Статья на тему «Использование зрительных расписаний в работе с детьми с РАС»
статья на тему

Бабикова Елена Сергеевна

Краткое описание возможностей использования зрительных расписаний в работе учителя с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Использование зрительных расписаний в работе с детьми с РАС»

Бабиковой Елены Сергеевны

Санкт-Петербург

2017

    Что такое визуальные расписания и в чём их значимость? Расписания являются компонентом структурированного обучения. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов  говорят о том, что  люди с РАС часто лучше воспринимают зрительную информацию, почему бы не использовать метод, который опирается на их сильную сторону. 

 Зрительное расписание является визуальным представлением событий, которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либо задачи или деятельности. Визуальными носителями могут быть фотографии, рисунки, объекты, написанные слова или списки.

      Основной целью визуального расписания является формирование независимого поведения и самостоятельности.

   Визуальное расписание широко применяется не только  в  работе с детьми с РАС, но и с детьми, имеющими другие нарушения в развитии.

     В каких случаях можно использовать наглядное расписание?

-  если ребенок демонстрирует ярко выраженное нежелательное поведение в случаях, когда не имеет возможности получить желаемое;

- если у ребенка есть проблемы с выполнением тех или иных режимных моментов;

- если у ребенка есть нелюбимый вид деятельности, которую, тем не менее, нужно выполнять;

- если ребенок испытывает трудности при выполнении академических заданий.

    Использование визуального расписания позволяет:

- развивать независимость у ребёнка с РАС. С помощью расписания  ребёнок может переходить к другой деятельности или следовать распорядку дня без помощи другого человека.

- избегать конфронтации с ребёнком.    Если расписание сообщает ребёнку, что делать, то он не может с ним спорить. Расписание убирает «личный» компонент и делает процесс более объективным.  

- уменьшать тревожность. Визуальное расписание играет важнейшую роль в снижении тревожности, поскольку они сообщают ребенку, какие именно виды деятельности будут происходить в течение всего дня или части дня, а также отвечать на вопрос когда произойдёт то или иное событие.

- наладить общение с ребёнком. Расписание сообщает ребенку, что должно произойти, и чего ему ожидать. И это облегчает их дальнейшую коммуникацию с окружающими.

Можно выделить следующие  виды расписаний:

  1. Ежедневные. К ним мы можем отнести:

- составление расписания на день дома, например: подъём, умывание, одевание, завтрак, собраться в школу, школа, прогулка,  досуг, ужин, умывание, спать.

- составление расписания на день в школе, например: математика, письмо, физкультура, чтение, обед, продлёнка, ехать домой.

2. Индивидуальные расписания. 

 Некоторых детей сильно сбивает с толку распорядок на целый день, и поэтому  их распорядок дня ограничивается следующими 3 или 4 действиями или даже только одним.

3.  Расписания внутри урока или какой-либо деятельности.

    Например, чтобы помыть руки нужно: включить воду, намочить руки, выдавить мыло,  намылить руки, смыть мыло, выключить воду, вытереть руки полотенцем. Или для того, чтобы приклеить деталь аппликации на лист, нужно: вырезать деталь, открыть клей,  намазать деталь клеем, закрыть клей, перевернуть деталь, прижать к листу,  прогладить ладонью. Или , на уроке надо выполнить три задания и получишь «5».

     Визуальные расписания имеют много преимуществ как для людей с РАС, так и для их семей. Время, которое вы потратите на изготовление визуального расписания, не только сэкономит вам время в будущем, но и будет способствовать развитию навыков вашего ребенка и его независимости, при этом уменьшит тревожность и проблемные виды поведения.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: "Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"

В статье дано современно изложение проблемы становления проектной деятельности в обучении детей сограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Проведен анализ особенностей развития детей с ОВЗВыявл...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 уч.г. ТЕМА: «Использование интерактивных игр в работе с детьми с ОНР»

Интерактивная игра как активная форма обучения на индивидуальных логопедических занятиях детей с ОНР...

Методическая разработка "Использование визуального расписания в работе учителя с детьми с ТМНР"

Визуальное расписание - это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-либо событий или занятий. Визуальное расписание - это способ удержать в поле внимани...

"Использование визуального расписания в работе учителя с детьми с ТМНР"

Визуальное расписание является одним из методов альтернативной коммуникации. Данный метод применяется при обучении детей с рассройствами аутистического спектра, а также при обучении детей с умеренной ...

Статья на тему: "Здоровьесберегающие технологии в практической работе с детьми с ОВЗ"

В статье расказываются какие задачи нудно ставить для здоровьесберегающего урока, какими средствами пользоваться. Какие коррекционные технологии используются для таких уроков, какие формы применяю на ...

Статья на тему "Использование кинетического песка в работе учителя"

В данной статье представлен опыт работы по использованию кинетического песка в работе учителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Педагогический опыт. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педаго...