Программа изучения педагогического труда учителя
статья на тему

Попова Маргарита Валерьевна

Тезисы, следуя которым можно составить характеристику материала .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_izucheniya_pedagogicheskogo_truda_uchitelya.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Программы изучения педагогического труда учителя

№ пп

Цели посещений

Программы изучения

1

2

3

1

Формы, методы и средства активации учебно-познавательной деятельности учащихся

1. Какие методы обучения использует учитель для активации учебно-познавательной деятельности учащихся?

2. Какие формы организации обучения обеспечивают более высокую результативность работы по формированию активности учащихся на уроке?

3. Каков характер общения учителя с учащимися. Как это отражается на активности учащихся во время учения?

4. К каким средствам активизации внимания и мышления прибегает учитель? Результат?

5. Постановка индивидуальной работы.

2

Формы, методы и средства формирования у учащихся умений и навыков в процессе развития их учебно-познавательной  активности

1. Какое место на уроках отводится формированию у учащихся общеучебных умений и навыков? Результаты этой работы.

2. Влияет ли развитие учебно-познавательной активности учащихся на уроке на формирование специальных умений и навыков по предмету? Как?

3. Сочетание каких форм, методов и средств обучения в процессе формирования самообразовательных умений и навыков обеспечивает более высокий результат?

3

Состояние формирования общеучебных умений и навыков. Формы и методы организации индивидуальной работы с учащимися на уроке

1. Какие навыки учебного труда формируются у учащихся в процессе обучения?

 (Что формируется?)

2. Что для этого учитель использует на уроке?

3. Какова результативность этой работы?

4. Какими навыками учебного труда владеют учащиеся?

5. Наличие индивидуальной работы с учащимися на уроке.

6. Какие формы индивидуальной работы с учащимися используются учителем? Их эффективность?

7. Характер дифференциальных заданий для учащихся.

8. Влияет ли индивидуальная работа с учащимися на активизацию их учебно-познавательной деятельности?

Продолжение табл.

1

2

3

4

Классно-обобщающий контроль в 9-х классах

1. Качество выполнения учащимися домашних заданий. Уровень дифференциальных заданий и методика их проверки.

2. Организация труда учащихся на уроке. Степень самостоятельности учащихся при приобретении знаний.

3. Формы и методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Отношение учащихся к учебному предмету и учению.

4. Характер взаимоотношений учителя и учащегося. Как это отражается на результатах обучения и воспитания учащихся.

5. Наличие пропусков уроков в классе без уважительных причин. Работа классного руководителя и учителя по их предупреждению.

6. Уровень ЗУН учащихся по предмету.

7. Ведение дневников и тетрадей учащихся, качество их проверки.

8. Состояние внеклассной воспитательной работы в классе (результаты анкетирования).

5

Практическая направленность обучения в 5–6 классах

1. Целеполагание на уроке.

2. Чередование устных и письменных видов упражнений. Устной и практической работы.

3. Уровень сформированности навыка чтения (развитие речи).

4. Взаимосвязь изучаемого материала с жизнью родного края, учащихся школы и класса.

5. Развитие навыка самостоятельной работы.

6. Формирование приемов самоконтроля.

7. Использование ТСО и других средств наглядности.

8. Наличие и качество творческих работ учащихся.

9. Качество организации индивидуального труда учащихся (дифференциация заданий).

6

Практическая направленность обучения.

1. Формирование практических навыков.

2. Уровень активности учащихся.

3. Организация самостоятельной работы учащихся (дифференциация заданий).

4. Наличие творческих заданий.

5. Использование ТСО и других средств.

6. Система учета знаний учащихся (накопляемость оценок за урок).

Продолжение табл.

1

2

3

7

Состояние воспитательной результативности труда учителя в соответствии с задачами школы

1. Наличие и качество использования индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания на уроке.

2. Постановка и решение на уроке задач:

а) обучения;

б) воспитания;

в) развития.

3. Приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

4. Уровень воспитательной результативности урока:

а) использование учебного материала в целях воспитания;

б) воспитательная роль оценки на уроке.

8

Выявление затруднений в педагогической практике и их предупреждение в дальнейшей работе.

1. Знание учителем теоретических основ преподаваемого предмета.

2. Владеет ли учитель методикой преподаваемого предмета:

а) организация личного труда на уроке;

б) организация труда учащихся;

в) целесообразность постановки цели на урок;

г) соответствие содержания и приемов обучения цели урока;

д) логическая стройность урока; е) организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

3. Использует ли учитель и насколько эффективно активные формы обучения?

4. Умение активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

9

Формирование гражданских качеств личности школьников средствами учебного предмета

1. Наличие воспитательных моментов на уроке и их результативность.

2. Используется ли содержание учебного материала урока в целях формирования гражданских качеств личности школьника и насколько эффективно?

3. Какие гражданские качества формировались на уроке? Их соответствие школьной программе воспитания.

4. Отношение учащихся к воспитательным воздействиям учителя на уроке.

5. Место ТСО в воспитании гражданских качеств личности и эффективность их применения.

Продолжение табл.

1

2

3

10

Воспитание сознательной дисциплины учащихся и их общественной активности на основе развития классного самоуправления.

1. Состояние дисциплины на уроке.

2. Каким стилем управления деятельностью учащихся учитель добивается необходимой дисциплины? Как к этому относятся учащиеся?

3. Реакция учащихся на замечания учителя при нарушениях дисциплины учащихся класса.

4. Ведется ли учителем на уроке и после его окончания индивидуальная работа с учащимися – нарушителями дисциплины в ходе урока.

5. Приемы стимулирования и формирования сознательной дисциплины учащихся на уроке и вне его.

11

Состояние кружковой работы в школе.

1. Учет кружковой работы учащихся в классных журналах классным руководителем.

2. Наполняемость кружков.

3. Регулярность занятий учащихся в кружках.

4. Результативность работы кружков.

5. Запись занятий в журналах.

6. Наличие расписания занятий.

12

Единство требований, работающих в классах учителей. Наличие преемственности в учебно-воспитательной работе с учащимися

1. Организация труда учащихся:

а) проверка готовности к уроку и выполнение домашнего задания;

б) постановка цели на урок;

в) темп работы учащихся и его соответствие возрасту;

г) рациональность использования времени урока;

д) подведение итогов урока, оценка труда учащихся;

е) комментирование домашнего задания;

ж) формы организации труда учащихся и их целесообразность;

з) какие ОУУН формируются.

2. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке:

а) постановка проблемы;

б) наличие сравнений, анализа и обобщений;

в) наличие и результативность индивидуальной работы с учащимися;

г) характер самостоятельных заданий учащихся;

д) результативность использования ТСО, наглядности как средств активизации учащихся;

е) приемы стимулирования активности учащихся и эффективность их применения.

3. Воспитательная направленность урока:

а) какие гражданские качества формируются (их соответствие программе воспитания),

б) воспитательная роль учителя на уроке;

в) единство воспитательных требований и воздействий (преемственность).

Продолжение табл.

1

2

3

13

Состояние перестройки и воспитательная результативность труда учителя в соответствии с задачами

1. Наличие перестройки в работе учителя. Как это отражается на результативности уроков?

2. Наличие на уроке воспитательных воздействий средствами учебного предмета.

3. Воспитательная направленность организации труда учащихся и его оценки.

4. Степень активности учителя на уроке.

5. Степень активности учащихся на уроке.

6. Наличие активных форм обучения на уроке и эффективность их использования учителем.

7. Что нового появилось в практике работы учителя. Как это влияет на характер взаимоотношений учителя и учащихся?

8. Научность преподавания.

9. Практическая направленность обучения.

10. Какие качества личности особенно активно развиваются на уроке?

14

Состояние воспитательной результативности труда классного руководителя в соответствии с задачами школы

1. Наличие системы в проведении классных часов.

2. Разнообразие тематики классных часов и их соответствие возрасту учащихся класса.

3. Целевая направленность классного часа и его воспитательная результативность.

4. Участие детей и их родителей при подготовке и проведении классных часов.

5. Наличие атмосферы взаимной заинтересованности детей и учителя во время обсуждения вопросов на внеклассных мероприятиях.

6. На формирование каких гражданских качеств личности у учащихся класса направленно данное внеклассное мероприятие.

7. Наглядное, художественное, эстетическое... обеспечение внеклассных мероприятий.

15

Выявление и изучение опыта работы учителей над осуществлением методической темы школы

1. Воспитательная роль урока в формировании гражданских качеств личности школьника в соответствии с его возрастом.

2. Постановка цели на урок, ее мобилизующая роль в активизации мыслительной деятельности учащихся при:

– проверке домашних заданий;

– объяснении учебного материала;

– закреплении учебного материала.

3. Наличие активных форм обучения.

4. Использование идей опыта учителей-новаторов. Наличие и эффективность индивидуального подхода к обучению и воспитанию учащихся на уроке при:

– опросе;

– сообщении нового учебного материала;

– организации самостоятельной работы.

Окончание табл.

1

2

3

16

Эффективность работы ГПД. Влияют ли занятия в ГПД на рост качества ЗУН учащихся и их интеллектуальное развитие

1. Накопляемость группы.

2. Дисциплина.

3. Четкая организация учебного труда.

4. Наличие индивидуального подхода.

5. Культура труда.

6. Культура общения.

7. Воспитательная роль клубного часа.

8. Планирование труда воспитателя.

Продолжить работу по образовательной подготовке обучающихся:

формировать устойчивые знания основ общеобразовательных дисциплин;

повышать мотивационную сферу обучения;

формировать навыки культуры учебного труда, систему общих умений и навыков;

регулярно проводить мониторинг (стартовый, рубежный, итоговый контроль достижений обучающихся по областям знаний);

обеспечить внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий; метод проектов, проблемного и дифференцированного обучения, информационных технологий;

повысить качество образовательного процесса.

У р о в н и   и н т е г р а ц и и:

1. Интеграция естественно-научной (с доминантой научного метода) и гуманитарной культур (основана на интуитивном, внелогическом, образном мышлении).

З а д а ч а: раскрытие социальной значимости учебного материала, духовного потенциала предметов (в решении этой задачи особую роль играют вводные и обобщающие уроки).

2. Интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителями единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера в процессе обучения.

З а д а ч а: усвоение фундаментальных идей, концепций, которые являются основой формирования ценностных отношений к окружающему миру, системное описание действительности на основе выделения стержневых линий учебных курсов (любая предметная информация передается в соответствии с логикой научного знания – факты, понятия, законы, теории).

3. Интеграция за счет усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла предметов на основе реализации «горизонтальных» структур взаимосвязей учебных дисциплин.

З а д а ч а: овладение учащимися содержанием образования, обеспечивающим его активную адаптацию в окружающем мире и возможностью преобразования этого мира. Этому способствуют:

– обращение на уроке к субъектному опыту учащихся и осмысление этого опыта (учитель может помочь школьникам понять, что большинство научных понятий и идей вытекают из практических нужд человека).

– прикладная направленность образования, которая обеспечивается посредством овладения школьниками технологическими знаниями и умениями (особое место здесь занимают проектное, модульное обучение, организация исследовательской работы на уроке и за его пределами).

4. Использование общенаучных методов познания, обучение этим методам. Задача: развитие у школьников умений и навыков использования научных методов познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент и др.)

Единство видов деятельности учащихся обеспечит системное овладение школьниками способами самоуправления деятельностью в учебной и внеучебной работе.

Идея интегративного образования – одна из концептуальных идей адаптивной школ. Реализация идей интегративного образования связана с выполнением следующих функций адаптивной школы: ориентационной, реабилитационной, координационной.

Адаптивная школа – образовательная среда, обеспечивающая саморазвитие каждого ученика.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

К основным направлениям деятельности методической службы относятся:

1. Аналитическая деятельность:

 мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования;

 создание базы данных о педагогических работниках образовательных учреждений района (города, округа);

 изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования;

 выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

 сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательных учреждений района (города, округа);

 изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

2. Информационная деятельность:

 формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);

 ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

 ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;

 информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального образования и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

 создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.

3. Организационно-методическая деятельность:

 изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;

 прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

 организация работы районных, городских методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;

 организация сети методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;

 участие в разработке содержания регионального (национально-регионального) компонента, компонента образовательных стандартов образовательного учреждения, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений;

 участие в разработке программы развития образовательных учреждений;

 организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях;

 методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;

 обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;

 определение опорных (базовых) школ, дошкольных учреждений, школ педагогического опыта для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений;

 подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников образовательных учреждений;

 организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся образовательных учреждений;

 взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.

4. Консультационная деятельность:

 организация консультационной работы для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений;

 организация консультационной работы для педагогических работников, ведущих в сельских общеобразовательных учреждениях преподавание двух-трех и более предметов;

 организация консультационной работы доя педагогических и руководящих работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

 популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;

 консультирование педагогических работников образовательных учреждений и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

Технологическая поддержка

Оценка методической работы

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др.), являются характеристики самого методического процесса: системность, дифференцированность, этапность.

Рассмотрим подробнее каждый из названных критериев.

1. Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.

Цель – это идеальный планируемый результат. Такими целями методической работы могут быть:

– повышение педагогического мастерства каждого учителя, воспитателя и педколлектива в целом;

– формирование индивидуальных методических систем отдельных преподавателей;

– освоение новых педагогических технологий и др.

Задачи – это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства воспитателей необходимо решить следующие задачи:

а) выявить исходный уровень педмастерства каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;

б) выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;

в) развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя;

г) развить педтехнику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Масляевой А. И.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образованияМОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...

САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Тема: «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование элементов инновационных технологий»...

Представление и оценка педагогического труда учителя

Представление на участие в конкурсе "Туган тел"....

Карта инновационного педагогического опыта учителя обслуживающего труда.

Создание модели обучения, способствующей развитию творческой активности учащихся посредством ресурсов метода проектов в процессе современного технологического образования школьников (на примере образо...