Программа изучения педагогического труда учителя
статья на тему
Тезисы, следуя которым можно составить характеристику материала .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_izucheniya_pedagogicheskogo_truda_uchitelya.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Программы изучения педагогического труда учителя
№ пп | Цели посещений | Программы изучения |
1 | 2 | 3 |
1 | Формы, методы и средства активации учебно-познавательной деятельности учащихся | 1. Какие методы обучения использует учитель для активации учебно-познавательной деятельности учащихся? 2. Какие формы организации обучения обеспечивают более высокую результативность работы по формированию активности учащихся на уроке? 3. Каков характер общения учителя с учащимися. Как это отражается на активности учащихся во время учения? 4. К каким средствам активизации внимания и мышления прибегает учитель? Результат? 5. Постановка индивидуальной работы. |
2 | Формы, методы и средства формирования у учащихся умений и навыков в процессе развития их учебно-познавательной активности | 1. Какое место на уроках отводится формированию у учащихся общеучебных умений и навыков? Результаты этой работы. 2. Влияет ли развитие учебно-познавательной активности учащихся на уроке на формирование специальных умений и навыков по предмету? Как? 3. Сочетание каких форм, методов и средств обучения в процессе формирования самообразовательных умений и навыков обеспечивает более высокий результат? |
3 | Состояние формирования общеучебных умений и навыков. Формы и методы организации индивидуальной работы с учащимися на уроке | 1. Какие навыки учебного труда формируются у учащихся в процессе обучения? (Что формируется?) 2. Что для этого учитель использует на уроке? 3. Какова результативность этой работы? 4. Какими навыками учебного труда владеют учащиеся? 5. Наличие индивидуальной работы с учащимися на уроке. 6. Какие формы индивидуальной работы с учащимися используются учителем? Их эффективность? 7. Характер дифференциальных заданий для учащихся. 8. Влияет ли индивидуальная работа с учащимися на активизацию их учебно-познавательной деятельности? |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
4 | Классно-обобщающий контроль в 9-х классах | 1. Качество выполнения учащимися домашних заданий. Уровень дифференциальных заданий и методика их проверки. 2. Организация труда учащихся на уроке. Степень самостоятельности учащихся при приобретении знаний. 3. Формы и методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Отношение учащихся к учебному предмету и учению. 4. Характер взаимоотношений учителя и учащегося. Как это отражается на результатах обучения и воспитания учащихся. 5. Наличие пропусков уроков в классе без уважительных причин. Работа классного руководителя и учителя по их предупреждению. 6. Уровень ЗУН учащихся по предмету. 7. Ведение дневников и тетрадей учащихся, качество их проверки. 8. Состояние внеклассной воспитательной работы в классе (результаты анкетирования). |
5 | Практическая направленность обучения в 5–6 классах | 1. Целеполагание на уроке. 2. Чередование устных и письменных видов упражнений. Устной и практической работы. 3. Уровень сформированности навыка чтения (развитие речи). 4. Взаимосвязь изучаемого материала с жизнью родного края, учащихся школы и класса. 5. Развитие навыка самостоятельной работы. 6. Формирование приемов самоконтроля. 7. Использование ТСО и других средств наглядности. 8. Наличие и качество творческих работ учащихся. 9. Качество организации индивидуального труда учащихся (дифференциация заданий). |
6 | Практическая направленность обучения. | 1. Формирование практических навыков. 2. Уровень активности учащихся. 3. Организация самостоятельной работы учащихся (дифференциация заданий). 4. Наличие творческих заданий. 5. Использование ТСО и других средств. 6. Система учета знаний учащихся (накопляемость оценок за урок). |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
7 | Состояние воспитательной результативности труда учителя в соответствии с задачами школы | 1. Наличие и качество использования индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания на уроке. 2. Постановка и решение на уроке задач: а) обучения; б) воспитания; в) развития. 3. Приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. 4. Уровень воспитательной результативности урока: а) использование учебного материала в целях воспитания; б) воспитательная роль оценки на уроке. |
8 | Выявление затруднений в педагогической практике и их предупреждение в дальнейшей работе. | 1. Знание учителем теоретических основ преподаваемого предмета. 2. Владеет ли учитель методикой преподаваемого предмета: а) организация личного труда на уроке; б) организация труда учащихся; в) целесообразность постановки цели на урок; г) соответствие содержания и приемов обучения цели урока; д) логическая стройность урока; е) организация самостоятельной работы учащихся на уроке. 3. Использует ли учитель и насколько эффективно активные формы обучения? 4. Умение активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. |
9 | Формирование гражданских качеств личности школьников средствами учебного предмета | 1. Наличие воспитательных моментов на уроке и их результативность. 2. Используется ли содержание учебного материала урока в целях формирования гражданских качеств личности школьника и насколько эффективно? 3. Какие гражданские качества формировались на уроке? Их соответствие школьной программе воспитания. 4. Отношение учащихся к воспитательным воздействиям учителя на уроке. 5. Место ТСО в воспитании гражданских качеств личности и эффективность их применения. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
10 | Воспитание сознательной дисциплины учащихся и их общественной активности на основе развития классного самоуправления. | 1. Состояние дисциплины на уроке. 2. Каким стилем управления деятельностью учащихся учитель добивается необходимой дисциплины? Как к этому относятся учащиеся? 3. Реакция учащихся на замечания учителя при нарушениях дисциплины учащихся класса. 4. Ведется ли учителем на уроке и после его окончания индивидуальная работа с учащимися – нарушителями дисциплины в ходе урока. 5. Приемы стимулирования и формирования сознательной дисциплины учащихся на уроке и вне его. |
11 | Состояние кружковой работы в школе. | 1. Учет кружковой работы учащихся в классных журналах классным руководителем. 2. Наполняемость кружков. 3. Регулярность занятий учащихся в кружках. 4. Результативность работы кружков. 5. Запись занятий в журналах. 6. Наличие расписания занятий. |
12 | Единство требований, работающих в классах учителей. Наличие преемственности в учебно-воспитательной работе с учащимися | 1. Организация труда учащихся: а) проверка готовности к уроку и выполнение домашнего задания; б) постановка цели на урок; в) темп работы учащихся и его соответствие возрасту; г) рациональность использования времени урока; д) подведение итогов урока, оценка труда учащихся; е) комментирование домашнего задания; ж) формы организации труда учащихся и их целесообразность; з) какие ОУУН формируются. 2. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке: а) постановка проблемы; б) наличие сравнений, анализа и обобщений; в) наличие и результативность индивидуальной работы с учащимися; г) характер самостоятельных заданий учащихся; д) результативность использования ТСО, наглядности как средств активизации учащихся; е) приемы стимулирования активности учащихся и эффективность их применения. 3. Воспитательная направленность урока: а) какие гражданские качества формируются (их соответствие программе воспитания), б) воспитательная роль учителя на уроке; в) единство воспитательных требований и воздействий (преемственность). |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
13 | Состояние перестройки и воспитательная результативность труда учителя в соответствии с задачами | 1. Наличие перестройки в работе учителя. Как это отражается на результативности уроков? 2. Наличие на уроке воспитательных воздействий средствами учебного предмета. 3. Воспитательная направленность организации труда учащихся и его оценки. 4. Степень активности учителя на уроке. 5. Степень активности учащихся на уроке. 6. Наличие активных форм обучения на уроке и эффективность их использования учителем. 7. Что нового появилось в практике работы учителя. Как это влияет на характер взаимоотношений учителя и учащихся? 8. Научность преподавания. 9. Практическая направленность обучения. 10. Какие качества личности особенно активно развиваются на уроке? |
14 | Состояние воспитательной результативности труда классного руководителя в соответствии с задачами школы | 1. Наличие системы в проведении классных часов. 2. Разнообразие тематики классных часов и их соответствие возрасту учащихся класса. 3. Целевая направленность классного часа и его воспитательная результативность. 4. Участие детей и их родителей при подготовке и проведении классных часов. 5. Наличие атмосферы взаимной заинтересованности детей и учителя во время обсуждения вопросов на внеклассных мероприятиях. 6. На формирование каких гражданских качеств личности у учащихся класса направленно данное внеклассное мероприятие. 7. Наглядное, художественное, эстетическое... обеспечение внеклассных мероприятий. |
15 | Выявление и изучение опыта работы учителей над осуществлением методической темы школы | 1. Воспитательная роль урока в формировании гражданских качеств личности школьника в соответствии с его возрастом. 2. Постановка цели на урок, ее мобилизующая роль в активизации мыслительной деятельности учащихся при: – проверке домашних заданий; – объяснении учебного материала; – закреплении учебного материала. 3. Наличие активных форм обучения. 4. Использование идей опыта учителей-новаторов. Наличие и эффективность индивидуального подхода к обучению и воспитанию учащихся на уроке при: – опросе; – сообщении нового учебного материала; – организации самостоятельной работы. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 |
16 | Эффективность работы ГПД. Влияют ли занятия в ГПД на рост качества ЗУН учащихся и их интеллектуальное развитие | 1. Накопляемость группы. 2. Дисциплина. 3. Четкая организация учебного труда. 4. Наличие индивидуального подхода. 5. Культура труда. 6. Культура общения. 7. Воспитательная роль клубного часа. 8. Планирование труда воспитателя. |
Продолжить работу по образовательной подготовке обучающихся:
формировать устойчивые знания основ общеобразовательных дисциплин;
повышать мотивационную сферу обучения;
формировать навыки культуры учебного труда, систему общих умений и навыков;
регулярно проводить мониторинг (стартовый, рубежный, итоговый контроль достижений обучающихся по областям знаний);
обеспечить внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий; метод проектов, проблемного и дифференцированного обучения, информационных технологий;
повысить качество образовательного процесса.
У р о в н и и н т е г р а ц и и:
1. Интеграция естественно-научной (с доминантой научного метода) и гуманитарной культур (основана на интуитивном, внелогическом, образном мышлении).
З а д а ч а: раскрытие социальной значимости учебного материала, духовного потенциала предметов (в решении этой задачи особую роль играют вводные и обобщающие уроки).
2. Интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителями единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера в процессе обучения.
З а д а ч а: усвоение фундаментальных идей, концепций, которые являются основой формирования ценностных отношений к окружающему миру, системное описание действительности на основе выделения стержневых линий учебных курсов (любая предметная информация передается в соответствии с логикой научного знания – факты, понятия, законы, теории).
3. Интеграция за счет усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла предметов на основе реализации «горизонтальных» структур взаимосвязей учебных дисциплин.
З а д а ч а: овладение учащимися содержанием образования, обеспечивающим его активную адаптацию в окружающем мире и возможностью преобразования этого мира. Этому способствуют:
– обращение на уроке к субъектному опыту учащихся и осмысление этого опыта (учитель может помочь школьникам понять, что большинство научных понятий и идей вытекают из практических нужд человека).
– прикладная направленность образования, которая обеспечивается посредством овладения школьниками технологическими знаниями и умениями (особое место здесь занимают проектное, модульное обучение, организация исследовательской работы на уроке и за его пределами).
4. Использование общенаучных методов познания, обучение этим методам. Задача: развитие у школьников умений и навыков использования научных методов познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент и др.)
Единство видов деятельности учащихся обеспечит системное овладение школьниками способами самоуправления деятельностью в учебной и внеучебной работе.
Идея интегративного образования – одна из концептуальных идей адаптивной школ. Реализация идей интегративного образования связана с выполнением следующих функций адаптивной школы: ориентационной, реабилитационной, координационной.
Адаптивная школа – образовательная среда, обеспечивающая саморазвитие каждого ученика.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
К основным направлениям деятельности методической службы относятся:
1. Аналитическая деятельность:
– мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования;
– создание базы данных о педагогических работниках образовательных учреждений района (города, округа);
– изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования;
– выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
– сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательных учреждений района (города, округа);
– изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
2. Информационная деятельность:
– формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
– ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
– ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;
– информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального образования и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
– создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.
3. Организационно-методическая деятельность:
– изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
– прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
– организация работы районных, городских методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
– организация сети методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
– участие в разработке содержания регионального (национально-регионального) компонента, компонента образовательных стандартов образовательного учреждения, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений;
– участие в разработке программы развития образовательных учреждений;
– организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях;
– методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
– обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;
– определение опорных (базовых) школ, дошкольных учреждений, школ педагогического опыта для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений;
– подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников образовательных учреждений;
– организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся образовательных учреждений;
– взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.
4. Консультационная деятельность:
– организация консультационной работы для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений;
– организация консультационной работы для педагогических работников, ведущих в сельских общеобразовательных учреждениях преподавание двух-трех и более предметов;
– организация консультационной работы доя педагогических и руководящих работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
– популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
– консультирование педагогических работников образовательных учреждений и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Технологическая поддержка
Оценка методической работы
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др.), являются характеристики самого методического процесса: системность, дифференцированность, этапность.
Рассмотрим подробнее каждый из названных критериев.
1. Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.
Цель – это идеальный планируемый результат. Такими целями методической работы могут быть:
– повышение педагогического мастерства каждого учителя, воспитателя и педколлектива в целом;
– формирование индивидуальных методических систем отдельных преподавателей;
– освоение новых педагогических технологий и др.
Задачи – это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства воспитателей необходимо решить следующие задачи:
а) выявить исходный уровень педмастерства каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;
б) выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;
в) развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя;
г) развить педтехнику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...
Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны
Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Масляевой А. И.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образованияМОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...
САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Тема: «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование элементов инновационных технологий»...
Представление и оценка педагогического труда учителя
Представление на участие в конкурсе "Туган тел"....
Карта инновационного педагогического опыта учителя обслуживающего труда.
Создание модели обучения, способствующей развитию творческой активности учащихся посредством ресурсов метода проектов в процессе современного технологического образования школьников (на примере образо...