Лексическая тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ».
методическая разработка на тему
Материал для занятий, оформления стендов для логопедов, воспитателей, родителей.
1. Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических представлений.
2. Домашнее задание.
3. Картинки к домашнему заданию
4. Материал для оформления стенда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_po_leksicheskoy.docx | 931.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель-логопед Тинт Н.В.
Лексическая тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Материал для занятий, оформления стендов для логопедов, воспитателей, родителей.
- Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических представлений.
- Домашнее задание.
- Картинки к домашнему заданию
- Материал для оформления стенда.
2018
Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических представлений
Тема: «Дикие животные».
Цель: развивать лексико-грамматические представления у детей по теме «Дикие животные».
Задачи:
Образовательные:
- Учить умению слушать и слышать обращённую речь;
- Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»;
Коррекционно-развивающие:
- Обогащать словарный запас по теме «Дикие животные»;
- Формировать навык словоизменения при согласовании прилагательных с существительными;
- Формировать умение образования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
- Формировать навык употребления падежных окончаний и образования предложно-падежных конструкций;
- Развивать связную речь детей, учить логически последовательно и грамматически правильно составлять описательные рассказы о диких животных;
- Развивать слухоречевую память, внимание;
- Развивать умение координировать речь с движением.
Воспитательные:
- Повышать активность детей, прививать интерес к логопедической непосредственной образовательной деятельности;
- Прививать любовь к природе, животным.
Ход занятия.
Организационный момент:.
- На столе лежат разрезные картинки, сложите их. Кто это? (Заяц, белка, волк).
- Как их называют? Почему? (Дикие животные, потому что живут в лесу).
- Правильно, это дикие животные. Дикие животные с человеком не живут, а живут они в лесах, на горах, в лугах, степях. Они сами добывают пищу, сами охраняют своих детёнышей, строят прочное жилище.
Основная часть:
- Загадки.
- Сейчас я вам загадаю загадки про животных, а вы угадайте, кто это:
а. Косолапый и большой
Спит в берлоге он зимой,
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто мне назовёт? (Медведь)
б. Зимой беленький, летом серенький,
Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
в. Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (Волк)
г. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … лиса.
д. Юркий, маленький зверёк с ветки прыг,
На ветку скок! (Белка)
е. Под ёлкой лежит мешок с иголками. (Ёж)
2. Упражнение: «Назови детёныша»:
У лисы - лисёнок;
У зайчихи – зайчонок:
У ежихи - ежонок:
У волчицы – волчонок;
У медведицы – медвежонок;
У белки – бельчонок.
3. Упражнение: «Кто с кем пришёл?»
- А сейчас мы вами поиграем, давайте пригласим животных к нам в гости с их детёнышами:
Медведицу (с кем?) с медвежонком;
Лисицу с …… лисёнком;
Зайчиху с …….. зайчонком;
Ежиха с ……… ежонком;
Волчица с …….. волчонком;
Белка с ……. бельчонком.
4. Упражнение: «Кто где живёт?»
- У каждого животного есть свой «дом» и он имеет своё название. Давайте вспомним , кто где живёт.
- Отвечать будем полным предложением:
- У лисы дом называется - нора. Лиса живёт в норе.
- У медведя дом – берлога. Медведь живёт в берлоге.
- У волка дом называется - логово. Медведь живёт в логове.
- У ежа дом называется норка. Еж живёт в норке.
- У белки домик дупло. Белка живёт в дупле.
- Заяц живёт под кустами.
5. Упражнение: «Кто чем питается?»
- Ребята, давайте вспомним, чем питаются дикие животные (орехами, грибами ….).
- Я расскажу, какое животное чем питается:
- Лиса питается мясом (куры, заяц) и рыбой.
- Белка питается грибами и орешками, её называют грызуном.
- Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев. Травоядное животное.
- Медведь летом питается мясом, рыбой, ягодами.
А зимой он сосёт лапу. Медведь хищник.
- Волк питается зайцами, домашними гусями. Хищное животное.
- Ёж питается грибами, ужами, лягушками.
6. Пальчиковая гимнастика:
1 – 2 1- 3 1 - 4 1 - 5
Ёж, медведь, барсук, енот,
1 – 5 1 – 4 1 – 3 1 - 2
Спят зимою каждый год,
1 – 2 1 – 3 1 – 4 1 – 5
Волка, зайца, рысь, лису,
1- 5 1 - 4 1 - 3 1 - 2
И зимой найдёшь в лесу.
7. Упражнение: «Что не так?»
- Лисёнок - это детёныш медведицы …….. лисицы.
- Волчонок – это детёныш зайчихи ……. волчицы.
- Бельчонок – это детёныш лисицы …….. бельчихи.
8. Упражнение: «Подбирай и называй»
- Закончи предложение, подбери и назови как можно больше слов – признаков, слов – действий:
- Медведь (какой?) – огромный, косолапый…….
- Лиса (какая?) – хитрая, ………
- Заяц (что делает? ) - прыгает, ………
9. Упражнение: «Прятки»
- Ребята, посмотрите на картинке животные куда-то спрятались. Давайте мы их найдём.
- Медведь спит (где?) В берлоге.
- Белка сидит ……. НА ветке.
- Заяц сидит …….. ПОД ёлкой.
10. Составь рассказ по схеме:
- Кто это? = Какие части тела у него есть? = Где он живёт? = Как называется его дом? = Чем питается? = Как называют его детёнышей? = Как животное подаёт голос?
11. Игра: «Четвёртый лишний»:
- Сейчас я вам назову слова, а одно из них лишнее. Подумайте какое это слово и объясните свой выбор.
- Лиса, заяц, волк, курица.
- Корова, медведь, белка, ёж.
Итог:
- О ком мы сегодня с вами говорили? (О диких животных)
- Понравилось ли вам наше путешествие к диким животным?
- Волк, лиса, заяц, белка, медведь -- как называются ……… дикие животные.
- Молодцы.
Домашнее задание. Тема: «Дикие животные»
- Животные, которые живут в наших лесах (на воле) называются дикими.
Произнесите четко и правильно слова: медведь, волк, лиса, заяц. Пусть ребёнок произнесет их самостоятельно.
- Рассмотрите с ребёнком картинки с изображениями диких животных:
медведя, лисы, зайца, волка. Предложите ему показать и назвать животных. Обратите его внимание на особенности внешнего вида животных. Медведь очень большой, лохматый коричневый. Волк серый, зубастый. Лиса рыжая, у неё пушистый хвост. Заяц маленький, серенький. У него длинные уши и короткий хвост.
- Игра: “Назови детёныша».
У медведя – медвежонок (медвежата)
У лисы –
У волка –
У зайца –
У белки -
- «Как зимуют дикие животные»
На зиму у них вырастает тёплый мех, зимой им трудно
добывать пищу, трудно спасаться от холода. Проговорите предложения сами, потом вместе с ребёнком, затем пусть он сделает это самостоятельно.
Зимой медведь спит в берлоге.
Зимой заяц в белой шубе, а летом – в серой.
Зимой волк ходит злой, голодный.
Зимой лиса __________________________.
- « Подвижная игра»:
Зайка скачет по кусточкам, поскакать на 2ух ногах,
По болоту и по кочкам. «ушки» - ладошки
Белка прыгает по веткам, прыгаем, руки перед грудью
Гриб несёт бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый, идём вперевалку
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек двигаемся в полуприседе,
Катится колючий ёжик. сделав круглые спинки.
6. Игра: «Кто как голос подаёт?»:
Медведь - рычит;
Волк -
Ёж -
7. Игра: « Кто так делает?»
Ходит, рычит, прыгает, колется, крадётся, бродит.
8. Игра « Про кого можно сказать»:
- Колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая;
- трусливый, косолапый, длинноухий.
9. Звук и буква «М», согласная.
- Задания в рабочих тетрадях: О.И. Крупенчук «Учим буквы»,
Е. В. Колесникова «От А до Я»;
- букварь Н. Жуковой, стр. 14 – 15.
10.ФЭМП. Счёт в пределах 10; состав числа 3; понятие на 1 больше/меньше.
11. Выполни задание и штриховку.
К домашнему заданию прилагаются картинки.
Картинки к домашнему заданию по лексической теме: «Дикие животные»
1. Дикие животные.
2. Рассмотрите с ребёнком картинки с изображением диких животных.
3. Игра: «Назови детёнышей».
Белка бельчонок
Волк волчонок
Лиса лисёнок
Заяц зайчонок
Лось лосёнок
Медведь медвежонок
Ёж Ежиха с ежатами
4.Игра: «Как зимуют дикие животные».
5. Развитие графических навыков.
6. Составляем рассказ о жизни диких животных.
Стенд.
Словарь:
Предметный: медведь, волк, лиса, заяц, ёж, белка, лось, олень, шкура, рога, иголки, хвост, лапы.
Глагольный: жить, догонять, прыгать, лазать, скакать, ловить, охотиться, спасаться.
Признаков: сильный, слабый, опасный, косолапый, трусливый,, колючий, быстрый, хитрая, ловкая.
1. Игра «Один – много»
Лисенок – лисята – много лисят.
Бельчонок – бельчата – много бельчат
Медвежонок – медвежата – много медвежат.
Ежонок – ежата – много ежат.
Олененок – оленята – много оленят.
Волчонок – волчата – много волчат.
Зайчонок – зайчата - много зайчат.
2. Игра «Скажи ласково»
Лиса – лисичка Белка – белочка
Заяц – зайчик Волк – волчок
Олень – олененок Медведь – медвежонок
3. Игра «Сосчитай до пяти слова»
Заяц, лиса, медведь – один заяц, два зайца и т.д.
4. Игра: «Кто как передвигается?»
Лиса бегает.
Волк рыщет.
Заяц прыгает.
Медведь переваливается (ходит вперевалку)
5. Игра «Кто как кричит?»
Волк воет.
Лиса тявкает.
Медведь ревет.
6.«Скажи, кого не стало?»
Лисенок – (не стало кого?) лисенка.
Зайчонок – зайчонка.
Медвежонок – медвежонка
Олененок – олененка
Волчонок - волчонка
Бельчонок - бельчонка
7. Пальчиковая гимнастика
Сидит белка на тележке, Хлопают ладонями и ударяют
Сидит белка на тележке, кулаками друг о друга попеременно.
Продает она орешки:
Лисички – сестричке, Загибают по одному пальцы,
Воробью, синичке, начиная с большого.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому –
Кому в платок, Ритмично хлопают ладонями и
Кому в зубок, ударяют кулаками.
Кому в шапочку.
8. Выучите наизусть
Медведь
Как на горе – снег, снег,
И под горой – снег, снег,
И на елке - снег, снег,
И под елкой - снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
И Токмакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по лексической теме "Дикие животные"
Фотокартинки с загадками....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»
Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...
Конспект занятия по теме: «Закрепление навыков согласования существительных и прилагательных с использованием метода наглядного моделирования». Лексическая тема – «Дикие животные».
Инициация:Приветствие. Логопед загадывает загадку о времени года и все вместе отправляются в весенний лес. Основная часть: Вхождение в тему: каких животных можно встретить в лесу весн...
конспект открытого занятия по теме: «Согласование притяжательных прилагательных в роде (на материале лексической темы «дикие животные»)»
конспект открытого занятия по теме: «Согласование притяжательных прилагательных в роде (на материале лексической темы «дикие животные»)»...
2.06 Средняя группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Дикие животные наших лесов"
Средняя группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР)...
Лексическая тема "Дикие животные".
Задание: найти и подчеркнуть названия диких животных (первая буква каждого названия подчеркнута)....
2.15 Средняя группа. Методические рекомендации для родителей по повторению лексической темы "Дикие животные"
Средняя группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР)...