«Коррекция устной и письменной речи младших школьников со стойким дефицитом внимания»
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sdv.docx | 59.76 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекция устной и письменной речи
младших школьников со стойким дефицитом внимания»
Программа предназначена | Составитель: |
для детей 8 - 10 лет | Большакова Наталья Сергеевна, |
Объем курса - 10 - 36 часов | учитель-логопед ЦПМСС |
Форма обучения: групповая | Фрунзенского р-на СПб |
Срок реализации программы: 9 месяцев |
Санкт – Петербург
2017г.
Содержание
1 | Пояснительная записка…………………………………………………...…. | 4 |
1.2 | Актуальность программы…………………………………………..…………….. | 6 |
1.3 | Педагогическая целесообразность программы………………………………. | |
1.4 | Отличительные особенности программы…………………………………….. | |
1.5 | Место курса в образовательной программе ЦПМСС………………………. | |
2. | Адресат программы………………………………………………………….. | |
3. | Цели и задачи программы…………………………………………………… | |
4. | Ожидаемые результаты……………………………………………………… | |
5. | Основные методы, используемые при реализации программы………….. | |
6. | Формы и режим занятий…………………………………………………….. | |
7. | Формы и методы контроля освоения программы………………………….. | |
8. | Учебно – тематический план……………………………………...………… | 7 |
9. | Содержание занятий……………………………...………………………….. | 9 |
10. | Методическое и материально-техническое обеспечение курса...……...… | 15 |
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Типовым положением об образовательном учреждении, СанПиН 2.4.1.3049 - 13 "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", «Методическими рекомендациями по разработке рабочих программ» Комитета по образованию Санкт-Петербурга, Уставом ЦПМСС Фрунзенского района, целями и задачами образовательной программы учреждения.
1. Пояснительная записка
Актуальность курса. Изучение детей по критериям нейропсихологической диагностики, позволяет выделить среди них группу детей со стойким дефицитом внимания и специфическим нарушением орфографического навыка при сохранном интеллекте. При легких и латентных формах двигательных нарушений имеет место вторичное недоразвитие навыков письма, вследствие утомляемости, вялости и напряженности. Стойкие неудачи приводят к отказу от занятий, снижению интереса к изучаемому предмету. Поэтому чрезвычайно важным и актуальным при формировании навыков письма является развитие фонематического, пространственно-временного и произвольного аспектов.
Актуальность программы состоит в том, что для овладения письменной речью существенное значение имеет степень сформированности фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, а так же состояния неречевых функций ребенка. Отсутствие гармонического взаимодействия всех этих структур приводит к стойкому нарушению письменной и устной речи, и трудно поддается коррекции. Причинами речевых расстройств у детей с недоразвитием неречевых функций (внимания, памяти, пространственных связей), являются внутриутробная патология, родовая травма, асфиксия, инфекционные заболевания на первом году жизни.
В процессе коррекционной работы создается основа для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил. В этих целях применяется достаточный объем разнообразных упражнений и игровых заданий. Это способствует снятию напряжений, улучшению памяти, увеличению объема и концентрации внимания. Что в целом способствует интересу к изучаемому предмету у детей со стойким дефицитом внимания.
Место курса в образовательной программе ЦПМСС. Курс «Коррекция устной и письменной речи младших школьников со стойким дефицитом внимания» может быть дополнен программами «Великий непоседа» (предназначенной для детей, имеющих проблемы в адаптации к дошкольным образовательным учреждениям и в адаптации к обучению в школе: межличностные проблемы, трудности в обучении, гиперактивное поведение) и «Саморегуляция школьников с использованием БОС».
2. Адресат программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (8 - 9 лет), учащихся вторых и третьих классов, имеющих стойкий дефицит внимания, который характеризуется определенными особенностями поведения (гиперактивность, отсутствие сосредоточенности, импульсивность).
3. Цель, задачи курса
Цель - совершенствование навыков письма на основе развития произвольного внимания, способности запоминания словесного материала, пространственных отношений, развития самоконтроля в области языковых явлений.
Задачи:
- развить устойчивость всех свойств произвольного внимания;
- сформировать способность к запоминанию словесного материала в процессе развития всех видов памяти;
- совершенствовать графические умения и навыки в процессе пространственно-временных и двигательных ощущений, используя приемы расслабления, удержания позы, расширения «поля зрения»;
- сформировать наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
- сформировать фонематический и лексико-грамматический компоненты речевой функции;
- развить самоконтроль и познавательную активность преимущественно в области языковых явлений.
4. Ожидаемые результаты
В результате освоения коррекционной программы обучающиеся будут уметь:
- осуществлять самоконтроль за собственной деятельностью;
- концентрировать внимание и удерживать в памяти указания и инструкции учителя;
- удерживать длительное время в памяти учебный материал;
- осуществлять самоконтроль, преимущественно в области языковых явлений;
- уточнить и расширить лексический запас, и овладеть грамматическими категориями;
- формулировать собственные мысли в процессе учебной деятельности;
- улучшить графические навыки и пространственную ориентировку,
Анализ результатов проводится на основе изучения работ детей в школе и дома, диктанта, контрольного списывания, анализа улучшения показателей успеваемости за прошедший период.
5. Основные методы и формы занятий
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна и включает в себя необходимую информацию по теме занятия.
Структура занятий:
- Организационный момент
- Кинезиологические упражнения
- Упражнения на развитие высших психических функций
- Теоретическая часть, повторение
- Основная часть (тренировочные упражнения, работа с карточками, работа на доске, списывание, формирование навыков)
- Динамическая пауза
- Заключительная часть (графический диктант, игры на внимание, ребусы, шарады, игры для формирования и закрепления орфографических навыков)
6. Формы и режим занятий
Занятия проводятся с группой детей (3-6 человек), в специально оборудованном логопедическом кабинете. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю во второй половине дня (после окончания занятий в школе). Продолжительность одного занятия 1 час*.
7. Формы и методы контроля освоения программы
Входящий контроль состоит из собеседования с родителями и тестирования (вводного диктанта).
Промежуточный контроль включает в себя устный опрос и анализ допущенных ошибок.
Итоговый контроль состоит из собеседования с родителями и итогового тестирования (контрольный диктант).
2. Учебно - тематический план
№ п./п. | Тема занятия | Количество занятий | Время одного занятия (мин., час.) | |||
Теоретическая часть (мин.) | Практическая часть (мин.) | Форма контроля | Всего | |||
Знакомство. | 1 | - | 45 | Вводный диктант | 1 | |
Коррекция свойств произвольного внимания. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Коррекция свойств произвольного внимания. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Развитие зрительного внимания. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Развитие слухового внимания. | 1 | 10 | 35 | диктант | 1 | |
Развитие концентрации внимания. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала. | 1 | 10 | 35 | диктант | 1 | |
Уточнение понятий «предложение», «слово». | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Развитие зрительной памяти. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Оптимизация двигательной памяти. | 1 | 10 | 35 | Опрос родителей | 1 | |
Расширение объема внимания, памяти. | 1 | 10 | 35 | Предупредительный диктант | 1 | |
Оптимизация памяти. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала. | 1 | 10 | 35 | Выборочный диктант | 1 | |
Уточнение понятий «предложение», «слово». | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Графическое изображение предложений. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Составление предложений по картинкам. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Развитие фонематического восприятия. | 1 | 10 | 35 | Выборочный диктант | 1 | |
Звуко-буквенный анализ и синтез. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Звуко-буквенный анализ и синтез. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Развитие фонематического восприятия. | 1 | 10 | 35 | Контроль школьных работ | 1 | |
Составление предложений по картинкам. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Звуко-буквенный анализ и синтез. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Слогоритмическая структура слова. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Ударение, проверочные слова. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Правила переноса. Слогоритмическая структура слова. | 1 | 10 | 35 | диктант | 1 | |
Состав слова. Однокоренные слова. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Морфологический разбор слова. Части речи. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Части речи. Синонимы и антонимы. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Словообразование. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Словообразование. Расширение словарного запаса. | 1 | 10 | 35 | Опрос родите лей | 1 | |
Формирование умения составлять простые и сложные синтаксические конструкции. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Составление предложений. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Составление рассказа из ранее заученных слов. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Составление рассказа по картинкам последовательности действий. | 1 | 10 | 35 | Творческий диктант | 1 | |
Работа с деформированным текстом. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Работа с деформированным текстом. | 1 | 10 | 35 | 1 | ||
Контрольный урок. | 1 | 10 | 35 | Итоговый контроль | 1 | |
ИТОГО: |
*|1 час групповой работы включает:
а) теоретическая часть: информационный блок – 10 мин.;
б) практическая часть соответственно возрастным нормам – 30-35 мин.;
в) время на организацию и завершение учебного процесса (проветривание помещения, подготовка демонстрационного материала и т.д.) в соответствии с реализацией задач проводимого занятия - 15 мин.
3. Содержание работы
Коррекционная работа ведется по четырем основным направлениям.
1. Работа по коррекции всех свойств произвольного внимания в процессе формирования фонематических представлений и лексико-грамматических категорий:
- увеличение объема внимания;
- коррекция переключения внимания! с использованием заданий на чередование правил;
- концентрация внимания в процессе работы с деформированным текстом;
2. Формирование мнестической деятельности, способности к запоминанию и удержанию словесного материала:
- коррекция основных видов памяти, способствующих формированию орфографических навыков, словесно-логических связей;
- развитие самоконтроля в области языковых явлений;
- развитие словесно-логической памяти на примере объединения групп слов, обозначающих предмет и действие;
- расширение объема вербальной памяти при формировании навыков чтения;
- развитие зрительной памяти в процессе воспроизведения серии фигур;
- оптимизация памяти в процессе воспроизведения словесной лексики;
- формирование умения планирования и контроля продуктивной деятельности.
3. Развитие пространственно-временных связей, двигательных ощущений, конструктивного праксиса, способствующих развитию произвольности и учебной мотивации:
- расслабление и удержание позы, способствующей переключению внимания, развитию моторной памяти, формированию межполушарных связей;
- развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв;
- развитие мелкой моторики, совершенствование графических навыков, произвольного внимания, конструктивного праксиса в процессе манипулятивной деятельности;
- развитие способности дифференцировать предлоги и приставки;
- определение «индивидуального профиля» (ведущей руки), развитие межполушарных связей.
4. Совершенствование лексико-грамматического и фонематического компонентов речевой деятельности:
- формирование навыков речевого анализа и синтеза состава слова, предложения;
- звукобуквенный анализ и слоговой синтез, дифференциация звуков, твердых и мягких согласных;
- формирование навыков речевого анализа и синтеза состава слова, предложения;
- звукобуквенный анализ и слоговой синтез, дифференциация звуков, твердых и мягких согласных;
- анализ предложения. Практическое освоение составлением простого распространенного предложения. Графическая запись предложений;
- расширение и активизация словарного запаса, словообразование;
- формирование умения составлять простые и сложные синтаксические конструкции;
- формирование предпосылок ко владению навыками учебной деятельности, понимания учебных заданий и инструкций.
3.1 Содержание занятий
Занятие 1. Знакомство.
Диктант, вводная беседа. Обследование. Сбор анамнеза. Исследование неречевых функций, состояние звукопроизношения фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя. Исследование процесса чтения, письма. Заключение.
Занятие 2. Коррекция свойств произвольного внимания.
- группировка слов при запоминании;
- увеличение объема внимания;
- повторение темы «Гласные звуки и буквы».
Занятие 3. Коррекция свойств произвольного внимания.
- увеличение объема внимания;
- группировка слов при запоминании;
- повторение темы «Предложение, его отличие от слова и словосочетания»;
- запись предложения гласными.
Занятие 4. Развитие зрительного внимания.
- увеличение объема внимания;
- группировка слов при запоминании;
- повторение темы «Ударные и безударные гласные»;
- запись предложений ударными гласными;
- рисование двумя руками;
- графический диктант «Собака».
Занятие 5. Развитие слухового внимания.
- воспроизведение словесной лексики;
- выборочный диктант;
- запись предложений ударными гласными;
- повторение темы «Гласные первого и второго ряда», «А-Я»;
- повторение темы «Второй способ обозначения мягкости согласных»;
- графический диктант «Кот».
Занятие 6. Развитие концентрации внимания.
- «Разведчики»;
- кодирование;
- коллективное чтение;
- повторение темы «Гласные первого и второго ряда», «О-Ё»;
- повторение словарных слов;
- игра «Дракончики»;
- графический диктант «Такса».
Занятие 7. Развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала.
- кинезиологические упражнения;
- группировка слов при запоминании;
- «Гласные О-Ё, А-Я»;
- запись предложений ударными гласными;
- повторение темы «Второй способ обозначения мягкости согласных»;
- графический диктант «Пингвин».
Занятие 8.Развитие зрительной памяти.
- упражнение «Запомни и назови»;
- упражнение «Что изменилось?»;
- объединение групп слов;
- «Гласные А-Я, О-Ё»;
- кинезиологические упражнения;
- графический диктант «Заяц».
Занятие 9. Оптимизация двигательной памяти.
- движение пальцев по образцу;
- рисование двумя руками;
- «Гласные У-Ю»;
- развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала;
- повторение словарных слов;
- кинезиологические упражнения;
- графический диктант «Лягушка».
Занятие 10. Расширение объема внимания, памяти.
- повторение словарных слов;
- «Гласные А-Я, О-Ё, У-Ю»;
- группировка слов при запоминании;
- игра «Корова»;
- игра «Инициатор движения»;
- графический диктант «Робот».
Занятие 11. Оптимизация памяти.
- воспроизведение словесной лексики;
- повторение словарных слов;
- дифференциация гласных I и II ряда (а-я, о-ё. у-ю);
- кинезиологические упражнения;
- графический диктант «Белка».
Занятие 12. Развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала.
- повторение темы «Слогообразующая роль гласных»;
- графическая запись слов по слогам с обозначением ударного слога;
- повторение словарных слов;
- кинезиологические упражнения;
- повторение темы «Гласные первого и второго ряда»;
- графический диктант «Мышонок».
Занятие 13. Уточнение понятий «предложение», «слово».
- запись предложений ударными гласными;
- запись предложений по слогам;
- кинезиологические упражнения;
- графический диктант «Змея».
Занятие 14. Графическое изображение предложений.
- составление предложений из опорных слов;
- запись предложений с помощью схем»;
- кинезиологические упражнения;
- графический диктант «Пароход».
Занятие 15.Составление предложений по картинкам.
- развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала;
- дифференциация гласных первого и второго ряда;
- Запись предложений схемами»;
- кинезиологические упражнения;
- графический диктант «Аврора».
Занятие 16. Развитие фонематического восприятия.
- дифференциация звонких и глухих согласных;
- звуко-буквенный анализ словарных слов;
- запись предложений схемами;
- кинезиологические упражнения;
- графический диктант «Попугай».
Занятие 17. Звуко-буквенный анализ и синтез.
- игра «Собери слова»;
- игра « Что изменилось?»;
- твердые и мягкие согласные;
- гласные первого и второго ряда;
- графический диктант « Пистолет».
Занятие 18. Звуко-буквенный анализ и синтез.
- игра «Собери слова»;
- игра « Что изменилось?»;
- твердые и мягкие согласные;
- гласные первого и второго ряда;
- игра «Инициатор движения»;
- графический диктант « Танк».
Занятие 19. Развитие фонематического восприятия.
- дифференциация звонких и глухих согласных;
- звуко-буквенный анализ словарных слов;
- запись предложений схемами;
- кинезиологические упражнения;
- графический диктант «Попугай 2».
Занятие 20.Составление предложений по картинкам.
- развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала;
- дифференциация гласных первого и второго ряда;
- Запись предложений схемами;
- кинезиологические упражнения;
- графический диктант «Крокодил».
Занятие 21. Звуко-буквенный анализ и синтез.
- игра «Собери слова»;
- игра « Что изменилось?»;
- твердые и мягкие согласные;
- гласные первого и второго ряда;
- графический диктант « Пистолет 2».
Занятие22. Слогоритмическая структура слова.
- игра «Подбери проверочное слово»;
- игра «Отхлопай по слогам»;
- игра «Корова»;
- повторение темы «Слогообразующая роль гласных»;
- гласные первого и второго ряда;
- графический диктант «Яблоко».
Занятие 23.Ударение, проверочные слова.
- игра «Орфографическое лото»;
- игра «Корова»;
- слогообразующая роль гласных;
- дифференциация гласных первого и второго ряда;
- запись предложения гласными, расстановка ударения;
- графический диктант «Балерина».
Занятие 24. Правила переноса. Слогоритмическая структура слова.
- запись предложения ударными гласными;
- составление предложений по опорным словам;
- игра «Что изменилось?»;
- графический диктант «Олень».
Занятие 25. Состав слова. Однокоренные слова.
- игра «Придумай-назови»;
-составление предложений по картинкам;
- тренировочные упражнения по подбору однокоренных слов;
- игра «Корова»;
- графический диктант «Пудель».
Занятие 26. Морфологический разбор слова. Части речи.
- тренировочные упражнения по определению частей речи;
- тренировочные упражнения по подбору проверочных слов;
- орфографические игры;
- графический диктант «Поросёнок».
Занятие 27. Части речи. Синонимы и антонимы.
- игра «Всё наоборот»;
- тренировочные упражнения по подбору проверочных слов;
- составление предложений по опорным словам;
- составление текстов;
- работа с деформированным текстом;
- графический диктант «Лось».
Занятие 28. Словообразование.
- игра «Инициатор движения»;
- подбор однокоренных слов;
- игра «Подбери к схеме»;
- игра «Что изменилось?»;
- графический диктант «Штангист».
Занятие 29.Словообразование. Расширение словарного запаса.
- тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов;
- тренировочные упражнения в подборе проверочных слов;
- игра «Инициатор движения»;
- подбор однокоренных слов;
- игра «Подбери к схеме»;
- игра «Что изменилось?»;
- графический диктант «Крокодил 2».
Занятие 30.Формирование умения составлять простые и сложные синтаксические конструкции.
- запись предложения ударными гласными;
- составление предложений по опорным словам;
- игра «Что изменилось?»;
- графический диктант «Ёжик»;
Занятие 31. Составление предложений.
- игра «Придумай-назови»;
- составление предложений по картинкам;
- тренировочные упражнения по подбору однокоренных слов;
- игра «Корова»;
- тренировочные упражнения по определению частей речи;
- тренировочные упражнения по подбору проверочных слов;
- орфографические игры;
- графический диктант «Собака 3».
Занятие 32. Составление рассказа из ранее заученных слов.
- составление предложений по опорным словам;
- игра «Что изменилось?»;
- развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала;
- графический диктант «Кошка 2»
Занятие 33. Составление рассказа по картинкам последовательности действий.
- кинезиологические упражнения;
- группировка слов при запоминании;
- запись предложений ударными гласными;
- рисование двумя руками;
- графический диктант «Клоун».
Занятие 34. Работа с деформированным текстом.
- составление предложений из слов;
- составление текста по опорным словам;
- составление текста из перевернутых фрагментов;
- запись текста схемами;
- кинезиологические упражнения;
- графический диктант «Ветка вербы».
Занятие 35. Работа с деформированным текстом.
- составление предложений из слов;
- составление текста по опорным словам;
- составление текста из перевернутых фрагментов;
- запись текста схемами;
- кинезиологические упражнения;
- графический диктант «Замок».
Занятие 36. Контрольный урок.
- написание диктанта;
- рекомендации родителям.
4. Методическое и материально-техническое обеспечение занятий
ЦМПСС располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретических и практических занятий, предусмотренных программой. Занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете .
Раздаточные материалы «Играем и учимся», «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия»,
игра «Собери букет»,
игры: «Прочитай по первым буквам»,
«Изографы»,
«Найди две одинаковые»,
«Замени значками буквы», «Исправь ошибки»
«Какой фигуры не хватает»,
«Запоминай и рисуй»,
«Найди букву», «Буква среди других»,
дидактические карточки по русскому языку,
дидактические материалы для работы над предложением,
рабочие тетради, мячик,
раздаточный материал «Играем и учимся»;
тетрадь графических диктантов,
настольные дидактические игры: «Кто в домике живет»,
«Шиворот-навыворот», «Читаем по слогам», «В мире звуков», «Словопрятки», «Орфография без правил», набор «Ребусы», «Математический планшет» учебно-развивающее пособие.
Карандаши, фломастеры, линейки-лекала, магнитные значки, мольберт, доска, маркеры для доски,
Литература
Основная
- Бекшиева З. И. Коррекция письменной речи у школьников . Ростов на – Дону: Феникс, 2009.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. Пособие для логопеда. М.: Гуманитар, изд. центр Владос, 2006.
- Поварова И. А., Гончарова В.А. Нарушение письменной речи у младших школьников. Росов –на Дону: Феникс, 2008.
- Селезнева Н. И., Тылевич А. Б., Калинина Т. Г. Преодоление нарушений письменной речи. Каро, 2011.
Дополнительная:
- Воронова А. П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией. СПб: Образование, 1994;
- Гайдина Л. И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения: исправление нарушений письменной речи в 1-4 классах. М.: Вако, 2008;
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. Просвещение, 1991;
- Ефименкова Л. Н. «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия» - М., 2003г.
- Карасева И. Л. Анализ специфических ошибок письма учащихся начальных классов// Школьный логопед – 2005-№3(6)
Коваленко О. А. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2006.
Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. СПб.: СОЮЗ,1998.
- Лалаева, Р. И., Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: методическое пособие. СПб: «Союз», 2004.
- Лисенкова Л. Н. Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Школьная Пресса, 2002.
Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. Изд-во АПН РСФСР. М., 1950.
- Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К.. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М. Просвещение, 1994.
- Научно-методический журнал «Дефектология» №1, 1996.
- Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс,
Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования.Феникс, 2006.
- Прищепова И. Н. Дисграфия младших школьников. Каро, 2006.
- Развитие концентрации внимания (методические рекомендации). М. 1999.
- Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе. М. 2000.
- Семенович А. В. Умирихин С. О.. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М. Просвещение, 1998.
- Страхова Л. Л. Проверочные диктанты с грамматическими заданиями. СПБ. Литера, 2007.
- Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: Айрис-пресс, 2007.
Электронные и интернет-ресурсы:
1. http://practic.childpsy.ru/education/articles.php?ID=10060
Ахутина Т. В. Нейропсихологическое обследование. “Психолого - медико – педаго- гическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов”. Под ред. М. М. Семаго.
2. http://romanbook.ru/book/9031808/
Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников: Кн. для учителя. Владос, 1997
3. http://www.alibet.net/writer/4249/books/12182/volkova_ps/logopediya/read
Волкова Л. С. Логопедия. М.: Просвещение, 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции устной и письменной речи для 5 класса (КРО)
Коррекция устной и письменной речи...
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"
Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...
Программа исправления устной и письменной речи младших школьников для формирования успешного обучения
Данная программа содержит:1. Пояснительная записка2. Основные направления содержания деятельности3. Условия реализации программы4. Содержание программы5. Список литературы...
Коррекция устной и письменной речи для школьников 4-6 классов
Коррекция устной и письменной речи для школьников 4-6 классов...
Диагностика устной и письменной речи младших школьников
диагностика учащихся младших классов с использованием нейропсихологических МЕТОДОВ,разработанная на основе методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. Нейропсихоло...