«Коррекция устной и письменной речи младших школьников со стойким дефицитом внимания»
рабочая программа на тему

Изучение детей по критериям нейропсихологической диагностики, позволяет выделить среди них группу детей со стойким дефицитом внимания и специфическим нарушением орфографического навыка при сохранном интеллекте. При легких и латентных формах двигательных нарушений имеет место вторичное недоразвитие навыков письма, вследствие утомляемости, вялости и напряженности. Стойкие неудачи приводят к отказу от занятий, снижению интереса к изучаемому предмету. Поэтому чрезвычайно важным и актуальным при формировании навыков письма является развитие фонематического, пространственно-временного и произвольного аспектов. Актуальность программы состоит в том, что для овладения письменной речью существенное значение имеет степень сформированности фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, а так же состояния неречевых функций ребенка. Отсутствие гармонического взаимодействия всех этих структур приводит к стойкому нарушению письменной и устной речи, и трудно поддается коррекции. Причинами речевых расстройств у детей с недоразвитием неречевых функций (внимания, памяти, пространственных связей), являются внутриутробная патология, родовая травма, асфиксия, инфекционные заболевания на первом году жизни. В процессе коррекционной работы создается основа для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил. В этих целях применяется достаточный объем разнообразных упражнений и игровых заданий. Это способствует снятию напряжений, улучшению памяти, увеличению объема и концентрации внимания. Что в целом способствует интересу к изучаемому предмету у детей со стойким дефицитом внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdv.docx59.76 КБ

Предварительный просмотр:

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция устной и письменной речи

младших школьников со стойким дефицитом внимания»

Программа предназначена

Составитель:

для детей 8 - 10 лет

Большакова Наталья Сергеевна,

Объем курса -  10 - 36 часов

учитель-логопед ЦПМСС

Форма обучения: групповая

Фрунзенского р-на СПб

Срок реализации программы: 9 месяцев

Санкт – Петербург

2017г.


Содержание

1

Пояснительная записка…………………………………………………...….

4

1.2

Актуальность программы…………………………………………..……………..

6

1.3

Педагогическая целесообразность программы……………………………….

1.4

Отличительные особенности программы……………………………………..

1.5

Место курса в образовательной программе ЦПМСС……………………….

2.

Адресат программы…………………………………………………………..

3.

Цели и задачи программы……………………………………………………

4.

Ожидаемые результаты………………………………………………………

5.

Основные методы, используемые при реализации программы…………..

6.

Формы и режим занятий……………………………………………………..

7.

Формы и методы контроля освоения программы…………………………..

8.

Учебно – тематический план……………………………………...…………

7

9.

Содержание занятий……………………………...…………………………..

9

10.

Методическое и материально-техническое обеспечение курса...……...…

15


Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Типовым положением об образовательном учреждении, СанПиН 2.4.1.3049 - 13 "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", «Методическими рекомендациями по разработке рабочих программ» Комитета по образованию Санкт-Петербурга, Уставом ЦПМСС Фрунзенского района, целями и задачами образовательной программы учреждения.

1. Пояснительная записка

Актуальность курса. Изучение детей по критериям нейропсихологической диагностики, позволяет выделить среди них группу детей со стойким дефицитом внимания и специфическим нарушением орфографического навыка при сохранном интеллекте. При легких и латентных формах двигательных нарушений имеет место вторичное недоразвитие навыков письма, вследствие утомляемости, вялости и напряженности. Стойкие неудачи приводят к отказу от занятий, снижению интереса к изучаемому предмету. Поэтому чрезвычайно важным и актуальным при формировании навыков письма является развитие фонематического, пространственно-временного и произвольного аспектов.

Актуальность программы состоит в том, что для овладения письменной речью существенное значение имеет степень сформированности фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, а так же состояния неречевых функций ребенка. Отсутствие гармонического взаимодействия всех этих структур приводит к стойкому нарушению письменной и устной речи, и трудно поддается коррекции. Причинами речевых расстройств у детей с недоразвитием неречевых функций (внимания, памяти, пространственных связей), являются внутриутробная патология, родовая травма, асфиксия, инфекционные заболевания на первом году жизни.

В процессе коррекционной работы создается основа для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил. В этих целях применяется достаточный объем разнообразных упражнений и игровых заданий. Это способствует снятию напряжений, улучшению памяти, увеличению объема и концентрации внимания. Что в целом способствует интересу к изучаемому предмету у детей со стойким дефицитом внимания.

Место курса в образовательной программе ЦПМСС. Курс «Коррекция устной и письменной речи младших школьников со стойким дефицитом внимания» может быть дополнен программами «Великий непоседа» (предназначенной для детей, имеющих проблемы в адаптации к дошкольным образовательным учреждениям и в адаптации к обучению в школе: межличностные проблемы, трудности в обучении, гиперактивное поведение) и  «Саморегуляция школьников с использованием БОС».

2. Адресат программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (8 - 9 лет), учащихся вторых и третьих классов, имеющих стойкий дефицит внимания, который характеризуется определенными особенностями поведения (гиперактивность, отсутствие сосредоточенности, импульсивность).

3. Цель, задачи курса

Цель - совершенствование навыков письма на основе развития произвольного внимания, способности запоминания словесного материала, пространственных отношений, развития самоконтроля в области языковых явлений.

Задачи:

  • развить устойчивость всех свойств произвольного внимания;
  • сформировать способность к запоминанию словесного материала в процессе развития всех видов памяти;
  • совершенствовать графические умения и навыки в процессе пространственно-временных и двигательных ощущений, используя приемы расслабления, удержания позы, расширения «поля зрения»;
  • сформировать наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
  • сформировать фонематический и лексико-грамматический компоненты речевой функции;
  • развить самоконтроль и познавательную активность преимущественно в области языковых явлений.

4.  Ожидаемые результаты

В результате освоения  коррекционной программы обучающиеся будут уметь:

  • осуществлять самоконтроль за собственной деятельностью;
  • концентрировать внимание и удерживать в памяти указания и инструкции учителя;
  • удерживать длительное время в памяти учебный материал;
  • осуществлять самоконтроль, преимущественно в области языковых явлений;
  • уточнить и расширить лексический запас, и овладеть грамматическими категориями;
  • формулировать собственные мысли в процессе учебной деятельности;
  • улучшить графические навыки и пространственную ориентировку,

Анализ результатов проводится на основе изучения работ детей в школе и дома, диктанта, контрольного списывания, анализа улучшения показателей успеваемости за прошедший период.

5. Основные методы и формы занятий

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна и включает в себя необходимую информацию по теме занятия.

Структура занятий:

  • Организационный момент
  • Кинезиологические упражнения
  • Упражнения на развитие высших психических функций
  • Теоретическая часть, повторение
  • Основная часть (тренировочные упражнения, работа с карточками, работа на доске, списывание, формирование навыков)
  • Динамическая пауза
  • Заключительная часть (графический диктант, игры на внимание, ребусы, шарады, игры для формирования и закрепления орфографических навыков)

6. Формы и режим занятий

Занятия проводятся с группой детей (3-6 человек), в специально оборудованном логопедическом кабинете. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю во второй половине дня (после окончания занятий в школе).  Продолжительность одного занятия 1 час*.

7. Формы и методы контроля освоения программы

Входящий контроль состоит из собеседования с родителями  и тестирования (вводного диктанта).

Промежуточный контроль включает в себя устный опрос и анализ допущенных ошибок.

Итоговый контроль состоит из собеседования с родителями и итогового тестирования (контрольный диктант).

2. Учебно - тематический план

№ п./п.

Тема занятия

Количество занятий

Время одного занятия

(мин., час.)

Теоретическая часть (мин.)

Практическая часть (мин.)

Форма контроля

Всего

Знакомство.

1

-

45

Вводный диктант

1

Коррекция свойств произвольного внимания.

1

10

35

1

Коррекция свойств произвольного внимания.

1

10

35

1

Развитие зрительного внимания.

1

10

35

1

Развитие слухового внимания.

1

10

35

диктант

1

Развитие концентрации внимания.

1

10

35

1

Развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала.

1

10

35

диктант

1

Уточнение понятий «предложение», «слово».

1

10

35

1

Развитие зрительной памяти.

1

10

35

1

Оптимизация двигательной памяти.

1

10

35

Опрос родителей

1

Расширение объема внимания, памяти.

1

10

35

Предупредительный диктант

1

Оптимизация памяти.

1

10

35

1

Развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала.

1

10

35

Выборочный диктант

1

Уточнение понятий «предложение», «слово».

1

10

35

1

Графическое изображение предложений.

1

10

35

1

Составление предложений по картинкам.

1

10

35

1

Развитие фонематического восприятия.

1

10

35

Выборочный диктант

1

Звуко-буквенный анализ и синтез.

1

10

35

1

Звуко-буквенный анализ и синтез.

1

10

35

1

Развитие фонематического восприятия.

1

10

35

Контроль школьных работ

1

Составление предложений по картинкам.

1

10

35

1

Звуко-буквенный анализ и синтез.

1

10

35

1

Слогоритмическая структура слова.

1

10

35

1

Ударение, проверочные слова.

1

10

35

1

Правила переноса. Слогоритмическая структура слова.

1

10

35

диктант

1

Состав слова. Однокоренные слова.

1

10

35

1

Морфологический разбор слова. Части речи.

1

10

35

1

Части речи. Синонимы и антонимы.

1

10

35

1

Словообразование.

1

10

35

1

Словообразование. Расширение словарного запаса.

1

10

35

Опрос родите лей

1

Формирование умения составлять простые и сложные синтаксические конструкции.

1

10

35

1

Составление предложений.

1

10

35

1

Составление рассказа из ранее заученных слов.

1

10

35

1

Составление рассказа по картинкам последовательности действий.

1

10

35

Творческий диктант

1

Работа с деформированным текстом.

1

10

35

1

Работа с деформированным текстом.

1

10

35

1

Контрольный урок.

1

10

35

Итоговый контроль

1

ИТОГО:

*|1 час групповой работы включает:

а)        теоретическая часть: информационный блок – 10 мин.;

б)        практическая часть соответственно возрастным нормам – 30-35 мин.;

в)        время на организацию и завершение учебного процесса (проветривание помещения, подготовка демонстрационного материала и т.д.) в соответствии с реализацией задач проводимого занятия - 15 мин.

3. Содержание работы

Коррекционная работа ведется по четырем основным направлениям.

1. Работа по коррекции всех свойств произвольного внимания в процессе формирования фонематических представлений и лексико-грамматических категорий:

  • увеличение объема внимания;
  • коррекция переключения внимания! с использованием заданий на чередование правил;
  • концентрация внимания в процессе работы с деформированным текстом;

2. Формирование мнестической деятельности, способности к запоминанию и удержанию словесного материала:

  • коррекция основных видов памяти, способствующих формированию орфографических навыков, словесно-логических связей;
  • развитие самоконтроля в области языковых явлений;
  • развитие словесно-логической памяти на примере объединения групп слов, обозначающих предмет и действие;
  • расширение объема вербальной памяти при формировании навыков чтения;
  • развитие зрительной памяти в процессе воспроизведения серии фигур;
  • оптимизация памяти в процессе воспроизведения словесной лексики;
  • формирование умения планирования и контроля продуктивной деятельности.

3. Развитие пространственно-временных связей, двигательных ощущений, конструктивного праксиса, способствующих развитию произвольности и учебной мотивации:

  • расслабление и удержание позы, способствующей переключению внимания, развитию моторной памяти, формированию межполушарных связей;
  • развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв;
  • развитие мелкой моторики, совершенствование графических навыков, произвольного внимания, конструктивного праксиса в процессе манипулятивной деятельности;
  • развитие способности дифференцировать предлоги и приставки;
  • определение «индивидуального профиля» (ведущей руки), развитие межполушарных связей.

4. Совершенствование лексико-грамматического и фонематического компонентов речевой деятельности:

  • формирование навыков речевого анализа и синтеза состава слова, предложения;
  • звукобуквенный анализ и слоговой синтез, дифференциация звуков, твердых и мягких согласных;
  • формирование навыков речевого анализа и синтеза состава слова, предложения;
  • звукобуквенный анализ и слоговой синтез, дифференциация звуков, твердых и мягких согласных;
  • анализ предложения. Практическое освоение составлением простого распространенного предложения. Графическая запись предложений;
  • расширение и активизация словарного запаса, словообразование;
  • формирование умения составлять простые и сложные синтаксические конструкции;
  • формирование предпосылок ко владению навыками учебной деятельности, понимания учебных заданий и инструкций.

3.1 Содержание занятий

Занятие 1. Знакомство.

Диктант, вводная беседа. Обследование. Сбор анамнеза. Исследование неречевых функций, состояние звукопроизношения фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя. Исследование процесса чтения, письма. Заключение.

Занятие 2. Коррекция свойств произвольного внимания.

- группировка слов при запоминании;

- увеличение объема внимания;

- повторение темы «Гласные звуки и буквы».

Занятие 3. Коррекция свойств произвольного внимания.

- увеличение объема внимания;

- группировка слов при запоминании;

- повторение темы «Предложение, его отличие от слова и словосочетания»;

- запись предложения гласными.

Занятие 4. Развитие зрительного внимания.

- увеличение объема внимания;

- группировка слов при запоминании;

- повторение темы «Ударные и безударные гласные»;

- запись предложений ударными гласными;

- рисование двумя руками;

- графический диктант «Собака».

Занятие 5. Развитие слухового внимания.

- воспроизведение словесной лексики;

- выборочный диктант;

- запись предложений ударными гласными;

- повторение темы «Гласные первого и второго ряда», «А-Я»;

- повторение темы «Второй способ обозначения мягкости согласных»;

- графический диктант «Кот».

Занятие 6. Развитие концентрации внимания.

- «Разведчики»;

- кодирование;

- коллективное чтение;

- повторение темы «Гласные первого и второго ряда», «О-Ё»;

- повторение словарных слов;

- игра «Дракончики»;

- графический диктант «Такса».

Занятие 7. Развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала.

- кинезиологические упражнения;

- группировка слов при запоминании;

- «Гласные О-Ё, А-Я»;

- запись предложений ударными гласными;

- повторение темы «Второй способ обозначения мягкости согласных»;
- графический диктант «Пингвин».

Занятие 8.Развитие зрительной памяти.

- упражнение «Запомни и назови»;

- упражнение «Что изменилось?»;

- объединение групп слов;

- «Гласные А-Я, О-Ё»;

- кинезиологические упражнения;

- графический диктант «Заяц».

Занятие 9. Оптимизация двигательной памяти.

- движение пальцев по образцу;

- рисование двумя руками;

- «Гласные У-Ю»;

- развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала;

- повторение словарных слов;

- кинезиологические упражнения;

- графический диктант «Лягушка».

Занятие 10. Расширение объема внимания, памяти.

- повторение словарных слов;

- «Гласные А-Я, О-Ё, У-Ю»;

- группировка слов при запоминании;

- игра «Корова»;

- игра «Инициатор движения»;

- графический диктант «Робот».

Занятие 11. Оптимизация памяти.

- воспроизведение словесной лексики;

- повторение словарных слов;

- дифференциация гласных I и II ряда (а-я, о-ё. у-ю);

- кинезиологические упражнения;

- графический диктант «Белка».

Занятие 12. Развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала.

- повторение темы «Слогообразующая роль гласных»;

- графическая запись слов по слогам с обозначением ударного слога;

- повторение словарных слов;

- кинезиологические упражнения;

- повторение темы «Гласные первого и второго ряда»;

- графический диктант «Мышонок».

Занятие 13. Уточнение понятий «предложение», «слово».

- запись предложений ударными гласными;

- запись предложений по слогам;

- кинезиологические упражнения;

- графический диктант «Змея».

Занятие 14. Графическое изображение предложений.

- составление предложений из опорных слов;

- запись предложений с помощью схем»;
- кинезиологические упражнения;

- графический диктант «Пароход».

Занятие 15.Составление предложений по картинкам.

- развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала;

- дифференциация гласных первого и второго ряда;

- Запись предложений схемами»;

- кинезиологические упражнения;

- графический диктант «Аврора».

Занятие 16. Развитие фонематического восприятия.

- дифференциация звонких и глухих согласных;

- звуко-буквенный анализ словарных слов;

- запись предложений схемами;

- кинезиологические упражнения;

- графический диктант «Попугай».

Занятие 17. Звуко-буквенный анализ и синтез.

- игра «Собери слова»;

- игра « Что изменилось?»;

- твердые и мягкие согласные;

- гласные первого и второго ряда;

- графический диктант « Пистолет».

Занятие 18. Звуко-буквенный анализ и синтез.

- игра «Собери слова»;

- игра « Что изменилось?»;

- твердые и мягкие согласные;

- гласные первого и второго ряда;

- игра «Инициатор движения»;

- графический диктант « Танк».

Занятие 19. Развитие фонематического восприятия.

- дифференциация звонких и глухих согласных;

- звуко-буквенный анализ словарных слов;

- запись предложений схемами;

- кинезиологические упражнения;

- графический диктант «Попугай 2».

Занятие 20.Составление предложений по картинкам.

- развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала;

- дифференциация гласных первого и второго ряда;

- Запись предложений схемами;

- кинезиологические упражнения;

- графический диктант «Крокодил».

Занятие 21. Звуко-буквенный анализ и синтез.

- игра «Собери слова»;

- игра « Что изменилось?»;

- твердые и мягкие согласные;

- гласные первого и второго ряда;

- графический диктант « Пистолет 2».

Занятие22. Слогоритмическая структура слова.

- игра «Подбери проверочное слово»;

- игра «Отхлопай по слогам»;

- игра «Корова»;

- повторение темы «Слогообразующая роль гласных»;

- гласные первого и второго ряда;

- графический диктант «Яблоко».

Занятие 23.Ударение, проверочные слова.

- игра «Орфографическое лото»;

- игра «Корова»;

- слогообразующая роль гласных;

- дифференциация гласных первого и второго ряда;

- запись предложения гласными, расстановка ударения;

- графический диктант «Балерина».

Занятие 24. Правила переноса. Слогоритмическая структура слова.

- запись предложения ударными гласными;

- составление предложений по опорным словам;

- игра «Что изменилось?»;

- графический диктант «Олень».

Занятие 25. Состав слова. Однокоренные слова.

- игра «Придумай-назови»;

-составление предложений по картинкам;

- тренировочные упражнения по подбору однокоренных слов;

- игра «Корова»;

- графический диктант «Пудель».

Занятие 26. Морфологический разбор слова. Части речи.

- тренировочные упражнения по определению частей речи;

- тренировочные упражнения по подбору проверочных слов;

- орфографические игры;

- графический диктант «Поросёнок».

Занятие 27. Части речи. Синонимы и антонимы.

- игра «Всё наоборот»;

- тренировочные упражнения по подбору проверочных слов;

- составление предложений по опорным словам;

- составление текстов;

- работа с деформированным текстом;

- графический диктант «Лось».

Занятие 28. Словообразование.

- игра «Инициатор движения»;

- подбор однокоренных слов;

- игра «Подбери к схеме»;

- игра «Что изменилось?»;

- графический диктант «Штангист».

Занятие 29.Словообразование. Расширение словарного запаса.

- тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов;

- тренировочные упражнения в подборе проверочных слов;

- игра «Инициатор движения»;

- подбор однокоренных слов;

- игра «Подбери к схеме»;

- игра «Что изменилось?»;

- графический диктант «Крокодил 2».

Занятие 30.Формирование умения составлять простые и сложные синтаксические конструкции.

- запись предложения ударными гласными;

- составление предложений по опорным словам;

- игра «Что изменилось?»;

- графический диктант «Ёжик»;

Занятие 31. Составление предложений.

- игра «Придумай-назови»;

- составление предложений по картинкам;

- тренировочные упражнения по подбору однокоренных слов;

- игра «Корова»;

- тренировочные упражнения по определению частей речи;

- тренировочные упражнения по подбору проверочных слов;

- орфографические игры;

- графический диктант «Собака 3».

Занятие 32. Составление рассказа из ранее заученных слов.

- составление предложений по опорным словам;

- игра «Что изменилось?»;

- развитие способности к запоминанию и удерживанию словесного материала;

- графический диктант «Кошка 2»

Занятие 33. Составление рассказа по картинкам последовательности действий.

- кинезиологические упражнения;

- группировка слов при запоминании;

- запись предложений ударными гласными;

- рисование двумя руками;

- графический диктант «Клоун».

Занятие 34. Работа с деформированным текстом.

- составление предложений из слов;

- составление текста по опорным словам;

- составление текста из перевернутых фрагментов;

- запись текста схемами;

- кинезиологические упражнения;

- графический диктант «Ветка вербы».

Занятие 35. Работа с деформированным текстом.

- составление предложений из слов;

- составление текста по опорным словам;

- составление текста из перевернутых фрагментов;

- запись текста схемами;

- кинезиологические упражнения;

- графический диктант «Замок».

Занятие 36. Контрольный урок.

- написание диктанта;

- рекомендации родителям.

4. Методическое  и материально-техническое обеспечение занятий

ЦМПСС располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретических и практических занятий, предусмотренных программой. Занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете . 

Раздаточные материалы «Играем и учимся», «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия»,

игра «Собери букет»,

игры: «Прочитай по первым буквам»,

«Изографы»,

«Найди две одинаковые»,

«Замени  значками буквы», «Исправь ошибки»

«Какой фигуры не хватает»,

 «Запоминай и рисуй»,

«Найди букву», «Буква среди других»,

дидактические карточки по русскому языку,

дидактические материалы для работы над предложением,

рабочие тетради, мячик,

 раздаточный материал «Играем и учимся»;

тетрадь графических диктантов,

настольные дидактические игры: «Кто в домике живет»,

«Шиворот-навыворот», «Читаем по слогам», «В мире звуков», «Словопрятки», «Орфография без правил», набор «Ребусы», «Математический планшет» учебно-развивающее пособие.

Карандаши, фломастеры, линейки-лекала, магнитные значки, мольберт, доска, маркеры для доски,

Литература

Основная

  1. Бекшиева З. И. Коррекция письменной речи у школьников . Ростов на – Дону: Феникс, 2009.
  2. Ефименкова Л. Н.  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. Пособие для логопеда. М.: Гуманитар, изд. центр Владос, 2006.
  3. Поварова И. А., Гончарова В.А. Нарушение письменной речи у младших школьников. Росов –на Дону: Феникс, 2008.
  4. Селезнева Н. И.Тылевич А. Б., Калинина Т. Г. Преодоление нарушений письменной речи. Каро, 2011.

Дополнительная:

  1. Воронова А. П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией. СПб: Образование, 1994;
  2. Гайдина Л. И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения: исправление нарушений письменной речи в 1-4 классах. М.: Вако, 2008;
  3. Ефименкова Л. Н.  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. Просвещение, 1991;
  4. Ефименкова Л. Н. «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия» - М., 2003г.
  5. Карасева И. Л. Анализ специфических ошибок письма учащихся начальных классов// Школьный логопед – 2005-№3(6)
  6. Коваленко О. А. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2006.

  7. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие.  СПб.: СОЮЗ,1998.

  8. Лалаева,  Р.  И., Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: методическое пособие. СПб: «Союз», 2004.
  9. Лисенкова Л. Н. Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Школьная Пресса, 2002.
  1. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. Изд-во АПН РСФСР. М., 1950.

  1. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К.. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М. Просвещение, 1994.
  2. Научно-методический журнал «Дефектология» №1, 1996.
  3. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс,
  4. Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования.Феникс, 2006.

  5. Прищепова И. Н. Дисграфия младших школьников. Каро, 2006.
  6. Развитие концентрации внимания (методические рекомендации). М. 1999.
  7. Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе. М. 2000.
  8. Семенович А. В. Умирихин С. О.. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М. Просвещение, 1998.
  9. Страхова Л. Л. Проверочные диктанты с грамматическими заданиями. СПБ. Литера, 2007.
  10. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: Айрис-пресс, 2007.

Электронные и интернет-ресурсы:

1. http://practic.childpsy.ru/education/articles.php?ID=10060 

Ахутина Т. В. Нейропсихологическое обследование. “Психолого - медико – педаго- гическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов”. Под ред. М. М. Семаго.

2. http://romanbook.ru/book/9031808/

Садовникова И. Н.  Нарушение письменной речи у младших школьников: Кн. для учителя.  Владос, 1997

3. http://www.alibet.net/writer/4249/books/12182/volkova_ps/logopediya/read

Волкова Л. С. Логопедия. М.: Просвещение, 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"

Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...

Программа исправления устной и письменной речи младших школьников для формирования успешного обучения

Данная программа содержит:1. Пояснительная записка2. Основные направления содержания деятельности3. Условия реализации программы4. Содержание программы5. Список литературы...

Коррекция устной и письменной речи для школьников 4-6 классов

Коррекция устной и письменной речи для школьников 4-6 классов...

Диагностика устной и письменной речи младших школьников

диагностика учащихся младших классов с использованием нейропсихологических МЕТОДОВ,разработанная на основе методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.        Нейропсихоло...