Конспект занятия по теме: «Закрепление навыков согласования существительных и прилагательных с использованием метода наглядного моделирования». Лексическая тема – «Дикие животные».
план-конспект занятия на тему
Инициация:
Приветствие. Логопед загадывает загадку о времени года и все вместе отправляются в весенний лес.
Основная часть:
Вхождение в тему: каких животных можно встретить в лесу весной. По краткому описанию дети угадывают, о каком животном идет речь. Затем им предлагается составить описание животных по их характерным признакам по опорным картинкам, выложенным на доске, после чего они делятся на 3 команды. У каждой команды есть набор карточек-символов с признаками животных, с помощью которых дети составляют описательные словосочетания (по цветовому признаку и характерной особенности животного – рыжая пушистая белка и т.п.). Как вариант усложнения к словесным цепочкам можно добавить пустые карточки – если дети называют прилагательные по внешнему признаку, которых нет на символах, они подставляют их к цепочке изображений, но при этом дети должны запомнить свое прилагательное и воспроизвести в конце занятия. Этот метод направлен на развитие памяти и мышления.
- Динамическая пауза: Пластический этюд «Что за звери на полянке». Метод направлен на развитие творческих и актерских способностей.
- Просмотр презентации «Домики животных». Дети упражняются в образовании относительных прилагательных ( беличье дупло и т.п.).
- Игра с мячом «Для кого этот дом». Дети упражняются в согласовании имен существительных и прилагательных в родительном падеже. Метод направлен на развитие ловкости и точности движений.
- Игра «Кто спрятался?» (метод направлен на развитие зрительной памяти). Дети угадывают, какое животное спряталось в свой домик, называя лишь его признаки.
Заключительная часть. Подснежник на полянке расцвел – значит, дети правильно выполняли все задания. Поощрение детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_skryabina.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме: «Закрепление навыков согласования существительных и прилагательных с использованием метода наглядного моделирования».
Лексическая тема – «Дикие животные».
Этап: закрепление.
Цель: Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников 5 лет с ОНР методом наглядного моделирования.
Коррекционно-образовательные задачи:
Закрепить знания об изменениях в природе весной. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном и косвенных падежах по опорным вопросам ). Расширять и активизировать словарь прилагательных. Развивать диалогическую речь.
Коррекционно-развивающие задачи:
Обучать навыкам диафрагмального дыхания. Развивать речевой слух, мышление, память, зрительное внимание, общую моторику, мимику. Развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам на занятии. Формировать личностные качества детей : волю к достижению результата, целеустремленность. Воспитывать внимательное отношение к природе.
Оборудование:
Магнитная доска, проектор, подснежник, картинки с изображением жилищ зверей, 6 графических картинок с изображением диких животных, 5 карточек, обозначающих цвет животных (белый, серый, рыжий, бурый, зеленый), 9 карточек с изображением характерной внешней особенности животных, мяч,
Приложение – презентация «Лесные жилища».
Ход занятия:
- Оргмомент.
Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи
Логопед: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть в таком хорошем настроении! Скажите - о каком времени года идет речь?
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …. (весна)
Правильно!
А какая погода бывает весной? (отвечают)
Если в небе солнышко, то погода какая? (солнечная).
Если солнышко спряталось, то погода какая? (пасмурная)
Если идет дождь, то погода какая? (дождливая)
Если дует ветер, то погода какая? (ветреная)
Сегодня чудесная погода и я приглашаю вас на прогулку в лес (звучит музыка, дети становятся друг за другом и идут по кругу. Темп ходьбы меняется в зависимости от темпа и характера музыки. Звучит маршевая музыка, (дети маршируют), легкая музыка (дети идут на носочках), медленная музыка( медленно поднимаются в гору), быстрая музыка( бегут под горку).
( Звуки леса). Логопед: А раз сейчас весна, то наш лес какой? – (весенний). И воздух в нашем лесу такой свежий!
– (выполняем дыхательные упражнения на развитие диафрагмального дыхания).
(дети стоят в кругу)
Вот как шарик надуваем и рукою проверяем. (руки на живот)
Шарик лопнул – выдыхаем, наши мышцы расслабляем. (наклон вперед)
Дышится легко, вольно, глубоко. (руки в стороны)
Логопед: Ребятки, а полянка-то не совсем обычная – посмотрите-ка вокруг? ( Дети видят на «полянке» нераспустившийся подснежник) – Как вы думаете – что это за цветок?
Он из-под снега проделал свой путь,
Чтобы на солнце впервые взглянуть.
Цвет голубой, бархатистый и нежный
Ранней весной зацветает … (подснежник).
Правильно, молодцы! Наш подснежник только-только появился после долгой зимы, и для того, чтобы его лепесточки раскрылись, нам надо сегодня правильно выполнить все задания. Поможем подснежнику раскрыться? – Да! (Садятся за столы).
2. Основная часть.
Логопед: Ребята, а кого можно встретить в весеннем лесу? – Верно, животных. Они радуются солнышку и теплу. Кто скажет – какие звери весной просыпаются после зимней спячки? (отвечают). Кто шерстку меняет? (отвечают). А вот каких зверей мы сегодня встретим – сейчас узнаем.
Игра «Отгадай загадку»:
Шубка – иголки
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь, кто это? – (ёж)
С ветки на ветку могу я летать,
Рыженький хвост никому не поймать – (белка)
Комочек пуха, длинное ухо,
Серый одуванчик – быстроногий (зайчик).
Рыжая плутовка, хитрая и ловкая,
В лесу живет, в деревне кур крадет - (лиса).
На собаку он похож – что ни зуб – то острый нож.
А зимой холодной ходит злой, голодный. - ( волк)
Косолапый великан, чтобы не попасть в капкан
Спит всю зиму напролет, лапу вкусную сосет - ( медведь).
(картинки с графическим изображением животных вывешиваются на доску по мере их отгадывания).
Логопед: Молодцы ребята! Как мы уже сказали – все звери имеют свои особенности. Что мы можем сказать об этих животных? Посмотрите – у меня на доске выложены картинки-символы признаков животных. Эти символы помогут вам рассказать о животных - какие они. ( На примере карточек дети по внешнему признаку образуют прилагательные – заяц - длинноухий, серый; еж - колючий, и т.д., исключая картинки, которые не подходят под описание этих животных ).
Логопед( делит группа на три команды) Подойдите каждый к столу и возьмите по одному цветку ( красные, желтые, зеленые). ( делит группу на три команды).
А теперь откройте конверты, которые лежат на столах , вы видите – у вас лежит по 2 фигурки животных и набор карточек-символов. Попробуйте в командах составить из карточек цепочку слов с описанием этих животных.
(Дети выполняют задание и затем рассказывают, что у них получилось и выкладывают эти цепочки на доске. Логопед комментирует их ответы)
Примечание: как вариант усложнения к словесным цепочкам можно добавить пустые карточки – если дети называют прилагательные по внешнему признаку, которых нет на символах, они подставляют их к цепочке изображений, но при этом дети должны запомнить свое прилагательное и воспроизвести в конце занятия. Это задание направлено на развитие памяти и мышления.
Логопед: Молодцы! А теперь скажите – если человек хитрый, то с каким животным его можно сравнить? (отвечают)
А злой? А сильный? А голодный? А трусливый? А запасливый?
Давайте попробуем изобразить это с помощью выражения лица (выполнение мимических упражнений).
Ребята – вы так хорошо выполняли задания, посмотрите - наш подснежник уже начал раскрываться!
3.Динамическая пауза: Пластический этюд – «Что за звери на полянке».
4. Логопед: Ребята – а ведь у всех зверей есть свои жилища. Где живут наши звери?
( Показывает изображения жилищ животных – берлога, ежиная нора, лисья нора, дупло, заячья нора, логово. Дети называют их.)
Игра с мячом «Для кого этот дом?»
Логопед: А теперь скажите – для кого этот дом? Называем полным предложением. (Показывает картинку и бросает мяч ребенку – напр.: Логово для серого зубастого волка).
Игра «Кто спрятался?»» (на развитие зрительной памяти).
Ребята, сейчас я спрячу всех зверей в свои домики, а вы скажите мне – кто где спрятался, не называя само животное. Будьте очень внимательны . ( зубастый, серый; длиннохвостая, рыжая и т.д.)
Посмотрите – а лепестки-то у нашего подснежника совсем раскрылись!
5. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Ребята, какие вы молодцы – своей энергией, добротой вы помогли подснежнику окрепнуть и расцвести. Нам пора возвращаться. Давайте на цыпочках пойдем по тропинке, ведь звери не любят, когда их тревожат (звучит тихая музыка, дети идут по кругу и садятся на стульчики).
Вам понравилась наша прогулка? Давайте вспомним, о каких животных мы сегодня говорили : (называют существительные с определениями, согласовывая в предложном падеже : о колючем сером еже, и т.д. …) (Каждый из детей получает подснежник) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале темы "Животные в русских народных сказках".
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале т...
Использование метода наглядного моделирования в развитии речи дошкольников
Применение метода наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Данный метод способствует формированию личности, которая са...
Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования
Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...
Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.
Статья посвящена опыту применения метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда. Приведены примеры использования данного метода в работе направленной на...
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы ло...
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы ло...
использование метода наглядного моделирования
Научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни....