Статья на тему «Использование зрительных расписаний в работе с детьми с РАС»
статья на тему
Краткое описание возможностей использования зрительных расписаний в работе учителя с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_ispolzovanie_zritelnyh_raspisaniy_v_rabote_s_detmi_s_ras.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Использование зрительных расписаний в работе с детьми с РАС»
Бабиковой Елены Сергеевны
Санкт-Петербург
2017
Что такое визуальные расписания и в чём их значимость? Расписания являются компонентом структурированного обучения. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов говорят о том, что люди с РАС часто лучше воспринимают зрительную информацию, почему бы не использовать метод, который опирается на их сильную сторону.
Зрительное расписание является визуальным представлением событий, которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либо задачи или деятельности. Визуальными носителями могут быть фотографии, рисунки, объекты, написанные слова или списки.
Основной целью визуального расписания является формирование независимого поведения и самостоятельности.
Визуальное расписание широко применяется не только в работе с детьми с РАС, но и с детьми, имеющими другие нарушения в развитии.
В каких случаях можно использовать наглядное расписание?
- если ребенок демонстрирует ярко выраженное нежелательное поведение в случаях, когда не имеет возможности получить желаемое;
- если у ребенка есть проблемы с выполнением тех или иных режимных моментов;
- если у ребенка есть нелюбимый вид деятельности, которую, тем не менее, нужно выполнять;
- если ребенок испытывает трудности при выполнении академических заданий.
Использование визуального расписания позволяет:
- развивать независимость у ребёнка с РАС. С помощью расписания ребёнок может переходить к другой деятельности или следовать распорядку дня без помощи другого человека.
- избегать конфронтации с ребёнком. Если расписание сообщает ребёнку, что делать, то он не может с ним спорить. Расписание убирает «личный» компонент и делает процесс более объективным.
- уменьшать тревожность. Визуальное расписание играет важнейшую роль в снижении тревожности, поскольку они сообщают ребенку, какие именно виды деятельности будут происходить в течение всего дня или части дня, а также отвечать на вопрос когда произойдёт то или иное событие.
- наладить общение с ребёнком. Расписание сообщает ребенку, что должно произойти, и чего ему ожидать. И это облегчает их дальнейшую коммуникацию с окружающими.
Можно выделить следующие виды расписаний:
- Ежедневные. К ним мы можем отнести:
- составление расписания на день дома, например: подъём, умывание, одевание, завтрак, собраться в школу, школа, прогулка, досуг, ужин, умывание, спать.
- составление расписания на день в школе, например: математика, письмо, физкультура, чтение, обед, продлёнка, ехать домой.
2. Индивидуальные расписания.
Некоторых детей сильно сбивает с толку распорядок на целый день, и поэтому их распорядок дня ограничивается следующими 3 или 4 действиями или даже только одним.
3. Расписания внутри урока или какой-либо деятельности.
Например, чтобы помыть руки нужно: включить воду, намочить руки, выдавить мыло, намылить руки, смыть мыло, выключить воду, вытереть руки полотенцем. Или для того, чтобы приклеить деталь аппликации на лист, нужно: вырезать деталь, открыть клей, намазать деталь клеем, закрыть клей, перевернуть деталь, прижать к листу, прогладить ладонью. Или , на уроке надо выполнить три задания и получишь «5».
Визуальные расписания имеют много преимуществ как для людей с РАС, так и для их семей. Время, которое вы потратите на изготовление визуального расписания, не только сэкономит вам время в будущем, но и будет способствовать развитию навыков вашего ребенка и его независимости, при этом уменьшит тревожность и проблемные виды поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по теме: "Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"
В статье дано современно изложение проблемы становления проектной деятельности в обучении детей сограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Проведен анализ особенностей развития детей с ОВЗВыявл...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 уч.г. ТЕМА: «Использование интерактивных игр в работе с детьми с ОНР»
Интерактивная игра как активная форма обучения на индивидуальных логопедических занятиях детей с ОНР...
Методическая разработка "Использование визуального расписания в работе учителя с детьми с ТМНР"
Визуальное расписание - это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-либо событий или занятий. Визуальное расписание - это способ удержать в поле внимани...
"Использование визуального расписания в работе учителя с детьми с ТМНР"
Визуальное расписание является одним из методов альтернативной коммуникации. Данный метод применяется при обучении детей с рассройствами аутистического спектра, а также при обучении детей с умеренной ...
Статья на тему: "Здоровьесберегающие технологии в практической работе с детьми с ОВЗ"
В статье расказываются какие задачи нудно ставить для здоровьесберегающего урока, какими средствами пользоваться. Какие коррекционные технологии используются для таких уроков, какие формы применяю на ...
Статья на тему "Использование кинетического песка в работе учителя"
В данной статье представлен опыт работы по использованию кинетического песка в работе учителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Педагогический опыт. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педаго...