Программа по предмету "Ручной труд"
рабочая программа (6 класс) на тему
Для школ 8 вида для учащихся со сложной структурой дефекта и ТМНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7._programma_ruchnoy_trud.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486
__________________________________________________________________
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________________ ФИО «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____2009 г. |
Рабочая программа
по ручному труду
для 6 класса «А»
Автор-составитель:
учитель 6-а класса
Проневская Елена Эдуардовна
Москва, 2014
Пояснительная записка
Программа по предмету «ручной труд» для 6 класса составлена на основе программы школы VIII вида (для детей с выраженным недоразвитием интеллекта под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007 год).
Программа образования носит в основном практический характер, поэтому очевидна коррекционная направленность уроков ручного труда для учащихся с нарушением интеллекта, имеющих недоразвитие познавательной деятельности, зрительно-двигательной координации и произвольной ручной моторики, а также особенностями развития эмоционально-волевой сферы.
Особенность учебного курса ручной труд 6 класса заключается в том, что при выполнении поделок дети практически не пользуются инструментами. Работа различными материалами позволяет более эффективно развивать точность и ритмичность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объемные модели несложной формы (овощи, фрукты, растения, животные и т. д.), уточняя при этом представления учащихся о натуральных предметах.
Главная задача на этих уроках – это формирование прикладных умений и навыков, необходимых в бытовой деятельности. Эти уроки способствуют развитию мелкой моторики, ручной умелости, пространственной ориентировки, целенаправленной деятельности, у учащихся развивается аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе, развиваются творческие способности. Уроки труда способствуют развитию восприятия, воображения, мышления и играют большую роль в воспитании учащихся. На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. Труд в той или иной степени связан со всеми учебными предметами и является практическим применением знаний в условиях трудовой деятельности школьника. Труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталых учащихся.
Программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю.
Цель:
Формирование трудовых умений и навыков, необходимых для успешной социализации учащихся.
Задачи:
- продолжать знакомить со свойствами материала( бумага, картон);
- продолжать учить ориентироваться в пространстве листа бумаги;
- учить определять место приклеивания деталей аппликации;
- продолжать учить аккуратно приклеивать детали аппликации на определенное место
- учить правильно обращаться с ножницами, учить резать бумагу на полоски;
- формировать организационные умения в труде: правильно располагать материалы и инструменты на рабочем столе, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасности работы, санитарно-гигиенические требования;
- учить использовать коммуникативные навыки общения с целью выполнения заданий;
- учить использовать приобретенные знания и умения для решения несложных задач, связанных с выполнением задания;
Содержание программы
Беседа о труде и профессиях. Особенности урока труда. Т.Б. и соблюдение санитарно-гигиенических навыков на уроках. |
Бумага. Виды бумаги (писчая, газетная, рисовальная и т.д.). Дифференциация. |
Внешние признаки бумаги (белая – цветная, толстая – тонкая, глянцевая – матовая и т.д.) Дифференциация |
Свойства бумаги (размокает, сгибается, мнется, рвется, разрезается, прокалывается, склеивается и т.д.) Дифференциация |
Сравнение свойств бумаги различных видов (составление коллекции) |
Отрывание кусочков цв. бумаги и составление простых аппликаций: осенние листья листопад грибы |
Сгибание листа бумаги пополам, проглаживание сгиба рукой, раскрашивание половинок бумаги |
Сгибание листа бумаги вчетверо, проглаживание сгиба рукой Нахождение центра. Раскрашивание частей бумаги |
Беседа о труде и профессиях. Особенности урока труда. Т.Б. и соблюдение санитарно-гигиенических навыков на уроках. |
Т.Б. при работе с ножницами. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук. Упр-я в произвольном резании бумаги ипо намеченной линии |
Т.Б. при работе с ножницами и бумагой. Разметка бумаги по шаблону. Резание по намеченной линии. Изготовление елочных украшений |
Сгибание листа бумаги по прямым линиям сгиба на 4, 6, 8 частей. Отгиб кромки с 1, 2, 4 сторон листа. Изделие «Гармошка» |
Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа бумаги ножницами на полоски (широкие, узкие) Панно из открыток |
Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа бумаги по следу сгиба на полоски ножницами (широкие, узкие, долевые, поперечные). Резание листов белой и цветной бумаги на треугольники, квадраты, прямоугольники. Изделие «Геометрический узор» |
Требования к уровню подготовки учащихся
На второй ступени школьного обучения в ходе освоения программы ручной труд обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметные и предметных результатов.
Личностными результатами в 6 классе являются обучающихся являются формирование следующих умений:
У обучающегося могут быть сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- интерес к занятиям ручного труда (или к отдельным заданиям);
- знание основных моральных норм поведения в школьной жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования (совместно с педагогом):
- представления о причинах успеха в учебе;
- эстетических чувств на основании анализа простых ситуаций;
- собственной внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- элементарные представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуации общения.
Метапредметными результатами изучения курса «Ручной труд» в 6-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) .
Регулятивные УУД.
Обучающиеся научатся (на основе совместных действий с педагогом):
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме совместно с педагогом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;
- осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- искать нужную информацию в учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, приведенные в наглядных учебных пособиях совместно с педагогом;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме совместно с педагогом;
- наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде;
- знакомить обучающихся с предметами окружающей действительности.
Обучающиеся получат возможность научится (на основе совместных действий с педагогом):
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- воспринимать смысл небольшого текста;
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом под руководством учителя.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах);
- использовать в общении правил вежливости;
- адекватно реагировать на обращение учителя;
- слушать и понимать речь других;
- стараться адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач совместно с педагогом.
Предметными результатами изучения курса «Ручной труд» в 6-м классе является формирование следующих знаний и умений (владеющие и не владеющие речью обучающиеся).
Владеющие речью:
- могут ориентироваться в окружающем;
- различают предметы окружающей действительности (игрушки, посуда, мебель и т.д);
- усваивают правила техники безопасности;
- приобретают первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Не владеющие речью:
- слушают речь учителя;
- понимают слова учителя;
- показывают окружающие его предметы, названный предмет на картинке;
- показывают действия с предметами, показывают названное действие на картинке.
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
n/n | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1 | Беседа о труде и профессиях. Особенности урока труда. Т.Б. и соблюдение санитарно-гигиенических навыков на уроках. | 1 | ||
2 | Бумага. Виды бумаги (писчая, газетная, рисовальная и т.д.). Дифференциация. | 3 | ||
3 | Внешние признаки бумаги (белая – цветная, толстая – тонкая, глянцевая – матовая и т.д.) Дифференциация | 3 | ||
4 | Свойства бумаги (размокает, сгибается, мнется, рвется, разрезается, прокалывается, склеивается и т.д.) Дифференциация | 3 | ||
5 | Сравнение свойств бумаги различных видов (составление коллекции) | 3 | ||
6 | Отрывание кусочков цв. бумаги и составление простых аппликаций: осенние листья листопад грибы | 2 2 2 2 | ||
7 | Сгибание листа бумаги пополам, проглаживание сгиба рукой, раскрашивание половинок бумаги | 3 | ||
8 | Сгибание листа бумаги вчетверо, проглаживание сгиба рукой Нахождение центра. Раскрашивание частей бумаги | 3 |
2 четверть
n/n | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1 | Повторение пройденного | |||
1.1 | Т.Б. и соблюдение санитарно-гигиенических навыков на уроках. | 1 | ||
1.2 | Бумага. Бумага: виды, свойства, признаки | 3 | ||
1.3 | Отрывание кусочков цв. бумаги и составление простых аппликаций | 3 | ||
1.4 | Сгибание листа бумаги пополам, проглаживание сгиба рукой, раскрашивание половинок бумаги | 3 | ||
1.5 | Сгибание листа бумаги вчетверо, проглаживание сгиба рукой Нахождение центра. Раскрашивание частей бумаги | 3 | ||
2 | Работа с ножницами | |||
2.1 | Т.Б. при работе с ножницами. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук. Упр-я в произвольном резании бумаги ипо намеченной линии | 4 | ||
2.2 | Т.Б. при работе с ножницами и бумагой. Разметка бумаги по шаблону. Резание по намеченной линии. Изготовление елочных украшений | 4 |
3 четверть
n/n | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Повторение пройденного | ||||
1 | Т.Б. и соблюдение санитарно-гигиенических навыков на уроках. Бумага. Бумага: виды, свойства, признаки Отрывание кусочков цв. бумаги и составление простых аппликаций «Снеговик» | 3 | ||
2 | Сгибание листа бумаги пополам, проглаживание сгиба рукой, раскрашивание половинок бумаги | 3 | ||
3 | Сгибание листа бумаги вчетверо, проглаживание сгиба рукой Нахождение центра. Раскрашивание частей бумаги | 3 | ||
4 | Т.Б. при работе с ножницами. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук. Упр-я в произвольном резании бумаги по намеченной линии. Изделие «Флажки» | 3 | ||
5 | Сгибание листа бумаги по прямым линиям сгиба на 4, 6, 8 частей. Отгиб кромки с 1, 2, 4 сторон листа. Изделие «Гармошка» | 3 | ||
6 | Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа бумаги ножницами на полоски (широкие, узкие) Панно из открыток | 4 | ||
7 | Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа бумаги по следу сгиба на полоски ножницами (широкие, узкие, долевые, поперечные). Резание листов белой и цветной бумаги на треугольники, квадраты, прямоугольники. Изделие «Геометрический узор» | 3 | ||
8 | Подарок папе | 4 | ||
9 | Подарок маме | 4 |
4 четверть
n/n | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1 | Повторение пройденного | |||
1 | Т.Б. и соблюдение санитарно-гигиенических навыков на уроках. Бумага. Бумага: виды, свойства, признаки Отрывание кусочков цв. бумаги и составление простых аппликаций «Ручеек» | 3 | ||
2 | Сгибание листа бумаги пополам, проглаживание сгиба рукой, раскрашивание половинок бумаги | 3 | ||
3 | Сгибание листа бумаги вчетверо, проглаживание сгиба рукой Нахождение центра. Раскрашивание частей бумаги | 3 | ||
4 | Т.Б. при работе с ножницами. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук. Упр-я в произвольном резании бумаги по намеченной линии. Изделие «Флажки» | 3 | ||
5 | Сгибание листа бумаги по прямым линиям сгиба на 4, 6, 8 частей. Отгиб кромки с 1, 2, 4 сторон листа. Изделие «Гармошка» | 3 | ||
6 | Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа бумаги ножницами на полоски (широкие, узкие) Панно из открыток | 3 | ||
7 | Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа бумаги по следу сгиба на полоски ножницами (широкие, узкие, долевые, поперечные). Резание листов белой и цветной бумаги на треугольники, квадраты, прямоугольники. Изделие «Салют» | 3 | ||
8 | Упражнения в вырезании по прямым и кривым линиям. Изделие «Весенний коллаж» | 3 |
Критерии оценки
Оценка "5" ставится:
- если ученик выполняет все задания на уроке правильно самостоятельно под контролем учителя, но имеются 2-3 негрубые ошибки;
- Оценка "4" ставится:
- если ученик выполняет задания с частичной помощью учителя имеются 2-3 негрубые ошибки;
Оценка "3" ставится:
- если ученик выполняет задания на основе совместных действий с педагогом.
Учебно-методические средства обучения
- Основная литература
- Программа Обучения детей с тяжелым недоразвитием под редакцией И. М. Бгажнокова, М.; Владос 2007 г
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Подготовительный, 1-4 классы. Москва «Просвещение», 2001г.
- Дополнительная литература
- Козлина А.В. Уроки ручного труда. Москва – 2004 год.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1, Часть 2― М.: Просвещение, 2010.
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. — 2000. — № 3, №6
- Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб. "Образование", 2001г.
- Раздаточный материал:
Пластилин.
Краски.
Карандаши.
Клей.
Рабочая доска.
Предметные картинки.
Муляжи овощей, фруктов.
Пооперационные карты.
Фигуры из геометрического лото.
Трафареты обуви, одежды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по обслуживающему труду, 7 класс
Программа для учащихся 7 классовсо сложной структурой дефекта...
Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД
Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...
Образовательная программа по сельскохозяйственному труду для 7 класса
Почасовое планирование по четвертям с учетом требований "Программы для коррекционных школ"...
Программа УД "Охрана труда и техника безопасности"
Программа учебной дисциплины начального профессионального образованияна основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования "Охрана труда и техника б...
Программа изучения педагогического труда учителя
Тезисы, следуя которым можно составить характеристику материала ....
Рабочая программа по профильному труду "Сельскохозяйственный труд\ декоративное цветоводство"
Рабочая программа по "Сельскохозяйственному труду / цветоводству" разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» для основного общего образования для обучающихся с ОВЗ. Срок освоения программы: 2 года (с 8 по 9 класс)
Адаптированная рабочая программа по учебного предмета «труд (технология)» на уровне основного общего образования для обучающихся с нарушениями с ОВЗ составлена на основе пр...