Рабочая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников 4 класс.
рабочая программа

Майорова Елена Валерьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 4-й КЛАСС и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками.

Автор Козырева Л.М.

Целевая аудитория:

обучающиеся 4-5 классов с нарушением речи, испытывающие трудности в усвоении основной общеобразовательной программы начального общего образования и нуждающихся в организации специальных условий обучения с учетом образовательных потребностей.

учитель-логопед  НОЧУ СОШ «Юджин-Центр»

Майорова Елена Валерьевна 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_-5_kozyreva_rabochaya_programma.docx38.19 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

составлена на основе

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

4-й КЛАСС

и

программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками.

Автор Козырева Л.М.

Целевая аудитория:

обучающиеся 4-5 классов с нарушением речи, испытывающие трудности в усвоении основной общеобразовательной программы начального общего образования и нуждающихся в организации специальных условий обучения с учетом образовательных потребностей.

учитель-логопед

НОЧУ СОШ «Юджин-Центр»

Майорова Елена Валерьевна


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

Логопедической программы коррекции лексико-грамматического строя речи (4-5 классы) и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками.

Автор Козырева Л.М.

Целевая аудитория:

Логопедическая программа коррекции пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи применяется на групповых занятиях в 4-5 классах.

      Необходимость данной работы подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся с дисграфией.

    При обследовании всех компонентов речевой системы детей с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря. В результате диагностического обследования выявлены следующие, недостаточно сформированные компоненты речи:

- использование в речи имен прилагательных (по возрасту – несоответствие),

- бедность глагольного словаря,

- много ошибок, связанных со словоизменением основных частей речи — так называемые аграмматизмы,

- стойкими аграмматизмами являются ошибки согласования,

 - затруднения вызывают у детей задания на понимание логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами,

- неуверенно пользуются словообразовательными моделями, допускают' ошибки при употреблении суффиксов и приставок,

- затруднения вызывает составление самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин.

Работа учителя-логопеда  предполагает исправления и коррекцию нарушений письменной речи учащихся, в том числе и с особенностями поведения и развития:

-дети с нарушениями поведения; дети с нарушениями адаптации;

-гиперактивные дети;  

-дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы;

-дети с ослабленным физическим и психическим здоровьем.

Система комплексных (групповых, индивидуальных) занятий по развитию языковой способности школьников построена и реализовывается на основе тематического планирования.

 Тип программы: коррекционно-развивающая.

Характеристика программы:

Логопедическая программа коррекции пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи учащихся с нарушениями письменной речи включает в себя следующие разделы:

1) Словоизменение имен существительных.

2) Согласование имен прилагательных и глаголов с именами существительными.

3) Словообразование основных частей речи.

4) Лексика и фразеология.

Проблемная область псхолого-педагогической помощи:

Обеспечение диагностико-коррекционного, коррекционно-развивающего сопровождения учащихся с тяжелыми речевами нарушениями речи в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями.

Объем рабочей программы - 36 часов.

Продолжительность одного занятия – 45 мин.

Форма реализации: индивидуальная, групповая.

Цели и задачи базовой программы, адаптированные педагогом:

Предупреждение и исправление нарушения письма у обучающихся 4-5 классов «с нарушением всех компонентов речевой системы».

Дидактическим сопровождением программы служат четыре тетради для логопедических занятий, по одной тетради на четверть:

    -  Козырева Л. М. Путешествие в страну падежей. Ярославль, 2006.

    - Козырева Л. М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Ярославль, 2006.

    -  Козырева Л. М. Как образуются слова. Ярославль, 2006.

    -  Козырева Л. М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль, 2006.

Изменения, внесённые в базовую программу, их обоснование.

Составлены тематические планирования по разделам на 36 учебных часов.

Составлены учебно-тематические планы.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения учащиеся должны уметь:

 - отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы, адекватно используя лексико – грамматические средства языка;

- использовать обобщающие понятия, дифференцировать близкие понятия, подбирать синонимы и антонимы;

- распознавать части речи и их основные признаки;

- производить разбор слов по составу, подбирать однокоренные слова;

- различать понятия словообразования и словоизменения;

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении, между предложениями в тексте;

- составлять самостоятельные тексты по картинкам и опорным словам.


Тематическое планирование

по коррекции лексико-грамматического строя

речи школьников 4 класс.

(по Л.М. Козыревой).

№ п/п

Раздел

Тема занятия

кол-во часов

1

Словоизменение имен существительных.

 

 

1

 

Инструктаж по технике безопасности и первичное обследование

1

2

 

Именительный падеж единственного числа. Родительный падеж единственного числа

1

3

 

Дательный падеж единственного числа

1

4

 

Винительный падеж единственного числа

1

5

 

Творительный падеж единственного числа.

1

6

 

Предложный падеж единственного числа.

1

7

 

Именительный падеж множественного числа.

1

8

 

Родительный падеж множественного числа.

1

9

 

Дательный падеж множественного числа.

1

10

 

Винительный падеж множественного числа.

1

11

 

Творительный падеж множественного числа.

1

12

 

Предложный падеж множественного числа.

1

13

 

Проверка знаний, закрепление знаний по темам.

1

2

Словоизменение имен прилагательных.

 

 

14

 

Род имен существительных. Согласование им. прилагательных с им. сущ. в роде.

1

15

 

Образование им. прил. по заданным признакам.

1

16

 

Согласование им. прилагательных с им. существительными по падежам.

1

17

 

Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словосочетаниям.

1

3

Словоизменение глаголов.

 

 

18

 

Согласование глаголов настоящего времени с им. сущ. в числе.

1

19

 

Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словам.

1

20

 

Согласование глаголов прошедшего времени с им. сущ. в роде.

1

21

 

Развитие связной речи. Рассказ по серии сюжетных картинок.

1

4

Словообразование. Однокоренные слова.

 

 

22

 

Понятие об однокоренных словах.

1

23

 

Однокоренные слова с омонимичными корнями.

1

24

 

Однокоренные слова и омонимы.

1

25

 

Однокоренные слова и паронимы.

1

26

 

Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словам.

1

5

Суффиксальное словообразование.

 

 

27

 

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

1

28

 

Суффиксы профессий.

1

29

Суффиксы прилагательных.

1

6

Приставочное словообразование

30

Приставки пространственного значения.

1

31

Приставки временного значения.

1

32

Многозначные приставки.

1

33

Приставки и предлоги.

1

7

Состав слова.

34

Разбор слова по составу.

1

35

Составление слов из морфем.

1

36

 

Проверочная работа. Итоговая диагностика.

1

Тематическое планирование

по коррекции лексико-грамматического строя

речи школьников 5 класс.

(по Л.М. Козыревой).

№ п/п

Раздел

дата

Тема занятия

Кол-во часов

1

 

Диагностическое обследование.

1

 

Словоизменение имен существительных

 

 

2

 

Именительный падеж единственного числа. Родительный падеж единственного числа.

1

3

 

Дательный падеж единственного числа. Винительный падеж единственного числа.

1

4

 

Творительный падеж единственного числа. Предложный падеж единственного числа.

1

5

 

Именительный падеж множественного числа.

1

6

Родительный падеж множественного числа

1

7

 

Дательный падеж множественного числа Винительный падеж множественного числа

1

8

 

Творительный падеж множественного числа. Предложный падеж множественного числа

1

 

Проверочная работа. Творческая работа с текстом.

 

Словоизменение имен прилагательных

 

9

 

Род имен существительных

1

10

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде

1

11

 

Образование имен прилагательных по заданным признакам .

1

12

Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

1

Развитие связной речи. Рассказ по опорным словосочетаниям

13

Проверочная работа. Слуховой диктант.

 

Словоизменение глаголов

 

14

 

Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе.

1

15

 

Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде.

1

16

Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам.

 

Словообразование Однокоренные слова

 

 

17

 

Понятие об однокоренных словах. Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

1

18

 

Однокоренные слова и омонимы.

1

19

Однокоренные слова и паронимы.

20

Происхождение слов. Слуховой диктант. Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам.

 

Суффиксальное словообразование

 

 

21

 

Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий.

1

22

 

Суффиксы прилагательных. Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок.

1

 

Приставочное словообразование

 

 

23

 

Приставки пространственного значения.

1

24

Приставки временного значения.

25

 

Многозначные приставки. Развитие связной речи.

26

 

Приставки и предлоги. Деформированный текст.

1

27

Проверочная работа. Развитие связной речи.

 

Состав слова. Закрепление

 

 

28

 

Разбор слов по составу. Составление слов из морфем.

1

 

Однозначные и многозначные слова

 

 

29

 

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение многозначных слов.

1

30

 

Фразеологизмы и свободные сочетания.

1

 

Синонимы

 

 

31

 

Синонимы и однокоренные слова. Использование синонимов в речи. Подбор синонимов к заданным словам.

1

32

 

Грамматическая сочетаемость синонимов. Развитие связной речи .

1

 

Антонимы

Нахождение антонимов в текстах.

 

33

 

Подбор антонимов к словам различных частей речи.

1

34

 

Подбор антонимов к многозначным словам.

1

35

 

Фразеологизмы-антонимы. Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок.

1

36

 

Итоговая диагностика. Слуховой диктант.

1

Учебно-тематический план рабочей программы по коррекции лексико-грамматического строя

речи школьников 4 класс.

(по Л.М. Козыревой).

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

В том числе

Форма контроля

теории

практики

1

Инструктаж по технике безопасности и первичное обследование

1

1

 Индивид.

контроль

Диагностич.

обследование 

Словоизменение имен существительных.

2

Именительный падеж единственного числа.

1

0,2

0,8

 Текущий контроль

3

Родительный падеж единственного числа

1

0,2

0,8

 Текущий контроль

4

Дательный падеж единственного числа.

1

0,2

0,8

Текущий контроль

5

 Винительный падеж единственного числа.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

6

Предложный падеж единственного числа.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

7

Именительный падеж множественного числа.

1

0,2 

 0,8

 Текущий контроль

8

Родительный падеж множественного числа.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

9

Дательный падеж множественного числа.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

10

Винительный падеж множественного числа.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

11

Творительный падеж множественного числа.

1

 0,2

0,8 

 Текущий контроль

12

Предложный падеж множественного числа.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

13

Проверка знаний, закрепление знаний по темам

1

 0,2

0,8 

Группов.

контроль

Самост.

пис.раб

Словоизменение имен прилагательных.

14

Род имен существительных. Согласование им. прилагательных с им. сущ. в роде.

1

 0,2

0,8 

 Текущий контроль

15

Образование им. прил. по заданным признакам.

1

 0,2

 0,8

 Текущий контроль

16

Согласование им. прилагат. с им. сущ по падежам.

1

 0,2

0,8 

 Текущий контроль

17

Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словосочетаниям.

1

 0,2

 0,8

 Текущий контроль

Словоизменение глаголов.

18

Согласование глаголов настоящего времени с им. сущ. в числе.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

19

Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словам.

1

 0,2

0,8 

 Текущий контроль

20

Согласование глаголов прошедшего времени с им. сущ. в роде.

1

 0,2

 0,8

 Текущий контроль

21

Развитие связной речи. Рассказ по серии сюжетных картинок.

1

0,2 

 0,8

 Текущий контроль

Словообразование. Однокоренные слова.

22

Понятие об однокоренных словах.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

23

Однокоренные слова с омонимичными корнями

1

 0,2

0,8 

 Текущий контроль

24

Однокоренные слова и омонимы.

1

 0,2

0,8 

 Текущий контроль

25

Однокоренные слова и паронимы.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

26

Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словам.

1

0,2 

 0,8

 Текущий контроль

Суффиксальное словообразование.

27

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

28

Суффиксы профессий.

1

0,2 

 0,8

 Текущий контроль

29

Суффиксы прилагательных.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

Приставочное словообразование

30

Приставки пространственного значения.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

31

Приставки временного значения.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

32

 Многозначные приставки.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

33

Приставки и предлоги.

1

0,2 

 0,8

 Текущий контроль

Состав слова.

34

Разбор слова по составу.

1

0,2 

 0,8

 Текущий контроль

35

Составление слов из морфем.

1

 0,2

 0,8

 Текущий контроль

36

Проверочная работа. Итоговая диагностика

1

 

Итоговый контроль 

Диктант 

Итого

36

6,8

29,2


Учебно-тематический план рабочей программы по коррекции лексико-грамматического строя речи школьников 5 класс.

(по Л.М. Козыревой).

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

В том числе

Форма контроля

теории

практики

1

Инструктаж по технике безопасности и первичное обследование

1

1

 Индивид.

контроль

Диагностич.

обследование 

Словоизменение имен существительных

2

Именительный падеж единственного числа. Родительный падеж единственного числа.

1

0,2

0,8

 Текущий контроль

3

Дательный падеж единственного числа. Винительный падеж единственного числа.

1

0,2

0,8

 Текущий контроль

4

Творительный падеж единственного числа. Предложный падеж единственного числа.

1

0,2

0,8

Текущий контроль

5

Именительный падеж множественного числа.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

6

Родительный падеж множественного числа

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

7

Дательный падеж множественного числа Винительный падеж множественного числа

1

0,2 

 0,8

 Текущий контроль

8

Творительный падеж множественного числа. Предложный падеж множественного числа Проверочная работа. Творческая работа с текстом.

1

0,2 

0,8 

 Группов.

контроль

Самост.

пис.раб

Словоизменение имен прилагательных

9

Род имен существительных

10

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

11

Образование имен прилагательных по заданным признакам .

1

 0,2

0,8 

 Текущий контроль

12

Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

13

Развитие связной речи. Рассказ по опорным словосочетаниям. Проверочная работа. Слуховой диктант.

1

 0,2

0,8 

 Группов.

контроль

Самост.

пис.раб

Словоизменение глаголов

1

 0,2

0,8 

 Текущий контроль

14

Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе.

1

 0,2

 0,8

 Текущий контроль

15

Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде.

1

 0,2

0,8 

 Текущий контроль

16

Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам.

1

 0,2

 0,8

 Текущий контроль

Словообразование Однокоренные слова

17

Понятие об однокоренных словах. Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

18

Однокоренные слова и омонимы.

1

 0,2

0,8 

 Текущий контроль

19

Однокоренные слова и паронимы.

1

 0,2

 0,8

 Текущий контроль

20

Происхождение слов. Слуховой диктант. Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам.

1

0,2 

 0,8

 Группов.

контроль

Самост.

пис.раб

Суффиксальное словообразование

21

Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

22

Суффиксы прилагательных. Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок.

1

 0,2

0,8 

 Текущий контроль

Приставочное словообразование

23

Приставки пространственного значения.

1

 0,2

0,8 

 Текущий контроль

24

Приставки временного значения.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

25

Многозначные приставки. Развитие связной речи.

1

0,2 

 0,8

 Текущий контроль

26

Приставки и предлоги. Деформированный текст.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

27

Проверочная работа. Развитие связной речи.

1

0,2 

 0,8

 Группов.

контроль

Самост.

пис.раб

Состав слова. Закрепление

28

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение многозначных слов.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

29

Фразеологизмы и свободные сочетания.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

Синонимы

30

Синонимы и однокоренные слова. Использование синонимов в речи. Подбор синонимов к заданным словам.

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

31

Грамматическая сочетаемость синонимов. Развитие связной речи .

1

0,2 

0,8 

 Текущий контроль

Антонимы

32

Нахождение антонимов в текстах.

1

0,2 

 0,8

 Текущий контроль

33

Подбор антонимов к словам различных частей речи.

1

0,2 

 0,8

 Текущий контроль

34

Подбор антонимов к многозначным словам.

1

 0,2

 0,8

 Текущий контроль

35

Фразеологизмы-антонимы. Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок.

1

0,2 

0,8

Текущий контроль

36

Итоговая диагностика. Слуховой диктант.

1

1

Итоговый контроль 

Диктант 

Итого

36

6,8

29,2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию грамматического строя речи 2 класс

Рабочая программа предусмотрена для школ 2 вида...

Рабочая программа по коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников.

Данная программа будет полезна практикующим логопедам массовых школ с классами компенсирующего обучения. Расчитана на 2 года обучения -3-4 класс....

Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 класса коррекции

Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 класса коррекции...

Программа исправления устной и письменной речи младших школьников для формирования успешного обучения

Данная программа содержит:1. Пояснительная записка2. Основные направления содержания деятельности3. Условия реализации программы4. Содержание программы5. Список литературы...

«Коррекция устной и письменной речи младших школьников со стойким дефицитом внимания»

Изучение детей по критериям нейропсихологической диагностики, позволяет выделить среди них группу детей со стойким дефицитом внимания и специфическим нарушением орфографического навыка при со...

Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов»

Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни обще­ства и каждого человека, являясь важнейшим средством обще­ния людей, п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие познавательных процессов младших школьников" для 1 класса с детьми с ОВЗ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие познавательных процессов  младших школьников" для класса с детьми с ОВЗ...