Воспитание культуры чтения на уроках литературы (из опыта работы)
статья по литературе
Воспитание культуры чтения на уроках литературы (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fathulina_ds.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание культуры чтения на уроках литературы (из опыта работы)
Фатхулина Дамира Салахетдиновна
Учитель МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа » Апастовского муниципального района РТ
Для каждого учителя русского языка и литературы важнейшей задачей является задача нахождения пути для решения воспитательных возможностей литературы. А это значит, что необходимо учить каждого ребенка читать творчески, вдумчиво, с увлечением.
Он должен читать, хорошо понимая, что чтение-это не развлечение, а сложный труд его души. Такой труд, который необходим, чтобы стать думающим и развитым человеком.
Значение работы по воспитанию такого читателя необычайно возросло сегодня, когда наблюдается спад интереса к чтению. Особенно это видно на примере школьников, которые неохотно, лишь под контролем учителя, читают произведения писателей – классиков.
Сегодня ,затрагивая вопрос о воспитании читающего поколения, необходимо отметить и тот факт, что в обществе существуют два подхода к чтению,к его смыслу и функциям. Один подход сводит чтение к получению информации, а информацию к набору фактов. Такой подход может сформировать весьма поверхностного читателя, не способного к творчеству. Сторонники второго подхода подчеркивают, что текст должен восприниматься иначе, здесь очень важно сотворчество читателя с автором, читатель должен проникнуться жизнью литературных героев, уметь сопереживать им. Только в этом случае можно говорить о том, что ребенок станет настоящим книголюбом.
В своей статье мне хотелось бы поделиться собственным опытом по воспитанию читателя. Не секрет, что в наше время во многих семьях родители практически сами не читают художественные произведения и своим детям не прививают любовь к книгам. К сожалению, и личные библиотеки многих семей пополняются редко. Родители отдают предпочтение различным энциклопедиям, справочникам, искренне считая, что такие книги будут полезнее для детей.
В последние годы ,когда начинаешь работать в 5 классах, сталкиваешься с такой проблемой: приходят ученики, которые читают медленно ,с трудом. Приходится уделять им особое внимание, постоянно искать к каждому индивидуальный подход. Обязательно до начала уроков читаю с ними детские книги ,провожу беседы о героях книг, одновременно занимаюсь и словарной работой – разъясняю значение того или иного слова. Это делать необходимо, потому что многие мои ученики воспитываются в семьях, где практически не говорят на русском языке. Причем для чтения берем такие книги, которые были совместно выбраны в нашей школьной библиотеке. Обязательно на первом общешкольном собрании веду с родителями беседу о пользе чтения, стараюсь к этому дню организовать красочную выставку книг-новинок.
У нас в школе стали традиционными читательские конференции. Здесь обязательно принимают участие и родители, которые помогают младшим школьникам готовить инсценировки и презентации. Особую роль играет обсуждение прочитанной книги, потому что параллельно идет развитие связанной речи, воспитание внимания и бережного отношения к каждому слову художественного текста. В 5 классах особое внимание уделяю урокам внеклассного чтения, пытаюсь расширить рамки школьного учебники. Знакомлю их, например, с произведениями шведской писательницы АстридЛингрен: «Мадикен и Пимс»- о девочках-сестрах,воспитывающихся в дружной семье; « Мы все из Бюллербю» - это повесть о шестерых детях, живущих в крохотной шведской деревушке. Обязательно читаю с учениками книгу Туве Янссон о приключениях семьи муми-троллей. На мой взгляд, дети не только узнают о произведениях детской зарубежной литературы, но и учатся сами выбирать интересные книги для чтения. Для уроков внеклассного чтения очень люблю подбирать произведения детского писателя А.Лиханова. Особенно привлекают детей такие его произведения, как: «Обман», «Сломанная кукла». После чтения обязательно прошу поделиться своими впечатлениями о прочитанных книгах и пересказать их содержание своим друзьям.
Особое внимание на уроках внеклассного чтения уделяю книгам о животных. В каждом сельском доме обязательно есть животные, дети с ранних лет учатся ухаживать за ними. Часто с родителями выезжают в лес, поэтому диких животных они тоже неоднократно видели. Школьникам всегда интересно слушать и читать рассказы о братьях меньших. После чтения таких рассказов ,как н-р, «Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольского,прошу детей написать не только отзыв о прочитанном,но и создать свои рассказы о животных. Лучшие рассказы входят в самодельный сборник, который хранится в школьной библиотеке.
В пятом и шестом классах я предложила детям вести дневник читателя. В нем ученики записывают краткое содержание книги, пишут небольшой отзыв о книге. Дневник я просматриваю еженедельно. Этим приемом работ пользуюсь давно, и если подходить нему ответственно, не формально, то можно добиться положительных результатов. В 5-6 классах в конце учебного года лучшие чтецы получают призы. Любимой формой работы для учащихся является свое маленькое школьное издательство. Наши ученики сами пишут стихи и рассказы для своих самодельных книжек. А дети, которые хорошо рисуют, красочно оформляют страницы книг. Все учащиеся , без исключения, радуются ,если их книжки просят для чтения их товарищи.
С целью воспитания своих учеников как творческих читателей часто предлагаю такие интересные задания: домыслить судьбу литературных героев, придумать продолжение для небольшого по объему рассказа или сказки,объединить героев разных литературных произведений в одно произведение. В этом учебном году учащиеся 6 класса написали интересное продолжение к рассказу В.Распутина «Уроки французского». А пятиклассниками была написана сказка, где главными героями были Баба Яга, Кот Матроскин, Шарик, Иван –царевич и Василиса Премудрая,Дядя Федор.
Для уроков литературы всегда стараюсь подобрать фрагменты художественных или мультипликационных фильмов,созданных по мотивам литературного произведения. После просмотра прошу учащихся найти общее в фильме и книге. Надо отметить, что многим нравится этот вид работы. В дни Недели Детской книги провела викторину по теме: «Фильмы , снятые по книгам».
На уроках внеклассного чтения нередко применяю прием драматизации. Предлагаю своим ученикам участвовать в инсценировке небольших рассказов. Первые репетиции проводятся со мной, а затем уже работает ребенок – режиссер. Поначалу мы занимаемся распределением ролей, подбираем костюмы. Для каждого персонажа продумываем нужный тон, мимику, интонацию, жесты. Надо отметить, что каждая репетиция проходит весело и интересно. После тщательной подготовки дети выступают на школьных праздниках. Детей в классах в малокомплектных школах мало, так что порой бывает, что в спектакле задействованы учащиеся 2-3 параллелей.
Часто в нашей школе провожу литературные викторины. Составляю их по произведениям одного автора, так как при составлении вопросов обращаю внимание на каждую деталь в рассказе или повести.
В прошлом учебном году ученики6-8 классов работали над созданием буктрейлера. Сначала продумали, в какой форме мы его выполним. Решили, что он будет создан в формате презентации по книге Кира Булычева «Гостья из будущего».Были использованы фрагменты из детского кинофильма. Затем все будущие создатели прочли книгу детского писателя-фантаста, обсудили, какие наиболее яркие фрагменты книги пойдут в качестве материала. Потребовалось немало времени,прежде чем получился качественный и очень интересный буктрейлер, который впоследствии был продемонстрирован всей школе. Полезно было то, что дети увидели кинофильм, прочли внимательно книгу, познакомились в Интернете с другими буктрейлерами, привлекли внимание своих сверстников к этой интересной и поучительной книге.
Воспитание культуры чтения – это одна из важнейших задач школьного учителя. К этой цели можно прийти многими путями. В своей работе я пытаюсь достичь её, работая с ребенком, учителями, родителями.
Можно ещё много говорить об уроках литературы. На мой взгляд, каждому учителю необходимо помнить о том, что каждый хороший урок литературы должен учить детей воспринимать этот предмет как нечто имеющее непосредственное отношение к его жизни.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)
В общественной атмосфере сегодняшнего дня очень важны вопросы нравственного воспитания. Эта проблема, от которой зависит будущее страны. Большая роль в воспитании нравственного человека отводится русс...
статья РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Размышления педагога из опыта работы....
Воспитание толерантного сознания школьников на уроках литературы ( из опыта работы)
В статье представлен материал по формированию толерантного сознания школьников в процессе изучения литературы......
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)
В сборник включены разработки уроков литературы, представленные учителями русского языка и литературы, при методической поддержке кафедры гуманитарных дисциплин Калининградского областного...
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы: из опыта работы.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы: из опыта работы. Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы. На примере творчества А.С. Пушкина.Автор: Левина Ольга Владими...
Формирование социальной осознанности, воспитание личности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)
Материал из опыта работы определяет основные человеческие ценности, показывает какими возможностями в плане воспитания обладают учебные предметы "История" и "Обществознание", а так...
Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...