Рабочая программа по формированию грамматического строя речи 2 класс
рабочая программа по теме

Думнова Наталья Викторовна

Рабочая программа предусмотрена для школ 2 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_fgs.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР «СОШ№40» _________/____________ «___»____________2010г  

 В соответствии с Уставом школы

СОГЛАСОВАНО/УТВЕРЖДЕНА Директор МОУ «СОШ№40» __________/_________________ Приказ №___ от_______2010г        В соответствии с Уставом школы

Рабочая программа

 по   формированию грамматического строя речи

    класс 2(специальный коррекционный 2 вида)

Учитель: Думнова Наталья Викторовна

Квалификационная категория: первая

Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол  от « ______» ________________2010г № _________

Руководитель школьного методического объединении

 ____________/____________________

                                

                                            Пояснительная  записка

Рабочая программа по  формированию грамматического строя речи составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по _________, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  3. Учебного плана МОУ « СОШ № 40 имени В. Токарева  на 2010-2011 учебный год.
  4. Программы Министерства образования и науки РФ специальных (коррекционных) учреждений II вида, 2 класс, 2-е отделение (вариант II).  (Составители сборника Зикеев А.Г., Тигранова Л.И.)  Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва  «Просвещение»,  2006г.        

Программа рассчитана на 170 часов, в том числе на контрольные работы  9 часов.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник  (Т.А. Абрамова, А.Г. Зикеев, К.Г.Коровин. Русский язык. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) учреждений 2 вида. - М,: Просвещение, 2000. – 304 с.)

Цель: создание условий для практического овладения слабослышащими учащимися языковыми закономерностями  и их использование в связной речи.

Задачи:

  1. Понимание отдельных лексико-грамматических комплексов (словосочетаний), выражающих определенные значения
  2. Употребление словосочетаний в связной речи на основе практических грамматических обобщений
  3. Систематизация языковых фактов

Формирование у учащихся навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по раскрытию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная работа над словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям уяснить сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.

В качестве исходной языковой единицы, в работе над которой совмещается работа над лексикой и грамматическим строем речи, взято словосочетание. В программе даны типы и модели словосочетаний, на основе которых структурно оформляется предложение, являющееся основной единицей связного высказывания.

Наряду с практическим овладением основными грамматически ми закономерностями языка и их систематизацией (обобщением) программа предусматривает включение в связную речь слов с раз личными словообразовательными показателями. Практическое овладение словообразовательными моделя ми не только способствует расширению словарного запаса учащих ся, но и дает возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления.

Формирование грамматического строя речи во 2 классе происходит в основном на базе простого предложения.

В процессе работы по овладению грамматическим строем языка у учащихся постепенно формируются практические грамматические обобщения (поскольку их содержание логически обусловлено содержанием уроков развития устной речи и формиро вания грамматического строя, специальное время на формирование практических грамматических обобщений не выделяется).

Наряду с овладением речевыми навыками и практическими грамматическими обобщениями учащиеся овладевают орфографиче скими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками. В про грамме этот материал, представленный в разделе «Сведения по грамматике и правописанию», включает: 1) ряд орфографических, пунктуационных правил — навыки правописания; 2) требования к графической стороне письма — чистописание.

Содержание программы.

I. Практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка

Составление предложений. Установление по вопросам связи между  словами в предложении.

Практические грамматические обобщения. Выделение в пред ложении слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что го ворится. Различение слов, обозначающих предметы и действия, признаки предметов и действий; их группировка по вопросам кто? что? что  делает? какой(-ая, -ое, -ие)? как? где?

Определение рода существительных по окончаниям начальной формы.

Различение единственного и множественного числа по оконча ниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагатель ное + существительное».

Различение временных форм глагола по вопросам что дела ет? что   делал? что   будет  делать?

Согласование прилагательного с существительным в начальной и косвенной формах.

Первая четверть

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими:

временные отношения («существительное + глагол наст, вр., прош. вр.»: мальчик читает, девочка читала);

временные отношения («наречие + глагол наст, вр., прош. вр.»: сейчас рисует, вчера вязала);

временные отношения («местоимение 1-го или 2-го лица ед. ч.  и мн. ч. + глагол наст, вр., прош. вр.»: я пишу, вы читали).

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

орудие или средство действия («глагол + существительное»: ри сует карандашом);

признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вку су (прилагательное+существительное в им. п. ед. ч. и мн. ч.»: си няя кружка);

пространственные отношения («глагол + из + существительное»: достал из сумки).

                           Вторая четверть

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

принадлежность («прилагательное + существительное»: бабуш кин платок);

пространственные отношения («глагол + с (со) + существитель ное»: снял со стены);

переходность действия на действующее лицо («существитель ное + глагол непереходный, переходный»: бабушка одевается, ба бушка надевает);

количественные отношения («числительное + существительное»:

пять тетрадей).

Третья четверть

Составление предложений со словосочетаниями «прилагатель ное+существительное», обозначающими переходность действия на предмет (читает интересную книгу), направленность действия на предмет (помогает старой женщине), орудийность действия (раскрашивает зеленым карандашом).

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими: временные   отношения  («существительное + глагол   наст,   вр.,

прош. вр., буд. вр.»);

признаки предметов по счету («числительное + существитель ное»: третий дом).

Четвертая четверть

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

временные отношения («местоимение 1, 2, 3-го лица ед. ч. и мн. ч. + глагол наст, вр., буд. вр.»);

пространственные отношения («глагол + к, от + существитель ное»: летит к лесу, отплыл от берега);

принадлежность («местоимение притяжательное+ существитель ное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш);

признаки действия («глагол + наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо).

II. Сведения по грамматике и правописанию

Навыки правописания. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, де ревень, рек.

Алфавит. Знание алфавита. Умение найти слово в школьном ор фографическом словаре по первой букве. Умение расположить сло ва в алфавитном порядке (например, фамилии, имена).

Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения (знакомство).

Разделительные знаки (буквы ъ, ь), двойные согласные в про стейших словах.

Раздельное написание со словами предлогов с (со), из, к, от.

Чистописание. Закрепление гигиенических навыков письма, правильной посадки, положения тетради, ручки и др.

Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повто ряющимися элементами движений типа и, щ, л, м, г, п, т, И, Ш, А, М и т. п.

Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) ц, щ, р, у, ч; 2) и, ы, ъ, с, е, ё, в; 3) о, а, ю, ф, б, д, я; 4) э, х, ж, з, к; 5) ц, щ, а, ч, у, н, к; 6) О, С, Ю, Е, Я; 7) 3, Э, Ж, X, В; 8) Г, П, Т, Р, Б, Д.

Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ши, ту, ит, \ ил, ем, ря, щи, ум, ди и т. п.

Повторение пройденного за год материала.

Перечень работ (контрольных, лабораторных, практических и т.д.)

Контрольные работы:
  1. Проверочная работа по теме: «Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения»
  2. Контрольная работа за 1 четверть
  3. Проверочная работа по теме: «Составление предложений с сочетаниями, обозначающими пространственные отношения»
  4. Контрольная работа за 2 четверть
  5. Проверочная работа по теме: «Составление предложений с сочетаниями, обозначающими переходность действия на предмет, обозначающими  направленность действия на предмет, орудийность действия»
  6. Проверочная работа по теме: «Составление предложений с сочетаниями, обозначающими: временные   отношения  («существительное + глагол   наст,   вр., прош. вр., буд. вр.»)
  7. Контрольная работа за 3 четверть
  8. Проверочная работа по теме: «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими временные и пространственные отношения»
  9. Итоговая контрольная работа

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу II класса учащиеся должны знать:

названия букв алфавита, правила переноса слов.

Учащиеся должны уметь:

составлять предложения, соблюдая в речи грамматические за кономерности, указанные в программе;

устанавливать по вопросам связь между словами в предложе нии;

выделять по вопросам слова из предложения; различать слова по вопросам кто? что? что делает? какой? как? где?

определять род существительных по окончаниям начальной фор мы в сочетании с числительными один, одна, одно',

различать единственное и множественное число по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + суще ствительное»;

различать временные формы глаголов по вопросам что дела ет? что  делал? что   будет  делать?

различать гласные и согласные звуки и буквы;

писать слова с удвоенными согласными, слова с разделитель ными знаками (ъ, ь);

каллиграфически правильно писать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв;

писать раздельно предлоги со словами;

употреблять большую букву в начале предложения; ставить точ ку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;

писать большую букву в именах, названиях городов, деревень, кличках животных.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

 

Текущий контроль по формированию грамматического строя речи можно осуществлять как в письменной, так и в уст ной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже од ного раза в  неделю в форме самостоятельной работы . Жела тельно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторон няя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по формированию грамматического строя речи проводится в основном в письменной форме. Для тематических прове рок выбираются узловые вопросы программы.

Итоговый контроль по формированию грамматического строя речи прово дится в форме контрольных работ комбиниро ванного характера.

Учебно-методическое обеспечение

Базовый учебник:

Т.А. Абрамова, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин. Русский язык. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида (2 отделение). Москва, «Просвещение», 2000.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида.   Формирование грамматического строя речи.  2 класс. (Составители сборника Зикеев А.Г., Тигранова Л.И.)  Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва  «Просвещение»,  2006г.

2.Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова Методика преподавания русского языка в школе глухих. Москва, Владос, 2002 год.    

3. Обучение русскому языку, чтению, произношению. Под ред. К.Г. Коровина. Книга для учителя школы слабослышащих. Москва «Просвещение», 1995г.

4. Обучение учащихся подготовительных, 1-4 классов в школе глухих.  (Составитель А. Г. Зикеев) Москва «Просвещение» 1984 год.

5. Е.Г. Речицкая «Развитие младших школьников с нарушенным слухом» Москва «Владос», 2005 год.

6.  К.В. Комаров «Лекции по методике русского языка в школе глухих» Москва «Просвещение»,1967 год.

7.  « Словесная речь – основа формирования личности глухого школьника» ( Составители: Кузьмичева Е.П., Чавушьян М.Д.) Москва « Чайка» 1994 год.

8.  Журнал «Дефектология».

9. О.Е Жиренко. Интегрированные уроки 1 класс. М., Вако. 2006г.

10. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. / Под. ред.И.А.Михаленковой. Санкт- Петербург, Детство-пресс.2003г.

11.  Т.М.Власова, А.Н. Пфафенродт. Фонетическая ритмика. М., Учебная литература. 1997г.

12. Сурдопедагогика. / Под ред. М.И.Никитиной. М., Просвещение. 1989г.

13. И.М. Гилевич. Раз словечко, два словечко. Рабочая тетрадь по русскому языку.

Часть 1. Часть 2. М., Просвещение. 2005 г.

14. В.В. Волина. Веселая грамматика. М., Знание. 1995г.

15.  К.Г. Коровин «Моя грамматика» Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) учреждений 2 вида. М., Просвещение. 2003г.

16. О.А. Красильникова, Г.А.Киреева. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников. СПб., Каро. 2005г.

Дидактические материалы:

1. ПАПКИ:

- Алфавит

- Правила орфоэпии

- Занимательная грамматика

- Речевой этикет

- Занимательная грамматика

- Речевой этикет

- Предложение

- Части речи

- Ребусы

- Профессии

- Азбука действий

- Понятия

- Задания на развитие мышления, внимания, памяти

2. Наглядные пособия:

- насекомые

- птицы

- фрукты

- овощи

- транспорт

- ягоды

- одежда

- посуда                

3. Развивающая игра «Прочитай по первым буквам»

4. Фонетическое лото «Звонкий – глухой»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

Корректировка даты

уроки

лабораторно-практические работы (др. работы)

контрольные работы

1.

1 четверть

1.1.- 1.5.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения

5

5

02.09.-0.09.

1.6.-1.7.

Большая буква в именах собственных

2

2

13.09-14.09.

1.8.-1.11.

Местоимения я¸ ты, мы, вы

4

4

15.09.-21.09.

1.12.

Закрепление изученного

1

1

22.09.

1.13.-1.14.

Большая буква в кличках животных

2

2

23.09-27.09.

1.15.

Проверочная работа по теме: «Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения»

1

1

1

28.09.

1.16.

Работа над ошибками по теме: «Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения»

1

1

29.09.

1.17.-1.20.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими орудие или средство действия.

4

4

30.09.-06.10.

1.21.-1.22.

Закрепление изученного

2

2

07.10.-11.10.

1.23.-1.24.

Большая буква в названиях городов, деревень, поселков

2

2

12.10-13.10.

1.25.-1.28.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вку су

4

4

14.10.-20.10.

1.29.

Закрепление изученного

1

1

21.10.

1.30.

Большая буква в названиях рек

1

1

25.10.

1.31.

Контрольная работа за 1 четверть

1

1

1

26.10

1.32.

Работа над ошибками

1

1

27.10

1.33.

Закрепление изученного

1

1

28.10

1.34.-1.36.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + из + существительное»: достал из сумки).

3

3

01.11.-03.11.

2.

2 четверть

2.1.-2.3.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими принадлежность

3

3

11.11.-16.11

2.4.

Закрепление изученного

1

1

17.11.

2.5.-2.6.

Большая буква. Адрес.

2

2

18.11.-22.11.

2.7.-2.9.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + с (со) + существитель ное»: снял со стены)

3

3

23.11.-25.11

2.10.

Закрепление изученного

1

1

29.11

2.11.

Проверочная работа по теме: «Составление предложений с сочетаниями, обозначающими пространственные отношения»

1

1

1

30.11

2.12.

Работа над ошибками по теме: «Составление предложений с сочетаниями, обозначающими пространственные отношения»

1

1

01.12.

2.13.-2.15.

Алфавит.

3

3

02.12.-07.12.

2.16.-2.19.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на действующее лицо («существитель ное + глагол непереходный, переходный»: бабушка одевается, ба бушка надевает)

4

4

08.12.-14.12.

2.20.

Закрепление изученного

1

1

15.12.

2.21.-2.22.

Алфавит

2

2

16.12.-20.12.

2.23.

Контрольная работа за 2 четверть

1

1

1

21.12

2.24.

Работа над ошибками

1

1

22.12.

2.25.-2.27.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими количественные отношения («числительное + существительное»:

пять тетрадей)

3

3

23.12.-28.12.

2.28.

Закрепление изученного

1

1

29.12.

3.

3 четверть

3.1.-3.4.

Составление предложений со словосочетаниями «прилагатель ное+существительное», обозначающими переходность действия на предмет (читает интересную книгу)

4

4

3.5.-3.8.

Составление предложений со словосочетаниями «прилагатель ное+существительное», обозначающими  направленность действия на предмет (помогает старой женщине), орудийность действия (раскрашивает зеленым карандашом).

4

4

3.9.

Закрепление изученного

1

1

3.10.-3.12.

Разделительный мягкий знак

3

3

3.13.-3.15.

Разделительный твердый знак

3

3

3.16.

Проверочная работа по теме: «Составление предложений с сочетаниями, обозначающими переходность действия на предмет, обозначающими  направленность действия на предмет, орудийность действия»

1

1

1

3.17.

Работа над ошибками  по теме: «Составление предложений с сочетаниями, обозначающими переходность действия на предмет, обозначающими  направленность действия на предмет, орудийность действия»

1

1

3.18.-3.25.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими: временные   отношения  («существительное + глагол   наст,   вр.,

прош. вр., буд. вр.»)

8

8

3.26.

Закрепление изученного

1

1

3.27.

Проверочная работа по теме: «Составление предложений с сочетаниями, обозначающими: временные   отношения  («существительное + глагол   наст,   вр., прош. вр., буд. вр.»)

1

1

1

3.28.

Работа над ошибками  по теме: «Составление предложений с сочетаниями, обозначающими: временные   отношения  («существительное + глагол   наст,   вр., прош. вр., буд. вр.»)

1

1

3.29.-3.31.

Вопросительный знак

3

3

3.32.-3.34.

Восклицательный знак

3

3

3.35.-3.37.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими признаки предметов по счету («числительное + существитель ное»: третий дом)

3

3

3.38.

Закрепление изученного

1

1

3.39.

Контрольная работа за 3 четверть

1

1

1

3.40.

Работа над ошибками

1

1

4.

4 четверть

4.1.-4.6.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:временные отношения («местоимение 1, 2, 3-го лица ед. ч. и мн. ч. + глагол наст, вр., буд. вр.»)

6

6

4.7.-4.8.

Закрепление изученного

2

2

4.9.-4.11.

Слова с двойными согласными

3

3

4.12.-4.17.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + к, от + существитель ное»: летит к лесу, отплыл от берега)

6

6

4.18.-4.19.

Закрепление изученного

2

2

4.20.

Проверочная работа по теме: «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими временные и пространственные отношения»

1

1

1

4.21.

Работа над ошибками по теме: «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими временные и пространственные отношения»

1

1

4.22.-4.24.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими принадлежность («местоимение притяжательное+ существитель ное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш)

3

3

4.25.-4.26.

Закрепление изученного

2

2

4.27.-4.29.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки действия («глагол + наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо).

3

3

4.30.-4.30.

Закрепление изученного

1

1

4.31.

Итоговая контрольная работа

1

1

1

4.32.

Работа над ошибками

1

1

Итого:

136

136

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеклассного чтения в формировании грамматического строя речи учащихся.

Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произвед...

Конспект урока по формированию грамматического строя речи. 4 класс "Связь между сказуемым и обстоятельством"

учить находить в предложении словосочетания выраженные сказуемым и обстоятельством и ставить к ним вопросы...

Конспект урока по формированию грамматического строя речи. Число имен существительных. 4 класс.

Задачи: Дидактическая: Продолжить работу по формированию умения отличать имя существительное от других частей речи. Знать характеристику имени существительного как части речи. Коррекционно-развиваю...

Планирование урока по формированию грамматического строя речи в I классе II отделения

Планирование урока по формированию грамматического строя речи в I классе II отделения Тип урока: закреплениеТема: «Словосочетание, обозначающее направленность действия на предмет» что делает? + к...

Планирование урока по формированию грамматического строя речи в I классе II отделения

Планирование урока по формированию грамматического строя речи в I классе II отделения Тип урока: закреплениеТема: «Словосочетание, обозначающее направленность действия на предмет»Цель: формироват...

Рабочая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников 4 класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 4-й КЛАСС и программно-методических материалов ...

Конспект урока по формированию грамматического строя речи в 6 слабослышащем классе на тему «Практическое овладение основными значениями падежных форм прилагательных»

Урок направлен на формирование у глухих и слабослышащих учащихся умения устанавливать смысловую и грамматическую связь между существительным и прилагательным; умения строить предложение на основе зада...