Педагогический опыт. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста | 51.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура описания педагогического опыта
1. Литературный обзор состояния вопроса._______________________2
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике._________________ 3
1.2. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта._____7
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) учащихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.____________________________________________8
3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте._____________________________________________9
3.2. Актуальность педагогического опыта.____________________________14
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте________________15
3.4. Результативность педагогического опыта._________________________16
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта._17
3.6.Технологичность представляемого педагогического опыта___________18
3.7.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.___________________________________________________________18
4. Выводы.__________________________________________________19
5. Список используемой литературы____________________________20
1. Литературный обзор состояния вопроса
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей — потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества. Неоспоримо, что основная задача педагога — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
- История темы педагогического опыта в педагогике.
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.
Начиная работать по данной проблеме, мною была изучена методическая литература по физическому воспитанию дошкольников. А так же рассмотрены основные задачи, средства и пути решения, которые предлагаются разработчиками методик, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста.
Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе. Во второй половине XIX - начале ХХ века возникла идея "педагогизации среды" (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития. Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой "трагедии воспитания" особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса. Одно из ключевых направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.
Глазырина Л.Д. формирует три группы задач:
Оздоровительные:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- закаливание;
- развитие движений.
Воспитательные:
- формирование нравственно-физических навыков;
- формирование потребности в физическом совершенстве.
Образовательные:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
Матвеев А.П., Хухлаева Т.Г., Ефименко Н.Н. выделяют такие задачи:
- охрана и укрепление здоровья
- закаливание;
- развитие движений.
- совершенствование двигательных способностей и физических качеств
Бабанский Ю.К.выделяет несколько задач:
- укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности;
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие основных двигательных качеств
Степаненкова Э.Я. одной из главных задач физического воспитания считает оздоровление ребенка:
- формирование правильной осанки;
- своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
- формирование изгибов позвоночника;
- развитие сводов стопы;
- развитие гармоничного телосложения.
Васильева М.А. выделяет:
- оздоровительные;
- воспитательные;
- образовательные задачи физического воспитания.
Реализация данных задач предусматривает: охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций; совершенствование всех функций организма, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств. Также выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека. Согласно исследованиям Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.
Термин «психологическое здоровье» введен И.В. Дубровиной. Он подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено: П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др. рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. Г.П.Аксенов, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Матынюк, Л.С.Кобелянская и др. здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; но резкой грани между ними нет, т.к. они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья». Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Выделяются основные принципы здорового образа жизни:
1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).
2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).
3. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).
4. Рациональная двигательная активность.
5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечают А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др., - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.
Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.
- Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
«Педагогическая технология» - строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов.
(В. А. Сластенин).
«Здоровьесберегающая технология» (по О. В. Петрову) – это система условий, направленная на сохранение, укрепление, развитие здоровья всех субъектов образования.
«Здоровьеформирующая технология» (по Н. К. Смирнову) – это психолого - педагогические программы и методы, направленные на воспитание у детей : культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья ребенка, мотивации на ведение ЗОЖ, представления о здоровье, как о ценности.
Здоровьесохраняющие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма ребенка, формирование двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле слова это: антропометрические и биометрические понятия (рост, вес, окружность грудной клетки, состояния осанки, жизненная емкость легких.) В широком понимании это — физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).
Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.
Физическое образование — одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.
Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.
Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение, и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.
- Психолого-педагогический портрет класса (группы) учащихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
Базой для представленного педагогического опыта являются дети одновозрастной группы от 6 до 7 лет. Дети делятся на три группы, в каждой группе по 8 человек. Мониторинг физического развития воспитанников проводится ежегодно в сентябре-октябре и апреле-мае. Мониторинг заболеваемости в группе проводится ежемесячно. Итоги мониторинга в сентябре 2019 показали, что в одной группе самая высокая заболеваемость, 50% детей показали низкий уровень физического развития. В связи с этим мной было принято решение найти новые формы работы, изучить новые педагогические технологии, методы и приемы взаимодействия с детьми и их родителями
На данный момент в объединении занимаются 24 ребенка. Из них 13 девочек и 11 мальчиков. Основная часть группы посещает детский сад, но некоторые ребята находятся дома с родителями. Учащиеся объединения очень активны, с интересом воспринимают новую информацию и делятся своими знаниями с ровесниками.
Дисциплина: дети очень активны, можно сказать «непоседы». На занятиях ведут себя спокойно, усидчивы, внимательны, но всегда ждут перемены, любят физминутки и динамические паузы.
Отношение к занятиям: дети всегда добросовестно готовятся к занятиям. Внимательно слушают педагога, выполняют домашние задания.
Интересы: учащиеся имеют схожие интересы. Большинство слушает одну и ту же музыку, увлекается похожими фильмами и телепередачами.
Мотивация трудовой деятельности: дети активно участвуют в проведении учебных занятий, подготовке и уборке своих рабочих мест.
Характер выполнения работы: учащиеся добросовестно относятся к своей работе. В свободное от посещения дошкольного образовательного учреждения время, дети находят себе занятие по душе в объединении дома детского творчества.
Конфликты в объединении наблюдаются редко. Дети могут повздорить между собой, но, как правило, они быстро мирятся.
Эмоциональный климат в объединении благоприятный. Дети открыты, терпимы к чужому мнению и критике. В целом группа характеризуется общительностью, сплоченностью. Прошедший период показал, что коллектив сформировался, стал сплоченным и дружным.
- Педагогический опыт.
3.1.Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте
Забота о здоровье — это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…
В.А.Сухомлинский
Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях одновозрастной группы осуществляется через: образовательную деятельность, закаливающие мероприятия, различные виды гимнастик, прогулки, соблюдение режима жизнедеятельности. Все виды физкультурно-оздоровительной деятельности проводятся в игровой форме (т.к. игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью ребенка) и с учетом возрастных особенностей учащихся.
Со всеми учащимся реализовывалась личностно-ориентированная модель организации воспитательно - образовательного процесса, состоящая из трех блоков: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей.
Виды здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- валеологического просвещения родителей;
Медико-профилактические технологии:
- организация мониторинга здоровья дошкольников для разработки плана дальнейшей педагогической работы;
- организация профилактики гриппа и ОРВИ;
- организация здоровьесберегающей среды в учреждении.
Физкультурно-оздоровительные технологии:
Гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры;
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, это динамические упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам: можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно, можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях учреждения;
- формирование правильной осанки;
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в учреждении и семье:
- коммуникативные игры;
- Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми;
- игры на эмоции
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм ребёнка положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.
Гимнастика пробуждения – поднимает настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Гимнастика начинается с разминочных упражнений в постели, дети выполняют простой самомассаж пальчиковую гимнастику, дыхательную и зрительную гимнастики.
Динамические паузы – физминутки во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Подвижные игры, игры-эстафеты, элементы спортивных игр – как часть физкультурного занятия; на прогулке; в кабинете - малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Зрительная гимнастика. Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Зрительная гимнастика используется:
- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз;
- для укрепления мышц глаз;
- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Гимнастика бывает:
1) игровая -коррекционная физминутка;
2) с предметами;
3) по зрительным тренажёрам;
4) комплексы по словесным инструкциям.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.
Коррекционные технологии
Артикуляционная гимнастика. Улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость; улучшает подвижность артикуляционных органов; укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшает напряжённость артикуляционных органов; вырабатывает правильность, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Развитие мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию ребенка. У детей отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Развитию мелкой моторики пальцев рук уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Гимнастика пальчиковая – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Гимнастика повышает зрительно-моторную координацию и концентрацию внимания. Связь рук с мозгом перекрестна, правая рука связана с левым полушарием, а левая рука — с правым. Таким образом, распределение энергии идет равномерно (уставшее возбужденное полушарие затормозит, незадействованное — проснется, активизируется).
Релаксационные игры – использую в зависимости от состояния детей и целей, с использованием спокойной классической музыки.
Проблемно-игровые ситуации Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей двигательную и познавательную активность, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи.
Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:
Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному
Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.
Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.
3.2. Актуальность педагогического опыта
Особенностью современного мира является постоянное ускорение темпов развития цивилизации, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни общества, в том числе и в системе образования, которое является основным ресурсом стратегии развития общества в целом, а дети – главным человеческим капиталом страны.
В Концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение и укрепление здоровья дошкольника, а формирование у него и окружающих его взрослых осознанного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образоватльный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
В настоящее время система дошкольного образования переходит к деятельности по федеральным государственным образовательным стандартам. В приказе МИНОБРНАУКИ России от 17.10.2013года указаны задачи введения ФГОС, первая из задач - «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Стратегическим вектором развития образовательной системы в данном направлении должен быть тезис: «От здоровьесберегающего к здоровьефомирующему образованию».
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте
Все материалы, представленные в опыте работы, соответствуют основополагающим положениям, принципам, подходам современной педагогики, психологии и методики преподавания, соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогической терминологии относительно недавно. Вопросами организации здоровьесберегающего образовательного процесса в настоящее время занимаются ведущие отечественные педагоги А.М.Амосов, В.Ф.Базарный, Н.К. Смирнов.
Проблема применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе глубоко изучается ведущими учеными: доктором педагогических наук, профессором В.Н.Ирхиным (кафедра теории и методики физической культуры) и кандидатом педагогических наук, доцентом И.В. Ирхиной.
Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходимо, чтобы понимать, «чувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить.
Многие ученые (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич, А.Г. Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.
3.4. Результативность педагогического опыта
Для анализа педагогической деятельности в конце 2015-2016; 2016-2017; 2017-2018; 2018-2019 учебного года в группе была проведена диагностика по физическому развитию дошкольников.
Результаты обследования показали, что общий уровень физического развития воспитанников в мае 2019 года был на много выше, чем у воспитанников 2016 года.
Организация работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ позволила достичь следующих результатов:
-накоплен опыт комплексного подхода при решении задач сохранения и укрепления здоровья детей;
-снизилась заболеваемость детей (на 38%);
-сравнительный анализ данных мониторингов ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здровьеформирующих и здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в учреждении.
Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт, появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее.
Анкетирование родителей показало, что 40% родителей выполняют оздоровительные мероприятия в домашних условиях и 100 % родителей поддерживают систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых в детском саду и дали письменное согласие на закаливающие мероприятия с детьми.
Таким образом, внедрение здровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий и вся система физкультурно-оздоровительной работы позволяет достичь положительной динамики в снижении заболеваемости и высоких результатов по физической подготовленности детей.
3.5. Новизна представляемого педагогического опыта.
Новизна представляемого педагогического опыта заключается в использовании здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в игровой форме с широким использованием личностно-ориентированной модели образования, системно-деятельного подхода к проведению образовательной деятельности. Создание системы работы с детьми от 6 до 7 лет с использованием новых оздоровительных технологий, таких как: криомассажа стоп, при совместном взаимодействии с детьми - сказкотерапии, коммуникативных игр. В результате обучение и оздоровление учащихся происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Наряду с активной двигательной деятельностью детей используются коррекционные игры и игры направленные на психоэмоциональное благополучие дошкольников. Новизна и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, помогающего корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.
Данный опыт или отдельные его элементы могут быть с легкостью воспроизведены педагогами других образовательных учреждений. В нем даны подробные описания здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. В приложении представлен подробный материал для практической деятельности. При совместном взаимодействии с детьми, ежедневно после гимнастики пробуждения, проводится дыхательная гимнастика. Два раза в неделю проводится самомассаж. Коммуникативные игры проводятся один раз в неделю, 2 раза в неделю проводится артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Два раза в неделю проводятся релаксационные игры. Ежедневно, во время образовательной деятельности проводятся подвижные игры, игры эстафеты, элементы спортивных игр. В середине каждого занятия проводятся физкультминутки развитие эмоций.
В феврале 2016 года на педсовете, педагогами дома детского творчества был изучен мой первый опыт работы «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста», было принято решение использовать в работе учреждения предложенные оздоровительные педтехнологии. В каждой группе проводятся пальчиковые гимнастики, гимнастики с использованием мячиков «су-джок».
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
Толчком к изучению проблемы оздоровления и сохранения здоровья дошкольников стали результаты мониторинга, который показал, что в группе самая высокая заболеваемость. Для того, чтобы найти пути решения проблемы, была изучена различная педагогическая литература и сделан вывод, что необходимо в своей работе использовать здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии для дошкольников, которые помогут не только оздоровить детский организм, но и развивать у дошкольников потребность вести здоровый образ жизни.
На первом этапе необходимо было наладить контакт с родителями. Анкетирование показало, что в семьях воспитанников (100%) не проводятся никакие оздоровительные мероприятия и родители не знают о методиках закаливания, 55% отрицательно относятся к закаливанию.
Для родителей проводились открытые показы, собрания, консультации, раздавались памятки.
Одновременно велась работа по созданию условий для физкультурно-оздоровительной работы. Приобретено спортивное оборудование для прогулок.
4.Выводы
Круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволил эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья учащихся. Дал позитивную динамику оздоровления детского организма, позволил достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, индекса здоровья детей, профилактику и коррекцию отклонений физического развития детей.
Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли максимально снизить статический компонент в режиме дня учащихся, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребёнка, его всестороннему психофизическому развитию.
Работая по данной проблеме, я пришла к выводу, что применение технологий здоровьесбережения повышает мотивацию обучения (следствие этого – повышение качества знаний детей), активизирует мыслительную деятельность детей.
Использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий позволяет детям успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а так же способствует взаимопониманию и взаимодействию педагогов, детей и родителей в соответствии с моделью личностно-ориентированной педагогики. Отсюда следует, что здоровьеформирующие здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века.
5.Библиографический список.
1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.
2. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М. Академия, 2007. – 446 с.
3. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. – Т.4 / Л.С.Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 213 с.
5. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. – М. : Просвещение, 1978. – 240 с.
6. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
7. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.
8. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005. – 448 с.
9. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.
Интернет-ресурсы:
http://zkoipk.kz/nisconf2s/643-confnis.html
http://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html.
http://dohcolonoc.ru/stati/8088-su-dzhok-terapiya.html.-
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/15/kartoteka-kommunikativnykh-igr-dlya-det.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста
Современная социально-экономическая ситуация ставит перед отечественными учеными и обществом немало сложных проблем. Медицинские, психолого-педагогические и социологические исследования подтверж...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома....
Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного воз...
Статья «Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
Статья Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...
Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».
В сентябре 2016 года в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда проведена диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группы МБО...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Данная статья раскрывает возможности здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья....
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...