Практические приемы ознакомления учащихся с родовыми понятиями
статья на тему
Работа будет полезна логопедам ,которые работают с детьми с общим недоразвитием речи и детьми инофонами, Авторские подход к проблеме изучения родовых понятий значительно облегчает работу и позволяет хорошо усвоить материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторский подход к проблеме изучения родовых понятий. | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время, в силу целого ряда причин, возросло количество детей, которые приступают к обучению чтению и письму в общеобразовательной школе, имея недоразвития грамматического строя речи, несформированность морфологических обобщений.
В классах с каждым годом присутствует всё большее количество учеников, для которых русский язык не является родным. Как правило, эти дети плохо владеют русским языком и, соответственно, плохо понимают или почти не понимают речи учителя. Учебники, программы, традиционные методики также ориентированы на детей, для которых русский язык является родным.
Всем нам известна простая истина: хорошо учится тот, кто хочет учиться! Значит начинать надо с того, чтобы мотивировать учащихся!
Решающую роль в пробуждении мотивации к логопедическим занятиям в сложных условиях, играет продуманный отбор дидактического материала и система речевых заданий, ориентированных на воспитательно-коммуникативный результат. Деятельностный подход играет при этом особую роль, так как ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Очень важно активное использование на уроках правил-инструкций (алгоритмов), разъясняющих детям закономерности русского языка, поскольку им, как впрочем, и многим русскоязычным детям, в силу возрастных особенностей трудно удержать в памяти сразу несколько действий, которых надо выполнить в определённой последовательности.
Не менее важна детям на занятиях постоянная работа с речевыми моделями и образцами. При необходимости с такими учащимися можно вести индивидуальные справочники-блокноты .
Основной принцип обучения – от речевого опыта к правилу. Когда речевой образец не просто заучивается, а происходит естественное овладение в ходе повторения, проигрывания различных коммуникативных ситуаций.
Важно помнить, что ученики лучше усваивают лексические и грамматические явления, если работа сопровождается кинестетическими ощущениями
( увидеть что-то конкретное, почувствовать, услышать, подержать в руках).
«Получается, что слово мы пробуем на вкус» -говорят дети, когда начинают понимать как определять родовые отличия. Для каждого родового понятия мы используем на занятии свое особое движение. Во время занятия дети активно двигаются. Таким образом в процессе коррекционного обучения объединяются движение и речь.
Он, она или оно? С этим заданием ученики 1 класса встречаются в самом начале обучения, на 42 стр азбуки. Для детей с общим недоразвитие речи и тех, у которых русский язык не родной, эти задания вызывают большие трудности. А научить ребёнка определять род имён существительных очень важно для того, чтобы в дальнейшем он правильно согласовывал слова в роде, числе и падеже.
В русском языке есть слова, которые можно заменить словом « он» Это слова мужского рода. У большинства существительных мужского рода нет окончания и слышится твёрдый согласный звук.
Мужчины сильные, крепкие. Эти слова тоже «крепкие», их можно «оттолкнуть»( руки резко вытягиваем вперёд) или «прибить» (поднять вверх указательные пальцы и опустить руки на стол, если в конце –твёрдый согласный звук, то пальчики остановятся, а если слышим О или А, то значит – слово «прибить» не удалось и род не мужской.)
Вместе с тем, обращается внимание на то, что часть слов мужского рода оканчиваются на –а,-я. Папа, дядя , Ваня, дедушка.
Но есть и слова, которые можно заменить словом «она». Это слова женского рода.
Обратить внимание детей на то, что у основной массы существительных женского рода на конце слышится звук А. Выделить голосом окончание этих слов. / Все девочки любят смотреться в зеркало и говорить: «А А А А» /покачиваем головой при этом/ «Это Я»
Движение: Руки поднять вверх и плавно опустит
После усвоения мужского и женского рода, можно перейти к среднему роду.
Обратить внимание детей, что в русском языке есть слова, которые нельзя заменить ни словом «она», ни словом «он». Их можно заменить словом «оно»
Это слова среднего рода. Окончания существительных среднего рода. –О,-Е.
/ «Самые вкусные слова: вареньЕ, печеньЕ, мороженоЕ. Круглые слова: яблокО, солнышкО».
Движение: Поглаживаем себя по животу.
После совместной работы над родовыми понятиями, ученик переходит к самостоятельному определению рода.
Виды работ.
1.Замените слова на ОН, ОНА, ОНО.
Груша, свёкла, яблоко, банан.
2. Ответь на вопросы: Где банан? Где яйцо? Где люстра? Покажи нужный предмет.
(Следите за тем, чтобы при ответе дети обязательно употребляли слова он, она, оно. Вот он. )
3. Ответь на вопросы по образцу: Чей это самокат? Это мой самокат.
(Следите за тем, чтобы при ответе дети обязательно употребляли слова мой, моя, моё.)
Чья это книга? Чьё это полотенце? Чьё это мыло?
Игра «Космическое путешествие»
На карте планеты. Обозначения на планетах: А-Я/женский род/,
О-Е /средний род/ и твердый согласный звук /мужской род/
Ракета отправляет картинку на планету в соответствии с определенным родом .
Игра «Прятки»
Для игры нужно взять одноразовые стаканчика. На одном изобразить символы родовых понятий, а на другом окончания.
Внимательно рассмотреть картинку и совместить изображения на стаканчиках.
Игра «Разноцветные дорожки»
1 вариант Под каждым символом – определенный цвет. Выложить дорожку, определив родовые поняти
Ученики самостоятельно работают на местах. Затем проверяют задание
2 вариант
Во втором варианте цвет проговариваем и запоминаем.
Предлагаются картинки «трудных» слов:
М.род – конь (конёК), тополь, шалаш (шалашиК).
Ж.род – кровать (кроваткА), дверь (дверкА)
Игра « Можно ли так говорить?» Исправь, где необходимо, ошибку.
Мой кукла. Моё варенье. Моя карандаш. Мой мяч.
Стихотворение.
Если поставить ОН или МОЙ,
У слова род – мужской,
К женскому роду ВЕСНА и ЗМЕЯ
Можно поставить ОНА и МОЯ
У среднего рода ОКНО и КОПЬЁ
Проверка словами ОНА и МОЁ
Согласование существительных с прилагательными.
Используем индивидуальные блокноты учащихся.
- Игра «Все предметы одного цвета» Договариваемся о том, какой цвет в игре. Например, красный цвет.
КраснАЯ рубашка, краснОЕ яблоко, краснЫЙ дом.
Все словосочетания произносим с движениями. Можно пользоваться блокнотами.
Про какие предметы можно сказать: зелёная,зелёное, зелёный?
Игра: "Я буду называть, что тут нарисовано, а ты говори мне, какого цвета этот предмет". Например: "Шар". Ученик отвечает: "Синий шар".
Не смотря на разные интеллектуальные и физические возможности детей, они оказываются в равных условиях, могут активно участвовать в деятельности. Использование элементов соревнования, двигательной активности делает занятия более живыми, интересными, результативными, помогают создать положительный микроклимат в группе, что особенно важно для данной категории учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа "Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере" (презентация)
Презентация является сопровождением кружкового занятия по биологии и экологии, основанного на программе элективного курса "Секретные материалы о твоем здоровье. 9 класс" (автор - Поддубная Л.Б). Матер...
Урок "Ознакомление учащихся с устройством штангенциркуля"
Урок направлен на ознакомление учащихся с устройством и назначением штангельциркуля, обучение приемам работы им; на развитие представления об измерительном инструменте и о процессе измерения....
Методы и приемы ознакомления с новым материалом на уроках истории и обществознания
Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставит умения применять полученные знания в новых ситуа...
Методы и приемы ознакомления с новым материалом на уроках истории и обществознания
Доклад на ГМО учителей истории и обществознания г.Льгова 2019г....
Практические приемы работы на уроках русского языка по коррекции дисграфии у учащихся
Статья предназначена для учителей русского языка по коррекции дисграфии учащихся среднего звена. К статье прилагается сборник упражнений для применения в работе с учениками....
Приемы и способы формирования географических понятий в начальном курсе географии у детей с интеллектуальными нарушениями
Процесс формирования географических представлений состоит из восприятия объекта, сохранения его в памяти, если необходимо, то творческого преобразования и воспроизведения в нужный момент. Особенности ...
Презентация на тему: «Методы и приемы ознакомления младших школьников с изобразительным искусством».
Методы и приемы ознакомления младших школьников с изобразительным искусством....