Консультация для воспитателей по теме: "Игры со звуками и буквами"
консультация на тему
В данной консультации предлагаются развивающие игры со звуками и буквами, которые помогут ребенку освоить звуко - буквенный и слоговой анализ слов, выучить алфавит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_so_zvukami_i_bukvami.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Важно, чтобы ребёнок:
- не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
«Магазин»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.
Материал: не требуется.
Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий ( «покупатель»), он задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:
Дзынь-дзынь-дзынь,
Открываем магазин.
Заходите, заходите,
Покупайте, что хотите.
Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».
Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.
«Подбери картинку»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т.д.).
Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.
«Имена»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: мяч.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч детям, предлагает им называть своё имя и на первый звук имени также назвать любимый предмет. Например, воспитатель говорит: «Меня зовут Ирина Петровна, я люблю ириски».
«Какое слово хотел написать художник?»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.
Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.
Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтём.
«Сестрички»
Цель: упражнять детей в назывании слов на заданную букву, самостоятельно составлять рассказ; развивать мыслительные операции, память.
Материал: буквы или карточки с буквами, которые показывает воспитатель в процессе чтения рассказа.
Ход игры. Воспитатель читает рассказ: «Жили-были две сестрички. Их звали так: имя одной на А (показывает карточку с буквой А), второй — на И. Как их могли звать? Дети придумывают (Аня, Арина, Алина, Алёна, Ира, Инна, Инесса и др.). Пошли они в лес за ягодами на Ч и 3 (черникой и земляникой) и за грибами на Б и П (боровиками, бабками; подосиновиками, польскими грибами.) Принесли маме, она сварила из грибов С (суп), а из ягод К и В (компот и варенье)».
Воспитатель предлагает детям самим придумать рассказ-задание с буквами для своих друзей.
«Четвёртый лишний»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний; развивать мыслительные операции, память, внимание.
Материал: ряд картинок по 4 шт. в каждом, где только в трёх картинках первый звук слова совпадает. (Например, ЛЕВ, АИСТ, ЛИСТ, ЛЕЙКА).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть на ряд картинок, где в трёх картинках первый звук совпадает, а в четвёртой нет. Детям необходимо определить лишнюю картинку.
«Я купила в магазине»
Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции анализа и синтеза, память.
Материал: микрофон.
Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель начинает игру с фразы «Я купила в магазине АНАНАС». Дети передают микрофон по кругу и называют слова на последний звук предшествующего слова. «Я купил (а) в магазине СОК» и т.д.
«Кузовок»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук.
Материал: корзинка, фишки.
Ход игры. Воспитатель говорит, что у него есть кузовок, указывая на корзинку. В него можно класть те слова, в которых есть, например, звуки [к], [к"] и то, что растёт в лесу (можно задать другой звук и местонахождение).
«Я беру кузовок и кладу туда грибок». Дети сами придумывают слова со звуком (подосиновик, боровик, клюква, земляника, черника, ежевика и др.). Воспитатель поощряет их фишками. Побеждает тот, у кого больше фишек.
«Собери пирамиду».
На большом листе картона нарисована пирамида, заранее заготовлены иллюстрации (на картинках изображения, содержащие в названии один слог (рак, мяч, жук и т. д., два слога (коза, кошка, сумка и др.) и три слога (собака, корова, колесо и пр.) Поясняем ребенку, что сегодня мы будем строить пирамиду из картинок. В нижнем ряду нужно поместить слова, которые состоят из 3 слогов; во втором - из 2; в верхнем из 1.Также проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:
«Чей вагончик.
Цель: упражнять в делении слов на слоги.
Ребенок размещает картинки в соответствующие вагончики.
«Парковка»
Дети «ставят» в гараж машины: в одноэтажный - слова из одного слога. В двухэтажный .... в четырехэтажный - из четырех слогов.
«Подарочки».
Аналогично.
Угадай букву по описанию»
Цель: учить детей угадывать букву по словесному портрету; развивать память, внимание, воображение.
Материал: не требуется.
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут отгадывать буквы по рассказу о них. Например: «Жила-была буква, она состоит из трёх элементов — двух длинных палочек и одной короткой. Длинные палочки не умеют стоять прямо, их всегда клонит одну к другой, а третья, короткая, палочка всегда их скрепляет, словно поясок, на неё можно сесть, как на качели. Буква похожа на остроконечную башню, крышу дома, на ракету...»
Воспитатель предлагает детям самостоятельно составить загадку-рассказ о букве.
«Азбука упала»
Цель: упражнять детей в восстановлении буквы из элементов; развивать мыслительные операции, память, внимание.
Материал: у детей карточки с неправильным изображением букв.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение:
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
И ударилась немножко.
Соберите буквы и правильно их напишите.
«Путаница»
Цель: учить детей находить очертания букв; развивать зрительное представление о букве, память, внимание.
Материал: карточки с совмещённым начертанием букв; доска, мел.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку и говорит, что буквы спрятались, необходимо их отыскать и записать на доске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Консультация-практикум для родителей "В стране звуков и букв русского языка"
Практическое пособие по составлению звуковых схем слов при обучении дошкольников грамоте....
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...
Конспект занятия «Путешествие по островам звуков и букв»( Звуки к и к’ ; буквы « К,к»).
Конспект занятия «Путешествие по островам звуков и букв». ( Звуки к и к’ ; буквы « К,к»)....
- Мне нравится (2)