Особенности формирования познавательной активности у детей с ЗПР.
материал

Филатова Айнур Шахиновна

Особенности формирования познавательной активности у детей с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования познавательной активности у детей с ЗПР.

      При задержке психического развития исследователи отмечают недоразвитие форм познавательной деятельности, в частности Т.А. Власова и М.С. Певзнер (1967, 1973); Т.В. Егорова (1973), Г.И. Жаренкова (1981) указывают именно на слабость познавательной активности у детей с ЗПР. Анализ причин указанных нарушений приведен в исследованиях И.Ф. Марковской, В.В. Лебединского и О.С. Никольской (1977), И.Ф. Марковской (1977, 1979, 1982, 1983), где нейропсихологический анализ высших психических функций у детей с ЗПР проводился с точки зрения трех параметров:

  1. Недостаточность динамической организации психических функций (нарушение тонуса, устойчивости, подвижности).
  2. Парциальная недостаточность отдельных, ”частных” корковых функций (гнозиса, праксиса, речи и т.д.).
  3. Недостаточность регуляторных процессов, обеспечивающих инициирование, программирование, контроль деятельности.

         Таким образом, данные психологических и нейро-психологических исследований позволили выявить определенную иерархию нарушений познавательной деятельности у детей с ЗПР. В более легких случаях в ее основе лежит нейродинамическая недостаточность, связанная в первую очередь с истощаемостью психических функций, что обусловливает низкую активность в рамках познавательной деятельности.
Снижение познавательной активности опосредованно влияет на развитие и формирование высших психических функций. Так, в исследованиях Т.В. Егоровой (1969) низкая познавательная активность детей с ЗПР рассматривается как одна из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти. По данным А.Н. Цымбалюк (1974), низкая познавательная, активность детей с ЗПР - источник низкой продуктивности в выполнении интеллектуальных заданий, отсутствия интереса, снижения необходимого уровня психического напряжения, сосредоточенности, от чего в значительной мере зависит успешность интеллектуальной деятельности.
         Таким образом, инертность мыслительной деятельности детей с ЗПР, низкая активность рассматриваются в исследованиях как одни из черт, определяющих своеобразие познавательной деятельности младших школьников данной группы.
         Разрабатывая принципы и задачи коррекционной работы, психологи основывались на исследованиях, которые доказывают, что уровень познавательной активности и способы выполнения действий у детей с ЗПР ниже возрастной нормы. Поэтому, разрабатывая возрастную направленность коррекционных мероприятий, психологи сочли необходимым на первых этапах работы ориентироваться на нормативы более ранних возрастных периодов.
         Целесообразно составление коррекционных упражнений и заданий с опорой на более сформированные перцептиввые действия, на ведущие сенсорные системы, на сформированные умения и навыки в определенных видах деятельности для осуществления их переноса в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного ребенка.

Основными принципами психокоррекционной помощи они выделили:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
  2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
  3. Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
  4. Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
  5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

                                     Реализация данных принципов предполагалась в ходе психолого-педагогического сопровождения, заключающегося в дифференциации подхода к детям. Дифференцированный подход заключался в создании адекватной системы педагогических требований, соответствующих возможностям того или иного ребенка.
         Вместе с педагогами психологи разработали и проанализировали причины школьной и дошкольной неуспеваемости детей с ЗПР в их комплексе. В соответствии с темпом деятельности, уровнем развития познавательных процессов, возможностями здоровья ребенка была пересмотрена система требований и оценки, разработана система коррекционных заданий для использования во время уроков и во внеурочное время.

Задачи коррекционных мероприятий:

  1.  Установление контакта с ребенком, активизация интереса к совместной деятельности (с учителем, психологом, родителями).
  2.  Вовлечение родителей, педагогов в процесс кор-рекции и профилактики отклонений в развитии учащихся.
  3. Обучение детей приемам самоконтроля, умению анализировать собственные эмоции, регулировать их проявления.
  4. Формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности.
  5. Коррекция отклонений в познавательной деятельности:

  1.    определение индивидуальной характеристики психического развития ребенка, активизация его интересов;  
  2. формирование пространственных представлений;
  3. развитие сенсорной сферы ребенка;
  4. расширение, углубление, уточнение, развитие ассоциативного мышления;
  5. обучение элементарным приемам рассуждений и умозаключений на основе экспериментирования;
  6. развитие мыслительных операций - сравнения, обобщения, классификации с использованием:
  • предметов;
  • картинок;
  • слов и чисел.

Желаемыми (планируемыми) результатами психо-коррекционной работы, исходя из поставленных задач,были опредены:

  • Активность ребенка, желание взаимодействовать.
  • Сотрудничество родителей с учителем (психологом).
  • Оптимальный уровень тревожности.
  • Реальная (адекватная) самооценка.
  • Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.

Критериями являются:

  1. Участие во внеклассных мероприятиях (конкурсах, выступления на праздниках), доверительные отношения с учителем (психологом), высокая работоспособность, проявление творчества.
  2. Интерес родителей к специальной литературе по м.кцитанию детей, консультации у психолога по наболевшим проблемам, желание оказать помощь (психологическую) детям.
  3. Умение применять адекватные способы психологической защиты детьми, например: перед ответом у доски ребенок учится сосредоточивать свое внимание на сообщении или заранее репетировать его перед зеркалом и т. д.
  4. Адекватный уровень притязания, адекватная реакция на неуспех, похвалу; безболезненное отношение к критике, попытка исправить ошибки и неудачи; способность похвалить других детей, а не подчеркивать их недостатки; быстрая адаптация к новым ситуациям, самостоятельность; умение выделить свои положительные и отрицательные стороны; жизнерадостность, оптимизм, отсутствие чувства неопределенности и грозящей неудачи.
  5. Выраженная познавательная активность ребенка на уроках и во внеурочное время (задает вопросы, читает литературу и т. д.).

Добиться эффективности и желаемых результатов коррекционной работы не просто, для этого необходимо соблюдение всех нижеперечисленных условий:

  • заинтересованность всех сторон (учителя, родителей, детей);
  • единство целей, методов, требований в школе и в семье;
  • целенаправленность и систематичность проведения коррекционных занятий с детьми;
  • доброжелательность и терпение со стороны взрослых, вера в ребенка;
  • учитывая индивидуальные особенности ребенка,не допускать переутомления ребенка, навязывания коррекционных заданий, авторитарности, грубости и бестактности по отношению к ребенку;
  • анализировать результаты коррекционной работы с детьми (карта развития).

В зависимости от форм организации коррекционной работы выделяют три вида психологической помощи. Наилучшим вариантом будет сочетание всех видов, форм организации психокоррекционной работы.

I. Лекционно-просветительская работа

Лекционно-просветительская работа, проводимая психологом, адресуется группе родителей и педагогов и предполагает рассматривать основные закономерности и базовые факторы развития ребенка, возрастно-психологические особенности конкретных стадий развития ребенка, типичные критические ситуации, трудности и проблемы каждого возраста и общие рекомендации по их преодолению.

Примерные темы лекций для учителей:

  • ”Конвенция о правах ребенка” и реализация лич-ностно-ориентированного подхода в обучении.
  • Что такое школьная дезадаптация?
  • Самооценка личности как одна из основных форм псилогической защиты.
  • Как предупредить нервно-психические заболевания?
  • Взаимодействие школы и семьи - залог успешного воспитания и обучения детей.

                  В недалеком прошлом работа по педагогическому просвещению родителей проводилась психологами непосредственно на предприятиях в так называемые единые педагогические дни, где в обеденный перерыв читали лекции о психолого-физиологических особенностях детей различного возраста, об учете возрастных и индивидуальных особенностей детей в семейном воспитании. Осуществлялась совместная деятельность родителей и детей, включающая в себя природо-охранительные мероприятия, художественно-эстетическое просвещение, спортивно-туристические походы, состязания. Все это позволяло активно включать родителей в решении детских проблем, наполняло содержанием семейное воспитание.
         В наше время педагогическое просвещение в лучшем случае осуществляется в виде тематических родительских собраний.

Темы лекций, проводимых психологом для родителей:

  • Что нужно знать родителям о ребенке старшего (школьного возраста).
  • Готов ли ваш ребенок к школе?
  • Как помочь ребенку добиться успехов в учении?
  • Каковы ”семейные” причины трудного детства?
  • Как на самом деле любить детей?
  • Интимное воспитание. Как его осуществлять родителям?
  • Что такое тревожность и как от нее избавиться?

                  Успех проведения таких собраний-лекториев обеспечивается соблюдением следующих условий:

o тематика составляется таким образом, чтобы заинтересовать родителей, избегать нравоучения, обвинения родителей; проблема должна быть близка родителям;
o график проведения таких собраний должен быть определен заранее;
o желательно, чтобы на лекции присутствовали оба родителя;
o родители должны понять простую истину: ”Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому”.

II. Консультативно-рекомендательная работа

                  Строится на основе диагностики характера и причин переживаемых ребенком трудностей и предполагает формирование психологом системы рекомендаций, учет и выполнение которых родителями и педагогами при активной роли самого ребенка будут содействовать как профилактике, так и преодолению негативных тенденций и трудностей в развитии.

Психологическая консультация по темам и по запросу:

  1. Как помочь детям с нарушением слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата?
  2. Как помочь ребенку в приготовлении уроков?
  3. Развитие одаренных детей.
  4. Помощь в формировании устной и письменной речи.
  5. Что может ”рассказать” рисунок?

III. Коррекционная работа

                  Проводится в форме индивидуальной и групповой коррекции. Самая трудоемкая. Осуществляется непосредственно психологом - при активном содействии родителей, педагогов - с группой детей или индивидуально с ребенком. Эта работа наиболее результативна и перспективна. Для эффективности коррекционно-развивающей работы психологи считают целесообразным использование следующих видов деятельности:

игра;
рисование;
музыка;
использование коррекционных методов в ходе уроков.

                  Наряду с развитием описанных выше параметров необходимо сформировать у детей представления о различных видах последовательностей, а также их вербализации. Упражнения, развивающие способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной ипгледовательности явлений, должны быть адресованы всем анализаторам (зрительному, слуховому, двигательному и кинестетическому).
         Развитие данных способностей возможно на уроках мптематики, физической культуры, музыки, рисования, физминутках. Одновременно с формированием компонентов функционального базиса необходимо развитие психических функций, которые участвуют в процессе познания, таких как внимание, память и др. И все же 
главное условие успешности всех мероприятий - активность самого ребёнка.

Сущность познавательной активности, по мнению многих авторов, заключается в следующем:
o активность - это усиленная, энергичная деятельность, деятельное участие в чем-либо, инициативность;
o активное познание - усиленное, энергичное, деятельное, инициативное познание;
o познавательная активность - качество развиваемое, воспитываемое (И.А. Редковец, 1971);
o познавательная активность и обучаемость - свойства личности, неразрывно связанные друг с другом.
Только при активности учащегося возможно успешное усвоение знаний с использованием эффективных способов их добывания и применением к решению новых задач (В.И. Лубовский). Как качество личности познавательная активност отражает психологическую и практическую ее готовность (стремление и способность) к энергичному, деятельному, продуктивному познанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста при нарушениях зрения.

Мы исследовали  психическое развитие детей дошкольного возраста с амблиопией   и   косоглазием.  задачей эксперимента было: выявление  восприятия этими дет...

Роль наглядных методов в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них ...

Развивающие игры – как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Развивающие игры - как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

Статья на тему: Формирование познавательной активности на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХУ ДЕТЕЙ С  ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

Трансляция опыта в сборнике на тему формирование познавательной активности у детей школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья в условиях с требованиям ФГОС (пункт 3.5)

Трансляция опыта в сборнике на тему формирование познавательной активности у детей школьного возраста,  с ограниченными возможностями здоровья в условиях           с...

Дидактические приемы формирования познавательной активности у детей с ТНР

Дидактические приемы формирования познавательной активности у детей с ТНР...