Ознакомление с понятием «слог» и его условно-графическим изображением.
план-конспект урока на тему

Лепкова Татьяна Васильевна

Предмет: чтение и развитие речи

Класс: 1 дополнительный

Тип урока: сообщение новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_3.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: чтение и развитие речи

Класс: 1 дополнительный

Тип урока: сообщение новых знаний

Тема

Ознакомление с понятием «слог» и его условно-графическим изображением.

Цель

Научить делить слова на слоги.

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «слог» и его условно-графическим изображением; учить детей делить слова на слоги и устанавливать количество слогов в слове; упражняться в составлении предложений, выделении первого звука в слове.

Развивающие: развивать речь, внимание, память; корректировать звукопроизношение.

Воспитательные: воспитывать интерес к уроку, дисциплинированность.

БУД

Личностные: формирование положительной учебной мотивации.

Регулятивные: принимать и сохранять задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, умение слушать и понимать речь своих товарищей.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, наблюдать и делать выводы.

Планируемые

 результаты

Предметные:

- знать названия предметов и узнавать их на картинках; своё имя;

- уметь отвечать на вопрос простой фразой, составлять предложение по предметной картинке на заданную тему, выделять первый звук в слове.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества с учителем.

Метапредметные: использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Основные понятия

Звук, слово, предложение, слог.

Межпредметные

 связи

Развитие речи – составление предложений, уточнение артикуляции звуков; обобщающие понятия – птицы, животные, рыбы.

Ресурсы

Предметные картинки (птицы, животные, ягоды, овощи, фрукты), условно-графическое изображение слова, предложения, слога; символы гласных звуков; наборное полотно, маракас, смайлики (весёлый, грустный).

Формы урока

Методы работы

Фронтальная, индивидуальная.

Показ, объяснение,  демонстрация, беседа, упражнения.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оформление доски, наглядность

Мотивационно-ориентировочный этап

Внутренняя установка на урок.

Учитель вывешивает карточку, символизирующую урок чтения.

- Какое у вас настроение?

- Какой урок мы начинаем?

Урок чтения.

На доске карточка, символизирующая урок чтения.

Дыхательная гимнастика

Умения выполнять упражнения по образцу, данному учителем.

- Давайте подготовимся к работе, восстановим дыхание.

- Делаем глубокий вдох-выдох.

- Надуваем щёчки (обе и по очереди).

- Задуем свечку (глубокий вдох, быстрый выдох).

- Сдуваем воздушный шарик (глубокий вдох – медленный выдох).

Учащиеся выполняют дыхательные упражнения вместе с учителем.

Постановка учебной задачи

Умение слушать учителя, принимать задачи учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы повторим знакомый материал (выделение первого звука в слове, составление предложений) и познакомимся с новым.

Внимательно слушают учителя.

Актуализация и систематизация знаний обучающихся

Умение называть изображения предметов словами, составлять предложение по предметной картинке на тему: «Кто как голос подаёт, кто как передвигается».

- Назовите изображение словом и составьте предложение с помощью моего вопроса (в зависимости от ситуации учитель задаёт вопросы: «Кто как голос подаёт?  «Кто как передвигается?»

По ходу составления предложений учитель обращает внимание детей на схему предложения, называя первое слово, второе слово.

Каждый ученик выставляет свою карточку на наборное полотно и составляет предложение:

Кошка мяукает.

Собака лает.

Корова мычит.

Гусь гогочет.

Утка крякает.

Петух кукарекает.

Змея ползает.

Лягушка прыгает.

Птица летает.

Рыба плавает.

Детям раздаются предметные картинки (кошка, собака, корова, гусь, утка, петух, змея, лягушка, рыба, птица).

Выставляется наборное полотно, вывешивается карточка (схема предложения из двух слов).

Физ.минутка.

Умение выполнять движения по образцу учителя.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревца всё выше, выше.

Учащиеся выполняют движения вместе с учителем.

Практический этап (изучение нового материала)

Умение слушать объяснение учителя.

Умение делить слова на слоги, используя разные приёмы.

- Слова можно разделить на части: пар-та, цве-ты, по-то-лок.

- Каждая часть – это слог.

- Обозначать слог мы будем короткой полоской (зелёной).

- Чтобы посчитать количество слов в слове, можно приложить руку к подбородку: сколько раз откроется рот, столько и слогов (показать).

- Можно на каждый слог хлопнуть в ладоши: сколько раз хлопнули, столько и слогов (показать).

- Можно воспользоваться маракасом и отстучать каждый слог (показать).

- Сейчас вы попробуете разделить слова на слоги. Это будут ваши имена.

- Назови своё имя, обозначь словом.

- Раздели слово на слоги, хлопнув в ладоши, стукнув в маракас.

- Изобрази количество слогов на наборном полотне (учитель помогает считать слоги).

Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя.

Дети по очереди работают у доски: называют своё имя, обозначают словом, делят на слоги с помощью учителя:

Та-ня, И-ра, Ва-дик, Е-гор, А-лё-ша, Се-рё-жа, Де-нис, Ма-ша, Да-ня.

Демонстрируется условное изображение слога.

Наборное полотно, условное изображение слов, слогов.

Закрепление

Умение называть изображение словом, делить слово на слоги, выделять первый звук в слове.

- Выберите картинку.

- Назовите слово, обозначьте его.

- Разделите слово на слоги.

- Выделите первый звук в слове.

Учитель даёт образец на примере слова «акула».

Учащиеся по очереди выходят к доске со своей картинкой, называют слово – обозначают синей полоской; делят на слоги – обозначают короткими зелёными полосками; выделяют первый звук – обозначают соответствующим символом.

(Слабые учащиеся выполняют задание вместе с учителем)

Предметные картинки (акула, арбуз, утка, овощи, индюк, ананас, утюг); условное изображение слов, слогов, гласных звуков.

Рефлексивно-оценочный этап

Умение анализировать свою деятельность.

Сегодня на уроке вы узнали, что слова можно разделить на слоги; учились сами делить слова на слоги и считать количество слогов.

- Кому понравилось сегодня на уроке?

- Что именно понравилось делать?

- Выберите смайлик, который подходит к вашему настроению.

Дети высказывают своё отношение к уроку, выбирают смайлик по своему настроению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условно-графическая наглядность на уроках истории

Преставлены и описаны основные формы организации проведения занятий на уроках истории с помощью условно-графической наглядности....

Преимущество использования условно-графической наглядности

Преимущество использования условно-графической наглядности...

Практические приемы ознакомления учащихся с родовыми понятиями

Работа будет полезна логопедам ,которые работают с детьми с общим недоразвитием речи и детьми инофонами, Авторские подход к проблеме изучения родовых понятий значительно облегчает работу и позволяет х...

Виды условно-графической наглядности на уроках истории

Наглядность   - один из ведущих принципов обучения.  Принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе чувственных восприятий предмето...

Применение условно-графической наглядности на уроках истории

Наглядность   - один из ведущих принципов обучения.  Принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе чувственных восприятий предмето...

Дополнительная общеразвивающая обзорная программа ознакомления детей с азами игры на фортепиано и базовыми теоретическими понятиями «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КЛАССИКИ».

Краткосрочная программа ознакомления детей с азами игры на фортепиано и базовыми теоретическими понятиями....