Рабочая программа по профильному труду "Сельскохозяйственный труд\ декоративное цветоводство"
рабочая программа (5 класс)

Николаева Татьяна Андреевна

Рабочая программа по "Сельскохозяйственному труду / цветоводству" разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetovodstvo-5-kl-fgos.docx72.4 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Профильный труд»

(сельскохозяйственный труд и декоративное цветоводство)

5 класс

Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями),

вариант 1

Составитель программы:

учитель-дефектолог Николаева Т.А.

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат

 для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии

2020 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

  1. Личностные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета

  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

  1. Содержание учебного предмета.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

  1. Описание  материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» (сельскохозяйственный труд и декоративное цветоводство)  предназначена для обучающихся 5 классов с   умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
  4. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат  для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии;
  5. Учебный план БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат  для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии.

Профильный труд как учебный предмет, является одним из ведущих в системе подготовки школьников с интеллектуальными нарушениями, так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся с ОВЗ, практическая подготовка их к самостоятельной жизни и труду.

Практическая и коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации, и реабилитации.

Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.

Рабочая программа «Сельскохозяйственный труд и декоративное цветоводство»  направлена на достижение следующих целей:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

 - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии; формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу, бережного отношения к общественной собственности и т. п.;

 - получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.  

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Учебный материал данного курса направлен на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями.

Изучение теоретического материала развивает мышление; способность к пространственному анализу; речь; внимание; память.

Практические занятия позволяют развивать и совершенствовать у обучающихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировку в окружающей среде. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников: целенаправленность; умение довести начатое дело до конца; самостоятельность; самоконтроль; чувство коллективизма.

Важная часть предмета– формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков сохранения при- родных ресурсов; развитие чувства прекрасного, художественного вкуса.

Программа по профилю «Сельскохозяйственный труд и декоративное цветоводство» разработана с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Программа содержит темы по сельскохозяйственному труду и декоративному цветоводству, строится по концентрическому принципу, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Она опирается на такие школьные дисциплины, как математика («Разметка посадочных рядков»), естествознание («Культурные и дикорастущие цветковые растения»), ручной труд («Бумажные пакеты для расфасовки семян») и др.

Программа   разделена на 4 четверти, каждая из которых начинается с вводных занятий, которые включают в себя содержание обучения в данной четверти и организация работы обучающихся, повторение правил техники безопасности, инструктажа по ТБ.

При изучении программного материала у обучающихся формируется умение правильно строить фразу, давать полные ответы, умение обосновывать выводы; самостоятельно планировать и выполнять практические задания.

Для прочного закрепления знаний и умений постоянно осуществляется повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Для совершенствования навыков планирования, самоконтроля и общетрудовых умений предусматривается практическое повторение учебного материала. Обучающиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и содержание контрольных работ определяется исходя из уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных возможностей.

3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Срок реализации данной программы – 1 учебный год. В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в учебном плане  образовательной организации, который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учебного предмета «Профильный труд» (Сельскохозяйственный труд и декоративное цветоводство):

Год

обучения

Кол-во часов

в неделю

Кол-во учебных

недель

Всего часов за

учебный год

5 класс

6

34

204

Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждую изучаемую тему отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как обучающиеся адаптивной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В результате обучения обучающиеся овладеют:

  • навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов,
  • уважительным отношением к труду и результатам труда,
  • развитием основных мыслительных операций,
  • развитием наглядно-образного и словесно-логического мышления,
  • коррекцией нарушений  эмоционально-личностной сферы,
  • обогащением  словарного запаса.

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся.

Личностные:

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Регулятивные:

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные  учебные действия:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Наблюдать  под  руководством  взрослого  за  предметами  и  явлениями окружающей действительности.

Коммуникативные  учебные действия:

  • Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках и следовать им.
  • Учиться согласованно работать в группе.
  • Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).

     Предметные результаты связаны с овладением обучающимися программы по предмету профильный труд, характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Понимать значимость организации рабочего места.

Понимать значимость организации рабочего места, самостоятельно организовывать рабочее место.

Понимать значение сельскохозяйственного труда, спецодежды

Понимать значимость сельскохозяйственного труда, спецодежды

Знать правила посадки  картофеля,  летний уход за культурой,  уборка урожая

 Уметь с помощью учителя выращивать картофель.

Знать правила посева гороха,  уход и уборка урожая

Уметь с помощью учителя  выращивать горох  

Различать овощные культуры  и знать названия

Знать название овощных культур,  агротехнику выращивания гороха и картофеля

Знать правила безопасной работы ручным инвентарём

Знать правила безопасной работы ручным инвентарём,

использовать их в практической деятельности.

Иметь представление о видах культурных цветковых

растений.

Знать виды культурных цветковых растений, различать их

по внешнему виду.

Знать название и назначение ручного инвентаря.

Знать название, назначение, устройство ручного инвентаря.

Знать правила сбора, хранения и подготовки к посеву

семян однолетних цветочных растений. Проводить сбор и подготовку семян к посеву. (при помощи учителя).

Знать правила сбора семян. Уметь самостоятельно проводить сбор и подготовку семян к посеву.

Читать (с помощью учителя) технологические карты,

используемые при выполнении практических работ.

Читать технологические карты, используемые при выполнении практических работ.

Отбирать инвентарь и приспособления, необходимые

для выполнения практической работы при помощи учителя

Отбирать инвентарь и приспособления необходимых для

выполнения практической работы.

Составлять план выполнения практической работы (при

помощи учителя).

Составлять план выполнения практической работы.

Находить допущенные ошибки при выполнении практических работ (при помощи учителя)

Находить и исправлять ошибки, допущенные при выполнении практических работ.

Давать краткую характеристику изучаемым цветковым

растения (по вопросам учителя).

Давать краткую характеристику изучаемым цветковым

растениям, соотносить их к вида культурных растений.

Уметь наблюдать, сравнить по вопросам учителя.

Уметь наблюдать, сравнивать, выделять характерные особенности.

4.1. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Для проверки теоретических знаний, умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестовых заданий или практической контрольной работы.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

70-94%%

хорошо

50-69%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы, исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 1/2 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по- данной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминоло- гию;
  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использу- емых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко ис- правил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправ- ленные по замечанию учителя.

     Отметка «3»ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемон- стрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей про- граммой;

Отметка «2»ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в вы- кладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Сельскохозяйственный труд и декоративное цветоводство»,  5 КЛАСС

  1. четверть

Вводное занятие.

Сельскохозяйственный труд и его значение. Цветоводство. Содержание обучения в предстоящем учебном году. Организация учебной трудовой группы. Инструктаж по ТБ.

Осенние сельскохозяйственные работы

Уборка урожая.  Уборка картофеля. Уборка моркови и свеклы. Сортировка картофеля, моркови и свеклы. Сбор послеурожайных остатков растений. Заготовка веточного корма.

Практические работы. Уборка урожая. Сбор остатков растений с цветников. Сгребание опавших листьев.

Культурные цветковые растения.

Цветковые растения: многообразие, декоративные качества. Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения, выращиваемые в цветниках и в комнатных условиях.

Экскурсия. Цветник. Школьный сад. Ознакомление е цветковыми растениями.

Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.

Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы и др.). Признаки созревания плодов и семян цветковых растений. Способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений (перевертывание без повреждения корней). Понятие семена-сырец. Сроки созревания и сбора семян. Осыпание семян. Приемы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора.

Практические работы. Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с семенами. Укладка плодов в картонные коробки и установка на стеллажи для просушки. Срезка некоторых растений с недозрелыми плодами под корень и подвешивание в проветриваемом помещении для дозревания семян.

Уборка однолетних цветковых растений в цветнике

Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике.

Практические работы. Осенние работы в цветнике. Удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника. Выкопка подземных частей растений (корнеклубней, корневищ и др.). Уборка растительных остатков на территории цветника.

Заготовка земляной смеси для комнатных растений

Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части, хранение. Приемы составления смесей.

Практические работы. Выбор места для заготовки огородной или дерновой земли. Вскапывание и разрыхление заготавливаемой почвы. Поднос или подвоз почвы к месту хранения. Заготовка перегноя (или закупка торфяной смеси в магазине). Смешивание перегноя (торфа) с землей по указанию учителя.

Практическое повторение

Виды работы. Осенние работы в цветнике. Заготовка почвенных смесей для комнатных растений.

Контрольная работа. Составление земляной смеси.

  1. четверть

Вводное занятие

Цели, задачи и содержание обучения в предстоящей учебной четверти.   Инструктаж по ТБ.

Вскапывание почвы в цветнике

Понятия борозда, глубина вскапывания. Лопата: устройство, приемы вскапывания почвы, рабочая поза, техника безопасности.

Практические работы. Прокладывание первой борозды. Вскапывание почвы на заданную глубину.

Бумажные пакеты для расфасовки семян

Бумажный пакет для семян: назначение (фасовка мелкими партиями), форма, размеры. Форма заготовок и способы соединения деталей пакета.

Практические работы. Вырезка заготовок для пакета по трафарету. Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание на пакеты изображений цветков тех растений, чьи семена будут храниться в них.

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью

Значение и приемы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование объемных предметов (наперстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян.

Практические работы. Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей. Сортировка семян (разбор на мелкие, поврежденные и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные). Насыпка определенного объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.

Уход за комнатными растениями

Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы и воздуха. Правила и приемы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке и кадке (на ощупь).

Практические работы. Заготовка поливной воды для отстаивания. Проверка влажности почвы в горшках и кадках. Полив комнатных растений из детской лейки.

  Горох

Строение растения гороха. Особенности растения гороха. Использование гороха. Подготовка семян гороха к посеву. Подготовка почвы и посев семян гороха.  Уход за посевом и уборка урожая гороха.

Контрольная работа. Полив комнатных растений

.

  1. четверть

Вводное занятие

Цели, задачи и содержание обучения в предстоящей учебной четверти.   Инструктаж по ТБ.

Цветковые растения, размножаемые семенами

Общее представления о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. Примеры размножения тем и другим видами. Пикировка рассады. Уход за рассадой. Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике.

Выращивание  бархатца раскидистого в цветочном горшке

Виды бархатца (высокорослый, раскидистый). Сравнительная характеристика внешнего вида и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением). Выращивание рассады бархатца раскидистого.

Практические работы. Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка цветочных горшков. Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов. Набивка горшков и стаканов земляной смесью. Полив смеси. Посев бархатца раскидистого в горшки и стаканы по два семени в одну лунку. Укрытие пленкой и установка в теплое место горшков и стаканов с посеянными семенами. После всходов — оставление одного растения, умеренный полив, установка на хорошо освещаемое место. Наблюдение за развитием растений.

Перевалка комнатного растения

Понятия перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения, подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.

Практические работы. Подбор, промывка и просушка цветочного горшка. Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.

Инвентарь для работы в цветнике

Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначение (разметка мест посева семян, посадка рассады, инвентарь, обработка почвы, посев семян, уход за растениями). Правила безопасной работы с инвентарем и его хранение.

Упражнения. Разметка с помощью мерной ленты, шнура и маркера мест посева семян.

Картофель.

Строение растения картофеля. Особенности растения картофеля. Использование картофеля. Подготовка клубней картофеля к посадке. Подготовка почвы для посадки картофеля. Посадка картофеля. Уход за картофелем. Вредители и болезни картофеля.

Контрольная работа. Подготовка почвы для посева семян и посев семян отобранного учителем цветкового растения в цветочные горшки.

IV четверть

Вводное занятие

Цели, задачи и содержание обучения в предстоящей учебной четверти.   Инструктаж по ТБ.

Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений

Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и в цветниках. Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения. Характеристика этих растений (декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.).

Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений

Выбор места в цветнике для посева крупносемянных однолетних цветковых растений (ноготков, настурций и других по выбору). Подготовка почвы. Оформление краев цветочных гряд.

Практические работы. Вскапывание почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд. Выравнивание краев гряд. Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.

Посадка картофеля и уход за ним

 Практические работы. Подготовка клубней картофеля к посадке. Подготовка почвы для посадки картофеля. Посадка картофеля. Уход за картофелем

 Выращивание гороха

Практические работы. Подготовка семян гороха к посеву. Подготовка почвы и посев семян гороха.  Уход за посевом и уборка урожая гороха

Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений

Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растения в полном развитии (высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков). Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков. Сроки посева семян.

Практическое повторение. Разметка посевных рядков с помощью маркера или веревки. Углубление посевных рядков. Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив (по необходимости).

Высадка рассады бархатца раскидистого

Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых (уличные вазы, газоны, внутренние дворики и др.). Расстояния между посадками растений.

Практические работы. Подготовка почвы. Разметка мест посадки. Полив рассады. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. Первоначальный полив (дальнейший по необходимости).

Практическое повторение. Виды работы. Весенние работы в цветнике. Уход за комнатными растениями.

Контрольная работа. Разметка посевных рядков, посев крупносемянного цветкового растения.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

Первая четверть(54ч)

I.

1

Вводное занятие

Вводный урок. ТБ на уроках труда

1

1

- Ознакомление с учебным кабинетом, правилами работы на занятиях, с содержанием обучения в предстоящем учебном году, с вводным инструктажем по охране труда

- Распределение рабочих мест.

II.

Сельскохозяйственный труд

5

  •  слушание объяснения учителя;
  • работа с учебником;
  • работа в тетрадях;
  • знать простейшие правила безопасной работы, правила поведения на уроках, во время экскурсий технику безопасности

2

Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей.

1

3

Виды хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию

1

4

Школьное подсобное хозяйство. Пришкольный участок

1

5

Правила работы на занятиях по сельскохозяйственному труду

1

6

Правила поведения во время практических работ и экскурсий

1

III.

Осенние сельскохозяйственные работы

14

7-8

Значение своевременной уборки овощей.  Правила безопасности при работе с сельхозинвентарем

2

  • слушание объяснения учителя;
  • работа с учебником;
  • работа в тетрадях;

выполнение действий по инструкции учи- теля;

- действуют при решении задач по ТБ,

- частично принимают и сохраняют цели и задачи учебных заданий, осознанно реагируют на внешний контроль, умеют частично  контролировать свои действия,

- формирование первичных умений работать в парах, умение работать в коллективе, в группах, - слушают собеседника,

-вступают в диалог и поддерживают его.

9

Уборка картофеля. Составление последовательности работ при уборке картофеля

1

10

Практическая работа. Уборка картофеля

1

11-12

Уборка моркови и свеклы. Составление последовательности работ при сборе свеклы

2

13-14

Практическая работа. Уборка моркови и свеклы

2

15

Сортировка картофеля, моркови и свеклы.

1

16

Практическая работа.  Сортировка клубней картофеля

1

17

Сбор послеурожайных остатков растений

1

18

Правила работы с граблями

1

19

Практическая работа. Сбор послеурожайных остатков растений

1

20

Повторение пройденного материала

1

IV.

Культурные цветковые растения

8

21

Культурные и дикорастущие цветковые растения.

1

  • слушание объяснения учителя;
  • работа с учебником;
  • работа в тетрадях;
  • выполнение действий по инструкции учителя;
  • наблюдение цветковыми растениями;
  • рассматривание натуральных объектов;
  • узнавание, называние и классифицирование цветковых растений.

22

Разнообразие цветковых культур.

1

23

Экскурсия. Цветник. Ознакомление с цветковыми растения-

ми.

1

24

Цветковые растения, наиболее распространенные в местных

условиях.

1

25

Экскурсия. Школьный цветник

1

26

Растения, выращиваемые в цветниках и в комнатных усло-

виях.

1

27-28

Экскурсия. Городской цветник.

2

V.

Сбор семян однолетних крупносемянных цветковых растений

 6

  • слушание объяснения учителя;
  • работа в тетрадях;
  • оперирование специальными терминами:

«семена-сырец».

  • выполнение действий по инструкции учителя;
  • наблюдение за цветковыми растениями;

- составление краткой характеристики изучаемых цветковых растений;

- распознавание цветковых растений по внешнему виду и словесному описанию;

 -         изучение правил безопасной работы ножницами;

 - выполнение практических работ.

29

Виды однолетнего цветкового растения с крупными семе-

нами. Ноготки, бархатцы прямостоящие. Настурция, георгина однолетняя.

1

30

Признаки созревания плодов и семян цветковых растений. Приёмы и правила сбора семян

1

31

Понятие семена-сырец. Сроки созревания и сбора семян. Осыпание семян.

      1

32-33

Практическая работа. Сбор семян однолетних цветов

2

34

Практическая работа. Укладка плодов и семян в коробки и установка для просушки.

1

VI.

Уборка однолетних растений в цветнике

6

- слушание объяснения учителя;

 -  работа в тетрадях;

 - выполнение действий по инструкции учителя;

- рассматривание натуральных объектов;

 - составление плана практических работ;

 - выполнение практических работ;

 - анализ выполненной практической работы.

 - взаимооценивание в парах.

35

Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике.

1

36

Инвентарь для работы в цветнике.

1

37

Практическая работа. Удаление с корнями растений из

цветника.

1

38-39

Практическая работа. Уборка растительных остатков на

территории цветника.

2

40

Практическая работа. Выкопка подземных частей растений.

1

VII.

Вскапывание почвы в цветнике

6

  • слушание объяснения учителя;
  • оперирование специальными терминами:

«борозда», «рабочая поза», «глубина вскапывания»,

  • работа с учебником;
  • работа в тетрадях;

41

Понятия борозда, глубина вскапывания.

1

42

Лопата: устройство, рабочая поза.

1

43

Приёмы и правила вскапывания почвы лопатой.

1

44

Техника безопасности при работе лопатой.

1

45

Практическая работа. Прокладывание первой борозды.

1

  • рассматривание натуральных объектов;
  • изучение правил безопасной работы лопатой;
  • выполнение практических работ;
  • анализ выполненной практической работы.
  • взаимооценивание в парах.

46

Практическая работа. Вскапывание почвы на заданную глубину.

1

VIII.

Заготовка земляной смеси для комнатных растений

4

- слушание объяснения учителя;

 - работа в тетрадях;

- выполнение действий по инструкции учителя;

- просмотр мультимедийной презентации;

 - рассматривание натуральных объектов;

- составление плана практических работ;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы;

- выполнение контрольной работы.

47

Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части.

1

48

Приёмы составления смесей и их хранение.

1

49

Практическая работа. Заготовка  земляной смеси.

1

50

Контрольная работа. Составление земляной смеси.

1

IХ.

Практическое повторение

4

- повторение пройденного материала;

 - повторение правил безопасной работы;

- составление плана практических работ;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы;

- взаимооценивание в парах.

51-54

Осенние работы в цветнике.

4

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

Вторая четверть(42ч)

I.

Вводное занятие

2

Изучение задач обучения во второй четверти, повторение правил безопасной работы ручным инвентарем.

1

Вводное занятие.

1

2

Инструктаж по технике безопасности

1

II.

Вскапывание почвы в цветнике

4

- слушание объяснения учителя;

- работа в тетрадях;

- выполнение действий по инструкции учителя;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы.

3

Понятия борозда, глубина вскапывания. 

1

4

Лопата: устройство, приемы вскапывания почвы, рабочая поза, техника безопасности

1

5

Практическая работа. Прокладывание первой борозды.

1

6

Практическая работа. Вскапывание почвы на заданную глубину

1

III

Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.

4

- слушание объяснения учителя;

- работа в тетрадях;

- выполнение действий по инструкции учителя;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы.

7

Дорожки площадки на территории школы.

1

8

Приёмы и правила ухода за дорожками и площадками.

1

9

Практическая работа. Сгребание опавших листьев.

1

10

Практическая работа. Подметание дорожек

1

IV.

Бумажные пакеты для фасовки семян

6

- слушание объяснения учителя;

 - работа в тетрадях;

- выполнение действий по инструкции учителя;

- выполнение практических работ;

- рассматривание натуральных объектов (пакеты для фасовки семян);

- наблюдение за демонстрациями учителя;

- анализ выполненной практической работы;

- взаимооценивание в парах.

11

Бумажный пакет для семян: назначение, форма, размеры.

1

12

Форма заготовок и способы соединения деталей пакета.

1

13

Практическая работа. Вырезка заготовок для пакета

по трафарету.

1

14

Практическая работа. Склеивание пакета с двух сторон

1

15

Практическая работа. Изготовление бумажных пакетов для фасовки семян.

1

16

Практическая работа. Наклеивание на пакеты изображений цветков растений.

1

V.

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью

10

  • слушание объяснения учителя;
  • работа в тетрадях;
  • оперирование специальными терминами: «обмо- лот», «очистка», «фасовка»;

17

Значение и приёмы обмолота семян.

1

18

Значение и приёмы очистки семян.

1

19

Практическая работа. Извлечение семян из сухих

плодов.

1

20

Практическая работа. Удаление обломков стеблей.

1

21

Признаки доброкачественности семян и сортировка семян.

1

- наблюдение за демонстрациями учителя;

- рассматривание натуральных объектов;

- составление плана практических;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы;

 - взаимооценивание в парах.

22

Практическая работа. Сортировка семян настурции.

1

23

Использование объёмных предметов для фасовки семян.

1

24

Практическая работа. Насыпка семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.

1

25

Практическая работа. Обмолот и очистка семян бархатцев.

1

26

Практическая работа. Сортировка и фасовка семян

бархатцев.

1

VI.

Уход за комнатными растениями

8

- слушание объяснения учителя;

- работа в тетрадях;

- наблюдение за демонстрациями учителя;

- просмотр учебного видеофильма;

- составление плана практических;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы;

- выполнение контрольной работы.

27

Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде и свете.

1

28

Общее представление о потребностях комнатного растения в тепле и определённой влажности почвы и воздуха.

1

29

Правила и приёмы полива комнатных растений. Температура поливной воды.

1

30

Практическая работа. Заготовка поливной воды для

отстаивания.

1

31

Определение влажности почвы в горшке и кадке.

1

32

Практическая работа. Проверка влажности почвы в

горшке и кадке.

1

33

Практическая работа. Полив комнатных растений.

1

34

Контрольная работа «Полив комнатных растений»

1

VII.

Горох (теоретическая часть)

8

- слушание объяснения учителя;

- работа с учебником;

- работа в тетрадях;

- выполнение действий по инструкции учителя;

- рассматривание фотографий, рисунков;

- рассматривание натуральных объектов;

- просмотр учебного видеофильма;

- просмотр мультимедийной презентации

35

Строение растения гороха

1

36

Особенности растения гороха

1

37

Использование гороха

1

38

Подготовка семян гороха к посеву

1

39

Подготовка почвы и посев семян гороха

1

40

Ручные орудия и инвентарь для обработки почвы

1

41-42

Уход за посевами и уборка урожая гороха

2

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

Третья четверть(60ч)

I.

Вводное занятие

2

Изучение задач обучения в четверти, повторение правил

безопасной работы ручным инвентарем.

1

Вводное занятие. Цель и задачи, содержание обучения в 3 четверти

1

2

Инструктаж по ТБ

1

II.

Цветковые растения, размножаемые

семенами

10

- слушание объяснения учителя;

- работа с учебником;

- работа в тетрадях;

- выполнение действий по инструкции учителя;

- рассматривание фотографий, рисунков;

- рассматривание натуральных объектов;

- просмотр учебного видеофильма;

- просмотр мультимедийной презентации;

- распознавание цветковых растений по внешнему виду и словесному описанию, семенам;

3

Общее представление о семенном размножении.

1

4

Цветковые растения школьного цветника, размножаемые семенами.

1

5

Характеристика растений, которые будут выращиваться в цветнике: ноготки, настурция.

1

6

Георгина однолетняя, цинния.

1

7

Бархатцы прямостоячие и отклоненные.

1

8

Практическая работа. Распознавание однолетников по семенам и внешнему виду.

1

9

Вегетативное размножение цветочных растений.

1

10

Цветковые растения, размножаемые вегетативно: лилия, ирис.

1

11

Цветковые растения, размножаемые вегетативно: гладиолус, георгин многолетний.

1

12

Пикировка рассады

1

13

Уход за рассадой

1

III.

Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке

12

  • слушание объяснения учителя;
  • работа с учебником;
  • работа в тетрадях;
  • выполнение действий по инструкции учителя;

14

Виды бархатца.

1

15

Сравнительная характеристика внешнего вида

бархатцев раскидистого и высокорослого.

1

16

Сравнительная характеристика декоративных

качеств бархатцев раскидистого и высокорослого.

1

- рассматривание фотографий, рисунков;

- просмотр мультимедийной презентации;

- составление плана практических работ;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы;

- взаимооценивание в парах.

17

Выращивание рассады бархатца раскидистого.

1

18

Выращивание бархатца раскидистого в комнатных условиях.

1

19

Практическая работа. Подготовка земляной

смеси.

1

20

Практическая работа. Промывка и просушка

цветочных горшков.

1

21

Практическая работа. Набивка горшков земляной смесью. Полив смеси.

1

22-23

Практическая работа. Посев бархатца раски-

дистого в горшок.

2

24

Практическая работа. Укрытие плёнкой, установка в теплое место.

1

IV.

Перевалка комнатного растения

8

- слушание объяснения учителя;

- работа в тетрадях;

- оперирование специальными терминами: «перевалка»,

«пересадка»;

- наблюдение за демонстрациями учителя;

- рассматривание натуральных объектов;

- составление плана практических;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы;

- взаимооценивание в парах.

25

Понятие перевалка и пересадка растения.

1

26

Значение и приемы перевалки. Растения, под-

лежащие перевалке.

1

27

Подбор цветочных горшков для переваливае-

мых растений.

1

28

Практическая работа. Подбор, промывка и

просушка цветочных горшков.

1

29

Практическая работа. Полив переваливаемо-

го растения. Насыпка земляной смеси на дно горшка.

1

30

Практическая работа. Выемка растения с ко-

мом земли и пересадка в новый

1

31-32

Практическая работа. Добавление почвы в горшок с растениями, уплотнение, полив.

2

V.

Инвентарь для работы в цветнике.

8

- слушание объяснения учителя;

  • работа с учебником;

- работа в тетрадях;

- выполнение действий по инструкции учителя;

- изучение правил безопасной работы;

- просмотр мультимедийной презентации;

- рассматривание натуральных объектов;

- составление плана практических работ;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы;

- взаимооценивание в парах;

- выполнение контрольной работы.

33-34

Инструменты и приспособления для работы в

цветнике.

2

35-36

Правила безопасной работы с инструментами

для обработки почвы и их хранение.

2

37

Практическая работа. Рыхление почвы.

1

38

Практическая работа. Полив рассады

1

39-40

Контрольная работа «Посев семян бархатцев в посевные ящики»

2

VI.

Картофель (теоретическая часть)

16

- слушание объяснения учителя;

- работа с учебником;

- работа в тетрадях;

- выполнение действий по инструкции учителя;

- изучение правил безопасной работы;

- просмотр мультимедийной презентации;

- рассматривание натуральных объектов;

- просмотр учебного видеофильма;

- просмотр фото и рисунков.

41-42

Строение растения картофель

2

43-44

Особенности растения картофель

2

                             

45-46

Использование картофеля

2

47-48

Подготовка клубней картофеля к посадке

2

49-50

Подготовка почвы для посадки картофеля

2

51-52

Посадка картофеля

2

53-54

Уход за картофелем

2

55-56

Вредители и болезни картофеля

2

VII.

Практическое повторение

4

- повторение пройденного материала;

- повторение правил безопасной работы;

- составление плана практических;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы;

- взаимооценивание в парах.

57

Цветковые растения, размножаемые семенами

1

58

Правила безопасной работы

1

 59

Полив комнатных растений.

1

 60

Рыхление почвы в цветочных горшках.

1

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

Четвёртая четверть(48ч)

I.

Вводное занятие

2

Изучение задач обучения во второй четверти, повторение

правил безопасной работы ручным инвентарем.

1

Вводное занятие. Цель и задачи, содержание обучения в 3 четверти

1

2

Инструктаж по ТБ

1

II.

Горох (практическая часть)

4

- повторение пройденного материала;

- повторение правил безопасной работы;

- составление плана практических;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы.

3

Подготовка семян гороха к посеву

1

4

Подготовка почвы и посев семян гороха

1

5

Уход за посевом гороха  

1

6

Уборка урожая гороха

1

III.

Картофель (практическая часть)

4

- повторение пройденного материала;

- повторение правил безопасной работы;

- составление плана практических;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы.

7

Подготовка клубней картофеля к посадке

1

8

Подготовка почвы для посадки картофеля

1

9

Посадка картофеля

1

10

Уход за картофелем

1

IV.

Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений

2

  • слушание объяснения учителя;
  • работа в тетрадях;
  • просмотр мультимедийной презентации;
  • распознавание цветковых растений по внешнему виду и словесному описанию, семенам;
  • составление краткой характеристики изучаемых цветковых растений.

 11

Виды крупносемянных однолетников, исполь-

зуемых для посева на газонах.

1

  12

Виды крупносемянных однолетников, исполь-

зуемых для посева в цветнике.

1

V

Выращивание крупносемянных однолетних

цветковых растений

6

- слушание объяснения учителя;

- работа в тетрадях;

- выполнение действий по инструкции учителя;

- наблюдение за демонстрациями учителя;

- выполнение упражнений по отработке технологических операций

- составление плана практических работ;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы;

13

Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растений в полном развитии.

1

14

Глубина заделки семян. Способы разметки посевных рядков.

1

15

Сроки посева семян.

1

16

Практическая работа. Разметка посевных

рядков маркером и веревкой.

1

17

Практическая работа. Углубление посевных

рядков. Раскладка семян в рядки.

1

18

Практич. работа. Заделка цветочных семян. Полив.

1

VI.

Подготовка цветника к посеву однолетних

цветковых растений

6

  • слушание объяснения учителя;
  • работа в тетрадях;

- выполнение действий по инструкции учителя;

- наблюдение за демонстрациями учителя;

- повторение правил безопасной работы;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы.

19

Выбор места в цветнике для посева крупносемянных однолетников.

1

20

Подготовка почвы.

1

21

Практическая работа. Вскапывание почвы

лопатой по разметке.

1

22

Практическая работа. Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.

1

23

Оформление краёв цветочных гряд.

1

24

Практическая работа. Выравнивание краёв гряд.

1

VII.

Высадка рассады бархатца раскидистого

8

- слушание объяснения учителя;

- работа в тетрадях;

- выполнение действий по инструкции учителя;

- наблюдение за демонстрациями учителя;

- выполнение упражнений по отработке технологических операций

- составление плана практических работ;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы;

- взаимооценивание в парах;

- выполнение контрольной работы.

25

Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых

1

26

Расстояние между посадками растений.

1

27

Практическая работа. Подготовка почвы.

1

28

Практическая работа. Разметка мест посадки.

Полив рассады.

1

29

Практическая работа. Выкопка лунок по разметке.

1

30

Практическая работа. Посадка рассады. Первоначальный полив.

1

31-32

Контрольная работа «Разметка посевных рядков. Посев бархатцев».

2

VIII.

Практическое повторение

16

- повторение пройденного материала;

- повторение правил безопасной работы;

- составление плана практических работ;

- выполнение практических работ;

- анализ выполненной практической работы;  - взаимооценивание в парах.

33-36

Уборка мусора в цветнике.

4

37-39

Рыхление почвы в посадках зимующих многолетников.

3

40

Уход за комнатными растениями.

1

41-44

Вскапывание почвы в цветнике.

4

45-48

Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.

4

  1. Описание  материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Ручной инвентарь для работы в цветнике:

  • грабли;
  • рыхлитель-кошка;
  • лопата;
  • маркёр;
  • лейка;
  • ведро;
  • метла;
  • мерная лента,
  • шнур.

Инвентарь для выращивания рассады:

  • посевной ящик;
  • почвенное сито;
  • трамбовка.

Инвентарь для ухода за комнатными растениями:

  • цветочные горшки;
  • лейка;
  • совок.

Инвентарь для сбора семян и подготовки их посеву:

  • мешочек для сбора семян;
  • разборная доска;
  • шпатель;
  • бумажные пакеты для фасовки семян

Демонстрационные и печатные пособия:

  • мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике по изучаемому учебному предмету;
  • фотографии;
  • таблицы;
  • гербарии растений, наборы семян, плодов;
  • демонстрационные карточки («Однолетники», «Двулетники», «Зимующие многолетники», «Незимующие многолетники»)
  • натуральные цветочно-декоративные и комнатные растения.

Технические средства обучения:

  • компьютер

Учебник:

  Е.А.Ковалёва «Технология. Сельскохозяйственный труд. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.- 8 изд.- Москва:  «Просвещение», 2019.- 143 с.

Научно-методическая литература:

  1. О.В. Бердникова, А.В.Борисова. Комнатные растения. – Москва. Эксмо, 2004.
  2. С.Л. Быховец. Энциклопедия комнатных растений. - Минск. Харвест, 2003.
  3. Ковалёва Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе: Пособие для учителя.– 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 184 с.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014.- Сб.2.;
  5. Справочное издание Энциклопедия комнатных растений. – Мн.: Харвест, 2003. – 496 с.
  6. Л.А. Чечина. Азбука комнатных растений. –Москва. Дрофа плюс, 2005.

Литература для учащихся:

  1. Филипс С. Цветы в вашем саду/ Пер. с англ. Е. Ксиловой – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. – 108 с.
  2. Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия/ Ил. А. Воробьёв, Ю. Золоторёвой, Ю. Школьник. – м.: Изд-во Эксмо, 2005 – 256 с., ил.