Рабочая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников 4 класс.
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 4-й КЛАСС и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками.
Автор Козырева Л.М.
Целевая аудитория:
обучающиеся 4-5 классов с нарушением речи, испытывающие трудности в усвоении основной общеобразовательной программы начального общего образования и нуждающихся в организации специальных условий обучения с учетом образовательных потребностей.
учитель-логопед НОЧУ СОШ «Юджин-Центр»
Майорова Елена Валерьевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_-5_kozyreva_rabochaya_programma.docx | 38.19 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
составлена на основе
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
4-й КЛАСС
и
программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками.
Автор Козырева Л.М.
Целевая аудитория:
обучающиеся 4-5 классов с нарушением речи, испытывающие трудности в усвоении основной общеобразовательной программы начального общего образования и нуждающихся в организации специальных условий обучения с учетом образовательных потребностей.
учитель-логопед
НОЧУ СОШ «Юджин-Центр»
Майорова Елена Валерьевна
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
Логопедической программы коррекции лексико-грамматического строя речи (4-5 классы) и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками.
Автор Козырева Л.М.
Целевая аудитория:
Логопедическая программа коррекции пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи применяется на групповых занятиях в 4-5 классах.
Необходимость данной работы подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся с дисграфией.
При обследовании всех компонентов речевой системы детей с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря. В результате диагностического обследования выявлены следующие, недостаточно сформированные компоненты речи:
- использование в речи имен прилагательных (по возрасту – несоответствие),
- бедность глагольного словаря,
- много ошибок, связанных со словоизменением основных частей речи — так называемые аграмматизмы,
- стойкими аграмматизмами являются ошибки согласования,
- затруднения вызывают у детей задания на понимание логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами,
- неуверенно пользуются словообразовательными моделями, допускают' ошибки при употреблении суффиксов и приставок,
- затруднения вызывает составление самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин.
Работа учителя-логопеда предполагает исправления и коррекцию нарушений письменной речи учащихся, в том числе и с особенностями поведения и развития:
-дети с нарушениями поведения; дети с нарушениями адаптации;
-гиперактивные дети;
-дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы;
-дети с ослабленным физическим и психическим здоровьем.
Система комплексных (групповых, индивидуальных) занятий по развитию языковой способности школьников построена и реализовывается на основе тематического планирования.
Тип программы: коррекционно-развивающая.
Характеристика программы:
Логопедическая программа коррекции пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи учащихся с нарушениями письменной речи включает в себя следующие разделы:
1) Словоизменение имен существительных.
2) Согласование имен прилагательных и глаголов с именами существительными.
3) Словообразование основных частей речи.
4) Лексика и фразеология.
Проблемная область псхолого-педагогической помощи:
Обеспечение диагностико-коррекционного, коррекционно-развивающего сопровождения учащихся с тяжелыми речевами нарушениями речи в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями.
Объем рабочей программы - 36 часов.
Продолжительность одного занятия – 45 мин.
Форма реализации: индивидуальная, групповая.
Цели и задачи базовой программы, адаптированные педагогом:
Предупреждение и исправление нарушения письма у обучающихся 4-5 классов «с нарушением всех компонентов речевой системы».
Дидактическим сопровождением программы служат четыре тетради для логопедических занятий, по одной тетради на четверть:
- Козырева Л. М. Путешествие в страну падежей. Ярославль, 2006.
- Козырева Л. М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Ярославль, 2006.
- Козырева Л. М. Как образуются слова. Ярославль, 2006.
- Козырева Л. М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль, 2006.
Изменения, внесённые в базовую программу, их обоснование.
Составлены тематические планирования по разделам на 36 учебных часов.
Составлены учебно-тематические планы.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы, адекватно используя лексико – грамматические средства языка;
- использовать обобщающие понятия, дифференцировать близкие понятия, подбирать синонимы и антонимы;
- распознавать части речи и их основные признаки;
- производить разбор слов по составу, подбирать однокоренные слова;
- различать понятия словообразования и словоизменения;
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении, между предложениями в тексте;
- составлять самостоятельные тексты по картинкам и опорным словам.
Тематическое планирование
по коррекции лексико-грамматического строя
речи школьников 4 класс.
(по Л.М. Козыревой).
№ п/п | Раздел | Тема занятия | кол-во часов |
1 | Словоизменение имен существительных. |
|
|
1 |
| Инструктаж по технике безопасности и первичное обследование | 1 |
2 |
| Именительный падеж единственного числа. Родительный падеж единственного числа | 1 |
3 |
| Дательный падеж единственного числа | 1 |
4 |
| Винительный падеж единственного числа | 1 |
5 |
| Творительный падеж единственного числа. | 1 |
6 |
| Предложный падеж единственного числа. | 1 |
7 |
| Именительный падеж множественного числа. | 1 |
8 |
| Родительный падеж множественного числа. | 1 |
9 |
| Дательный падеж множественного числа. | 1 |
10 |
| Винительный падеж множественного числа. | 1 |
11 |
| Творительный падеж множественного числа. | 1 |
12 |
| Предложный падеж множественного числа. | 1 |
13 |
| Проверка знаний, закрепление знаний по темам. | 1 |
2 | Словоизменение имен прилагательных. |
|
|
14 |
| Род имен существительных. Согласование им. прилагательных с им. сущ. в роде. | 1 |
15 |
| Образование им. прил. по заданным признакам. | 1 |
16 |
| Согласование им. прилагательных с им. существительными по падежам. | 1 |
17 |
| Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словосочетаниям. | 1 |
3 | Словоизменение глаголов. |
|
|
18 |
| Согласование глаголов настоящего времени с им. сущ. в числе. | 1 |
19 |
| Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словам. | 1 |
20 |
| Согласование глаголов прошедшего времени с им. сущ. в роде. | 1 |
21 |
| Развитие связной речи. Рассказ по серии сюжетных картинок. | 1 |
4 | Словообразование. Однокоренные слова. |
|
|
22 |
| Понятие об однокоренных словах. | 1 |
23 |
| Однокоренные слова с омонимичными корнями. | 1 |
24 |
| Однокоренные слова и омонимы. | 1 |
25 |
| Однокоренные слова и паронимы. | 1 |
26 |
| Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словам. | 1 |
5 | Суффиксальное словообразование. |
|
|
27 |
| Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 1 |
28 |
| Суффиксы профессий. | 1 |
29 | Суффиксы прилагательных. | 1 | |
6 | Приставочное словообразование | ||
30 | Приставки пространственного значения. | 1 | |
31 | Приставки временного значения. | 1 | |
32 | Многозначные приставки. | 1 | |
33 | Приставки и предлоги. | 1 | |
7 | Состав слова. | ||
34 | Разбор слова по составу. | 1 | |
35 | Составление слов из морфем. | 1 | |
36 |
| Проверочная работа. Итоговая диагностика. | 1 |
Тематическое планирование
по коррекции лексико-грамматического строя
речи школьников 5 класс.
(по Л.М. Козыревой).
№ п/п | Раздел | дата | Тема занятия | Кол-во часов |
1 |
| Диагностическое обследование. | 1 | |
| Словоизменение имен существительных |
|
| |
2 |
| Именительный падеж единственного числа. Родительный падеж единственного числа. | 1 | |
3 |
| Дательный падеж единственного числа. Винительный падеж единственного числа. | 1 | |
4 |
| Творительный падеж единственного числа. Предложный падеж единственного числа. | 1 | |
5 |
| Именительный падеж множественного числа. | 1 | |
6 | Родительный падеж множественного числа | 1 | ||
7 |
| Дательный падеж множественного числа Винительный падеж множественного числа | 1 | |
8 |
| Творительный падеж множественного числа. Предложный падеж множественного числа | 1 | |
| Проверочная работа. Творческая работа с текстом. | |||
| Словоизменение имен прилагательных |
| ||
9 |
| Род имен существительных | 1 | |
10 | Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде | 1 | ||
11 |
| Образование имен прилагательных по заданным признакам . | 1 | |
12 | Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам. | 1 | ||
Развитие связной речи. Рассказ по опорным словосочетаниям | ||||
13 | Проверочная работа. Слуховой диктант. | |||
| Словоизменение глаголов |
| ||
14 |
| Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе. | 1 | |
15 |
| Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде. | 1 | |
16 | Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам. |
| Словообразование Однокоренные слова |
|
| |
17 |
| Понятие об однокоренных словах. Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. | 1 | |
18 |
| Однокоренные слова и омонимы. | 1 | |
19 | Однокоренные слова и паронимы. | |||
20 | Происхождение слов. Слуховой диктант. Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам. | |||
| Суффиксальное словообразование |
|
| |
21 |
| Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. | 1 | |
22 |
| Суффиксы прилагательных. Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок. | 1 | |
| Приставочное словообразование |
|
| |
23 |
| Приставки пространственного значения. | 1 | |
24 | Приставки временного значения. | |||
25 |
| Многозначные приставки. Развитие связной речи. | 1 | |
26 |
| Приставки и предлоги. Деформированный текст. | 1 | |
27 | Проверочная работа. Развитие связной речи. | |||
| Состав слова. Закрепление |
|
| |
28 |
| Разбор слов по составу. Составление слов из морфем. | 1 | |
| Однозначные и многозначные слова |
|
| |
29 |
| Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение многозначных слов. | 1 | |
30 |
| Фразеологизмы и свободные сочетания. | 1 |
| Синонимы |
|
| |
31 |
| Синонимы и однокоренные слова. Использование синонимов в речи. Подбор синонимов к заданным словам. | 1 | |
32 |
| Грамматическая сочетаемость синонимов. Развитие связной речи . | 1 | |
| Антонимы | Нахождение антонимов в текстах. |
| |
33 |
| Подбор антонимов к словам различных частей речи. | 1 | |
34 |
| Подбор антонимов к многозначным словам. | 1 | |
35 |
| Фразеологизмы-антонимы. Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок. | 1 | |
36 |
| Итоговая диагностика. Слуховой диктант. | 1 |
Учебно-тематический план рабочей программы по коррекции лексико-грамматического строя
речи школьников 4 класс.
(по Л.М. Козыревой).
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | В том числе | Форма контроля | |
теории | практики | ||||
1 | Инструктаж по технике безопасности и первичное обследование | 1 | 1 | Индивид. контроль Диагностич. обследование | |
Словоизменение имен существительных. | |||||
2 | Именительный падеж единственного числа. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
3 | Родительный падеж единственного числа | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
4 | Дательный падеж единственного числа. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
5 | Винительный падеж единственного числа. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
6 | Предложный падеж единственного числа. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
7 | Именительный падеж множественного числа. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
8 | Родительный падеж множественного числа. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
9 | Дательный падеж множественного числа. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
10 | Винительный падеж множественного числа. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
11 | Творительный падеж множественного числа. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
12 | Предложный падеж множественного числа. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
13 | Проверка знаний, закрепление знаний по темам | 1 | 0,2 | 0,8 | Группов. контроль Самост. пис.раб |
Словоизменение имен прилагательных. | |||||
14 | Род имен существительных. Согласование им. прилагательных с им. сущ. в роде. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
15 | Образование им. прил. по заданным признакам. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
16 | Согласование им. прилагат. с им. сущ по падежам. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
17 | Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словосочетаниям. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
Словоизменение глаголов. | |||||
18 | Согласование глаголов настоящего времени с им. сущ. в числе. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
19 | Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словам. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
20 | Согласование глаголов прошедшего времени с им. сущ. в роде. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
21 | Развитие связной речи. Рассказ по серии сюжетных картинок. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
Словообразование. Однокоренные слова. | |||||
22 | Понятие об однокоренных словах. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
23 | Однокоренные слова с омонимичными корнями | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
24 | Однокоренные слова и омонимы. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
25 | Однокоренные слова и паронимы. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
26 | Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словам. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
Суффиксальное словообразование. | |||||
27 | Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
28 | Суффиксы профессий. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
29 | Суффиксы прилагательных. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
Приставочное словообразование | |||||
30 | Приставки пространственного значения. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
31 | Приставки временного значения. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
32 | Многозначные приставки. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
33 | Приставки и предлоги. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
Состав слова. | |||||
34 | Разбор слова по составу. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
35 | Составление слов из морфем. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
36 | Проверочная работа. Итоговая диагностика | 1 |
| 1 | Итоговый контроль Диктант |
Итого | 36 | 6,8 | 29,2 |
Учебно-тематический план рабочей программы по коррекции лексико-грамматического строя речи школьников 5 класс.
(по Л.М. Козыревой).
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | В том числе | Форма контроля | |
теории | практики | ||||
1 | Инструктаж по технике безопасности и первичное обследование | 1 | 1 | Индивид. контроль Диагностич. обследование | |
Словоизменение имен существительных | |||||
2 | Именительный падеж единственного числа. Родительный падеж единственного числа. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
3 | Дательный падеж единственного числа. Винительный падеж единственного числа. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
4 | Творительный падеж единственного числа. Предложный падеж единственного числа. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
5 | Именительный падеж множественного числа. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
6 | Родительный падеж множественного числа | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
7 | Дательный падеж множественного числа Винительный падеж множественного числа | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
8 | Творительный падеж множественного числа. Предложный падеж множественного числа Проверочная работа. Творческая работа с текстом. | 1 | 0,2 | 0,8 | Группов. контроль Самост. пис.раб |
Словоизменение имен прилагательных | |||||
9 | Род имен существительных | ||||
10 | Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
11 | Образование имен прилагательных по заданным признакам . | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
12 | Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
13 | Развитие связной речи. Рассказ по опорным словосочетаниям. Проверочная работа. Слуховой диктант. | 1 | 0,2 | 0,8 | Группов. контроль Самост. пис.раб |
Словоизменение глаголов | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль | |
14 | Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
15 | Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
16 | Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
Словообразование Однокоренные слова | |||||
17 | Понятие об однокоренных словах. Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
18 | Однокоренные слова и омонимы. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
19 | Однокоренные слова и паронимы. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
20 | Происхождение слов. Слуховой диктант. Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам. | 1 | 0,2 | 0,8 | Группов. контроль Самост. пис.раб |
Суффиксальное словообразование | |||||
21 | Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
22 | Суффиксы прилагательных. Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
Приставочное словообразование | |||||
23 | Приставки пространственного значения. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
24 | Приставки временного значения. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
25 | Многозначные приставки. Развитие связной речи. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
26 | Приставки и предлоги. Деформированный текст. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
27 | Проверочная работа. Развитие связной речи. | 1 | 0,2 | 0,8 | Группов. контроль Самост. пис.раб |
Состав слова. Закрепление | |||||
28 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение многозначных слов. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
29 | Фразеологизмы и свободные сочетания. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
Синонимы | |||||
30 | Синонимы и однокоренные слова. Использование синонимов в речи. Подбор синонимов к заданным словам. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
31 | Грамматическая сочетаемость синонимов. Развитие связной речи . | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
Антонимы | |||||
32 | Нахождение антонимов в текстах. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
33 | Подбор антонимов к словам различных частей речи. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
34 | Подбор антонимов к многозначным словам. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
35 | Фразеологизмы-антонимы. Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок. | 1 | 0,2 | 0,8 | Текущий контроль |
36 | Итоговая диагностика. Слуховой диктант. | 1 | 1 | Итоговый контроль Диктант | |
Итого | 36 | 6,8 | 29,2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по формированию грамматического строя речи 2 класс
Рабочая программа предусмотрена для школ 2 вида...
Рабочая программа по коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников.
Данная программа будет полезна практикующим логопедам массовых школ с классами компенсирующего обучения. Расчитана на 2 года обучения -3-4 класс....
Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 класса коррекции
Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 класса коррекции...
Программа исправления устной и письменной речи младших школьников для формирования успешного обучения
Данная программа содержит:1. Пояснительная записка2. Основные направления содержания деятельности3. Условия реализации программы4. Содержание программы5. Список литературы...
«Коррекция устной и письменной речи младших школьников со стойким дефицитом внимания»
Изучение детей по критериям нейропсихологической диагностики, позволяет выделить среди них группу детей со стойким дефицитом внимания и специфическим нарушением орфографического навыка при со...
Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов»
Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие познавательных процессов младших школьников" для 1 класса с детьми с ОВЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие познавательных процессов младших школьников" для класса с детьми с ОВЗ...