Ориентировка в пространстве 1 класс
рабочая программа на тему
Развитие ориентировки впространстве для детей снарушением зрения является важной части коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientirovka_vprostranstve_1_kl_2017.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1499 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА АРХИПОВИЧА ДОКУКИНА»
Согласовано Методист ГБОУ Школа № 1499 (ШО №5) _________________
| Утверждаю
Директор ГБОУ Школа № 1499 _______Синельникова Ж.А.. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Ориентировка в пространстве в первом классе
.
Составитель программы:
Балашова Т.П.
учитель -логопед
первой квалификационной категории.
Москва. 2017 г.
Пояснительная записка
Самостоятельная ориентировка в пространстве инвалидов детства (по зрению) рассматривается тифлопедагогами как важное условие формирования полноценной личности.
Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слабовидящего ребенка определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.
Программа коррекционного курса по «Ориентировке в пространстве»составлена на
основе:
- ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
- . Методического пособия «Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III–IV вида» под ред. В. З. Денискиной. — М. : Логос ВОС, 2006.
- Материалов курса повышения квалификации »Обучение пространственной ориентировке и мобильности детей с глубокими нарушениями зрения», проводимых ИКПРАО
Программа коррекционного курса предназначена для обучающихся варианта 4.2 ФГОС НОО ОВЗ
Курс ориентировки в пространстве направлен на ознакомление учащимися с некоторыми способами осознания себя и своего места в окружающем мире, и на формирование у детей умений и навыков передвижения
Задачи
- Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве.
- Развитие у учащихся сенсорной сферы, восприятия информации окружающего пространства.
- Развитие пространственного мышления.
- Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве.
- Развитие умений и навыков использования общественного транспорта
- Преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.
Решение этих задач предполагает осуществление комплексного подхода к определению содержания программы:
- развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);
- развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);
- развитие движений (сформированное правильной позы, походки при ориентировке и обследовании);
- развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).
Основные разделы программы.
1 | Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле. |
2 | Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади; пространственные предлоги. |
3 | Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке. |
4 | Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве. |
5 | Ориентировка в микро-пространстве. |
6 | Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. |
7 | Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт |
8 | Ориентировка в общественном транспорте. Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. |
Построение программы идет по концентрическому принципу,
предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала на каждом году обучения.
Основной организационной формой обучения пространственной ориентировке является коррекционное занятие, проводимое с группой учащихся. Успешное усвоение программы предполагает закрепление сформированных умений на фронтальном занятии, в игре, на прогулке, включение в занятие разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у слабовидящих школьников к обучению ориентировке следует проводить занятия в игровой форме, используя дидактические игры, доступные для восприятия детей. Педагог комбинирует темы из различных разделов программы.
Примерное распределение программного материала
Раздел программы | 1 класс | |
Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле. | 2ч. | |
Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади; предлоги, обозначающие пространственные отношения. | 4 ч. | |
Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке. | 8 ч. | |
Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве. | 8 ч. | |
Ориентировка в микро-пространстве. | 10ч. | |
Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. | 2ч. |
- Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле. (2часа)
Закрепление знаний детьми частей своего тела, различение их и правильно называние, соотнесение с частями тела других детей, куклы.
Развитие представлений детей о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т.д.).
Дать представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела (например: все, что находится на теле со стороны, где правая рука, – правое, т.е. правый глаз, правая рука, правое ухо и т.д.; где левая рука – левое).
Научить сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего напротив ребенка.
- Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади; предлоги: в на за, перед, под. (4 часа)
Развитие навыков ориентировки в окружающем пространстве; четкое дифференцирование основных направлений пространства: словесное их обозначение.
Передвижение в названном направлении по ориентирам и без них, сохранение и изменение направления движения.
Активно использование в речи обозначений направления движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до.. и др.).
- Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке.( 8 часов)
Развитие осязательного восприятия пространства, восприятие предметов различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами; “чтение” рельефных рисунков; упражнения на развитие прослеживающей функции руки; различение подошвами ног различных структур почвы (травы, асфальта, песка, рыхлого или утоптанного снега). Развитие умения различать и сопоставлять различные свойства предметов по величине, форме, температуре, характеру поверхности, материалу (стекло, дерево, бумага, металл, ткань).
Развитие слухового восприятия пространства.
Локализация неподвижного и передвигающегося источника звука в замкнутом пространстве, узнавание и различение по голосу окружающих людей, определение по голосу эмоционального состояния людей. Узнавание и локализация звуков в окружающем пространстве (в школе, дома). Узнавание звуков в природе (шума, шелеста деревьев, голоса животных, домашних птиц) и городских шумов.
Развитие зрительного восприятия пространства: выделение зрительных признаков предметов (цвета, формы, величины).
Восприятие предметов в контурном и силуэтном изображении. Узнавание предметов знакомого пространства с помощью остаточного зрения.
Использование обоняния и вкуса в предметной и пространственной ориентировке.
- Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве. (8 часов)
Представление о предметах, наполняющих знакомое замкнутое окружающее пространство (класс, спальню, столовую, квартиру); мебель, посуда, одежда, обувь. Уход за одеждой и обувью,
Использование этих представлений в практической деятельности и в ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, рельефными изображениями. Представление о предметах, наполняющих пришкольный участок: деревья, кусты, газоны, дорожки, ворота, спортивная площадка.
- Ориентировка в микро-пространстве. (10 часов)
Ориентировка на листе бумаги, в учебнике, на парте, , на столе школьной столовой, на кровати, в тумбочке спальни. Наведение порядка в портфеле, на рабочем месте ученика. Тактильный поиск предметов.
6. Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.
. (2 часа)
Ориентировка в малом замкнутом пространстве: в классе, в спальне. Использование защитных техник.. Использование и составление звуковых карт по типу»карта- путь».
Календарно- тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Умения и навыки ориентирования | |
1 | Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле. | 2 | Умение определять местоположение частей тела. Различать правую и левую стороны тела. | |
Строение тела человека. Стороны тела | ||||
Ориентировка на собственном теле | ||||
2 | Базовые пространственные понятия: лево/право, середина, впереди/сзади, сверху/снизу предлоги: в на за, перед, под и т. Д.). | 4 | Умение определять направления пространства, относительно себя, относительно предметов и объектов | |
Отработка понятий : лево -право, верх-низ Отработка понятий : лево -право, верх-низ | ||||
Понимание и использование в речи пространственных предлогов | ||||
Понимание и использование в речи пространственных предлогов | ||||
3 | Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке | 8 | Умение использовать тактильное осязание, слух остаточное зрение | |
Развитие осязания | ||||
Развитие осязания | ||||
Развитие слухового восприятия | ||||
Развитие слухового восприятия | ||||
Развитие зрительного восприятия | ||||
Развитие зрительного восприятия | ||||
Развитие зрительного восприятия | ||||
Развитие зрительного восприятия | ||||
4 | Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве. | 8 | Умение использовать данные представления в практической деятельности и в ориентировке. | |
Одежда | ||||
Обувь | ||||
Мебель | ||||
Посуда, | ||||
Дом, этаж, | ||||
Деревья, кустарники, | ||||
Детская и спортивная площадки | ||||
Забор, калитка, ворота | ||||
5 | Ориентировка в микро-пространстве. | 10 | Умение использовать данные представления в практической деятельности и в ориентировке | |
Ориентировка на плоскости | ||||
Ориентировка на плоскости | ||||
Ориентировка на плоскости | ||||
Ориентировка на листе в клетку | ||||
Ориентировка на листе в клетку | ||||
Ориентировка на листе в клетку | ||||
Ориентировка на листе в линейку | ||||
Ориентировка на листе в линейку | ||||
Ориентировка на листе в линейку | ||||
Ориентировка в тумбочке., шкафу | ||||
5 | Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям. | 2 | Умение ориентироваться в замкнутом и свободном пространстве | |
Ориентировка в классе | ||||
Ориентировка в спальне |
Система оценивания планируемых результатов
Результат | Параметры оценивания | Период оценивания |
Развитие осязания | - различать с помощью осязания различные свойства окружающих предметов; | В период всего обучения |
Развитие слухового восприятия | - узнавать и локализировать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей; | В период всего обучения |
Развитие зрительного восприятия | - узнавать с помощью остаточного зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов | В период всего обучения |
Восприятие пространства | - узнавать предметы, наполняющих окружающее пространство; - быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике; - выполнять задания учителя, связанные с размещением на парте дидактического материала. | В период всего обучения |
Ориентировка в небольшом замкнутом пространстве. | - самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве. | После прохождения темы |
Учебно-методическое обеспечение.
- различные по форме и цвету элементов мозаики и конструктора (белого, черного, насыщенного красного, желтого, зеленого, синих цветов;
- наборы черно-белых и цветных изображений предметов, сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса;
- муляжи, конструкторы, шаблоны, трафареты, развивающие игры и игрушки, методическая литература:
- цветные фломастеры, карандаши;
- таблицы;, рельефно-графические пособия);
- персональный компьютер, различные презентации по темам и с заданиями:
компьютерные программы «Мир за твоим окном», «Лента времени», «В нашем дворе» (Автор Кукушкина
Литература
1. Денискина, В. З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения [Текст] / В. З. Денискина. — М. : Логос ВОС, 2008.
2. Денискина, В. З. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III–IV вида : метод. пособие / В. З. Денискина, М. В. Венедиктова / под ред. В. З. Денискиной. — М. : Логос ВОС, 2006.
3. Подколзина, Е. Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. — 2009. — №5;
4. Солнцева ЛИ. Пространственная ориентировка слепых и слабовидящих// Солнцева Л.И.Тифлопсихология детства -М .2000.С 153-162.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей с функциональным нарушением зрения ориентировке в пространстве.
Для дошкольников с функциональным нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность: у них по сравне...
занятий с детьми дошкольного возраста по развитию моторных навыков и ориентировки в пространстве
Данное календарно-тематическое планирование по развитию моторных навыков и ориентировке в пространстве составлено для дошкольников с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского ...
Урок ориентировки в пространстве в 5 классе
"Ориентировка по сторонам своего тела и в микропространстве"...
Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида
Набор игр направленных на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида...
Занятие по ориентировке в пространстве: Пространственная ориентировка в незнакомом помещении
Цели урока:Образовательная: формировать у учащихся умения и навыки безопасного передвижения в пространстве;Развивающая: развивать у учащихся способность к формированию качественных топографических и п...
Учебно - методическое пособие " Ориентировка в пространстве класса, школы".
Учебно - методическое пособие "Ориентировка в пространстве класса, школы" может быть использовано в работе учителями...
Конспект дефектологического занятия во 2 классе по ориентировке в пространстве.
Конспект дефектологического занятия во 2 классе. Материал подходит для дефектологов и учителей-логопедов....