное тесто"
В презентации представленны цели и задачи кружка "Солёное тесто"...
Сообщение "Развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности"
Сенсомоторная развитие один из ведущих факторов развития ребенка....
Статья о активизации познавательной активности у обучающихся с нарушением интеллекта
В данной статье рассматривается проблема активизации познавательного интеореса и как путь решения предлагается комплексное психолого-педагогическое воздействие...
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческой активности через применение различных методов обучения на уроках технологии".
Я — учитель технологии. Возможно, кому-то этот предмет не кажется главным. Но, на мой взгляд, он — особенный, потому что связан с жизнью, воспитывает у ребят творческие способности, толерантность...
Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».
Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...
«Активизация познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта на уроках математики»
В данной работе рассмотрены: - признаки высокой и низкой заинтересованности и активности обучающихся в процессе изучении учебного материала; - причины низкой активности обучающихся на ...
«Коррекционные упражнения по развитию памяти у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»
Выступление на тему: «Коррекционные упражнения по развитию памяти у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»....