Роль школьников в коррекции экологического поведения взрослых (из опыта работы)
статья на тему

Бурганова Ильмира Музиповна

Роль  школьников  в  коррекции  экологического  поведения взрослых               (из опыта  работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль  школьников  в  коррекции  экологического  поведения взрослых               (из опыта  работы)

МОУ  « Тлянче  Тамакская  СОШ»  Бурганова И.М.

Осознавая  значимость экологического  образования  школьников,   в  учебно- воспитательный  процесс   я  включаю  приемы  экологического  воспитания  школьников.

Дело в том,  что наша школа расположена в пригородный  зоне, в школьном экологическом отряде « Зеленый  патруль»,в  котором   занимаются мои  шестиклассники,  мы организовали природоохранную работу, которая направлена на разъяснение населению принципов и ценностей экологической культуры, эколого-этических правил поведения во взаимодействии с окружающей средой. Эту работу мы ведем потому, что специфика нашей местности заключается в том, что территория нашего  района  богата лесами и значительная часть городского населения часто выезжают туда, проводят значительный период времени, особенно в теплое время года в непосредственном взаимодействии с окружающей природной средой. Так, например, очень популярны среди населения увлечения рыбной ловлей, сбор лесных ягод и трав, прогулки по лесу. В то же время в последние годы участились случаи возникновения лесных пожаров, причина которых – халатность отдыхающих. Остаются проблемой весенние продажи первоцветов, среди которых встречаются редкие и охраняемые виды, а также декабрьские вырубки хвойных пород в санитарно-защитной зоне нашего  села. Всё это и предопределило характер и содержание нашей природоохранной деятельности.

Как  известно, зачастую население наносит ущерб природной среде несознательно, без умысла, в связи с тем, что не знает, “что можно делать в природной среде, а чего делать нельзя”.   Результаты социологических опросов ярко и убедительно доказали необходимость экологического воспитания и просвещения взрослых. В связи с этим встал вопрос, а как это воспитание и просвещение можно осуществить на практике? Как следствие, возникла форма экологического просвещения населения, которую мы называем прием “Дети – взрослым”.

Состоит этот прием в том, что школьникам в качестве домашнего задания предлагается заняться просветительской деятельностью в рамках природоохранных акций, таких,  как, например, операция “Ель”, акция “Первоцветы” и др.  При этом учащимся нужно изложить некий блок информации   (подготовленный мною заранее) своим знакомым и друзьям,  а также родственникам из числа взрослых и обсудить его с ними. О результатах этой работы учащиеся сообщают в разных формах (анкетирование, список возникших вопросов и затруднений, и т.п.) в зависимости от определяемых учителем целей и задач занятий.

Так как наш подход к экологическому воспитанию школьников заключается во всестороннем развитии личности и ее экологической культуры, а этого можно достичь только путем включения ее в разнообразные виды деятельности.

Школьники охотно и активно участвовали в экологическом просвещении. Более того, завязалась живая дискуссия. Члены «Зеленого  патруля» добросовестно изучали блок информации, рассказывали взрослым, обсуждали. В ходе дискуссий со своими друзьями, родителями, знакомыми, в том числе и из числа взрослых, выявлялись новые вопросы по экологическим  проблемам  местности, всё более сложные и содержательные, с которыми школьники приходили на занятия и которые способствовали более глубокому усвоению школьниками знаний, активному процессу рефлексии и интериоризации. Это обусловило существенный педагогический эффект, так как дети действительно стали активными  в учебно-воспитательном процессе. Чарльз Бэббидж (математик) сказал: "Заставить человека думать – значит сделать для него значительно больше, чем снабдить его определенным количеством инструкций".

Проблемная ситуация создавалась для учащихся сама собой, не искусственно, а естественным образом, в которой они сами хотели получить дополнительную информацию, разобраться в вопросе.

    Кроме того, и взрослые, в свою очередь, активно участвовали в организованном диалоге. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что кроме известного всем существующего издревле процесса воспитания детей взрослыми, есть еще и “обратный” процесс воспитания, когда дети воспитывают взрослых. Хотя и длится он дольше, зато протекает глубже.

Как уже было сказано, процесс идет интенсивнее в случае систематического обращения к подобной практике просвещения, поэтому мы в своей работе  не стали ограничиваться только природоохранным просвещением и объяснением взрослым, какие травы в  нашей  местности являются редкими и охраняемыми. Мы вынесли на обсуждение и экологические проблемы, и основные экологические законы, и экологические императивы – всю совокупность информации, которая направлена на системное изложение экологического минимума, знать который должен каждый, чтобы “понимать законы развития биосферы и иметь возможность соотносить свою деятельность с ними”.

Использование приёма “Дети – взрослым” позволяет наладить взаимоотношения учащихся с взрослыми, приводит к взаимообогащению, росту интереса детей к окружающей  природной  среде, так как они узнают то, чего не знают родители; росту интереса родителей к новому предмету, идет живая дискуссия, активный процесс  рефлексии, что хорошо, т.к. чем глубже рефлексия, тем фундаментальнее основание экологической культуры – знания и убеждения и, как результат, тем все более экологически грамотным становится поведение и взрослых, и детей в их взаимоотношениях с окружающей социоприродной средой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День защиты детей от взрослых

Сегодня мы сможем заглянуть в гости к некоторым семьям и посмотреть несколько сюжетов о «воспитании» детей. Кто-то, вероятно, узнает в наших персонажах себя, своих родителей или своих знакомых, но нам...

Агрессия в мире взрослых и детей

родительское собрание(классный час) дети и родители...

[Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?

Классный час на темуХорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым? Интересная и сложная тема! Попробуем разобраться в этом.Хорошо ли быть взрослым  - спрошу я вас, И наверняка получу ответ...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...

Взрослые уже были детьми, а дети ещё небыли взрослыми.

Родителям необходимо стараться проявлять терпение к своим детям, т.к. от этого зависит психологический климат в семье, понимание и во многом будущее ребёнка....

Взрослая жизнь – взрослая ответственность

В эпоху информационных технологий многие люди не понимают, как правильно использовать новшества не во вред себе и окружающим. Но и находятся те люди которые намеренно используют технологии дабы навред...