Конспект логопедического занятия по дифференциации фонем [Б][Б’] и [П][П’]. (для учащихся вторых – третьих классов)
план-конспект по теме
Конспект логопедического занятия по дифференциации фонем [Б][Б’] и [П][П’]. (для учащихся вторых – третьих классов)
Логопедическая тема: дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное [Б][Б’] и [П][П’] в словах, в предложениях, в тексте.
Буквы Б и П.
Грамматическая тема: учить выделять парные звонкие и глухие согласные звуки [Б][Б’] и [П][П’] в речи, сопоставлять по звонкости и глухости, твердости и мягкости, дифференцировать данные звуки в слогах, словах, в предложениях.
Лексическая тема: обогащение словаря учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pb_konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_differentsiatsii_fonem.docx | 533.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по дифференциации фонем [Б][Б’] и [П][П’].
(для учащихся вторых – третьих классов)
Конспект составлен учителем-логопедом НОЧУ СОШ «Юджин-Центр»
Майоровой Еленой Валерьевной.
Логопедическая тема: дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное [Б][Б’] и [П][П’] в словах, в предложениях, в тексте.
Буквы Б и П.
Грамматическая тема: учить выделять парные звонкие и глухие согласные звуки [Б][Б’] и [П][П’] в речи, сопоставлять по звонкости и глухости, твердости и мягкости, дифференцировать данные звуки в слогах, словах, в предложениях.
Лексическая тема: обогащение словаря учащихся.
Цель: выделять звуки [Б][Б’] и [П][П’] в речи, дифференцировать эти звуки в словах, в предложениях, в тексте.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-различать звуки[Б][Б’] и [П]П’] при произношении, в словах, в предложениях, в тексте;
-закреплять артикуляционный уклад звуков, давать характеристику звуков;
-дифференцировать звуки по твердости- мягкости, звонкости-глухости;
-закреплять навык звукового анализа и синтеза;
-работать над развитием правильности и осознанности чтения;
Коррекционно-развивающие:
-воспитание стремления к формированию универсальных учебных действий, коммуникативной компетенции у обучающихся;
-развивать общую моторику, согласованность движений и речь;
-развивать познавательные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;
-развивать фонематические процессы;
-развивать орфографическую зоркость;
Коррекционно-воспитательные:
-создавать ситуацию успеха;
-стимулировать речевую активность;
-создание эмоционального контакта между учениками.
Здоровьесберегающая технология на логопедическом занятии гимнастика для глаз «Буквознайки просят нарисовать цифры глазами».
Физкультминутки.
Цель: применение здоровьесберегающей технологии в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Ход занятия:
I.1. Организационный момент
Логопед: У нас в гостях сказочные герои, веселые Буквознайки:
(картинки и персонажи Боря, Берта, Паша, Пелагея выставлены перед детьми).
2. Представление героев:
Назовите 1 звук в именах героев занятия.
Закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Задание: сложить имена героев.
(имена героев написаны на карточках с разбивкой на слоги)
РЯ БО ША ПА БЕР ТА ПЕ ЛА ГЕ Я
II. Основная часть.
1.Обьявление темы занятия.
Будем учиться выделять [Б-П] в речи, различать эти звуки в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.
2.Сравнительная характеристика звуков:
(по схеме, данной на доске)
Согласный – гласный. Докажи.
Звонкий – глухой. Докажи.
Твердый – мягкий. Докажи.
Буква. Назови.
В помощь детям – речевые профили.
Дети: Слово- ПОЛКА. Первый звук П. Согласный. Преграда выдыхаемой струе – губы. Глухой. Голосовые связки не вибрируют.
Твердый. После согласного П стоит гласный первого ряда.
Буква ПЭ.
[Б]-согласный, парный, звонкий, бывает тв., мягк.
[П]-согласный, парный, глухой, бывает тв., мягк.
3. Развитие фонематического слуха в слогах словах.
Веселые Буквознайки принесли много интересных заданий.
- Боря и Берта показывают вам слоговую таблицу, посмотрите:
Прочитайте слоги, буквы и сочетания букв, запишите в тетрадях только те слоги и буквы, в которых Б является твердым звуком.
Паша и Пелагея решили пошутить, они записали слоги и сочетания букв справа-налево, а потом повернули буквы, как в зеркале. Расшифруйте их. Выпишите в тетради только те, в которых П обозначают мягкий звук.
4. Дифференциация [Б][Б’] и [П][П’] письменно в словах:
Распределить слова в 4 столбика таблицы:
Букет, почта, бивни, песок, беседа, пушка, бык, пятка, белка, педаль, балет, палка
Б | Б’ | П | П’ |
букет | белка | почта | песок |
балет | бивни | пушка | пятка |
бык | беседа | палка | педаль |
- Пары слов со звуками [Б][Б’] и [П][П’]:
Прочитать пары слов.
[Б] [П]
Быль-пыль
бочка – почка
блеск — плеск
[Б][Б’]
быть-бить
кубок – кубик
[П][П’]
пыл-пил
парад – пират
[Б’] [П’]
бил-пил
белка – пенка
ребята – опята
Физкультминутка.
Буквознайка потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Буквы, видно, не нашел.
Чтобы буквы нам достать,
Нужно на носочки встать.
Вставить подходящие по смыслу слова в предложения.
Спортсмен выиграл ...... кубик
У малыша деревянный …... кубок
На дворе стоит …… почка
Распустилась на ветке …... бочка
Корабль захватил злой ……. парад
Дети с флагами пошли на ……. пират
В лесу растут …… ребята
Мои одноклассники – веселые …. опята
- Ребусы
Бабочка
Порт
Брак
- «Деформированные предложения».
Слова в предложениях перепутались. Из данных слов составьте, пожалуйста, предложения. Запишите получившиеся предложения в тетрадь.
Петя, на, побежали, и, Боря, рыбалку.
Бегать, песку, босиком, по, полезно.
8. Расшифруй предложения, расставив слова на свои места. Запиши правильные предложения.
1) У борта крепкий корабль. 2) Стена прыгала около Паши.
3) По белке прыгает дуб. 4) У шапки тёплая Полина. 5) На Боре играла скрипка. 6) Клыки точили кабана. 7) Парус поднял белый корабль. 8) У бивней большие слоны.
Физкультминутка.
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево).
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад).
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться).
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево).
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться).
9. Прочитаем стихотворение. Нужно быть очень внимательными.
Вот бутон,
А вот - батон.
Вот бидон,
А вот - питон.
В печке выпечен
Батон,
А в петлицу вдет
Бутон,
По траве ползет
Питон,
Молоко течет в
Бидон,
А на стройке есть
Бетон.
10.Составить словосочетания, соединяя слова по смыслу. *
бирюзовый | покрывало |
победный | платок |
рыбный | продавец |
справочное | приз |
брезентовая | палатка |
приветливый | бюро |
первоклассный | павильон |
бархатное | дипломат |
Бирюзовый платок
Победный приз
Рыбный павильон
Справочное бюро
Брезентовая палатка
Приветливый продавец
Первоклассный дипломат
Бархатное покрывало
*задание повышенной сложности, может не использоваться на занятии
11. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Сосчитайте сколько звуков[Б] [Б’] прозвучит в тексте.
Каждый раз, как услышите в словах заданный звук, на вашем листе с заданиями, рисуйте кружок.
Бегемот
Бегемот — необычное животное. Длина его тела больше 4 метров. У него короткие толстые ноги и огромная голова. В пасти бегемота видны большие клыки, острые, как бритва. Это оружие против врагов.
Бегемоты обитают в Африке: в болотах, лесах, около рек. Бегемоты проводят целый день в воде. Они похожи на большие валуны. Бегемоты неуклюжие, но могут очень быстро бегать. Они опасны для человека. Питаются бегемоты травой. Пищу они принимают ночью, когда нет жары. Эти необычные животные пасутся рядом с буйволами, антилопами, кабанами. До восхода солнца они возвращаются обратно в озеро или болото.
III. Итог занятия. Рефлексивное осмысление деятельности на занятии.
Логопед: Чему учились на занятии?
(Логопед подводит итоги занятия).
Учились выделять звуки [Б][Б’] и [П][П’] в речи, различать эти звуки в слогах, словах, в предложениях.
Раздаточный материал для индивидуальной работы детей.
Тема: __________________________________________________
- Сложи имена Буквознаек. Запиши, разбивая на слоги.
РЯ БО ША ПА БЕР ТА ПЕ ЛА ГЕ Я
_________________________________________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Распределить слова в 4 столбика таблицы:
Б | Б’ | П | П’ |
4. Прочитать пары слов.
[Б] [П]
Быль-пыль
бочка – почка
блеск — плеск
[Б][Б’]
быть-бить
кубок – кубик
[П][П’]
пыл-пил
парад – пират
[Б’] [П’]
бил-пил
белка – пенка
ребята – опята
Вставить подходящие по смыслу слова в предложения.
Спортсмен выиграл ......................... кубик
У малыша деревянный …...................... кубок
На дворе стоит ………………… почка
Распустилась на ветке …....................... бочка
Корабль захватил злой ……. …………… парад
Дети с флагами пошли на …………………. пират
В лесу растут ………………… ребята
Мои одноклассники – веселые ………………. опята
- Ребусы
- Слова в предложениях перепутались. Из данных слов составьте, пожалуйста, предложения. Запишите получившиеся предложения в тетрадь.
Петя, на, побежали, и, Боря, рыбалку.
Бегать, песку, босиком, по, полезно.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
7. Расшифруй предложения, расставив слова на свои места. Запиши правильные предложения.
1) У борта крепкий корабль. 2) Стена прыгала около Паши.
3) По белке прыгает дуб. 4) У шапки тёплая Полина. 5) На Боре играла скрипка. 6) Клыки точили кабана. 7) Парус поднял белый корабль. 8) У бивней большие слоны.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
8.Прочитаем стихотворение.
Нужно быть очень внимательными.
Вот бутон,
А вот - батон.
Вот бидон,
А вот - питон.
В печке выпечен
Батон,
А в петлицу вдет
Бутон,
По траве ползет
Питон,
Молоко течет в
Бидон,
А на стройке есть
Бетон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект логопедического занятия по дифференциации С-Ц
Примерный конспект в помощь учителю, студенту, а также заинтересованным родителям....
конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»
Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....
конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".
Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...
Конспект логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.
Цели:Обучающие:- учить выделять звуки из слогов, слов;- учить дифференцировать звуки, обозначать их буквами в слогах, словах, предложениях; - формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного...
Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация фонем З – Ж в слогах и словах»
Данный конспект предназначен для подгруппового занятия младших школьников в цпециальной коррекционной школе. Целью которого является закрепление правильного артикуляционного уклада при дифференц...
Конспект логопедического занятия по теме: дифференциация звуков [c] - [ш] для учащихся 2 класса.
Конспект логопедического занятия по теме: дифференциация звуков[ С]-[Ш] для учащихся 2 класса.Цель: Научить учащихся сравнительному...