Программа кружка «Сказочка-рассказочка» (1 класс)
рабочая программа на тему
Программа кружка показывает пути и средства работы над правильной речью, помогает воспитаннику совершенствовать ее выразительность. В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка:
• интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое;
• у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе);
• умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
В структуру занятий входят комплексы упражнений, направленных на развитие: артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, ритма, памяти, мышления, внимания, навыков общения, восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Сказочка - рассказочка" | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Сказочка-рассказочка» (1 класс)
Мыльникова Н.В., учитель – логопед МАОУ Маслянская СОШ
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Сказочка-рассказочка» составлена на основе авторской программы Н.А.Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве», утверждённой МО РФ (Москва, 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Нарушения связной речи у детей обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов, нарушением смыслового программирования содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развертывать смысловую программу в виде серий предложений, связанных между собой.
Занятия кружка «Сказочка-рассказочка» будут способствовать развитию связной речи, расширению словаря, коррекции грамматического строя речи, формированию навыков общения.
Артикуляционная гимнастика: гимнастика для щек, губ, языка, нижней челюсти является важным элементом развития речи. По мере овладения упражнениями на занятиях отрабатываются четкие артикуляционные уклады, возрастает их сложность. Меняются типы, от медленного к более подвижному и быстрому, далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата. Целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп и четкой, ясной дикции. Большое внимание в программе уделяется интонации. Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями - она особенно понятна и красива. Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп - скорость произнесения речи (при ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность). Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.
Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Воспитанники, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов.
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание, поэтому на занятиях применяются упражнения дыхательной гимнастики. Тренируя дыхание, совершенствуя дикцию, выразительный голос, четкое и правильное произношение звуков - процесс трудоемкий, длительный, так как у детей еще не сформировался окончательно речевой и дыхательный аппарат.
Особое место в работе над дикцией занимает проверка навыков чтения сказок, скороговорок, пословиц, загадок.
Особый акцент в программе сделан на использование средств ИКТ, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. В качестве учебного материала выбраны народные и авторские сказки. Сказка – близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Она открывает перед ребёнком окружающий мир. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Эта программа даёт детям реализовать творческие и духовные возможности своей личности, познавать себя и способы взаимодействия с окружающим миром, откорректировать психологические проблемы и систему ценностей, овладеть основами коммуникативной культуры.
Программа показывает пути и средства работы над правильной речью, помогает воспитаннику совершенствовать ее выразительность. В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка:
• интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое;
• у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе);
• умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
В структуру занятий входят комплексы упражнений, направленных на развитие: артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, ритма, памяти, мышления, внимания, навыков общения, восприятия.
Цель программы: развитие связной речи детей посредством народной и авторской сказки.
Задачи:
• освоить навыки выполнения артикуляционной, мимической, пальчиковой и дыхательной гимнастики;
• развивать понимания устной речи;
• уточнять и расширять словарный запас;
• формировать практические навыки словообразования и словоизменения;
• формирование диалогической формы общения.
• воспитывать доброту, отзывчивость, любвь к природе, к своим близким, к своей Родине.
При построении программы учитывались следующие принципы:
• принцип гуманистической направленности педагогического процесса • (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия
системно – деятельностного подхода;
• дифференцированного подхода (возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
• принцип доступности (соответствует возрастным особенностям) ;
• практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как в повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);
• комплексности (система занятий построена на межпредметных связях)
• принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях. Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.
Оборудование: книги-сказки, игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах, карандаши, деревянные палочки, веревочки, цветные нити, цветная бумага, мячи, пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, проекционная аппаратура, компьютор.
Формы работы.
В организации образовательного процесса используются разнообразные формы работы:
• занятия (речевые игры и упражнения, речевые игры с движениями, занимательные задания, импровизации);
• беседы (индивидуальные и групповые по содержанию программы);
• викторины (тематические);
• инсценировка содержания сказок;
• рисование и раскрашивание иллюстраций.
Ожидаемые результаты.
Дети должны владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Познавательные: овладение приемами понимания прослушанного произведения, составление несложных монологических высказываний о героях, событиях произведения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
структурирование знаний; логические – построение рассуждений в форме связи простых суждений; установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще не известно, составлять план и выстраивать последовательность действий; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.
Личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Методы отслеживания результативности:
• наблюдение за успешным решением задач осуществляется на протяжении всех занятий с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;
• открытые занятия на основе пройденного материала;
• обсуждение с детьми результатов деятельности;
• беседы с родителями помогают составить более полную картину качественных изменений в личности ребёнка.
Программа кружка рассчитана на 37 занятий в год (одно занятие в неделю).
Календарно - тематическое планирование занятий кружка
«Сказочка - рассказочка» - 37 часов
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Количество часов |
| Вводное занятие. В мире волшебных сказок. | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с основным содержанием работы на кружке. | 1 |
| Русская народная сказка «Репка» | Логопедическая разминка. Громкое чтение сказки «Репка». Беседа по содержанию сказки. Иллюстрирование сказки. | 1 |
| Просмотр мультфильма по сказке «Репка» | Логопедическая разминка. Просмотр мультфильма по сказке «Репка». | 1 |
| К. Ушинский «Лиса и кролик» | Дыхательная гимнастика. Составление вопросов по содержанию сказки. | 1 |
| Русская народная сказка «Колобок» | Логопедическая разминка. Чтение сказки «Колобок» по ролям. | 1 |
| К. Ушинский «Ворона и сорока» | Работа с серией сюжетных картинок по сказке: восстановление последовательности картинок. | 1 |
| К. Ушинский «Лиса и ёж» | Работа с иллюстрациями по сказке. Беседа по содержанию сказки. | 1 |
| Русская народная сказка «Курочка Ряба» | Логопедическая разминка. Беседа по содержанию сказки. | 1 |
| Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» | Работа с серией сюжетных картинок по сказке: поиск лишних картинок. | 1 |
| Литовская сказка «Как голубь учился гнездо вить» | Пальчиковая гимнастика. Беседа по содержанию сказки. | 1 |
| В. Сутеев «Кораблик» | Иллюстрирование сказки. | 1 |
| Русская народная сказка «Теремок» | Логопедическая разминка. Громкое чтение сказки «Теремок». Беседа по содержанию сказки. | 1 |
| Просмотр мультфильма по сказке «Теремок» | Логопедическая разминка. Просмотр мультфильма по сказке «Теремок». | 1 |
| Ингушская сказка «Заяц и черепаха» | Демонстрация презентации из рисунков по сказке. | 1 |
| Русская народная сказка «Три медведя» | Артикуляционная гимнастика. Беседа по содержанию сказки. | 1 |
| Русская народная сказка «Козлятки и волк» | Иллюстрирование сказки. Беседа по содержанию сказки. | 1 |
| А. Толстой «Ёж» | Сравнение текста и набора предложений. | 1 |
| Русская народная сказка «Три медведя» | Логопедическая разминка. Громкое чтение сказки «Три медведя». Беседа по содержанию сказки. | 1 |
| Просмотр мультфильма по сказке «Три медведя». | Логопедическая разминка. Просмотр мультфильма по сказке «Три медведя». | 1 |
| Н. Сладков «Медведь и солнце» | Пальчиковая гимнастика. Беседа по содержанию сказки. | 1 |
| Русская народная сказка «Лиса и журавль» | Артикуляционная гимнастика. Закончи предложение, текст. | 1 |
| Бурят- монгольская сказка «Снег и заяц» | Иллюстрирование сказки. Упражнения дыхательной гимнастики « Снег». | 1 |
| Сербская сказка «Почему у месяца нет платья» | Вставка пропущенного предложения в текст с использованием картинок. | 1 |
| Итальянская сказка «Как осёл петь перестал» | Иллюстрирование сказки. Беседа по содержанию сказки. | 1 |
| Вспомни сказку, расскажи. | Пересказ сказки по вопросам и картинкам. | 1 |
| В. Сутеев «Мышонок и карандаш» | Иллюстрирование сказки. Беседа по содержанию сказки. | 1 |
| Сказка народов севера «Как медведь смеялся» | Пальчиковая гимнастика. Беседа по содержанию сказки. | 1 |
| Литовская сказка «Почему кот моется после еды» | Любимое животное. Беседа по содержанию сказки. | 1 |
| В. Сутеев «Под грибом» | Логопедическая разминка. | 1 |
| В гостях у сказки. | Инсценировка любимых сказок. | 2 |
| Описание сказочного героя. | Логопедическая разминка. Рисование героев сказок. | 1 |
| В мире волшебных сказок | Пересказ сказки по картинкам. Разучивание скороговорок, чистоговорок, отгадывание загадок. | 2 |
| Любимый сказочный герой. | Назови и напиши. | 2 |
| Итоговое занятие. | Викторина «В гостях у сказки». | 1 |
Литература
1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Сте¬панов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
2. Ржевская С.И. Логопедические пятиминутки в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учебно-методическое пособие / С.И. Ржевская, 2011. – 34 с.
3. Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2009.
4. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Волшебный мир народного творчества. Пособие для детей 5-7 лет. – 7 е изд. – М.: Просвещение, 2016.
5.Сайт «Развитие ребенка»: http://www.ot-goda.ru/page/skazki-prezentacii
6.Сайт «Русские народные сказки»: http://lukoshko.net/storyList/russkie-narodnye-skazki.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка для 10-11 класса "Физика в задачах"
Рабочая программа кружка для 10-11 класса " Физика в зададачах"...
Программа кружка «КАКТУСЕНОК» 6-е классы
История создания кружка Среди огромного разнообразия комнатных растений одно из важней...
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс. Количество часов в год-34 часов. ...
Программа кружка "Занимательная грамматика" (6 класс)-34ч.
Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные ...
Программа кружка для 5-6 классов "Темной старины заветные преданья" (У истоков русского фольклора)
Программа кружка "Темной старины заветные преданья..." предполагает ознакомление учащихся со славянской мифологией и фольклором, расширяет их представление о народной культуре....
Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)
Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...
Дополнительная образовательная программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» (9 класс)
Программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» составлена на основе пособия: Пурышев Н. С. ОГЭ. Физика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./Н.С. Пурышев. ...